Рзвитие эллементов общения у детей младшего дошкольного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2010 в 09:25, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования – выявить особенности общения детей младшего дошкольного возраста.

Задачи исследования:

1.Рассмотреть понятие общения в психологии, три его стороны.
2.Изучить психологические особенности общения детей в младшем дошкольном возрасте.
3.Определить уровни общения у детей младшего дошкольного возраста.

Работа содержит 1 файл

+ курсовая элементы общения..doc

— 215.50 Кб (Скачать)

    В перипетиях отношений со взрослыми  ребёнок постепенно обучается тонкой рефлексии на другого человека. В  этот период через отношение со взрослым интенсивно развивается способность к идентификации с людьми, а также со сказочными и воображаемыми персонажами, с природными объектами, игрушками, изображениями и т.п. Одновременно ребенок открывает для себя позитивную и негативную силы обособления, которым ему предстоит овладеть в более позднем возрасте.

    Если  раньше ребёнок смотрел на вещь через  взрослого, то теперь он начинает разводить  мир вещей и мир взрослых, и  начинает определять себя в этом мире. Можно наблюдать период провокаций, когда ребёнок наблюдает за отношениями близких людей. По мнению Лисиной М. И., для детей младшего дошкольного возраста в общении со взрослым характерны такие формы общения как ситуативно-деловая и внеситуативно-познавательная, а так же переходные формы между этими двумя.

    Ситуативно-деловая  форма общения характерна тем, что  общение развёртывается в ходе совместной со взрослым предметной деятельности и её обслуживает. При этом доминирует потребность ребёнка в сотрудничестве со взрослым, ведущим мотивом является – деловой: взрослый воспринимается как партнёр по игре, образец для подражания, эксперт по оценке умений и знаний; помощник, организатор и участник совместной предметной деятельности.

    Внеситуативно-познавательная форма общения характерна тем, что общение развёртывается на фоне совместной со взрослым и самостоятельной деятельности ребёнка по ознакомлению с физическим миром и её обслуживает. При этом доминирует потребность ребёнка в доброжелательном внимании, сотрудничестве и уважении, ведущим мотивом является – познавательный: взрослый воспринимается как эрудит, источник познания о внеситуативных объектах, партнёр по обсуждению причин и связей в физическом мире.5

    Как отмечает Мухина В. С., в младшем дошкольном возрасте ребенок интенсивно овладевает речью как средством общения: с помощью речи он учится рассказывать о значимых для него событиях, делиться своими впечатлениями; он учится строить  с людьми адекватные отношения. Речь как средство общения несет в себе не только функцию обмена информацией, но и экспрессивную функцию.

    Эмоционально  интонируется не только окрас слов, которые люди произносят в общении, но и сопровождающие речь мимика, позы и жесты. Подражая родителям и воспитателю, с которым проводит большую часть дня, (идентифицируясь с ними), ребенок бессознательно перенимает стиль общения, который становится его натурой. [12, с. 166]

    Мы  отмечали, что от отношения значимого  взрослого в большой степени зависит не только формирование личности ребёнка в целом, но и развитие особенностей его общения с окружающими. Стили общения, используемые воспитателем:

    • Авторитарный стиль – жесткий стиль руководства с опорой на наказания, подавление инициативы, принуждение. Несмотря на малый возраст ребенка, ему предъявляют требования неукоснительного подчинения.
    • Либерально-попустительский стиль исповедует принцип вседозволенности. Ребенок, лишаясь представлений о том, что можно и чего нельзя, не сможет вовремя и нормально войти в социальное пространство человеческих отношений.
    • Ценностное отношение к ребенку и понимание необходимости его нормальной и своевременной социализации – наиболее эффективный стиль воспитания, опирающийся на потребности ребенка в положительных эмоциях и в реализации притязаний на признание. При доброжелательности к ребенку взрослые учат его подражанию, используют внушение и убеждение.

