Самостоятельная работа школьников по иностранному языку

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2012 в 16:53, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования − изучить вопрос организации самостоятельной работы на уроках иностранного языка в теории и практики.
Задачи исследования:
1. Изучить методологическую, педагогическую, психологическую и методическую литературу по данной проблеме.
2. Проанализировать отношение учащихся к вводимым методам и приёмам активизации самостоятельной работы.
3. Определить возможности организации самостоятельных работ учащихся на уроках.

Содержание

Введение 3
1 Самостоятельная работа учащихся при обучении иностранному языку как методическая проблема 7
1.1 Самостоятельная работа, её сущность, содержание 7
1.3 Классификация видов самостоятельной работы 12
2 Развитие самостоятельности учащихся в процессе обучения иностранному языку 21
Заключение 27
Список литературы 30
Приложение 32

Работа содержит 1 файл

!!!!!!!!!света_самостоятельная работа школьников.doc

— 160.00 Кб (Скачать)

     Г.М.Муртазин даёт определение самостоятельным  работам учащихся на уроке и считает, что такая активная познавательная деятельность всех учащихся класса, которая  выполняется без непосредственного участия учителя, но по его заданию и в специально отведённое для этого время, при этом результаты самостоятельных и мыслительных, и моторных действий школьников выражаются во внешне контролируемых формах.

     Он  различает пять признаков самостоятельной работы:

  1. выполнение по заданию учителя;
  2. в специально отведённое время;
  3. работают все учащиеся;
  4. работа выполняется без непосредственного участия учителя;
  5. познавательная деятельность включает как мыслительные так и моторные действия.

     Как следует из сказанного выше Г.М.Муртазин довольно полно характеризует самостоятельную работу учащихся, но не указывает её определённого значения в развитии самостоятельности школьников, а это является существенным при организации любого рода самостоятельной деятельности учащихся.

     Т.И.Шамова, считая самостоятельные работы формой организации познавательной деятельности учащихся, так же называет пять признаков: наличие цели, конкретного задания, чёткая форма выражения результата работы, определение формы проверки результата, обязательное выполнение работы каждым учеником.

     Следует заметить, что при этом не сказано  о руководстве учителя, о значении самостоятельных работ в развитии самостоятельности, поэтому перечисленные  признаки нельзя считать полными.

     М.А. Данилов основным критерием самостоятельной работы считает разрешение учащимися познавательных задач, проблемных ситуаций. Задача, считает он, «побуждает учащихся к самостоятельной работе, служит начальным моментом их мыслительного процесса» [9, 17]. Учащиеся отыскивают новые пути их решения на основе приобретения новых и углубления старых знаний. Ход решения познавательной задачи обусловлен её содержанием, методами умственной деятельности ученика и системой имеющихся у него знаний, считает Ю.А. Самарин [10]. Успех зависит от организации самостоятельной деятельности, которая включает в себя правильное распределение времени на отдельные её этапы, чёткую формулировку задания перед учениками.

     Б.П. Есипов (60-е г.г.) определил самостоятельную  работу как «такую работу, которая выполняется без непосредственного участия учителя, но по его заданию в специально предоставленное время; при этом учащиеся сознательно стремятся к поставленной заданием цели, употребляя свои усилия и выражая результат умственных и физических действий» [12, 34]. В его понимании самостоятельная работа характеризуется такими признаками как: наличие задания учителя, наличие времени для выполнения, наличие результата в виде устных, письменных работ, необходимость умственного напряжения.

     И то и другое понимание самостоятельной работы правомерно. Однако второе более глубоко отражает суть данного явления.

     П.И. Пидкасистый, занимаясь исследованием  данной проблемы, отмечает, что в  определении самостоятельной работы должны быть отражены творчество ученика  и единство процессуальной и логико-содержательной сторон самостоятельной деятельности. Они, по мнению Пидкасистого, недостаточно учитываются в учебной практике, порождая скучную и однообразную деятельность школьника. Он считает, что самостоятельная работа – это средство, которое в каждой конкретной ситуации усвоения соответствует конкретной цели и задаче [13]. Нельзя не согласиться с Пидкасистым П.И., что именно самостоятельная работа является важнейшим условием самоорганизации и самодисциплины в овладении методами познавательной деятельности, она вырабатывает у обучаемого психологическую установку на самостоятельное пополнение знаний и выработку умения ориентироваться в потоке различной информации при решении разных задач.

