Ролевые игры в обучение

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 09:47, реферат

Описание работы

Актуальность данной проблемы вызвана целым рядом факторов. Во-первых, интенсификация учебного процесса ставит задачу поиска средств поддержания у учащихся интереса к изучаемому материалу и активизации их деятельности на протяжении всего занятия. Эффективным средством решения этой задачи являются учебные игры. Во-вторых, одной из наиболее важных проблем преподавания является обучение устной речи, создающей условия для раскрытия коммуникативной функции языка и позволяющей приблизить процесс обучения к условиям реального обучения, что повышает мотивацию к изучению материала. Вовлечение учащихся в устную коммуникацию может быть успешно осуществлено в процессе игровой деятельности.

Содержание

Введение
История возникновения игры.
Ролевые игры и их функция.
Структура ролевой игры и её организация.
Примеры ролевых игр.
Заключение
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

Пед. технологии.doc

— 127.00 Кб (Скачать)

Сценарная игра 

Чаще  всего при работе с художественными  текстами используется сценарная игра. При подготовке к сценарной игре учащиеся разрабатывают программу, сценарий под руководством учителя. Они подбирают языковое содержание определенных ролей в режиме индивидуальной, парной или групповой работы. В ходе подготовки к сценарной ролевой игре формируются навыки коллективной учебной деятельности по созданию ее сценария, определению проблемных ситуаций, поиску дополнительной информации по теме. В ходе подготовки к данной игре учитель наглядно с помощью объяснения, заполнения разнообразных таблиц, постановки проблемных вопросов демонстрирует учащимся методы работы с текстом, обучая при этом поисковому, изучающему и ознакомительному чтению. 

Преимущества  использования ролевой игры в  классе [20; 92]: 

1. Посредством  ролевой игры в классе могут  быть привнесены разнообразные. 

а) формы  опыта; 

б) могут  использоваться разнообразные функции, структуры, большой объем лексического материала. 

Ролевая игра может превзойти возможности  любой парной и групповой деятельности, тренировать учащихся в умении говорить в любой ситуации на любую тему. 

2. Ролевая  игра ставит учащихся в ситуации  в которых им требуется использовать  и развивать такие языковые  формы, которые необходимы как  смазочный материал в работе  социальных взаимоотношений, которыми  так часто пренебрегают наши  учителя. 

3. Люди учатся для того, чтобы подготовиться к определенной роли в жизни. Для них будет очень полезен тот материал, который им понадобится во время жизни и очень важно, чтобы впервые они могли испробовать свои силы в дружеском окружении классной комнаты. Для них ролевая игра становится очень важной генеральной репетицией к реальной жизни. 

4. Ролевая  игра снабжает застенчивых, неуверенных  в себе учащихся «маской» за  которую они могут спрятаться. Учащиеся испытывают огромные  затруднения, когда основной упор  в обучении делается на личность обучающихся, на их непосредственный опыт. И в ролевой игре такие учащиеся получают обычно освобождение, поскольку их личность не затронута, им ненужно раскрываться. 

5. Преимущество  использования ролевой игры в  том, что она доставляет удовольствие играющим в нее. Как только учащиеся начинают понимать, что именно от них требуется, они с удовольствием дают волю своему воображению. А поскольку это занятие им нравится, то учебный материал усваивается намного эффективнее. 

6. Ролевая игра обладает целой гаммой технологий (коммуникативной технологией, которая развивает языковую беглость учащихся, способствует взаимодействию в классе и повышает мотивацию). 

Процесс обучения состоит из нескольких фаз: 

- фаза  презентации; 

- фаза  полузнаний; 

- фаза  закрепления. 

Таким образом можно выделить три вида ролевой игры: умеренно контролируемая ролевая игра, свободная ролевая  игра и сценарная игра. Выбор игры зависит от характера ребенка  или если это коллектив то от взаимоотношений  детей в данном коллективе. Так же выбор игры зависит от того, какие воспитательные задачи требуют своего разрешения. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

3. Структура ролевой  игры и ее организация 
 

В структуре  ролевой игры принято выделять следующие  компоненты: роли, исходная ситуация, ролевые действия. 

