Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2011 в 23:46, курсовая работа
Цель самостоятельной работа – помочь студентам приобрести глубокие и прочные знания сформировать умения самостоятельно приобретать, расширять и углублять знания, а также применять их на практике.
Самостоятельность студента при написании реферата проявляется в выборе темы, ракурса рассмотрения темы, источников для раскрытия темы, тезиса, аргументов для его доказательства, конкретной информации из источников, способа группировки и обобщения информации, структуры изложения, а также в обосновании выбора темы, в оценке ее актуальности, практического и теоретического значения, в выводах [7].
При подготовке к написанию
реферата студент обязан
Это в идеале. А реалии наших дней таковы, что "дедовский" способ написания подходит далеко не всем, так как занимает слишком много времени. Процесс создания реферата для современного студента становится максимально упрощённым: в лучшем случае он закажет нужную работу у специалиста, а в худшем - просто скачает нужный материал из Интернета не особенно заботясь о его качестве.
Подготовка
к написанию реферата имеет своей
целью научить студентов
Но это тоже идеализация. Так хотелось бы видеть процесс написания реферата преподавателю, студент же, как правило, не заморачивается вниканием в текст, а ищет подходящее (или близкое по смыслу) название параграфа учебника (или готового реферата в банке работ в Интернете) и механически копирует найденный материал.
В результате на свет появляются опусы, которые преподаватель не принимает, отправляя на доработку с рецензией "Несоответствие темы и текста работы", "Устаревшие данные" и проч.
Семинар – один из основных видов учебных практических занятий, состоящий в обсуждении студентами предложенной заранее темы, а также сообщений, докладов, рефератов, выполненных ими по результатам учебных исследований.
При подготовке к семинару студент должен:
А в реальности половина студентов распечатывают материал, приходят на занятие и зачитывают его. Очень часто бывает так, что название материала совпадает с темой семинара, а содержание – нет, или материал уже устаревший. В следствие этого и снижается оценка.
С другой стороны, для студентов которые работают и сами выполняют самостоятельную работу, семинар помогает глубоко овладеть предметом, способствует развитию у них умения самостоятельно работать с учебной литературой и первоисточниками, освоению ими методов научной работы и приобретению навыков научной аргументации, научного мышления.
Преподавателю же работа студента на семинаре позволяет судить о том, насколько успешно и с каким желанием он осваивает материал курса.
Главный
недостаток в подготовке самостоятельных
работах студента – однообразие форм
и видов ее проведения. Чаще всего самостоятельная
работа студентов протекает в традиционных
формах: реферат, курсовое проектирование,
квалификационная работа, а для избранных
студентов – подготовка докладов для
студенческих конференций. Поэтому в современных
условиях организации учебного процесса
в вузе , когда до 40 % учебного времени передаётся
на самостоятельную работу, задачи совершенствования
ее содержания и методов становятся все
более актуальными. [3]
РАЗДЕЛ III. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ
РАБОТЫ СТУДЕНТА
3.1. Пути повышения эффективности самостоятельной работы студентов
Выход на новое качество подготовки специалистов ведущие ученые-педагоги украинских вузов видят в переориентации учебных планов на широкое использование самостоятельной работы, в том числе и на младших курсах. В этой связи заслуживают внимания определенные конструктивные предложения, такие, как:
В целом же ориентация учебного процесса на самостоятельную работу и повышение ее эффективности предполагает:
3.2. Правила рациональной организации самостоятельной работы студентов
Напряженность учебного труда особенно возрастает в условиях быстрого переключения с одного вида учебной деятельности на другой, а также при неожиданных сменах учебных ситуаций (действий) в процессе проявления высокой эмоциональности и ее перемены в ходе обучения.
Высокая
степень умственного напряжения
при низкой двигательной активности
может повлечь за собой своеобразную
патологию – изменения
Со временем навыки культуры умственного труда переходят в привычки и становятся естественной потребностью личности. Внутренняя собранность и организованность есть результат четко организованного режима труда, волевых проявлений и систематического самоконтроля.
Особенности групповой самостоятельной работы студентов. В высшем учебном заведении совмещаются различные виды индивидуальной самостоятельной работы, такие, как подготовка к лекциям, семинарам, лабораторным работам, зачетам, экзаменам, выполнение рефератов, заданий, курсовых работ и проектов, а на последнем, завершающем, этапе – выполнение дипломного проекта.
Самостоятельную
работу преподавательский состав вуза
может сделать более
Участие партнера существенно перестраивает психологию студента. В случае индивидуальной подготовки студент субъективно оценивает свою деятельность как полноценную и завершенную, но такая оценка может быть ошибочной. При групповой индивидуальной работе происходит групповая самопроверка с последующей коррекцией преподавателя. Это второе звено самостоятельной учебной деятельности обеспечивает эффективность работы в целом. При достаточно высоком уровне самостоятельной работы студент сам может выполнить индивидуальную часть работы и демонстрировать ее партнеру-сокурснику[10].
Повышение роли самостоятельной работы студентов при проведении различных видов учебных занятий предполагает:
Говоря об индивидуализации обучения, а следовательно, разработке индивидуальных заданий для самостоятельной работы студентов, нужно исходить из разнообразия интеллектуальных качеств людей. Есть "тугодумы", люди с "быстрым мозгом", "генераторы идей" и люди, великолепно доводящие эти идеи до конца. Одни предпочитают индивидуальную работу, другие - коллективную. Очевидно, что разные характеры, дополняя друг друга, гармонизируют общество. При выполнении самостоятельных работ нужно также помогать студентам преодолевать или купировать недостатки характера. Следующие рекомендации помогут преподавателям найти индивидуальный подход к студентам с различными характерологическими данными:
•
аудиторные занятия следует проводить
так, чтобы обеспечить безусловное
выполнение некоторого минимума самостоятельной
работы всеми студентами и предусмотреть
усложненные задания для
• необходим регулярный контроль (машинный и безмашинный) успешности выполнения самостоятельных работ и индивидуальные консультации преподавателя. Здесь принципиальное значение имеет личное педагогическое общение преподавателя со студентом;
• для успешности самостоятельных работ необходимы четкие методические указания по ее выполнению. В начале семестра преподаватель на первом же занятии должен ознакомить студентов с целями, средствами, трудоемкостью, сроками выполнения, формами контроля и самоконтроля самостоятельных работ. Графики самостоятельной работы необходимы на младших курсах, на старших - студентов нужно приучить к планированию собственной работы;