    По  мнению Мухиной В. С., самый эффективный  стиль общения в группе, когда  взрослый и дети стоят друг по отношению к другу в позиции дружеского понимания. Именно такой стиль общения вызывает у детей положительные эмоции, уверенность в себе, дает понимание значения сотрудничества в совместной деятельности и обеспечивает сорадость при выполнении той или иной деятельности. Этот стиль общения воспитателя с детьми объединяет детей: со временем у них появляется чувство "Мы", ощущение сопричастности друг к другу. [12, с. 168] 
 
 
 

Выводы  по 1 главе

        Общение имеет огромное значение в формировании человеческой психики, ее развитии и становлении разумного, культурного поведения. Через общение с психологически развитыми людьми, благодаря широким возможностям к научению, человек приобретает все свои высшие познавательные способности и качества. Через активное общение с   развитыми личностями он сам превращается в личность.

             Жизнь человека в группе и обществе невозможно представить без общения. Общение является одним из основных видов деятельности людей, оно не только выявляет наиболее существенные характеристики их как объектов и субъектов общения, но в зависимости от того, как оно протекает, какие требования предъявляет к их познавательным процессам, эмоционально-волевой сфере и насколько в целом отвечает имеющемуся у каждого из них идеалу общения, по разным направлениям воздействует на дальнейшее формирование их личности и наиболее явственно на такие блоки свойств в ней, в которых находит выражение ее отношение к другим людям и к себе. А изменения, которые в них происходят под влиянием так или иначе развертывающегося общения, в свою очередь более или менее сильно воздействуют на такие базисные свойства   личности, в которых выражается ее отношение к различным социальным институтам и общностям людей, к природе, к труду. Одним из важнейших факторов формирования личности является общение. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 2. Общение младшего дошкольника в  практике современного детского сада

    2.1 Уровни развития общения младшего  дошкольника

    Чтобы выяснить уровни общения детей младшего дошкольного возраста, мы провели наблюдение «Оценка уровня общения» (Развитие общения А.Г. Арушанова) (Приложение 1).

       Данное наблюдение проведено на базе МДОУ Детский сад № 90 Фонтанчик, г. Волжский, Волгоградская обл. В нем приняли участие 10 младших дошкольников в возрасте от 2,5 до 4 лет.

      Цель нашего наблюдения - определить насколько ребенок владеет способами общения.

        Теоретический подход к пониманию личности базируется на представлении о важной роли оценок и мнения, значимых для данного индивида окружающих лиц, под влиянием которых происходит его персонификация, то есть формирующая личность идентификация со «значимыми другими». В процессе взаимодействия с окружением личность проявляется в определенном стиле межличностного поведения.

           Оценка уровня общения производится  по ряду параметров, отражающих  основные характеристики общения.

          1. Содержание (ориентировка в задании; ориентировка на взрослого; ориентировка на ребенка партнера).

       2. Отношения (инициативность высказываний; воздейственность высказываний — партнер отвечает действием или словом на инициативу сверстника; активная ответная позиция — инициатор разговора отвечает на реплики и действия соседа).

          3. Средства общения (единичное высказывание; диалогический цикл — два взаимосвязанных высказывания двух партнеров на одну тему; сопряженный цикл — три взаимосвязанных высказывания двух партнеров на одну тему).

         4.Коммуникативно-семантический тип высказывания (вопрос — запрос информации; комментарий, обсуждение; побуждение к действию).

         

     5.Способы общения (адресованность, доброжелательность, аргументированность).

          В результате обработки данных мы получили следующие результаты:

       Высокий уровень. Дети хорошо ориентируются в задании, при общении ориентируется на партнера-сверстника, инициативно к нему обращаются и отвечает словом и действием на его высказывания. Общение между детьми разворачивается в виде ряда взаимосвязанных высказываний (диалогических циклов и сопряженных циклов). Дети обращаются друг к другу с вопросами, побуждающими, комментирующими и рассуждающими высказываниями. Дети общаются доброжелательно, обращаются друг к другу адресовано. О наиболее высоком уровне свидетельствуют наличие в общении детей взаимосвязанных высказываний в форме сопряженных циклов, возникновение обсуждений и рассуждений, аргументированных высказываний. Таки детей, в ходе наблюдений было выявлено 3, т.е. 30%.

       Средний уровень. Ребенок при выполнении задания в основном ориентируется на взрослого, но эпизодически ориентируется и на партнера-сверстника, инициативно к нему обращается, отвечает на его высказывания в основном практическими действиями. Комментирует свои действия и действия партнера. Общение доброжелательное. Детей со средним уровнем общения выявлено 2, т.е 20%.