Первый  компонент - роли. Роли, которые выполняют  учащиеся на уроке, могут быть социальными  и межличностными. Первые обусловлены  местом индивида в системе объективных  социальных отношений (профессиональные, социально-демографические), вторые определяются местом индивида в системе межличностных отношений (лидер, друг, соперник и др.). Подбор ролей должен осуществляться таким образом, чтобы формировать у школьников активную жизненную позицию, лучшие человеческие качества личности, чувство коллективизма, взаимопомощи и взаимовыручки и т.п. [23; 14]. 

Второй  компонент ролевой игры - исходная ситуация - выступает как способ ее организации. При всем разнообразии определения понятия ситуации мы исходим из того, что при создании ситуации необходимо учитывать и обстоятельства реальной действительности, и взаимоотношения играющих. 

Третий  компонент ролевой игры - ролевые  действия, которые выполняют учащиеся, играя определенную роль. Ролевые  действия как разновидность игровых  действий органически связаны с  ролью - главным компонентом ролевых игр - и составляют основную, далее неразложимую единицу развитой формы игры. Они включают вербальные и невербальные действия [3; 27-28]. 

Присвоение  каждому учащемуся престижной социальной роли и постоянное внимание к его индивидуальной значимости помогают снять психологические барьеры общения, что является необходимым условием успешного обучения. Роль - маска помогает школьнику проявлять те стороны своей личности, которые он считает возможным открыть в коммуникации, и, с другой стороны, условность игры позволяет скрыть те стороны индивидуальности, которые учащийся не хотел бы делать достоянием коллектива. Занятия строятся таким образом, что доброжелательное отношение к ученику снимает страх перед возможной ошибкой. Проявление интереса к учащемуся как к значимому партнеру в беседе способствует снятию чувства неуверенности при говорении [20; 13]. 

Место игр на уроке и отводимое игре время зависят от ряда факторов подготовки учащихся, изучаемого материала, целей  и условий урока и т.д. Например, если игра используется в качестве тренировочного упражнения при первичном закреплении, то ей можно отвести 20-25 минут урока. В дальнейшем та же игра может проводиться повторением уже пройденного материала. Одна и та же игра может быть использована на различных этапах урока. 

Следует помнить, что при всей привлекательности  и эффективности игр необходимо соблюдать чувство меры, иначе  они утомят учащихся и потеряют свежесть эмоционального воздействия. 

У ролевых  игр есть ряд особенностей, который отличает их от всех прочих видов интеллектуальных игр: карточных, логических, настольных и других [9; 85].  

Во-первых, ролевая игра не может состояться без ведущего. Если в других играх  ведущий часто исполняет роль пассивного наблюдателя и судьи, то здесь он является основным действующим лицом, организующим команду игроков и ответственным за развитие игрового мира. 

Во-вторых, в ролевых играх не бывает победителей  по той причине, что участники  играют не друг против друга, а все  вместе в одной команде (за исключением ведущего). Цель команды игроков - выполнить определенную задачу, изложенную в сценарии, все подробности которого известны только ведущему. Можно сказать, что игроки сообща играют против ведущего, хотя это будет не совсем правильно: скорее они играют против сценария, стремясь преодолеть все описанные в нем трудности и вместе достичь определенной цели.  

 В-третьих,  ролевая игра - интереснейший творческий  процесс. Можно смело утверждать, что из всех возможных игр  именно данный вид заставляет участников в наибольшей мере проявить свой творческий потенциал. Каждый игрок - создатель, автор своего персонажа, который может влиять на игровой мир и действия прочих персонажей. 

В-четвертых, у ролевых игр отсутствует  один важный недостаток, имеющийся у всех прочих игр. Любая игра может наскучить, надоесть, но только не ролевая игра. Ролевые игры обладают таким простором для фантазии и воображения, такими неограниченными возможностями, что варьировать различные их детали можно до бесконечности. Если вам наскучит играть какого-либо персонажа, просто создайте нового героя, если вам надоест фантастический мир далекого будущего, смените его на сказочный мир средневековья или шпионскую историю наших дней. Игрок может стать ведущим, а ведущий - игроком. Наскучить может сценарий но не сама игра. Отсюда следует и пятая своеобразная черта ролевой игры - в нее можно играть бесконечно долго, единственным пределом являются фантазия и воображение. Если команда игроков успешно завершила одно приключение, то она сразу может начать новое, если ведущий к этому готов и припас еще один интересный сценарий.

