Ролевые игры в обучение

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 09:47, реферат

Описание работы

Актуальность данной проблемы вызвана целым рядом факторов. Во-первых, интенсификация учебного процесса ставит задачу поиска средств поддержания у учащихся интереса к изучаемому материалу и активизации их деятельности на протяжении всего занятия. Эффективным средством решения этой задачи являются учебные игры. Во-вторых, одной из наиболее важных проблем преподавания является обучение устной речи, создающей условия для раскрытия коммуникативной функции языка и позволяющей приблизить процесс обучения к условиям реального обучения, что повышает мотивацию к изучению материала. Вовлечение учащихся в устную коммуникацию может быть успешно осуществлено в процессе игровой деятельности.

Содержание

Введение
История возникновения игры.
Ролевые игры и их функция.
Структура ролевой игры и её организация.
Примеры ролевых игр.
Заключение
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

Пед. технологии.doc

— 127.00 Кб (Скачать)

Урок, проводимый в игровой форме, требует определенных правил [17; 123]: 

1. Предварительной  подготовки. Надо обсудить круг вопросов и форму проведения. Должны быть заранее распределены роли. Это стимулирует познавательную деятельность. 

2. Обязательные  атрибуты игры: оформление, карта  города, корона для короля, соответствующая  перестановка мебели, что создает  новизну, эффект неожиданности и будет способствовать повышению эмоционального фона урока. 

3. Обязательна  констатация результата игры. 

4. Компетентное  жюри. 

5. Обязательны  игровые моменты не обучающего  характера (спеть серенаду, проскакать  на коне и т.д.) для переключения внимания и снятия напряжения. 

Главное - уважение к личности ученика, не убить  интереса к работе, а наоборот стремиться развивать его, не оставляя чувства  тревоги и неуверенности в  своих силах. 

Основные  требования к ролевым играм были сформулированы Р.П. Мильрудом [16, 37]. В своей работе автор утверждает: 

1) Игра  должна стимулировать мотивацию  учения, вызывать у школьников  интерес и желание хорошо выполнить задание; её следует проводить на основе ситуации, адекватной реальной ситуации общения. 

2) Ролевую  игру нужно хорошо подготовить  с точки зрения как содержания, так и формы, четко организовывать. Важно, чтобы учащиеся были  убеждены в необходимости хорошо  исполнить ту или иную роль. Только при этом условии их  речь будет естественной и  убедительной.

3) Ролевая  игра должна быть принята всей  группой. 

4) Она  непременно проводится в доброжелательной  творческой атмосфере, вызывает  у школьников чувство удовлетворения, радости. Чем свободнее чувствует  себя ученик в ролевой игре, тем инициативнее он будет в общении. Со временем у него появится чувство уверенности в своих силах, в том, что он может исполнять разные роли. Игра организуется таким образом, чтобы учащиеся могли в активном речевом общении с максимальной эффективностью использовать отрабатываемый речевой материал. 

5) Учитель  непременно сам верит в ролевую  игру, в ее эффективность. Только  при этом условии он может  добиться хороших результатов. 

6) Большую  значимость приобретает умение  учителя установить контакт с  ребятами. Создание благоприятной, доброжелательной атмосферы на занятии - очень важный фактор. В процессе игры учитель иногда может взять себе какую-либо роль, однако не главную, чтобы игра не превратилась в традиционную форму работы под руководством. Желательно, чтобы социальный статус этой роли помог бы ему ненавязчиво направлять речевое общение в группе 

Выбор игры 

Выбор игры в первую очередь зависит  от того, каков ребенок, что ему  необходимо, какие воспитательные задачи требуют своего разрешения. Если игра коллективная, необходимо хорошо знать, каков состав играющих, их интеллектуальное развитие, физическая подготовленность, особенности возраста, интересы, уровни общения и совместимости и т.п. Выбор игры зависит от времени ее проведения, природно-климатических условий, протяженности времени, светового дня и месяца ее проведения, от наличия игровых аксессуаров, зависит от конкретной ситуации, сложившейся в детском коллективе. Цель игры находится за пределами игровой ситуации, и результат игры может выражаться в виде внешних предметов и всевозможных изделий (модели, макеты, игрушки, конструкторы, куклы и др.), «продуктов» художественного творчества, новых знаний и др. В игре подмена мотивов естественна; дети действуют в играх из желания получить удовольствие, а результат может быть конструктивным. Игра способна выступать средством получения чего-то, хотя источником ее активности являются задачи, добровольно взятые на себя личностью, игровое творчество и дух соревнования. В играх ребенком осуществляются цели нескольких уровней, взаимосвязанных между собой [24; 62]. 

