Рзвитие эллементов общения у детей младшего дошкольного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2010 в 09:25, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования – выявить особенности общения детей младшего дошкольного возраста.

Задачи исследования:

1.Рассмотреть понятие общения в психологии, три его стороны.
2.Изучить психологические особенности общения детей в младшем дошкольном возрасте.
3.Определить уровни общения у детей младшего дошкольного возраста.

Работа содержит 1 файл

+ курсовая элементы общения..doc

— 215.50 Кб (Скачать)

    С другой стороны, барьеры коммуникации могут носить чисто психологический  характер. Они могут возникать  или в силу сложившихся между  общающимися особого рода психологических отношений, например неприязни, недоверия, или вследствие индивидуальных психологических особенностей общающихся.

    Интерактивная сторона заключается в организации взаимодействия между общающимися индивидами, т.е. в обмене не только знаниями, идеями, но и действиями.

    При изучении интерактивной стороны  общения выделяют такие компоненты как: позиции участников, ситуация и  стиль действий. Эти компоненты подробно рассмотрены в транзактном анализе  Э. Берна.

    С точки зрения транзактного анализа  каждый участник взаимодействия в принципе может занимать одну из трёх позиций, которые условно обозначаются как Родитель, Взрослый, Ребёнок. Считается, что взаимодействие эффективно тогда, когда транзакции носят «дополнительный» характер, т.е. совпадают. Если транзакции являются «пересекающимися», то общение нарушается или прекращается вовсе.

    Адекватное  понимание ситуации и адекватный стиль действия в ней являются ещё одним показателем эффективности  взаимодействия. Каждая ситуация диктует  свой стиль поведения и действий: в каждой из них человек по-разному «подаёт» себя,  а если эта самоподача не адекватна, взаимодействие затруднено. Различают три основных стиля действий: ритуальный, манипулятивный и гуманистический.

    Андреева  Г. М. [2, с. 106] выделяет два основных типа взаимодействия: кооперация и конкуренция.

    Кооперация  означает координацию единичных  сил участников (упорядочивание, комбинирование, суммирование этих сил). Кооперация –  необходимый элемент совместной деятельности, порождённый её особой природой. Важным показателем качества кооперативного взаимодействия является включённость в него всех участников процесса.

    Конкуренцию чаще всего исследуют в наиболее яркой её форме – конфликте. Структура  конфликта по-разному описывается  разными авторами, но основные элементы присутствуют у всех:

    • конфликтная ситуация;
    • позиции участников;
    • объект;
    • пусковой механизм;
    • развитие конфликта;
    • разрешение конфликта.

    Перцептивная  сторона общения означает процесс восприятия и познания друг друга партнёрами по общению и установления на этой основе взаимопонимания. [2, с. 82] В общение человек всегда вступает как личность, таким он и воспринимается партнёром по общению. Впечатления, которые возникают при «чтении» другого человека, играют важную регулятивную роль в процессе общения.  Познавая другого, формируется сам познающий индивид.   

    Таким образом, представление о себе через  представление о другом формируется  при условии, что этот другой дан  в рамках широкой социальной деятельности, в которую включено взаимодействие с ним. Индивид соотносит себя с другим не вообще, а преломляя это соотнесение в разработке совместных решений. Андреева Г. М. отмечает, что « в ходе познания другого человека одновременно осуществляется несколько процессов: и эмоциональная оценка этого другого, и попытка понять строй его поступков, и основанная на этом стратегия изменения его поведения, и построение стратегии своего собственного поведения» [2, с. 121].

    Анализ  осознания себя через другого, учитывая, что в этот процесс включены как  минимум два активных субъекта, включает две стороны: идентификацию и рефлексию.

    Идентификация – отождествление себя с другим человеком, попытка поставить себя на место партнёра по общению, для  того чтобы понять его. Близкое идентификации  по содержанию явление – эмпатия. Основное различие между этими двумя механизмами познания другого человека состоит в том, что идентификация в большей степени относится к интеллектуальному «отождествлению», а эмпатия – к эмоциональному.

    Не  менее важным для взаимодействия является то, как другой партнёр  по общению будет понимать меня, таким образом, процесс понимания осложняется рефлексией. Рефлексия – это осознание действующим индивидом того, как он воспринимается партнёром по общению.