На этом этапе игры учитель выступает  в роли режиссера, который по возможности  незаметно для учащихся управляет  ходом игры, не беря на себя активной роли. Учитель должен оставаться активным наблюдателем, он может что-то рекомендовать, но не навязывать свои решения [1; 49]. 

Несовпадение  содержания игрового действия и составляющих его операций приводит к тому, что  ребенок играет в воображаемой ситуации, порождая и стимулируя тем самым  процесс воображения: Работа с образами, пронизывающая всю игровую деятельность, стимулирует процессы мышления. 

Основные  этапы проведения сюжетно-ролевых  игр [17; 36]: 

1. Подбор  обучающего материала. 

Учитель заранее должен отобрать материал, который будет использован для  этого вида деятельности, при этом обучающий материал может быть взят как из учебника, так и из дополнительных источников, такие как книги, сценарии, комиксы, кинофильмы, мультфильмы и картины. Учитель может также использовать собственные обучающие материалы для игры. Обучающие материалы должны соответствовать уровню обученности учеников и их интересам. 

2. Выбор  ситуации и создание диалога. 

Необходимо  продумать ситуацию или ситуации для ролевой игры. Для каждой ситуации необходимо составить диалог. В зависимости  от уровня учеников учитель дает готовый  диалог, либо дети составляют его сами. 

3. Введение  и разучивание лексических единиц. 

Необходимо  разучить с детьми слова и выражения, которые они будут использовать в своих диалогах. Учитель должен убедиться, что детям понятны  все лексические единицы и  они могут грамотно использовать их в своей речи. 

4. Практика. 

Учащиеся  отрабатывают в парах или группах  свои диалоги. После того как они  разучили свои слова, нужно предложить им поменяться ролями. Тем самым  они лучше отработают свой диалог. Когда ученики готовы, учитель  просит выступить перед классом. 
 
 

5. Изменение  ситуации. 

После того как учитель убедился, что  ученики хорошо запомнили диалог, он предлагает изменить ситуацию. Ученики  создают свои диалоги по образцу. 

6. Проверка  знаний и оценивание. 

По окончании  ролевой игры учитель должен оценить эффективность проведения ее и проверить насколько хорошо учащиеся усвоили новые слова и выражения. 

Основные  моменты, на которые следует обратить внимание при организации ролевой  игры [17; 78]: 

- При  организации ролевой игры следует  начинать всегда с парной, а не с групповой работы (гораздо легче организовать беседу с кем-то одним, находящимся рядом с вами или перед вами, не нарушая планировки). 

- На  начальных этапах следует организовать  короткие виды деятельности, которые  постепенно приучат учащихся к ролевой игре. 

- Ролевая  игра должна быть рассчитана  на разнообразные типы учащихся. 

- Учащиеся  должны понимать ситуацию и  то, что написано в ролевой  карточке перед началом игры. 

- Следует  быть очень тактичным, не огорчайтесь  если одна или две пары не принимают участие в деятельности. Помните, что когда вы проводили обычные уроки, они могли также оставаться совершенно безучастными, о чем то думать или мечтать, а вы не замечали этого. 

- Не  используйте ролевой игры чересчур  трудной и требующей эмоциональной перегрузки, до тех пор, пока ваши учащиеся не привыкнут к этому виду деятельности. Если же вы этого не учтете, то учащиеся могут перейти на родной язык. Старайтесь терпимее относиться к небольшим языковым вторжениям на родном языке, если это помогает продвижению ролевой игры. 

- Если  ваши учащиеся все же переходят  на родной язык, то устанавливайте  задания более развернуто, начиная  с работы в парах и легкой  ролевой игры с информационными  заданиями. Если это не срабатывает,  то это означает, что ваша аудитория слишком закрепощена и необходима предварительная подготовка (коммуникативные упражнения) чтобы учащиеся расковались. 

- Всегда  продумывайте последующие виды  деятельности для тех групп  или пар, которые заканчивают  раньше других. 

- Установите точный лимит времени и старайтесь добиваться, чтобы каждый этап ему соответствовал. 

Ролевая карточка должна быть краткой. Если предполагается использование каких-то лингвистических  структур, то учащиеся должны быть с  ними хорошо ознакомлены. Когда учащиеся прочтут свою ролевую карточку, они должны либо вернуть ее учителю либо перевернуть ее и обращаться к ней только тогда, когда им необходимо. 

Информация о работе Ролевые игры в обучение