Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2012 в 16:53, курсовая работа
Цель исследования − изучить вопрос организации самостоятельной работы на уроках иностранного языка в теории и практики.
Задачи исследования:
1. Изучить методологическую, педагогическую, психологическую и методическую литературу по данной проблеме.
2. Проанализировать отношение учащихся к вводимым методам и приёмам активизации самостоятельной работы.
3. Определить возможности организации самостоятельных работ учащихся на уроках.
Введение 3
1 Самостоятельная работа учащихся при обучении иностранному языку как методическая проблема 7
1.1 Самостоятельная работа, её сущность, содержание 7
1.3 Классификация видов самостоятельной работы 12
2 Развитие самостоятельности учащихся в процессе обучения иностранному языку 21
Заключение 27
Список литературы 30
Приложение 32
а) плана;
б) конспекта;
в) ответов на вопросы учителя;
г) таблиц;
д) диаграмм и схем.
2. Работа над иллюстративным материалом учебника.
3.
Выполнение упражнений и
а) поиски примеров;
б) составление задач.
4. Работа с иной литературой и учебными пособиями:
а) с художественной литературой;
б)
с другими литературными
в) со словарями;
г) с атласом и контурными картами;
д) с наглядными пособиями;
е) с диа- и кинофильмами;
ж) наблюдения;
з) работа с магнитофоном;
и) практические и лабораторные работы [19].
Позднее И.Э.Унт (1974) предложила новую классификацию, взяв за ее основу содержание заданий для самостоятельной работы, и выделила три типа учебных заданий:
1)
опосредующие учебную
2)
управляющие работой учащихся
с учебным материалом (задания,
которые руководят осмыслением
и систематизацией учебного
3)
требующие от ученика
В 70-е годы актуальность развития у учащихся умений самостоятельно работать возрастает в силу социально-экономического развития общества, в силу научно-технического прогресса, в силу модернизации производства.
Меняется подход к классификации видов самостоятельной работы. Если педагоги 50-60-ых годов их классифицировали по диагностическим целям (Б.П.Есипов), по источнику знаний (В.П.Стрезикозин), то в 70-е годы в основу классификации брали структуру познавательной деятельности учащихся. В соответствии с уровнем самостоятельной продуктивной деятельности учащихся П.И.Пидкасистый [13] выделяет 4 типа самостоятельных работ:
─ по образцу;
─ реконструктивные;
─ вариативные;
─ творческие.
Каждый из них имеет свои дидактические цели.
Самостоятельные работы по образцу необходимы для формирования умений и навыков и их прочного закрепления. Они формируют фундамент для подлинно самостоятельной деятельности ученика.
Реконструктивные самостоятельные работы учат анализировать события, явления, факты, формируют приёмы и методы познавательной деятельности, способствуют развитию внутренних мотивов к познанию, создают условия для развития мыслительной активности школьников.
Самостоятельные работы этого типа формируют основания для дальнейшей творческой деятельности ученика.
Вариативные самостоятельные работы формируют умения и навыки поиска ответа за пределами известного образца. Постоянный поиск новых решений, обобщение и систематизация полученных знаний, перенос их в совершенно нестандартные ситуации делают знания ученика более гибкими, формируют творческую личность.
Творческие самостоятельные работы являются венцом системы самостоятельной деятельности школьников. Эти работы закрепляют навыки самостоятельного поиска знаний, являются одним из самых эффективных средств формирования творческой личности.
Таким образом, применение на практике разнообразных видов самостоятельных работ способствует совершенствованию умений работать самостоятельно и развитию самостоятельности ученика. Однако любая работа должна начинаться с осознания учащимися цели действий и способов действий.
По степени самостоятельности учащиеся самостоятельные работы классифицируют Е.П.Бруновт, М.Н.Скаткин и другие. Они выделяют самостоятельные работы:
Как видим, усиление самостоятельной работы учащихся на уроке, развитие их познавательной активности ─ главный результат поисков обучения самостоятельной работе.
Проведённые в последние годы разносторонние исследования педагогов (Л.А.Аристовой, Ю.К.Бабанским, Л.В.Занковым, И.Я.Лернером, М.Н.Скаткиным, М.И.Махмутовым и другими убедительно показали, что среди факторов, активно влияющих на процесс обучения, ведущая роль принадлежит мышлению школьника, сформированным приёмам умственной деятельности. Особо важное внимание этим проблемам должно уделяться при организации самостоятельного учения, а для этого нужно научить учащихся правильно мыслить, то есть заложить основы самостоятельного мышления.
В
исследованиях И.Я.Лернера
Главный принцип формирования самостоятельного мышления учащихся - системность. Ведущая роль в умственном развитии принадлежит содержанию образования, системе научных знаний, которыми овладевают учащиеся. Поэтому, предлагая детям ту или иную самостоятельную задачу, нужно, прежде всего, учитывать наличие знаний по данному вопросу. Учить самостоятельно мыслить школьников в процессе обучения ─ это значит, учитывая их природные особенности, опираться на методологические и психологические основы их развития.
