Роль взрослого в социализации личности ребенка

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2010 в 19:28, курсовая работа

Описание работы

Цель работы состоит в рассмотрении условий для социализации детей дошкольного возраста и влияния на социализацию ребенка значимого взрослого.
Исходя из цели исследования основными задачами курсовой работы являются:
1. Проанализировать и систематизировать отечественную и зарубежную литературу по проблемам социализации, активности и творчества; выделить характеристики, связанные с проблемами социализации и развития ребенка. 2. Выделить основные характеристики социализации детей в дошкольном возрасте. 3. Определить степень усвоения содержания и функционала социальных ролей, а также принятия статусно-ролевых позиций у дошкольников.

Содержание

Введение 3
Глава I Методологические и теоретические основы
проблемы социализации
§ 1 Социализация личности в отечественных и зарубежных исследованиях 5
§ 2 Сущность и содержание процесса социализации детей 11
Выводы по первой главе 14
Глава II Роль взрослого в социализации ребенка
и особенности протекания процесса
§ 1 Когнитивное развитие и усвоение ведущих видов деятельности
в социализации ребенка 15
§ 2 Механизмы и условия социализации детей 17
§ 3. Роль творческой активности в социализации ребенка 20
Выводы по второй главе 22
Заключение 23
Список литературы 24

Работа содержит 1 файл

курсовая_по_Роль_взрослого.doc

— 149.00 Кб (Скачать)
ign="justify">     Спровоцированное  заданиями включение ребенка  в среду сверстников помогает активному воспроизводству социальных связей между детьми и тем самым развитию социализации ребенка. Творческая деятельность ребенка способствует формированию его идентичности, проявлению «образа-Я» в группе. Эти данные отчасти подтверждают представления о формировании «социального Я» в самосознании личности (Г.М. Андреева, Н.Л. Иванова, А. Тешфел, Дж. Тернер).

     Так как социализацию мы рассматриваем  как интегративный процесс сознательного усвоения готовых форм и способов социальной жизни, на основе которого формируются собственные ценностные ориентации, идеалы, стиль жизни в ходе освоения социальных ролей. Для процесса социализации в дошкольном возрасте на данном этапе развития общества характерным является репродуктивное усвоение социального опыта без осмысленного осознания этого опыта, что приводит к появлению в данном возрасте запущенных детей, социально дезадаптированных. В связи с этим необходимо включение в процесс социализации дошкольников через игру элементов поисковой и творческой деятельности. 
 
 
 

 

      Выводы по II главе 

     Вторая  глава содержит основные теоретические  выводы, в которых социализация ребенка представлена как процесс принятия и усвоения социальных ролей и статусно-ролевых позиций в группе сверстников, связанный с проявлениями характеристик когнитивно-мотивационного развития. Творческая активность ребенка рассматривается как условие его когнитивно-мотивационного развития. В качестве основных характеристик когнитивно-мотивационного развития ребенка можно выделить следующие показатели:

     «воображение, комбинаторное мышление»; «комбинаторное мышление (соотношение части и целого), способность к принятию решений»; «способность к выделению и решению проблемных ситуаций, воображение»; «познавательная активность» и «мотивация». 
 

 

      ЗАКЛЮЧЕНИЕ

     1. Анализ литературы по проблемам  социализации и когнитивного развития выявил, что в процессе социализации все более важной признается роль характеристик когнитивного развития человека. Когнитивно-мотивационные характеристики проявляются в качестве межличностных отношений, особенностей поведения и творчества.

     2. Социализация выступает как процесс  принятия и усвоения личностью социальных ролей и статусно-ролевых позиций в группе, связанный с характеристиками когнитивного развития личности.

     3. Исследования в области активности  и творчества, проявления творчества показывают, что творческая активность выступает в качестве условия когнитивного развития личности. О детском творчестве можно говорить как о проявлении когнитивных (познавательных) и мотивационных характеристик, формирующих личность ребенка, в основе которых лежит творческая активность.

     4. В качестве характеристик когнитивно-мотивационного развития ребенка нами выделены: «воображение, комбинаторное мышление»; «комбинаторное мышление (соотношение части и целого), способность к принятию решений»; «способность к выделению и решению проблемных ситуаций, воображение»; «познавательная активность» и «мотивация».

