Самостоятельная работа студентов

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2011 в 23:46, курсовая работа

Описание работы

Цель самостоятельной работа – помочь студентам приобрести глубокие и прочные знания сформировать умения самостоятельно приобретать, расширять и углублять знания, а также применять их на практике.

Работа содержит 1 файл

курсовая.doc

— 166.50 Кб (Скачать)

    Самостоятельность студента при написании реферата проявляется в выборе темы, ракурса  рассмотрения темы, источников для  раскрытия темы, тезиса, аргументов для его доказательства, конкретной информации из источников, способа группировки и обобщения информации, структуры изложения, а также в обосновании выбора темы, в оценке ее актуальности, практического и теоретического значения, в выводах [7].

      При подготовке к написанию  реферата студент обязан прочитать  большое количество специальной,  научной и периодической литературы. Посидеть в библиотеке, досконально  изучить учебники. И в конце  концов - разобраться в предлагаемой  тематике.

    Это в идеале. А реалии наших дней таковы, что "дедовский" способ написания  подходит далеко не всем, так как  занимает слишком много времени. Процесс создания реферата для современного студента становится максимально упрощённым: в лучшем случае он закажет нужную работу у специалиста, а в худшем - просто скачает нужный материал из Интернета не особенно заботясь о его качестве.

    Подготовка  к написанию реферата имеет своей  целью научить студентов самостоятельно работать с текстом учебника или  научного источника (монографии, статьи и т.д.). Иными словами в процессе написания реферата студент учится анализировать текст, выделять главное, сопоставлять различные точки зрения, структурировать будущую работу и т.д.

    Но  это тоже идеализация. Так хотелось бы видеть процесс написания реферата преподавателю, студент же, как правило, не заморачивается вниканием в текст, а ищет подходящее (или близкое по смыслу) название параграфа учебника (или готового реферата в банке работ в Интернете) и механически копирует найденный материал. 

    В результате на свет появляются опусы, которые преподаватель не принимает, отправляя на доработку с рецензией "Несоответствие темы и текста работы", "Устаревшие данные" и проч.

    Семинар – один из основных видов учебных  практических занятий, состоящий в обсуждении студентами предложенной заранее темы, а также сообщений, докладов, рефератов, выполненных ими по результатам учебных исследований.

    При подготовке к семинару студент должен:

  • анализировать тему семинара, продумывает цели и основные проблемы, вынесенные на обсуждение;
  • читать материал, данный преподавателем по этой теме на лекции;
  • изучать рекомендованную литературу, делая при этом конспекты прочитанного или выписки, которые понадобятся при обсуждении на семинаре.

    А в реальности половина студентов распечатывают материал, приходят на занятие и зачитывают его. Очень часто бывает так, что название материала совпадает с темой семинара, а содержание – нет, или материал уже устаревший. В следствие этого и снижается оценка.

    С другой стороны, для студентов которые работают и сами выполняют самостоятельную работу,  семинар помогает глубоко овладеть предметом, способствует развитию у них умения самостоятельно работать с учебной литературой и первоисточниками, освоению ими методов научной работы и приобретению навыков научной аргументации, научного мышления.

    Преподавателю же работа студента на семинаре позволяет  судить о том, насколько успешно  и с каким желанием он осваивает  материал курса.

    Главный недостаток в подготовке самостоятельных  работах студента – однообразие форм и видов ее проведения. Чаще всего самостоятельная работа студентов протекает в традиционных формах: реферат, курсовое проектирование, квалификационная работа, а для избранных студентов – подготовка докладов для студенческих конференций. Поэтому в современных условиях организации учебного процесса в вузе , когда до 40 % учебного времени передаётся на самостоятельную работу, задачи совершенствования ее содержания и методов становятся все более актуальными. [3] 
 

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                              
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    РАЗДЕЛ  III. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ

РАБОТЫ  СТУДЕНТА

    3.1. Пути повышения эффективности самостоятельной работы студентов

    Выход на новое качество подготовки специалистов ведущие ученые-педагоги украинских вузов видят в переориентации учебных планов на широкое использование самостоятельной работы, в том числе и на младших курсах. В этой связи заслуживают внимания определенные конструктивные предложения, такие, как:

  • организация индивидуальных планов обучения с привлечением студентов к научно-исследовательской работе и по возможности к реальному проектированию по заказам предприятий;
  • включение самостоятельной работы студентов в учебный план и расписание занятий с организацией индивидуальных консультаций на кафедрах;
  • создание комплекса учебных и учебно-методических пособий для выполнения самостоятельной работы студентов;
  • разработка системы интегрированных межкафедральных заданий;
  • ориентация лекционных курсов на самостоятельную работу;
  • рейтинговый метод контроля самостоятельной работы студентов;
  • коллегиальные отношения преподавателей и студентов;
  • разработка заданий, предполагающих нестандартные решения;
  • индивидуальные консультации преподавателя и перерасчет его учебной нагрузки с учетом самостоятельной работы студентов;
  • проведение форм лекционных занятий типа лекции-беседы, лекции-дискуссии, где докладчиками и содокладчиками выступают сами студенты, а преподаватель выполняет роль ведущего. Такие занятия предполагают предварительную самостоятельную проработку каждой конкретной темы выступающими студентами по учебным пособиям, консультации с преподавателем и использование дополнительной литературы.