       Низкий уровень. Ребенок пытается решать познавательную задачу, не обращая внимания на партнера. Действует молча либо комментирует свои действия, ни к кому прямо не обращаясь. Не отвечает на высказывания партнера либо может вступать с ним в конфликтные отношения. К сожалению детей с низким уровнем общения выявлено больше, чем детей с более высокими уровнями общения – 5 дошкольников, т.е 50% от всего количества детей. 
 
 
 
 

      Результаты наблюдения отразили в рис 4.

Рис.4  Уровень общения младших дошкольников

      Мы заметили, что младшие дошкольники, в половине случаев имеют низкий уровень общения, т.е. ребенок пытается решать познавательную задачу, не обращая внимания на партнера. Действует молча либо комментирует свои действия, ни к кому прямо не обращаясь. Не отвечает на высказывания партнера либо может вступать с ним в конфликтные отношения.

       После наблюдений, мы в течении  четырех месяцев проводили комплексную терапию по формированию общения у младших дошкольников. Для этого использовали методики по формированию общения – игротерапию и сказкотерапию. Из этих методик отобрали игру «кактус» (см. Приложение 2)  и «встреча с белочкой» (см. Приложение 3).

       Затем у этой же группы детей,  которые принимали участие в  первом наблюдении провели повторное  диагностирование проверки уровня  общения (см. Приложение 4). В результате  обработки данных мы получили  следующие результаты:

      Высокий 50%; 5 дошкольников

      Средний 40%; 4 дошкольника

      Низкий 10%; 1дошкольник.

    Результаты  наблюдений отраженны в рис.5.

            

    Рис. 5 Уровень общения детей у детей  младшего дошкольного возраста 
 
 
 

2.2 Рекомендации по формированию элементов общения у младших дошкольников

    Эффективным приёмом работы по развитию элементов общения у младших дошкольников является использование эмоционального комментария взрослым всего происходящего, что поможет детям эмоционально откликнуться на воспринимаемое. Далее можно предложить детям самим прокомментировать наблюдаемые игры сверстников, их споры, конфликты. Подобному анализу подвергаются читаемые литературные произведения, рассматриваемые картинки. Детям задаются вопросы, позволяющие им обратить внимание на особенности проявлений человеческих взаимоотношений, способы воздействия людей друг на друга. Таким образом, дети накапливают типы экспресивно-мимических движений, интонаций, учатся понимать смысл шуток, поддразниваний, приобретают опыт коммуникативной деятельности, отсутствие которого может вызывать замкнутость.

    Возможно  обогащение представлений детей  о собственно игровой деятельности: привлечение их внимания к сюжетам  игр, содержанию игровых действий, последовательности, игровым умениям сверстников, их настроению во время игры. Другим направлением может быть обучение детей реализации игровых замыслов, выполнению игровых действий, формирование умения сосредоточиться на своей роли, использовать по назначению игрушки, стимулирование ребёнка к придумыванию собственной игры.

    Стремление  к общению и игре у некоторых  детей мотивируется не столько желанием играть, сколько личностной установкой «быть первым, главным». Эгоистические  мотивы могут быть выражены как в  открытом поведении детей, так и  в скрытой форме, когда используется другой ребёнок для выражения своей воли. Работа в данном случае может быть направлена на установление гармонии между личностно значимыми и общественно ценными мотивами деятельности. Это может быть реализовано через включение ребёнка в различные виды социально полезной деятельности при одновременном формировании положительного отношения к ней и закреплении позитивных переживаний, связанных с успехом в деле на общую пользу.

    Развиваемая ролевой игрой способность быть собой среди других – это способность принятия себя в группе, умение взаимодействовать, быть на равных, что создаёт адекватное возрасту чувство собственного достоинства и удовлетворённости общением.

    Рассмотрим  возможности применения ролевой  игры для развития элементов общения вместе с А. Н. Захаровым [8], изучавшим вопросы предупреждения отклонений в поведении ребёнка.

Информация о работе Рзвитие эллементов общения у детей младшего дошкольного возраста