    В процессе восприятия людьми друг друга  происходит интерпретация поведения другого человека, которая основывается на знании причин этого поведения. В условиях недостатка знаний об этих причинах, возникает приписывание их друг другу. Приписывание, или атрибуция осуществляется либо на основе сходства поведения воспринимаемого лица с каким-то другим образцом в прошлом опыте, либо на основе анализа собственных мотивов.

    На  точность межличностного восприятия влияют различные эффекты восприятия, например «эффект ореола», «эффект новизны».

    Особый  круг проблем социальной перцепции  связан с тем, что люди в процессе восприятия формируют по отношению друг к другу определённые отношения. На основе сделанных оценок рождается разнообразная гамма чувств – от неприятия того или иного человека до симпатии, даже любви к нему. Аттракция – это и процесс формирования привлекательности человека для воспринимающего, и продукт этого процесса, т.е. некоторое качество отношения. Таким образом, аттракцию можно рассматривать как особый вид социальной установки на другого человека, в которой преобладает эмоциональный компонент, когда этот другой оценивается в категориях аффективных оценок. Выделяют следующие уровни аттракции:

    • симпатия;
    • дружба;
    • любовь.
 
 
 

    1.2. Особенности общения в младшем  дошкольном возрасте.

    В отечественной психологии в принятой возрастной периодизации к возрастам детей, посещающих группы детского сада, относятся часть раннего детства – с 1,5 до 3 лет; кризис 3 лет; дошкольный возраст – от 3 до 6-7 лет. Наше исследование направлено на изучение особенностей общения в младшем дошкольном возрасте, то есть детей в возрасте от 2,5-4 лет. Таким образом, выбранный нами для изучения период открывается кризисом 3 лет.

    Кризис  трёхлетнего возраста, называется многими  авторами фазой строптивости или  упрямства. Согласно Л. С. Выготскому2, в этот период, ограниченный коротким промежутком времени, личность ребёнка претерпевает резкие и внезапные изменения. Ребёнок становится трудновоспитуемым. Он проявляет строптивость, упрямство, негативизм, капризность, своеволие. Внутренние и внешние конфликты часто сопровождают весь период.

    Негативизм  в качестве отличительного признака кризиса 3 лет включает в себя то, что ребёнок не делает что-то потому, что его попросили сделать  это. Происходит своеобразный сдвиг  мотивировок. Негативизм вынуждает  ребёнка поступать вопреки своему аффективному желанию. Негативизм есть акт социального характера: он раньше всего адресован к человеку, а не к содержанию того, о чём просят.

    Упрямство – ещё один отличительный признак  кризиса 3 лет. Это такая реакция  ребёнка, когда он настаивает на чём-либо не потому, что ему этого сильно хочется, а потому, что он это потребовал. В данном случае мы имеем другое отношение мотивировок к собственной личности ребёнка, чем до наступления кризиса.

    Третий  симптом кризиса трёх лет –  строптивость. Строптивость направлена против норм воспитания, установленных для ребёнка, против образа жизни, и выражается в своеобразном детском недовольстве, бунте.

    Четвёртым отличительным признаком кризиса  трёх лет является своеволие. Оно  заключается в тенденции ребёнка  к самостоятельности. Таким образом, Кризис трёх лет протекает как кризис отношений ребёнка. Меняется социальная позиция ребёнка по отношению к окружающим людям.

    На  третьем году жизни взаимоотношения  между детьми возникают в основном на основе их действий с предметами, игрушками. Эти действия приобретают совместный, взаимозависимый характер.3

    Существенную  роль в формировании личности ребёнка  играет потребность в общении  со сверстниками. В обществе сверстников  наиболее эффективно развиваются механизмы  межличностного восприятия и понимания, лежащие в основе формирования таких положительных личностных качеств, как сочувствие, стремление к оказанию помощи и дружеской поддержки, умение разделить радость, чувство справедливости, честность, порядочность, а также качества, обеспечивающие способность к самосознанию.

