Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2010 в 09:25, курсовая работа
Цель исследования – выявить особенности общения детей младшего дошкольного возраста.
Задачи исследования:
1.Рассмотреть понятие общения в психологии, три его стороны.
2.Изучить психологические особенности общения детей в младшем дошкольном возрасте.
3.Определить уровни общения у детей младшего дошкольного возраста.
Поскольку
правила ролевой игры накладывают
определённые ограничения, то даже дети
с психопатоподобным
Определённое
значение имеет и эмоциональная
реакция не занятых в игре сверстников.
Они бурно переживают происходящие
в ней события, выражая отрицательное
отношение к агрессивности и
двуличности в действиях
Не менее важно, чтобы отрицательную и тем более агрессивную роль сыграл ребёнок, неспособный постоять за себя и боящийся сильных, недружелюбных и агрессивных детей. Прожитые таким образом недоступные ранее образы агрессии, зла и коварства теряют подобный ореол в представлении ребёнка.
Игра продолжается не более 30 минут. Поскольку содержание игры задаётся только в самых общих чертах, то по ходу её возникают неожиданные, непредсказуемые для участников повороты событий. При руководстве игрой взрослым повышается активность детей, которые раньше были в позиции «изолированных» или «отвергнутых», а теперь поднимаются до уровня принятых членов группы. Группа становится, таким образом, более терпимой к своим участникам, менее полярно дифференцированной и более продуктивной в плане решения общих задач. Повышается и эффективность управления группой не только потому, что она стала более сплочённой, но и в результате развития в ней коллективистских тенденций – взаимопомощи, взаимной ответственности и ориентации на достижение совместных, социально приемлемых целей.
Если на первых этапах разыгрываются сказочные истории, то со сплочением группы постепенно переходят на разыгрывание условных историй, а затем и реальных. Реальные истории для игры всегда актуальны, так как затрагивают жизненные стороны отношений детей. Они имеют более определённый сценарий, включают в себя постановку конкретных задач и выработку плана действий. Но даже и тогда играющие не произносят заученные реплики, а взаимодействуют друг с другом в пределах заранее очерченной ситуации.
Особенностями игры на данном этапе являются предварительное разъяснение её содержания, чередование детей в одной и той же роли, последующее обсуждение игры.
Широкими возможностями развития элементов общения владеет куклотерапия, применяющая как тряпичных, надеваемых на руку кукол, так и кукол-марионеток.
Для развивающей работы с тряпичными куклами желательно иметь набор, состоящий из игрушечных мальчика, девочки, волка, медведя, лягушки, мышки, ёжика, кота, петуха и обезьянки. Игра строится на манер кукольного представления. За ширмой находится взрослый и один или несколько детей. Они манипулируют куклами так, чтобы сами не были видны зрителям-детям. Игра проводится в виде импровизации монологов и диалогов действующих
имитируя ситуации неожиданного появления, угрозы, страха и защиты, хитрости и коварства, дружбы и обмана и т.д.
Через несколько занятий большинство детей уже хотят участвовать в игре, и сами придумывают различные сценки из жизни зверей. Зрители по-своему участвуют в игре, эмоционально выражая отношение к происходящим событиям. Более того, всячески поощряется их прямое вмешательство в игру в одной из выбранных экспромтом ролей. Тогда игра проводится как бы на два лагеря, с одной стороны ширмы – взрослый и помощники, с другой – один или два действующих лица из числа зрителей.
Особенно успешным бывает изображение взрослым отрицательной роли, например агрессивного волка, в борьбе с которым объединяются как остальные играющие, так и зрители. Или изображается слабый и беззащитный зайчик так, что он вызывает сочувствие и желание помочь ему. В игре специально создаются неожиданные, психологически сложные ситуации, и взрослый в роли персонажа вдруг обращается к зрителям с вопросом, что ему делать, как лучше себя вести. Дети дают советы, подсказывая решение конфликтных ситуаций, или же непосредственно принимают участие в игре, оказывают помощь попавшему в беду и учат его вести себя так, чтобы больше не повторились опасные ситуации и чтобы он смог защитить себя должным образом. Так с помощью игры происходит обучение адекватным приёмам общения.
Развивающая
работа с куклами-марионетками во многом
схожа с куклотерапией
Еще один метод формирования элементов общения и развития взаимоотношений – это сказкотерапия.
Сказкотерапия — это процесс образования связи между сказочными событиями и поведением в реальной жизни. Это процесс переноса сказочных смыслов в реальность. И если взрослые не просто читают детям сказки, но и совместно размышляют над ними, то начинает работать принцип осознания взаимосвязи смысла сказочной ситуации и реальной жизни.