     5. Изучение опыта исследователей данной проблемы показало, что принятие и понимание содержания и функционала социальной роли, определение статусно-ролевой позиции в группе сверстников связаны с характеристиками когнитивного развития и мотивационной направленностью ребенка.

     6. При переходе из младшего дошкольного в старший дошкольный возраст количество характеристик когнитивно-мотивационного развития, оказывающих влияние на процесс усвоения содержания и функционала социальных ролей и на занимаемую статусно-ролевую позицию увеличивается.

     7. В качестве одного из механизмов социализации ребенка выступает социальная идентичность, в которой выражается результат усвоения содержания и функционала социальных ролей, а также принятие статусно-ролевой позиции.

     8. Творческая активность способствует раскрытию когнитивных характеристик, мотивационной направленности ребенка и является механизмом социализации.

 

Список литературы 

  1. Андреева  Г.М. Социальная психология. – М.: Аспект Пресс, 2002. – С. 276.
  2. Беличева С.А. Основы превентивной психологии. – М.: Ред-изд центр консорциума «Социальное здоровье России», 1994. – С. 36.
  3. Весна Е.Б. Психологические закономерности и механизмы процесса социализации-индивидуализации в онтогенезе. Дис. … д.псих.н. 19.00.13 – психология развития, акмеология. – М., 1998. С. 181.
  4. Выготский Л.С. Педагогическая психология. – М.: Педагогика, 1996. С.55.
  5. Гофман А.Б. Семь лекция по истории социологии.: Учебное пособие для вузов. 5-е изд. М: Книжный дом «Университет», 2001. – С. 172.
  6. Дюркгейм Э. Социология. Ее предмет, метод, предназначение. Пер. с фр., сост-ие послесловие и примечание А.Б.Гофмана. – М: Канон, 1995. – С. 252.
  7. Ильдарханова Ф.А.Семья и личность: опыт социально-педагогического анализа. – Казань: Изд-во «УНИПРЕСС», 2002;
  8. Карлсон А.Общество – Семья – Личность: Социальный кризис Америки: Альтернативный социологический подход. Перевод с англ. под ред. проф. А.И.Антонова. – М., 2003;
  9. Качанов Ю.Л. Проблема ситуационной трансверсальной идентичности личности как агента социальных отношений. /Социальная идентификация. /Отв. Ред. В.А.Ядов. – М.: Институт социологии РАН, 1993. С. 31.
  10. Кон. Ребенок и общество: (Историко-этнографическая перспектива). - М.: Главная редакция восточной литературы изд-ва «Наука», 1988.
  11. Корягина, Н.А. Творческая активность как фактор социализации личности / Н.А. Корягина / Сб. статей Международного конгресса «Психология XXI столетия» / Под ред. В.В. Козлова. – Ярославль: МАПН, 2008. – Т. 1.С. 351-354.
  12. М.Мид Культура и мир детства./Пер. с англ. Ю.А.Асеева. – М., 1988. 
  13. Мудрик А.В. Социализации и воспитание. – М.: Сентябрь, 1997;
  14. Мухина В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. вузов. - 4-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 1999. - 456с;
  15. Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. М., 2005. с. 193-212
  16. Попеное Д. Как восстановить нуклеарную семью в современном обществе. // Вестник Моск. ун-та. Серия 18. Социология и политология. – 2003. - № 3, С. 101-106;
  17. Ритцер Дж. Современные социологические теории.5-е изд. – СПб.: Питер, 2002. – С. 260.
  18. Шалаева С.Л. Социально-онтологический статус детства в системе общества. Монография. – Йошкар-Ола, Марийский гос.пед.ин-т, 2005. С.68.
  19. Шилов И.Ю. Фамилистика. (Психология и педагогика семьи). – СПб.: Петрополис, 2000. 
  20. Э.Эриксон Детство и общество. /Пер с англ. – СПб.: ИТД «Летний сад», 2000. С. 223.
  21. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. – М.: Педагогика, 1989. С.9.
  22. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. Пер. с англ. /Общ.ред Толстых А.В. - М: Прогресс, 1996. С.128

Информация о работе Роль взрослого в социализации личности ребенка