Первая  цель - удовольствие от самого процесса игры. В данной цели отражена установка, определяющая готовность к любой  активности, если она приносит радость.

Цель  второго уровня - функциональная, она  связана с выполнением правил игры, разыгрыванием сюжетов, ролей. 

Цель  третьего уровня отражает творческие задачи игры - разгадать, угадать, распутать, добиться результатов и т.п. 

Предложение игры детям. 

Главная задача в предложении игры заключается  в возбуждении интереса к ней, в такой постановке вопроса, когда совпадают цели воспитателя и желания ребенка. Игровые приемы предложения могут быть устного и письменного характера. Интерес вызывают игрушки, или предметы для игры, возбуждающие желание поиграть, игровые афиши, игровые радио объявления и т.п. В предложения игры входит объяснение ее правил, и техники действий. Объяснение игры является моментом очень ответственным. Игру следует объяснять кратко и точно непосредственно перед ее началом. В объяснение входит название игры, рассказ о ее содержании, и объяснение основных и второстепенных правил, в том числе различение играющих, объяснение значения игровых аксессуаров и т.д. [6; 51]. 

Один  из ответственных моментов в детских  играх - распределение ролей. Они  могут быть активными и пассивными, главными и второстепенными. Распределение детей на роли в игре - дело трудное и щепетильное. Распределение не должно зависеть от пола ребенка, возраста, физических особенностей. Многие игры построены на равноправии ролей. Для некоторых игр требуются капитаны, водящие, т.е. командные роли по сюжету игры. 

При распределении  командных ролей следует делать так, чтобы роль помогала неавторитетным укрепить авторитет, неактивным - проявить активность, недисциплинированным - стать  организованными, детям, чем-то себя скомпрометировавшим - вернуть потерянный авторитет, новичкам, ребятам, сторонящимся детского коллектива - проявить себя, сдружиться со всеми. 

В игре необходимо следить за тем, чтобы  не появлялось зазнайство, не появлялось превышение власти командных ролей над второстепенными. Неподчинение в игре может разрушить игру. Необходимо следить за тем, чтобы у роли было действие, роль без действия мертва, ребенок выйдет из игры, если ему нечего делать. Нельзя использовать в игре отрицательные роли, они приемлемы только в юмористических ситуациях. 

Существует  множество типов упражнений для  подготовки ролевой игры. Учитель  может выбрать наиболее подходящие для своего класса в зависимости  от опыта учащихся [3; 106]. 

1. Можно  предложить задания в форме шарад с использованием пантомимы, мимики: 

- покажите, что вы чувствуете, когда… вы  видите большую собаку, бегущую  к вам; 

- вы  обнаружили, что кто-то вырвал  несколько листов из вашего  учебника. 

По завершении упражнений учитель может попросить  учащихся подготовить небольшой рассказ, отражающий их чувства и реакцию в подобных ситуациях. 

2. Можно  усложнить ситуации, которые помогут  развить спонтанность и выразительность  в поведении. Учитель даёт инструкции  поэтапно, по мере развития действия. Ученик должен их выполнять без остановки. Например: вы вешаете картину на стену. Вам нравится картина, вы нашли хорошее место, куда её повесить, и довольны тем, как она украсит комнату. Вы берёте молоток и гвозди и начинаете заколачивать гвоздь в стену. Вы поранили свой палец. 

После «разогревающих» упражнений можно  перейти к проблемным ситуациям, в которых ученикам предлагается решить ту или иную задачу. 