Современные психотехнические подходы применяют сказку как технику, как повод для психодиагностики, коррекции и развития личности:
Слушая сказки в детстве, человек накапливает в бессознательном некий символический «банк жизненных ситуаций». Этот «банк» может быть активизирован в случае необходимости.
Использование сказкотерапии как коррекция уровня общения предполагает закономерности работы со сказочным материалом.
После
рассказа воспитатель (родитель) может
спрасить, кто из детей видел ослика, какой
ослик по внешнему виду, по характеру.
Почему про человека, который упрямится,
говорят: упрям, как осел? Вспоминают смешной
стишок про ослика. Можно рассмотреть
картинку с изображением ослика.
Выводы по 2 главе
В младшем дошкольном возрасте общение принимает статус ведущего типа деятельности. Именно ранние форм общения во многом определяют дальнейшее их развитие и влияют на личность человека, на его отношение к окружающим людям, к себе, к миру. Если у ребенка недостаточно сформирована способность к общению в дошкольном возрасте, то в дальнейшем у него могут возникнуть межличностные и внутриличностные конфликты, которые у взрослого человека разрешить очень сложно, а иногда и невозможно.
Определенная атмосфера общения в семье, с первых дней жизни, создаваемая для малыша, приводит к происхождению становлению его личности. Контакты с взрослыми решающим образом определяют направление и темпы развития ребенка. Именно в процессе общения он получает разнообразную и необходимую информацию.
Заключение.
В заключении можно отметить, что ребёнок младшего дошкольного возраста является полноценным членом детского сообщества – первое социальное объединение детей, в котором они занимают различное положение – в основном выступает группа детского сада. В дошкольном возрасте проявляются дружеские взаимоотношения и конфликтные, выделяются дети, испытывающие трудности в общении. С возрастом изменяется отношение дошкольников к сверстникам, которых оценивают не только по деловым качествам (умению организовать интересную игру, помирить поссорившихся сверстников, организовать помощь малышам и взрослым и др.), но и по личностным, прежде всего нравственным. Это связано с развитием представлений детей о нормах морали, более углубленным пониманием содержания нравственных качеств. И успешность межличностного общения во многом определяет не только развитие личности ребёнка, но и всю его дальнейшую жизнь.
Подводя итоги, можно отметить, что мы рассмотрели общение, его структуру и характеристики. Нами выявлены особенности общения детей младшего дошкольного возраста со сверстниками и со взрослыми.
Мы считаем что цель, поставленная нами в начале нашей работы, выполнена: теоретическое исследование проблемы развития элементов общения у детей младшего дошкольного возраста нами проведено.
Важно обозначить практическое значение проведённого исследования. Обращение к проблеме развития у младших дошкольников элементов общения, профилактики социально неприемлемых поведенческих форм посредством адекватных возрасту детей видов деятельности, таких как беседа, ролевая игра, куклотерапия, сказкотерапия, социальная терапия является очень важным как для практического психолога в детском саду, так и для воспитателей, родителей.
Жизнь человека в группе и обществе невозможно представить без общения. Общение является одним из основных видов деятельности людей. В зависимости от того, как протекает общение, какие требования предъявляет к познавательным процессам, эмоционально-волевой сфере, по разным направлениям воздействует на дальнейшее формирование личности. А изменения, которые в них происходят под влиянием так или иначе развертывающегося общения, в свою очередь более или менее сильно воздействуют на такие базисные свойства личности, в которых выражается ее отношение к различным социальным институтам и общностям людей, к природе, к труду.
Одним из важнейших факторов формирования личности является общение. Раннее детство это момент, когда ребенок стремится к общению с другими детьми. Опыт общения с взрослыми во многом предопределяет общение со сверстниками, реализуется в отношениях между детьми. В своих исследованиях А.Г. Рузская отмечает, что общение ребенка со взрослым и сверстником – разновидности одной и той же коммуникативной деятельности. Хотя собственно коммуникативная деятельность с ровесниками возникает именно в период младшего дошкольного возраста и имеет форму эмоционально-практического общения. Цель этого общения – соучастие. Взрослый в этот момент должен разумно корректировать такое общение.
Таким образом, гипотеза исследования
о том, развитие ребенка младшего дошкольного
возраста зависит от организации полноценного
общения, условиями которых являются:
знания закономерностей психического
и социального развития детей подросткового
возраста; создание положительной мотивации
восприятия окружающих сверстников и
взрослых, подтвердилась.
Литература
Информация о работе Рзвитие эллементов общения у детей младшего дошкольного возраста