Самостоятельная работа студентов

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2011 в 23:46, курсовая работа

Описание работы

Цель самостоятельной работа – помочь студентам приобрести глубокие и прочные знания сформировать умения самостоятельно приобретать, расширять и углублять знания, а также применять их на практике.

Работа содержит 1 файл

курсовая.doc

— 166.50 Кб (Скачать)

    Самостоятельная работа включает такие формы работы, как:

  • индивидуальное занятие (домашние занятия) – важный элемент в работе студента по расширению и закреплению знаний;
  • конспектирование первоисточников;
  • получение консультаций для разъяснений по вопросам изучаемой дисциплины;
  • подготовка ответов на вопросы тестов;
  • подготовка к экзамену;
  • подготовка к занятиям, проводимым с использованием активных форм обучения (круглые столы, деловые игры);
  • выполнение контрольных работ;
  • анализ деловых ситуаций (мини-кейсов) и др.

      Самостоятельная работа включает  воспроизводящие и творческие  процессы в деятельности студента. В зависимости от этого различают  три уровня самостоятельной деятельности  студентов: 

  • Репродуктивный (тренировочный) уровень.
  • Реконструктивный уровень.
  • Творческий, поисковый.

    Тренировочные самостоятельные работы выполняются  по образцу: решение задач, заполнение таблиц, схем и т.д. Познавательная деятельность студента проявляется в узнавании, осмыслении, запоминании. Цель такого рода работ - закрепление знаний, формирование умений, навыков.

    Реконструктивные  самостоятельные работы. В ходе таких  работ происходит перестройка решений, составление плана, тезисов, аннотирование. На этом уровне могут выполняться  рефераты.

    Творческая  самостоятельная работа требует  анализа проблемной ситуации, получения новой информации. Студент должен самостоятельно произвести выбор средств и методов решения (учебно-исследовательские задания, курсовые и дипломные проекты) [7].

    В зависимости от места и времени  проведения, характера руководства со стороны преподавателя и способа контроля за результатами, самостоятельные работы студента подразделяется на следующие виды:

    – самостоятельную работу во время  основных аудиторных занятий (лекций, семинаров, лабораторных работ);

    – самостоятельную работу под контролем преподавателя в форме плановых консультаций, творческих контактов, зачетов и экзаменов;

    – внеаудиторную самостоятельную  работу при выполнении студентом  домашних заданий учебного и творческого  характера 

    Организуемая  преподавателем аудиторная самостоятельная работа студентов проходит под контролем преподавателя, предполагает выдачу студентам групповых или индивидуальных заданий и самостоятельное выполнение их студентами под методическим и организационным руководством преподавателя.

    Самостоятельная работа студентов в аудиторное время весьма многообразна и может предусматривать:

  • Выполнение самостоятельных работ;
  • Выполнение контрольных и лабораторных  работ, составление схем, диаграмм;
  • Решение задач;
  • Работу со справочной, методической и научной литературой;
  • Защиту выполненных работ;
  • Собеседование, коллоквиумы; деловые игры, дискуссии, конференции;
  • Тестирование и т.д.

    Внеаудиторная самостоятельная работа студентов планируемая учебная, учебно-исследовательская, научно-исследовательская работа студентов, выполняемая во внеаудиторное время по заданию и при методическом руководстве и консультативной помощи преподавателя, но без его непосредственного участия.

    Целью внеаудиторной самостоятельной  работы является овладение фундаментальными знаниями, профессиональными умениями и навыками по профилю изучаемой дисциплины, закрепление и систематизация знаний, формирование умений и навыков и овладение опытом творческой, исследовательской деятельности. Этот вид самостоятельной работы способствует развитию самостоятельности, ответственности и организованности, творческого подхода к решению проблем учебного и профессионального уровней. Внеаудиторная самостоятельная работа является обязательной для каждого студента, а ее объем определяется учебным планом [14, 13].

     Основные  виды самостоятельной работы студентов представлены на рис. 2. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Рис. 2 Основные виды самостоятельной работы студентов. 

    Изучение  литературы также можно подразделить на отдельные виды самостоятельной работы:

  • изучение базовой литературы - учебников и монографий;
  • изучение дополнительной литературы - периодические издания, специализированные книги, практикумы;
  • конспектирование изученных источников.

    Следует отметить, что без конспектирования полноценное изучение литературы не возможно.

    Практическая  деятельность, как форма самостоятельной  работы, включает в себя следующие  виды самостоятельной работы:

  • подготовку научных докладов, рефератов и выступление с ними на заседаниях научного кружка студентов при кафедрах;
  • изготовление наглядных схем, диаграмм и т.п.;
  • подготовку отчетов по практике;
  • участие в конкурсах, олимпиадах на лучшую работу студентов;
  • выступление с докладами на научных студенческих конференциях.

    Отдельно  следует выделить подготовку к экзаменам и зачетам, как особый вид самостоятельной работы. Основное его отличие от других видов изучения литературы в том, что студенты готовятся к экзамену по имеющейся программе и ищут в различных источниках ответы на конкретные вопросы. Т.е. источники не изучаются сплошным методом, а выборочно по оглавлению и ключевым терминам (которые можно найти в конце большинства учебников).