    В целом же ориентация учебного процесса на самостоятельную работу и повышение ее эффективности предполагает:

  1. Увеличение числа часов на самостоятельную работу студентов;
  2. Организацию постоянных консультаций и консультационной службы, выдачу комплекта заданий на самостоятельную работу студентов сразу или поэтапно;
  3. Создание учебно-методической и материально-технической базы в вузах (учебники, учебно-методические пособия, компьютерные классы), позволяющей самостоятельно освоить дисциплину;
  4. Доступность лабораторий и мастерских для самостоятельного выполнения лабораторного практикума;
  5. Организацию постоянного (лучше рейтингового) контроля, позволяющего свести до минимума традиционные процедуры контроля и за счет сессионного времени увеличить бюджет времени самостоятельной работы студентов;
  6. Отмену большей части сложившихся форм практических и лабораторных занятий с целью высвобождения времени на самостоятельную работу и обслуживание консультационных пунктов [10].
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    3.2. Правила рациональной организации самостоятельной работы студентов

      Напряженность учебного труда особенно возрастает в условиях быстрого переключения с одного вида учебной деятельности на другой, а также при неожиданных сменах учебных ситуаций (действий) в процессе проявления высокой эмоциональности и ее перемены в ходе обучения.

    Высокая степень умственного напряжения при низкой двигательной активности может повлечь за собой своеобразную патологию – изменения вегетативных функций (усиление частоты сердечных  сокращений), повышенное кровяное давление, гормональные сдвиги, а иногда и резкие изменения, доходящие до состояния стресса. Умственные перегрузки, особенно в ситуациях, когда студент занимается самостоятельно, без контроля преподавателя, могут привести к истощению нервной системы, ухудшению памяти и вни мания, потере интереса к учебе и общественной работе. Справить ся с умственными перегрузками помогают физические упражнения, рациональное питание, правильный режим учебного труда, использование рациональных приемов работы.

    Со  временем навыки культуры умственного  труда переходят в привычки и становятся естественной потребностью личности. Внутренняя собранность и организованность есть результат четко организованного режима труда, волевых проявлений и систематического самоконтроля.

    Особенности групповой самостоятельной работы студентов. В высшем учебном заведении совмещаются различные виды индивидуальной самостоятельной работы, такие, как подготовка к лекциям, семинарам, лабораторным работам, зачетам, экзаменам, выполнение рефератов, заданий, курсовых работ и проектов, а на последнем, завершающем, этапе – выполнение дипломного проекта.

    Самостоятельную работу преподавательский состав вуза может сделать более эффективной, если организовать студентов парно  или в группы по три человека. Групповая работа усиливает фактор мотивации и взаимной интеллектуальной активности, повышает эффективность познавательной деятельности студентов благодаря взаимному контролю и самоконтролю.

    Участие партнера существенно перестраивает  психологию студента. В случае индивидуальной подготовки студент субъективно оценивает свою деятельность как полноценную и завершенную, но такая оценка может быть ошибочной. При групповой индивидуальной работе происходит групповая самопроверка с последующей коррекцией преподавателя. Это второе звено самостоятельной учебной деятельности обеспечивает эффективность работы в целом. При достаточно высоком уровне самостоятельной работы студент сам может выполнить индивидуальную часть работы и демонстрировать ее партнеру-сокурснику[10].

    Повышение роли самостоятельной работы студентов при проведении различных видов учебных занятий предполагает:

  • оптимизацию методов обучения, внедрение в учебный процесс новых технологий обучения, повышающих производительность труда преподавателя, активное использование информационных технологий, позволяющих студенту в удобное для него время осваивать учебный материал;
  • широкое внедрение компьютеризированного тестирования;
  • совершенствование методики проведения практик и научно-исследовательской работы студентов, поскольку именно эти виды учебной работы, студентов в первую очередь готовят их к самостоятельному выполнению профессиональных задач;
  • модернизацию системы курсового и дипломного проектирования, которая должна повышать роль студента в подборе материала, поиске путей решения задач и не должна приводить к значительному увеличению их количества (не более 2-х курсовых проектов в семестр) [15].

    3.3.Индивидуализация  самостоятельной  работы студента.

    Говоря  об индивидуализации обучения, а следовательно, разработке индивидуальных заданий  для самостоятельной работы студентов, нужно исходить из разнообразия интеллектуальных качеств людей. Есть "тугодумы", люди с "быстрым мозгом", "генераторы идей" и люди, великолепно доводящие эти идеи до конца. Одни предпочитают индивидуальную работу, другие - коллективную. Очевидно, что разные характеры, дополняя друг друга, гармонизируют общество. При выполнении самостоятельных работ нужно также помогать студентам преодолевать или купировать недостатки характера. Следующие рекомендации помогут преподавателям найти индивидуальный подход к студентам с различными характерологическими данными:

    • аудиторные занятия следует проводить  так, чтобы обеспечить безусловное  выполнение некоторого минимума самостоятельной  работы всеми студентами и предусмотреть  усложненные задания для учащихся, подготовленных лучше;

    • необходим регулярный контроль (машинный и безмашинный) успешности выполнения самостоятельных работ и индивидуальные консультации преподавателя. Здесь принципиальное значение имеет личное педагогическое общение преподавателя со студентом;

    • для успешности самостоятельных работ необходимы четкие методические указания по ее выполнению. В начале семестра преподаватель на первом же занятии должен ознакомить студентов с целями, средствами, трудоемкостью, сроками выполнения, формами контроля и самоконтроля самостоятельных работ. Графики самостоятельной работы необходимы на младших курсах, на старших - студентов нужно приучить к планированию собственной работы;

Информация о работе Самостоятельная работа студентов