Самостоятельная работа школьников по иностранному языку

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2012 в 16:53, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования − изучить вопрос организации самостоятельной работы на уроках иностранного языка в теории и практики.
Задачи исследования:
1. Изучить методологическую, педагогическую, психологическую и методическую литературу по данной проблеме.
2. Проанализировать отношение учащихся к вводимым методам и приёмам активизации самостоятельной работы.
3. Определить возможности организации самостоятельных работ учащихся на уроках.

Содержание

Введение 3
1 Самостоятельная работа учащихся при обучении иностранному языку как методическая проблема 7
1.1 Самостоятельная работа, её сущность, содержание 7
1.3 Классификация видов самостоятельной работы 12
2 Развитие самостоятельности учащихся в процессе обучения иностранному языку 21
Заключение 27
Список литературы 30
Приложение 32

Работа содержит 1 файл

!!!!!!!!!света_самостоятельная работа школьников.doc

— 160.00 Кб (Скачать)

     Воспитательные  возможности самостоятельной работы возрастают в том случае, если организовать школьников по принципу контактных групп, куда входят ученики с различными учебными возможностями, но одинаковыми интересами. Такая группа выполняет одно и то же задание, которое распределяется между учащимися в соответствии с их интересами и языковыми возможностями. Так, при изучении темы “My Country” (7 класс) школьники, интересующиеся историей, готовят самостоятельное монологическое высказывание, о его прошлом; увлекающиеся искусством – о его достопримечательностях; те, кто увлекаются спортом, рассказывают какими видами спорта занимаются его жители. Работа координируется учеником, выполняющим функцию помощника учителя. Решая вопрос об организации учебной деятельности учащихся на уроке, учитель может часто использовать парную и групповую формы работы. Для организации групповой работы он готовит специальные карточки с заданиями, которые позволяют вовлечь в активную речевую деятельность всех учеников класса, обеспечить оперативный контроль за работой каждого, эффективно управлять деятельностью всего класса. Например: класс делится на две группы: одна представляет американскую делегацию, другая – казахстанскую. Внутри каждой группы 3-4 человека получают карточку с опорными словами. Представители групп готовят сообщения по теме: рассказывают о жизни в сельской местности в Казахстане и в Америке. Учащиеся со слабой подготовкой имеют возможность воспользоваться предложениями подстановочной таблицы при составлении своего небольшого высказывания.

     У ребят в процессе групповой формы работы появляется ответственность за порученное дело, возникает чувство взаимопомощи. Работая в группах, школьники учатся аргументировать свою точку зрения, логично строить высказывания. Постепенно исчезает боязнь говорить у ребят, которые ранее испытывали робость, неуверенность в себе, застенчивость. А главное – групповая работа учит школьников самостоятельности.

     Учитель отмечает, что школьники легко  и непринужденно осваивают материал, который им доступен, когда приемы и виды работы при этом интересны для них. В своей работе она широко использует игры, в том числе ролевые. Так, в игровой форме учащиеся легко и с интересом выполняет такие задания, как управляемый диалог, обязательно с творческим подходом. Возьмем простейший пример:

     - Excuse me.

     - Yes.

     - Can you tell me the time, please?

     - Certainly. It is four o’ clock.

     - Thanks.

     - Not at all.

     Один  и тот же диалог можно разыграть  и представить по-разному. Если ребята привычны к творчеству и фантазированию, они сами придумывают много оригинальных вариантов. Далее работу над этим диалогом можно продолжить. Задание учащимся: расширить диалог, добавив пять-шесть своих реплик, в зависимости от ситуации.

     В старших классах, при проведении творческих упражнений, важно, чтобы  ребята использовали реальные факты из жизни школы, класса, высказывали свое отношение, свое мнение по тому или иному вопросу.

     Использование учебной ситуации на уроке может  служить разным целям обучения: развивать  навыки диалогической и монологической речи, способствовать усвоению лексического и грамматического материала, служить средством проверки понимания прочитанного и т.д. Предлагая ситуации общения, учитель должен учитывать языковую подготовку учащихся, решая вопрос о том, какая помощь будет оказана слабым ученикам. Например: в 6 классе можно предложить следующую ситуацию:

     “You have a new flat. Help your father and mother to arrange all the furniture in the living-room”

     Для слабых учащихся учитель готовит карточки с планом: Say what you put on the left; on the right; in the middle of the room; between the sofa and the bookcase; in front of the television.

     И таким образом все школьники  справляются с заданием.

     Навыки  диалогической и монологической речи по теме “Семья” (6 кл) учитель  отрабатывает с помощью таких  ситуаций:

     You have a new friend and he (she)

     wants to know about your family

     Учащиеся  работают в парах.

     Итак, все описанные приемы обучения и  виды работы помогают повысить эффективность  урока, привлечь ребят к активной речевой деятельности, развить в  них самостоятельность, сделать процесс овладения иностранным языком интересным для учеников. 
 