    Таким образом, самостоятельная работа студентов занимает большую долю времени изучения курса и подготовки курсовых, рефератов и контрольных работ. Однако участие преподавателя необходимо для закрепления полученных знаний и проведения контроля для оценки знаний и выполненных работ по темам курса. Главная задача самостоятельной работы студентов - это развитие умения приобретения научных знаний путем личного поиска информации, формирования активного интереса к творческому подходу в учебной работе и при выполнении курсовых работ, рефератов и в заключении обучения - дипломной работы. В процессе самостоятельной работы над курсовой или рефератом в рамках курса обучения студент должен научиться глубоко анализировать поставленную проблему и приходить к собственным обоснованным выводам и заключениям [4]. 

    РАЗДЕЛ 2. РОЛЬ ПЕДАГОГА В САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ СТУДЕНТА. ПОДГОТОВКА СТУДЕНТА К САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ.

    2.1. Деятельность педагога в организации самостоятельной работы студента.

    Самостоятельная работа студента под руководством преподавателя  протекает в форме делового взаимодействия: студент получает непосредственные указания, рекомендации преподавателя об организации самостоятельной деятельности, а преподаватель выполняет функцию управления через учет, контроль и коррекцию ошибочных действий. Опираясь на современную дидактику, преподаватель должен установить требуемый тип самостоятельной работы студентов и определить не обходимую степень ее включения в изучение своей дисциплины [11].

    На  лекции преподаватель рекомендует  студентам литературу и разъясняет методы работы с учебником и первоисточниками. В этом плане особые возможности представляют вводные и установочные лекции, на которых раскрывается проблематика темы, логика овладения ею, дается характеристика списка литературы, выделяются разделы для самостоятельной проработки.

    Самостоятельная работа выполняется с использованием опорных дидактических материалов, призванных корректировать работу студентов  и совершенствовать ее качество.

    Коллективами  кафедр разрабатываются:

  • Система заданий для самостоятельной работы.
  • Темы рефератов и докладов.
  • Инструкции и методические указания к выполнению лабораторных работ, тренировочных упражнений, домашних заданий и т.д.
  • Темы курсовых работ, курсовых и дипломных проектов.
  • Списки обязательной и дополнительной литературы [7].

    Самостоятельная работа систематически контролируется преподавателями. Основой самостоятельной работы служит научно-теоретический курс, комплекс полученных студентами знаний. При распределении заданий студенты получают инструкции по их выполнению, методические указания, пособия, список необходимой литературы [2].

    Управление  самостоятельной работой студентов  осуществляется через различные  формы контроля и обучения:

    - консультации (установочные, тематические), в ходе которых студенты должны осмыслять полученную информацию, а преподаватель определить степень понимания темы и оказать необходимую помощь;

    - следящий контроль осуществляется  на лекциях, семинарских, практических  и лабораторных занятиях. Он проводится  в форме собеседования, устных  ответов студентов, контрольных  работ, тестов, организации дискуссий и диспутов, фронтальных опросов. Преподаватель фронтально просматривает наличие письменных работ, упражнений, задач, конспектов.

    - текущий контроль осуществляется  в ходе проверки и анализа  отдельных видов самостоятельных  работ, выполненных во внеаудиторное время. Это, как правило, работы индивидуального характере;

    - итоговый контроль осуществляется  через систему зачетов и экзаменов,  предусмотренных учебным планом [9].

    Основные  виды контроля:

  • устный опрос,
  • доклад,
  • реферат,
  • самостоятельное исследование,
  • супервизия,
  • коллоквиум,
  • тест,
  • контрольная работа.

    2.2. Подготовка студента к самостоятельным работам.

    В процессе обучения студент должен научиться выделять и выполнять задачи представленные на рис. 3.

    

    

    

      
 
 
 
 
 

    Рис. 3 Задачи самостоятельной работы.

    Однако  в реальности лишь единицы студентов  ставят перед собой эти задачи и выполняют их. В наше время  написание доклада, реферата, подготовка к семинару проходит простым скачиванием  из интернета материала и зачитывание  его.

    Реферат (доклад) – краткое изложение в письменном виде или в форме публичного выступления содержания книги, научной работы, результатов изучения научной проблемы; доклад на определенную тему, включающий обзор соответствующих литературных и других источников.

    Как правило, реферат (доклад) имеет научно-информационное назначение, это лишь краткое изложение чужих научных выводов. Этим реферат (доклад) отличается от курсовой и выпускной квалификационной работ, которые представляют собой собственное научное исследование студента [15, 12].

    В современных условиях, когда студентам  доступны готовые рефераты в электронном (Интернет, CD-диски) или печатном (различные сборники) виде, возникает вопрос о том, нужен ли реферат как форма самостоятельной учебной деятельности студентов или необходимо искать другие формы.

    Анализ  методической литературы показывает, что реферат как форма самостоятельной  учебной деятельности студентов  в вузе представляет собой рассуждение  на определенную тему на основе обзора литературы нескольких источников информации в целях доказательства или опровержения некоторой главной мысли (тезиса), в котором информация источников используется для аргументации, иллюстрации и т.д. Цель написания такого рассуждения – подготовить студентов к проведению собственного научного исследования и к правильному оформлению его описания в соответствии с требованиями.

Информация о работе Самостоятельная работа студентов