     По  определению А.И. Зимней, самостоятельная работа представляется «как целенаправленная, внутренне мотивированная структурированная самим объектом в совокупности выполняемых действий и корригируемая им по процессу и результату деятельности. Её выполнение требует достаточно высокого уровня самосознания, рефлективности, самодисциплины, личной ответственности, доставляет ученику удовлетворение как процесс самосовершенствования и самопознания». А.И. Зимняя подчёркивает, что самостоятельная работа школьника есть следствие правильно организованной его учебной деятельности на уроке, что мотивирует самостоятельное её расширение, углубление и продолжение в свободное время [14].

     Суммируя  всё вышесказанное, к основным признакам  самостоятельной работы учащихся можно  отнести следующие:

  1. внешними признаками самостоятельности учащихся при выполнении заданий являются умение планировать свою работу, выполнять задания без непосредственной помощи учителя и оценивать результат своей работы.
  2. систематическое осуществление учащимися самоконтроля за результатами своей работы, корректирование и усовершенствование способов её выполнения.
  3. наличие познавательной задачи, проблемной ситуации, побуждающей учеников к самостоятельной интеллектуальной деятельности.
  4. проявление учащимися самостоятельности и творческой активности при разрешении поставленных перед ними познавательных задач.
  5. включение в задания для самостоятельной работы материала, усвоение которого способствовало бы целостному развитию личности учащегося, самообразованию и творчеству.

     Анализируя  все возможные подходы, можно за основу принять следующее определение: «Самостоятельная работа – это вид учебной деятельности, при которой учащиеся с определённой долей самостоятельности, а при необходимости, при частичном руководстве учителя выполняют различного рода задания, прилагая необходимые для этого умственные усилия и проявляя навыки самоконтроля и самокоррекции». 

     1.2 Классификация видов самостоятельной работы 

     Что касается классификации видов самостоятельной  работы учащихся, то единства мнений по этому вопросу у учёных не существует. Само понятие самостоятельной работы обладает большой ёмкостью и определяется несколькими признаками, порождающими разнообразие подходов к основе классификации.

     Особенно  «популярной» среди дидактов и методистов оказалась классификация видов самостоятельной работы, основанных на источниках знаний. Это - работа с учебной книгой, газетой дополнительной литературой, иллюстрацией, картой, атласом, гербарием, коллекцией минералов, компасом и т.д. В наиболее завершенном виде такая классификация разработана В.П. Стрезикозиным (1968). Он выделяет следующие виды самостоятельной учебной работы школьников:

     1) работа с учебной книгой (разновидности  - составление плана отдельных  глав, ответы на вопросы учителя,  анализ идейного содержания или  художественных особенностей произведения по вопросам учителя, характеристика действующих лиц, работа над документами и другими первоисточниками и т.д.);

     2) работа со справочной литературой  (статистические сборники, справочники  по отдельным отраслям знаний  и народного хозяйства, словари, энциклопедии и пр.);

     3) решение и составление задач;

     4) учебные упражнения;

     5) сочинения и описания (по опорным  словам, картинам, личным впечатлениям  и т.д.);

     6) наблюдения и лабораторные работы (работа с гербаризированным материалом, коллекциями минералов, наблюдение природных явлений и их объяснение, ознакомление с механизмами и машинами по моделям и в натуре и др.).

     7)работа, связанная с использованием раздаточного  материала (комплекты картинок, фигур,  кубиков и т.д.;

     8) графические работы [15].

     Нужно учитывать, что классификация видов  самостоятельной работы по источникам знаний является вспомогательной, так  как не может быть заданий просто работать с книгой, таблицей, картой и тому подобное. Всегда ставится содержательная цель. Но такая классификация имеет очень важное педагогическое значение, прежде всего потому, что усвоение учащимися содержания учебного материала и овладение умениями происходит одновременно. Значит, выстраивать систему заданий для самостоятельной работы учащихся в каждом конкретном случае учитель будет и по содержанию и по источникам знаний.