 
 

 

      Заключение 

     Актуальность  самостоятельной работы учеников в  учебно-воспитательном процессе возросла в последние годы. Научно-техническая  революция потребовала от человека приспособления к постоянно совершенствующимся условиям производства (технологиям). Современному работнику любой отрасли производства надо уметь ориентироваться в нарастающем (и часто противоречивом) потоке информации. При формировании знаний и умений у школьников сегодня уже недостаточна эффективность стереотипного, в основном, вербального способа обучения.

     Несомненно, что роль самостоятельной работы учащихся будет увеличиваться и  впредь. Это связано с внедрением в учебный процесс техники (в  том числе ЭВМ). Учитель будет  свободен от многих непроизводительных видов работы и сможет больше внимания уделять воспитательной и творческой стороне своей деятельности.

     Вопрос  о самостоятельной работе учащихся поднимался еще в педагогической литературе прошлого. Но особенно остро  ставится этот вопрос в настоящее время. И это естественно: одно из обязательных условий успешного обучения - привитие учащимся навыков самостоятельной работы над учебным материалом. Кроме того, самостоятельная работа учащихся в учебном процессе выступает как наиболее универсальный вид учебной деятельности в субъективно-психологическом плане. В таком контексте самостоятельность адекватна психической деятельности на всех уровнях: от самой простой ее формы — осознания свих приемов деятельности при выполнении работы по образцу, до высших форм творчества.

     Положение это имеет исключительно важное значение для налаживания оптимального обучения. Известно, что обучение в  самом общем виде представляет собой  двуединый процесс. Одну из его сторон образует самостоятельное усвоение учениками знаний и умений, а другую организация этого усвоения, поэтому эффективность обучения зависит как от степени интереса самого школьника к познавательной деятельности, так и от качества организации обучения.

     В общепедагогических и методических работах учёных много сделано для обеспечения современного уровня обучения и развития учащихся. Все они отмечают большое значение в этом самостоятельных работ школьников.

     С первых дней пребывания детей в школе  необходимо вырабатывать у них навыки самостоятельной работы. Доля самостоятельной работы в учебном процессе увеличивается с возрастом школьников. Речь идёт о том, что применение самостоятельной работы должно идти в ногу с процессом естественного развития учащихся. Известно, что для учеников начальных классов характерны повышенная восприимчивость, готовность усвоить всё, чему их учат.

     Считается, что в начальных классах доля самостоятельной работы должна составлять не менее 20% учебного времени (в средних  классах ─ не менее 50%, а в старших  классах ─ не менее 70%). В действительности же на самостоятельную работу отводится значительно меньше учебного времени. Организация самостоятельной работы школьников немыслима в таком объёме, если нет соответствующих условий. Условия для этого может и должен создать учитель. На основании сказанного выше, можно прийти к выводу, что работа по привитию учащимся навыков самостоятельной деятельности должна быть направлена на углубленное овладение ими иностранным языком. Указанные цели могут быть достигнуты за счёт рациональной организации учебных занятий, с помощью дополнительных по объёму и индивидуализированных по своему характеру заданий для самостоятельной проработки, а также использования современных методов обучения, направленных на развитие самостоятельности и творчества учащихся.

     В заключении следует отметить, что  проблема организации самостоятельной  работы учащихся по иностранному языку  является актуальной и сложной, и  её решение требует значительных совместных усилий со стороны как  учёных-методистов, так и учителей-практиков. 

 

      Список использованной литературы 

1. Бим И.Л. Методика обучения иностранным языкам как наука и теория школьного учебника. – М., 1977.

2. Хуторской А. В. Методика личностно-ориентированного обучения. Как обучать всех по-разному. - М., 2005.

3. Данилов М.А. Теоретические основы обучения и проблема воспитания познавательной активности и самостоятельности учащихся// Вопросы воспитания познавательной активности и самостоятельность школьников. – Казань, 1982. – с. 15-19

4. Арстанов М.Ж., Пидкасистый п.и., Хайдаров Ж.С. Проблемно-модельное обучение: вопросы теории и технологии. – Алма-Ата, 1980. – 267 с.

5.  Пассов Е.И. Коммуникативный метод обучения иноязычному говорению. – М., 1991г

6.  Китайгородская Г.А., Леонтьев А.А. Содержание и границы понятия интенсивное обучение. В сб.: “ Методика и психоллогия интенсивного обучения иностранным языкам”. Изд. АПН СССР, М., 1981.

7. Гальскова Н.Д. Современная методика обучения иностранным языкам / Н.Д. Гальскова. Пособие для учителя. М.: АРКТИ, 2000.

8. Шатилов С.Ф., Методика обучения немецкому языку в средней школе: Учеб. пособ.2-е изд., дораб. / С.Ф. Шатилов. - М.: Просвещение, 2006.

