Самостоятельная работа школьников по иностранному языку

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2012 в 16:53, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования − изучить вопрос организации самостоятельной работы на уроках иностранного языка в теории и практики.
Задачи исследования:
1. Изучить методологическую, педагогическую, психологическую и методическую литературу по данной проблеме.
2. Проанализировать отношение учащихся к вводимым методам и приёмам активизации самостоятельной работы.
3. Определить возможности организации самостоятельных работ учащихся на уроках.

Содержание

Введение 3
1 Самостоятельная работа учащихся при обучении иностранному языку как методическая проблема 7
1.1 Самостоятельная работа, её сущность, содержание 7
1.3 Классификация видов самостоятельной работы 12
2 Развитие самостоятельности учащихся в процессе обучения иностранному языку 21
Заключение 27
Список литературы 30
Приложение 32

Работа содержит 1 файл

!!!!!!!!!света_самостоятельная работа школьников.doc

— 160.00 Кб (Скачать)

 

 
 
 
 

   Содержание 
 

  Введение 3
1 Самостоятельная работа учащихся при обучении иностранному языку как методическая проблема 7
1.1 Самостоятельная работа, её сущность, содержание 7
1.3 Классификация видов самостоятельной работы 12
2 Развитие самостоятельности учащихся в процессе обучения иностранному языку 21
  Заключение 27
  Список литературы 30
  Приложение 32
 

 

     Введение 

     Методика  обучения иностранным языкам, как  и методика обучения другим учебным  предметам, относится к наукам педагогическим. В отличие от остальных педагогических наук, в частности от дидактики, методику часто считают наукой чисто эмпирической [1]. Одни ученые рассматривали методику как прикладную лингвистику (Рыт 1930, Щерба 1947, Рахманов 1947), другие – как прикладную психологию (Беляев 1963). До сих пор бытует точка зрения на методику как на прикладную дидактику. Такая тенденция объясняется в целом, видимо, тем фактом, что у всех этих наук есть общие с методикой объекты исследования, хотя совершенно очевидно, что каждая из них имеет свой собственный предмет исследования.

     Методика  преподавания иностранных языков опирается  на исследования лингвистики – науки, занимающейся изучением языков как  определенных кодовых систем, которыми люди пользуются для общения.

     В лингвистике и в методике традиционно разграничивают такие понятия, как язык и речь. Они составляют две стороны одного явления, при этом имеют целый ряд отличий, которые необходимо учитывать при обучении иностранному языку.

     Язык  – это система языковых средств, необходимых для общения, и правил их использования.

     Речь  – это процесс реализации языковой системы в конкретных актах общения, а также продукты этого процесса – речевые произведения [2].

     Обучать языку - значит понимать, формировать  и развивать языковые навыки и  умения: фонетические, грамматические, лексические, орфографические (лингвистическая компетенция).

     Обучать речи – значит формировать и развивать  речевые навыки и умения: говорение (монолог, диалог, полилог), чтение (вслух/про  себя), аудирование, письмо [3].

     Обучая  языку и речи учитель использует большое количество приемов и методов. Один из типов работы школьников я и буду рассматривать в своей работе. Темой моей курсовой работы является «Самостоятельная работа школьников по иностранному языку».

     Организация самостоятельной работы, руководство ею это ответственная и сложная работа каждого учителя. Воспитание активности и самостоятельности и необходимо рассматривать как составную часть воспитания учащихся. Эта задача выступает перед каждым учителем в числе задач первостепенной важности.

     Говоря  о формировании у школьников самостоятельности, необходимо иметь в виду две тесно  связанные между собой задачи. Первая из них заключается в том, чтобы развить у учащихся самостоятельность в познавательной деятельности, научить их самостоятельно овладевать знаниями, формировать свое мировоззрение вторая в том, чтобы научить их самостоятельно применять имеющиеся знания в учении и практической деятельности.

     Самостоятельная работа не самоцель. Она является средством  борьбы за глубокие и прочные знания учащихся, средством формирования у них активности и самостоятельности как черт личности, развития их умственных способностей. Ребенок, в первый раз переступающий порог школы, не может еще самостоятельно ставить цель своей деятельности, не в силах еще планировать свои действия, корректировать их осуществление, соотносить полученный результат с поставленной целью.

     В процессе обучения он должен достичь  определенного достаточно высокого уровня, самостоятельности, открывающего возможность справиться с разными заданиями, добывать новое в процессе решения учебных задач.

     Успешность  обучения существенно зависит от условий, которые учитель обеспечивает учащимся учиться активно и самостоятельно. Следовательно, должны быть созданы  такие условия, при которых обеспечивалась бы возможность активной роли детей в процессе обучения, систематического упражнения в самостоятельном получении знаний и в систематическом их применении.

     Актуальность данной темы в том, что последние годы заметно возрос интерес к самостоятельной работе учащихся. Увеличилась роль самостоятельных работ в учебном процессе, яснее обозначились методика и дидактические средства их эффективной организации.

     Интерес этот не случаен. Он отражает новые  требования, которые предъявляет  наше общество к задачам образования.

     Самостоятельная работа учащихся помогает повышению  эффективности обучения как в  отношении овладения системой знаний, умений и навыков, так и в отношении  развития способностей в умственном и физическом труде. Самостоятельная  работа играет ведущую роль на уроке и степень самостоятельности школьников при выполнении тех или иных видов самостоятельных работ связана с характером их деятельности, которая начинается с подражательных действий, затем усложняется и имеет свои высшие проявления. В связи с этим повышается необходимость пересмотра руководящей роли учителя. Самостоятельная работа рассматривается как средство обучения.