Например: твой друг пригласил тебя кататься на коньках, но мама говорит, что ты должен остаться дома. Ты не хочешь обидеть друга. Мама стоит рядом. 

Далее можно приступить к ситуациям  с альтернативными решениями  для двух и более человек, поднимающие  различные жизненные проблемы. 

По завершении ролевой игры следует мотивированная оценка учителем участия каждого  ученика в подготовке и проведении конкретной ролевой игры. Кроме языковой правильности учитель комментирует выразительность ролевого поведения, а также инициативность ребят на всех этапах работы. 
 
 
 
 
 
 

4. Примеры ролевых  игр 
 

1. Сходное  или различное. Цель: активизация совместной речевой деятельности, тренировка навыков и умений выражения в иноязычной речи сходства и различий. 

Ход игры: участники образуют пары. Им вручаются  карточки с картинками. Показывать карточки друг другу нельзя. Работая  в парах, играющие задают вопросы друг другу, чтобы выяснить, какие картинки на их карточках являются общими, а какие различными. Обсудив по три картинки, играющие меняются местами и продолжают работу с другими партнёрами. Раздаточный материал можно варьировать, используя вместо картинок синонимичные и антонимичные слова, предложения и т.д. 

2. Близнецы. Цель: активизация навыков и умений  порождения монологических высказываний  типа описания доказательства, сравнения  и включения их в диалог. 

Ход игры: все играющие получают открытки, не показывая их друг другу. Описывая открытки, задавая вопросы друг другу, играющие должны найти пары одинаковых открыток. Возможен обмен открытками по кругу. 

3. Какие  различия? Цель: комплексная тренировка  вопросно-ответного взаимодействия с включением элементов рассуждения. 

Ход игры: участники игры делятся на пары. Один играющий получает картинку, второй - такую же картинку, но с некоторыми изменениями. Задавая вопросы друг другу, они должны найти различия между картинками и назвать их. Показывать друг другу картинки запрещается. 

4. План  города. Цель: активизация навыков  и умений вопросно-ответного взаимодействия  с использованием различных форм  вопросительных, предположительных  высказываний и техники расспроса,  а также всевозможных по содержанию и структуре реплик реакций. 

Ход игры: участники игры образуют пары. Каждый из играющих получает вариант плана  города, на котором указаны какие-либо достопримечательности. Задавая друг другу вопросы, играющие устанавливают названия улиц, местоположение достопримечательностей. Они должны также описать дорогу к этим местам от заданной исходной точки. 

5. Уикэнд. Цель: активизация навыков и умений  дискутирования, обсуждения, аргументирования, объяснения, убеждения на иностранном языке. 

Ход игры: участники игры разрабатывают маршрут  за город и план проведения уикэнда. Каждая группа обсуждает и представляет свой план. Условия, которые должны быть учтены, могут быть различными (определение суммы денег, мест для  посещения, выбор транспортных средств, спортивного инвентаря для игр на природе и т.п.). 

6. Восстановление  рассказа. Цель: формирование связного  монологического или диалогического  текста и активизация соответствующих  навыков и умений. 

Ход игры: каждый участник получает листок бумаги с одним предложением из определённого рассказа. Ему не разрешается показывать предложение кому-нибудь или записывать его, он должен запомнить это предложение (на это даются две минуты). Затем преподаватель собирает все листки и зачитывает каждое предложение. Играющие прослушивают их, а затем каждый из них в соответствии с логической последовательностью по очереди называет своё предложение. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение 

По определению, игра - это вид деятельности в  условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.

 Ролевые  игры - эффективный прием работы. Учащиеся применяют осваиваемый  языковой материал в ситуациях,  характерных для окружающей их действительности, что способствует развитию речевой инициативы и усиливает естественно-коммуникативную направленность урока. 

Ролевые игры и задания развивают и  совершенствуют у школьников речемыслительную деятельность. Они способствуют также  появлению у ребят искреннего желания общаться на иностранном языке не только на уроке, но и во внеурочное время. Иными словами, здесь успешно формируется внутренний мотив к изучению иностранного языка. 

Информация о работе Ролевые игры в обучение