9. Пидкасистый П.И. “Самостоятельная познавательная деятельность школьников в обучении.” — М, 1990.

10. Рогова Г.В., Верещагина И.Н. Методика обучения английскому языку на начальном этапе общеобразовательных учреждений: Пособие для учителей и студентов педагогических вузов. 3-е изд. / Г.В. Рогова, И.Н. Верещагина. - М.: Просвещение, 2000.

11. Ляховицкий М.В. Методика преподавания иностранного языка. – М., 1981г.

12. Соловова Е.Н. Методика обучения иностранным языкам Базовый курс лекций / Е.Н. Соловова. - М.: Просвещение, 2002.

13. Филатов В.М. Програмно-методические материалы. Иностранные языки для общеобразовательных учебных учреждений. Средняя школа. 3-е изд., стереотип / В.М. Филатов. - М.: Дрофа, 2000.

14. Зимняя И.А. “Основы педагогической психологии” - М, 1980.

15. Бим И.Л. Личностно-ориентированный подход - основная стратегия обновления школы / И.Л. Бим // Иностранные языки в школе. 2002.

16.  Пассов Е.И. Урок иностранного языка в средней школе. – М., 1988г.

17. Есипович К.Б. Управление познавательной деятельностью учащихся при изучении иностранного языка. – М., 1988 – 243 с.

18. Моро М.И. Самостоятельная работа учащихся на уроках // М.: АПДН РСФСР , 1983.- 150 с.

19. Унт И.Э. Индивидуализация учебных заданий и её эффективность.- Дис…доктора пед.наук: 13.00.01. – Тарту, 1995. – 20 с. 
 
 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ

   Педагог может предложить учащимся следующие  задания для самостоятельной  работы с текстом, лекционными материалами и материалами по устной теме:

  1. Ознакомьтесь с опорным материалом по теме (например, материалом учебника); составьте аннотацию, реферат; выпишите определения основных научных понятий; законспектируйте основное содержание; составьте план содержания; выпишите ключевые слова.
  2. Выполните задания-ориентиры в процессе чтения рекомендуемого материала или прослушивания устного сообщения, лекционного материала:
    • ответьте на заранее поставленные вопросы по содержанию;
    • найдите ответы на проблемные вопросы;
    • выберите правильный ответ из ряда данных;
    • выберите из текста положения, раскрывающие смысл данных тезиса;
    • упорядочьте пункты, плана в соответствии с логикой излагаемого материала;
    • проиллюстрируйте тезисы примерами из текста;
    • составьте вопросы и задачи по содержанию;
    • исправьте неверные утверждения;
    • модифицируйте, дополните заранее данные определения;
    • используйте собственный опыт в комплексе с излагаемыми положениями;
    • выполните словарный анализ понятий (круга понятий).
  1. При работе над темой выполните следующие задания:
    • составьте глоссарий основных научных понятий по теме;
    • составьте план-конспект по теме;
    • подберите материалы из дополнительных источников к пунктам плана темы;
    • прочтите литературу по теме в соответствии с планом лекции;
    • упорядочьте пункты плана в соответствии с логикой изложения материала по теме;
    • прочтите дополнительные источники по теме в соответствии с планом;
    • составьте план-содержание темы на основе чтения нескольких источников;
    • подберите фрагменты из источников по теме для освещения вопросов, приводимых в плане;
    • сделайте дифференцированный анализ проблемы на основе ряда источников;
    • изучите тему всей группой; распределите вопросы для подготовки отдельными обучаемыми, обсудите их сообща на консультации с преподавателем;
    • подберите иллюстрации к излагаемым в задании тезисам, положениям и определениям;
    • разверните предлагаемые тезисы на основе чтения источников (трансформация опорного конспекта в развернутый, плана — в конспект);
    • подберите определения научных понятий к исходным данным;
    • прочтите текст с коммуникативной целью (для сообщения, рассказа, дискуссии);
    • выполните задачи по теме;
    • напишите реферат;
    • проведите собеседование или консультацию по темам для самостоятельного изучения;
    • изучите материал по теме с целью выхода в ролевую, деловую, ситуационную игру;
    • прочитайте материал, систематизируйте его для последующего предъявления в профессионально-педагогических целях;
    • сделайте аналитическую выборку новой научной информации в дополнение к уже известной (многоступенчатое, концентрическое чтение);
    • используйте поисковое, изучающее, ознакомительное, просмотровое чтение при работе над источниками по теме;
    • составьте библиографию и аннотацию по теме (разделу темы);
    • самостоятельно составьте вопросник и задачи по основным вопросам темы;
    • подготовьте собственные предложения для решения задач обучения (как лучше подать, изложить материал, как организовать работу по его изучению, как практически в будущей педагогической деятельности использовать теоретические знания).

Информация о работе Самостоятельная работа школьников по иностранному языку