     Цель исследования − изучить вопрос организации самостоятельной работы на уроках иностранного языка в теории и практики.

     Задачи исследования:

     1. Изучить методологическую, педагогическую, психологическую и методическую  литературу по данной проблеме.

     2. Проанализировать отношение учащихся  к вводимым методам и приёмам  активизации самостоятельной работы.

     3. Определить возможности организации самостоятельных работ учащихся на уроках.

     Объект исследования − процесс организации самостоятельных работ учащихся.

     Предмет исследования − значение самостоятельных работ в повышении успеваемости учащихся на уроках иностранного языка.

     Гипотеза исследования − если при проведении уроков на иностранном языке систематически организовывать самостоятельные работы школьников, то их успеваемость станет выше и возрастёт интерес к предмету.

     Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования:

  1. Анализ методологической, педагогической, теоретической, психологической литературы.
  2. Изучение передового педагогического опыта.
  3. Беседа.
  4. Педагогический эксперимент.
 
 
 

 

     1. Самостоятельная  работа учащихся  при обучении иностранному  языку как методическая проблема 

     1.1 Самостоятельная  работа, её сущность, содержание 

     Основополагающим  требованием общества к современной  школе является формирование личности, которая умела бы самостоятельно творчески решать научные, производственные, общественные задачи, критически мыслить, вырабатывать и защищать свою точку зрения, свои убеждения, систематически и непрерывно пополнять и обновлять свои знания путем самообразования, совершенствовать умения, творчески применять их в действительности.

     Одним из самых доступных и проверенных практикой путей повышения эффективности знаний, активизации учащихся на уроке является соответствующая организация самостоятельной учебной работы. Она занимает исключительное место на современном уроке, потому что ученик приобретает знания только в процессе личной самостоятельной учебной деятельности.

     Передовые педагоги всегда считали, что на уроке  дети должны трудиться по возможности  самостоятельно, а учитель — руководить этим самостоятельным трудом, давать для него материал. Для формирования целостной и гармоничной личности необходимо систематическое включение ее в самостоятельную деятельность, которая в процессе особого вида учебных заданий – самостоятельных работ – приобретает характер проблемно-поисковой деятельности [4].

     Существует  множество различных направлений в исследовании природы активности и самостоятельности учащихся в обучении. Первое направление берет начало еще в древности. Его представителями можно считать еще древнегреческих ученых (Аристосен, Сократ, Платон, Аристотель). Свое дальнейшее развитие они получают в высказываниях Франсуа Рабле, Мишеля Монтеня, Томаса Мора, которые в эпоху мрачного средневековья, в разгар процветания в практике работы школы схоластики, догматизма и зубрежки требуют обучать ребенка самостоятельности, воспитывать в нем вдумчивого, критически мыслящего человека [5].

     Так в XIX веке русские педагоги Н.И.Кареев, Н.И.Рожков, Н.Г.Тарасов и другие настойчиво пропагандировали и внедряли различные виды самостоятельных работ. Революционеры-демократы А.И.Герцен, Н.И.Добролюбов, Д.И.Писарев, Н.Г.Чернышевский и другие, формируя дидактические положения, требовали: преподавание должно быть конкретным, наталкивать учащихся на самостоятельные размышления [6].

     После Великой Октябрьской революции  встала задача − развитие самостоятельности ученика при его обучении, так как требовалось воспитание активного строителя социализма.

     Учителя и методисты того времени стали  выполнять эти требования, вследствие чего в 30-50-е годы появились ценные рекомендации по организации самостоятельных того времени стали выполнять эти требования, в следствие чего в 30—50-е годы появились ценные рекомендации по организации видов самостоятельной работы, по совместной деятельности учителя и учащихся.

     Так И.Т.Огородников, обосновывая необходимость самостоятельных работ, рекомендовал следующие виды сочетания деятельности учителя и деятельности учащихся:

     − учитель сам не излагает материал, а лишь организует самостоятельную  работу учащихся по его изучению;

     − изучение нового материала начинается сообщениями учащихся;

     − учитель останавливается только на основных вопросах, а второстепенный материал учащиеся изучают самостоятельно;

     − учитель даёт лишь введение к теме, а учащиеся под его руководством самостоятельно изучают весь материал [7].

     Он  справедливо указывал, что главная, основная роль учителя – побуждать учащихся к самостоятельному логическому мышлению, учить их анализу, определению познавательных задач и проблем урока, применению полученных знаний и приобретённых учебных умений, в том числе практических.

     Естественно, что рекомендации заслуженного деятеля  науки, профессора И.Т. Огородникова не утратили своей актуальности и в  настоящее время.

     Группа  авторов (Н.Г. Дайри, Р.Г. Лемберг) сделали  попытку раскрыть внутренние признаки самостоятельной работы, зависящие от структуры познавательной деятельности учащихся в процессе обучения. Прежде всего – это относится к проявлению самостоятельности учащихся при выполнении различных упражнений и заданий. Эта работа рассматривается этими исследователями, как средство формирования самостоятельности учащихся, форма организации их познавательной деятельности, требующая проявления активности, творчества, инициативы при решении задач [8]. Работа по выполнению различных заданий начинается с желания учащихся проявить свою активность. Обязательным её условием является осознание учащимися цели и смысла упражнения.

Информация о работе Самостоятельная работа школьников по иностранному языку