    Ребёнок учится той или иной форме поведения, ориентируясь на требования группы в  виде ролевых ожиданий, то есть, упражняясь в выполнении определённых социальных ролей, заданных системой межличностного взаимодействия в конкретной группе. От стиля общения, от положения среди сверстников зависит, насколько ребенок чувствует себя спокойным, удовлетворенным, в какой мере он усваивает нормы отношений со сверстниками.

    В общении детей весьма быстро складываются отношения, в которых появляются предпочитаемые и отвергаемые сверстники.

    Одобрение группы обеспечивает ребёнку возможность  самовыражения и самоутверждения, способствует развитию у него уверенности, активности, позитивного самовосприятия.

    Общение со сверстниками – жесткая школа социальных отношений. Именно общение со сверстниками требует высокого эмоционального напряжения. За «радость общения» ребенок тратит много энергии на чувства, связанные с успехом идентификации и страданиями отчуждения.

    Взаимодействие  ребенка со сверстниками - это не только прекрасная возможность совместно познавать окружающий мир, но и возможность общения с детьми своего возраста, возможность общения с мальчиками и девочками. Дети дошкольного возраста активно интересуются друг другом, у них появляется выраженная потребность в общении со сверстниками. В условиях специального дошкольного воспитания, когда ребенок постоянно находится с другими детьми, вступает с ними в разнообразные контакты, складывается детское общество, где ребенок приобретает первые навыки поведения среди равных участников общения.

    Рассмотрим  возрастную динамику межличностного взаимодействия в группах младших дошкольников. Согласно Коломинскому Я. Л. в группах младших дошкольников часто наблюдается деятельность детей по типу «рядом, но не вместе»4. Это стадия предсотрудничества со сверстниками в процессе предметных подражательных действий. Этот процесс имеет ярко выраженный эмоциональный фон, является показателем возникновения сюжетной игры. Постепенно появляется совместное действие между детьми, но вначале оно представляет собой механическое слияние, в котором взаимное согласование имеет минимальное выражение. Со временем совместное действие приобретает элементы сотрудничества, которые проявляются в установлении эмоциональных, избирательных контактов со сверстниками, в объединении детей на основе общего игрового интереса. У ребёнка рождается субъективное отношение к сверстнику как партнёру по совместной деятельности.

    В элементарных сюжетно-ролевых играх  младший дошкольник начинает ориентироваться не только на сюжет, но и на сверстника: сферу его интересов, уровень возможностей и умений. Создаются первые игровые объединения, но они имеют неустойчивый характер. Эти объединения состоят, как правило, из двух – трёх детей одного пола. Владение игровыми операциями является главным требованием перед приёмом его в совместную игру. Если ребёнок не соответствует предъявляемому требованию, то ему не всегда удаётся наладить благоприятные отношения. Таким образом, одни младшие дошкольники становятся активными, уверенными, другие – робкими, замкнутыми. Однако из-за того, что мотивы взаимодействия ограничены рамками актуальной ситуации, взаимоотношения ещё не устойчивы, могут часто меняться. Источником оценочных суждений, а в итоге и оценочных отношений, выступают взрослые.

    К концу четвёртого года жизни отношения  между детьми становятся более устойчивыми. Заметнее выступают некоторые симпатии и антипатии. Стремление к сотрудничеству опосредует развитие деловой коммуникативной  деятельности со сверстниками. Вопросы, ответы, разъяснения, практические реплики свидетельствуют о внимании детей к умениям, поступкам товарищей, а также об огромном желании привлечь к себе их внимание, получить оценку себя. В данном возрасте уже заметна избирательность в общении.

    Ребенок в возрасте от трех лет переживает сильное потрясение от своего открытия: он не является центром мироздания. По мнению Мухиной В. С., «наиболее  сильный и важный источник переживаний  ребёнка – его взаимоотношения  с другими людьми. Когда окружающие взрослые относятся к ребёнку ласково, признают его права, проявляют к нему внимание, он испытывает эмоциональное благополучие – чувство уверенности и защищённости. Обычно в этих условиях у ребёнка преобладает бодрое жизнерадостное настроение. Эмоциональное благополучие способствует нормальному развитию личности ребёнка, выработке у него доброжелательного отношения к другим людям».[12, с. 168]

Информация о работе Рзвитие эллементов общения у детей младшего дошкольного возраста