Исходя
из сказанного, можно сделать вывод,
что до сего времени дидактам не
удалось создать универсальной
классификации видов
Таким образом, наиболее завершенные классификации, как мы это уже отмечали, основываются на внешних признаках, тогда как попытки выделения видов самостоятельной работы, исходя из внутреннего содержания деятельности учащегося, пока не увенчались успехом. Более перспективными оказались попытки показать внутреннюю сущность самостоятельной работы путем классификации заданий (И.Я. Лернер, П.И. Пидкасистый, И.Э. Унт и др.). Однако и они все нуждаются в серьезной доработке. Тем не менее, даже идеально построенная классификация заданий будет косвенно отражать характер деятельности ученика при выполнении самостоятельной работы. Вряд ли правомерно ожидать в будущем появления какой-то универсальной классификации видов самостоятельной работы, отражающей все признаки этого двуединого процесса. Все такие, пусть даже логически завершенные классификации, окажутся в какой-то части искусственными.
Рассмотрев различные определения, я пришла к выводу, что самостоятельная работа учащихся по иностранному языку – это такой вид учебной деятельности, при котором ученику даётся возможность действовать самостоятельно, без активной помощи учителя, но при возникающей необходимости, эта деятельность подлежит частичному руководству учителя. Учащиеся же должны приложить максимум самостоятельности, самокоррекции, необходимые умственные усилия для того, чтобы с успехом выполнить задание.
Учёт
всех вышеизложенных психологических
моментов имеет, несомненно, положительный
эффект при организации
Что
касается классификации видов
2. Развитие самостоятельности
учащихся в процессе
обучения иностранному
языку
2.1
Практическое применение
методов активизации
самостоятельной работы
учащихся на уроках
иностранного языка
Активизация познавательной деятельности учащихся, развитие интереса к предмету, формирование самостоятельности, творческого отношения к изучаемому происходит успешнее, если учитель постоянно рассуждает, размышляет, вовлекает учащихся в активный процесс доказательства, обоснования, и если предлагаемые задания требуют поисковой деятельности [3].
Чтобы рассмотреть применение вышеописанных методов и приёмов на практике, я бы хотела представить разработку урока, на котором активно применяются приемы самостоятельной работы учащихся.
Приведу примеры упражнений по теме “Театр. Кино”. Урок можно начать с ознакомления учеников с некоторыми разговорными клише (положительная реакция: That’s a good idea – хорошая мысль; I’m all for it – Я “за”; That suits me very well – это меня вполне устраивает и т. д.; отрицательная реакция: I’m afraid I can’t – Боюсь, что не смогу; I object to it – я возражаю; Why should I go there? – зачем мне идти туда?; It’s out of the question – об этом не может быть и речи и т. д.).
Затем выполняется упражнение, в процессе которого ученики не только употребляют новые речевые клише, но и добавляют свои реплики – объяснения, дополнения и т. д.:
Give replies to the proposals, adding a few words to the formulas of agreement or disagreement.
T.: We are free tonight. What about going to the cinema?
P1: That’s a good idea. I’ve not been there for several weeks.
P2: I’d love to. Let’s meet at 5 p. m.
P3: I’m all for it. Let’s choose seats not far from the screen. My eyesight is rather poor, you know.
P4: Why should I go there? I’ve got plenty of video films at home.
P5: I’m afraid I can t. I’m busy tonight.
Другим упражнением, в процессе которого происходит постепенный переход речевой инициативы от учителя к ученику, является задание Find the pair. Учитель подробно объясняет, как его следует выполнять. Каждому ученику дается карточка, на которой написана реплика (либо первая, либо вторая, являющаяся ответом на первую). Задача учащегося – найти свою пару, т.е. ученика с ответной репликой.
Еще одно упражнение, развивающее инициативную речь учащихся – рассказ по картинке с усложненной неразвернутой ситуацией (главным в данном случае является не изображенное, а “внутренняя” наглядность, собственный домысел, фантазия, а также языковые возможности каждого учащегося). Например, учитель показывает картинку, на которой изображены три ученика, сидящие в креслах кинотеатра. Упражнение может выполнятся в следующих рамках:
а) рассказ от лица одного из изображенных на картинке ребят;
б) рассказ от 3-го лица;
в) рассказ по цепочке;
г) рассказ учителя с остановкой для запроса дополнительной информации.
Таким образом, знакомя учащихся с новым языковым материалом, учитель должен постепенно усложнять “полутворческие” задания, помогающие развивать речь учащихся.
В то же время опыт показывает, что чем активнее протекает процесс говорения, тем лучше осваивается, закрепляется и активизируется основной языковой материал.
Мотивационная готовность учащихся является одним из важнейших аспектов проблемы самостоятельной работы школьников.
Использование
в работе актуального материала,
включение в процесс познания
различных аудиовизуальных
Информация о работе Самостоятельная работа школьников по иностранному языку