Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2011 в 23:46, курсовая работа
Цель самостоятельной работа – помочь студентам приобрести глубокие и прочные знания сформировать умения самостоятельно приобретать, расширять и углублять знания, а также применять их на практике.
Самостоятельная работа включает такие формы работы, как:
Самостоятельная работа
Тренировочные самостоятельные работы выполняются по образцу: решение задач, заполнение таблиц, схем и т.д. Познавательная деятельность студента проявляется в узнавании, осмыслении, запоминании. Цель такого рода работ - закрепление знаний, формирование умений, навыков.
Реконструктивные самостоятельные работы. В ходе таких работ происходит перестройка решений, составление плана, тезисов, аннотирование. На этом уровне могут выполняться рефераты.
Творческая самостоятельная работа требует анализа проблемной ситуации, получения новой информации. Студент должен самостоятельно произвести выбор средств и методов решения (учебно-исследовательские задания, курсовые и дипломные проекты) [7].
В зависимости от места и времени проведения, характера руководства со стороны преподавателя и способа контроля за результатами, самостоятельные работы студента подразделяется на следующие виды:
– самостоятельную работу во время основных аудиторных занятий (лекций, семинаров, лабораторных работ);
– самостоятельную работу под контролем преподавателя в форме плановых консультаций, творческих контактов, зачетов и экзаменов;
– внеаудиторную самостоятельную работу при выполнении студентом домашних заданий учебного и творческого характера
Организуемая преподавателем аудиторная самостоятельная работа студентов проходит под контролем преподавателя, предполагает выдачу студентам групповых или индивидуальных заданий и самостоятельное выполнение их студентами под методическим и организационным руководством преподавателя.
Самостоятельная работа студентов в аудиторное время весьма многообразна и может предусматривать:
Внеаудиторная самостоятельная работа студентов – планируемая учебная, учебно-исследовательская, научно-исследовательская работа студентов, выполняемая во внеаудиторное время по заданию и при методическом руководстве и консультативной помощи преподавателя, но без его непосредственного участия.
Целью внеаудиторной самостоятельной работы является овладение фундаментальными знаниями, профессиональными умениями и навыками по профилю изучаемой дисциплины, закрепление и систематизация знаний, формирование умений и навыков и овладение опытом творческой, исследовательской деятельности. Этот вид самостоятельной работы способствует развитию самостоятельности, ответственности и организованности, творческого подхода к решению проблем учебного и профессионального уровней. Внеаудиторная самостоятельная работа является обязательной для каждого студента, а ее объем определяется учебным планом [14, 13].
Основные
виды самостоятельной
работы студентов представлены на рис.
2.
Рис.
2 Основные виды самостоятельной работы
студентов.
Изучение литературы также можно подразделить на отдельные виды самостоятельной работы:
Следует отметить, что без конспектирования полноценное изучение литературы не возможно.
Практическая деятельность, как форма самостоятельной работы, включает в себя следующие виды самостоятельной работы:
Отдельно следует выделить подготовку к экзаменам и зачетам, как особый вид самостоятельной работы. Основное его отличие от других видов изучения литературы в том, что студенты готовятся к экзамену по имеющейся программе и ищут в различных источниках ответы на конкретные вопросы. Т.е. источники не изучаются сплошным методом, а выборочно по оглавлению и ключевым терминам (которые можно найти в конце большинства учебников).
Таким
образом, самостоятельная
работа студентов занимает большую
долю времени изучения курса и подготовки
курсовых, рефератов и контрольных работ.
Однако участие преподавателя необходимо
для закрепления полученных знаний и проведения
контроля для оценки знаний и выполненных
работ по темам курса. Главная задача самостоятельной
работы студентов - это развитие умения
приобретения научных знаний путем личного
поиска информации, формирования активного
интереса к творческому подходу в учебной
работе и при выполнении курсовых работ,
рефератов и в заключении обучения - дипломной
работы. В процессе самостоятельной работы
над курсовой или рефератом в рамках курса
обучения студент должен научиться глубоко
анализировать поставленную проблему
и приходить к собственным обоснованным
выводам и заключениям [4].
РАЗДЕЛ 2. РОЛЬ ПЕДАГОГА В САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ СТУДЕНТА. ПОДГОТОВКА СТУДЕНТА К САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ.
2.1. Деятельность педагога в организации самостоятельной работы студента.
Самостоятельная работа студента под руководством преподавателя протекает в форме делового взаимодействия: студент получает непосредственные указания, рекомендации преподавателя об организации самостоятельной деятельности, а преподаватель выполняет функцию управления через учет, контроль и коррекцию ошибочных действий. Опираясь на современную дидактику, преподаватель должен установить требуемый тип самостоятельной работы студентов и определить не обходимую степень ее включения в изучение своей дисциплины [11].
На лекции преподаватель рекомендует студентам литературу и разъясняет методы работы с учебником и первоисточниками. В этом плане особые возможности представляют вводные и установочные лекции, на которых раскрывается проблематика темы, логика овладения ею, дается характеристика списка литературы, выделяются разделы для самостоятельной проработки.
Самостоятельная
работа выполняется с использованием
опорных дидактических
Коллективами кафедр разрабатываются:
Самостоятельная работа систематически контролируется преподавателями. Основой самостоятельной работы служит научно-теоретический курс, комплекс полученных студентами знаний. При распределении заданий студенты получают инструкции по их выполнению, методические указания, пособия, список необходимой литературы [2].
Управление
самостоятельной работой
Основные виды контроля:
2.2. Подготовка студента к самостоятельным работам.
В процессе обучения студент должен научиться выделять и выполнять задачи представленные на рис. 3.
Рис. 3 Задачи самостоятельной работы.
Однако
в реальности лишь единицы студентов
ставят перед собой эти задачи
и выполняют их. В наше время
написание доклада, реферата, подготовка
к семинару проходит простым скачиванием
из интернета материала и
Реферат (доклад) – краткое изложение в письменном виде или в форме публичного выступления содержания книги, научной работы, результатов изучения научной проблемы; доклад на определенную тему, включающий обзор соответствующих литературных и других источников.
Как правило, реферат (доклад) имеет научно-информационное назначение, это лишь краткое изложение чужих научных выводов. Этим реферат (доклад) отличается от курсовой и выпускной квалификационной работ, которые представляют собой собственное научное исследование студента [15, 12].
В современных условиях, когда студентам доступны готовые рефераты в электронном (Интернет, CD-диски) или печатном (различные сборники) виде, возникает вопрос о том, нужен ли реферат как форма самостоятельной учебной деятельности студентов или необходимо искать другие формы.
Анализ
методической литературы показывает,
что реферат как форма