     Важнейшим критерием отбора должна быть специфика  учебного материала, его сложность.

Задания для  самостоятельной работы с источниками  знаний при получении новой информации и овладении приёмами учебной работы, как и все другие учебные задания, могут быть различными.

Простые вопросы

Логически связанные

  1. Различные тесты (альтернативные, выбор ответа и т.п.).
  2. Инструкции или планы.
  3. Краткие требования (составить схему, доказать, объяснить, обосновать, извлечь из учебника и т.п.).
  4. Задачи количественные, качественные, познавательные (поиск новых знаний, поиск новых способов получения знаний), тренировочные (закрепление знаний, закрепление способов получения знаний) [16].

     Приведённая классификация видов самостоятельной работы отражает ее внешнюю сторону или, если говорить с точки зрения деятельности учителя, управленческую сторону этого понятия. Такая классификация имеют определенную ценность, поскольку показывает многообразие способов включения самостоятельной работы в учебную деятельность учащихся. Однако такой подход к классификации односторонен. Он не раскрывает внутреннего содержания работы, оставляя в тени уровень мыслительной активности школьников. Это понимали многие ведущие дидакты и пытались как-то совместить обе стороны содержания самостоятельной работы. Наиболее характерна в этом отношении классификация, разработанная Б.П. Есиповым(1961). Исходным ее принципом было избрано дидактическое назначение. Поэтому виды самостоятельной работы выделяются по основным звеньям учебного процесса. Вместе с тем, характеризуя выделенные им виды самостоятельной работы, Б.П. Есипов пытался показать протяженность трудности и проблемности в каждом из этих видов и внутреннюю динамику мыслительной деятельности учеников [17].

     Многие  исследователи в поисках возможностей для лучшего отображения внутренней стороны содержания самостоятельной  работы стали акцентировать внимание на последовательном нарастании продуктивного  и творческого начал как в  самостоятельной деятельности, так и в заданиях, проектирующих эту деятельность и отражающих изменения в уровне мышления учащихся.

     Пожалуй, первая попытка классифицировать самостоятельную  работу на такой основе принадлежит  М.И. Моро (1963), в которой выделяются следующие виды самостоятельной работы;

     а) основанные, главным образом, на подражании, на воспроизведении школьниками  действий учителя и его рассуждений;

     б) требующие от учеников самостоятельного применения знаний, умений и навыков, приобретенных ранее под руководством преподавателя в условиях, аналогичных тем, в которых они формировались;

     в) то же, но в условиях, в большей  или меньшей степени отличающихся от тех, которые имели место при  формировании знаний, умений и навыков, применяемых школьниками в ходе выполнения задания;

     г) творческие работы, требующие от учащихся проявления самостоятельности в  постановке вопроса и поисках  пути его решения, самостоятельного проведения необходимых наблюдений, самостоятельного получения вывода [18].

     Подобный  подход дидакты обосновывают результатами психологических исследований, согласно которым выделяется два вида мышления - репродуктивный и продуктивный. Следует, конечно, иметь в виду, что в реальном процессе познания в «чистом виде» они не проявляются; оба эти вида выступают в диалектическом единстве и в зависимости от уровня проблемности ситуации на первый план выступает либо репродуктивное, либо продуктивное мышление. Другими словами, шкала проблемности непрерывна и поэтому границы между выделенными классификационными единицами (ступенями и т.д.) весьма нечетки и условны.

     И.Э. Унт (1966) исходит из двух принципов  классификации видов самостоятельной  работы школьников и предлагает соответственно две классификации. Первая основывается на источнике знаний или, по терминологии автора, «методике самостоятельной работы учащихся».

     Самостоятельная работа учащихся над учебной литературой:

     1. Работа над текстом учебника  по составлению:

Информация о работе Самостоятельная работа школьников по иностранному языку