Роль взрослого в социализации личности ребенка

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2010 в 19:28, курсовая работа

Описание работы

Цель работы состоит в рассмотрении условий для социализации детей дошкольного возраста и влияния на социализацию ребенка значимого взрослого.
Исходя из цели исследования основными задачами курсовой работы являются:
1. Проанализировать и систематизировать отечественную и зарубежную литературу по проблемам социализации, активности и творчества; выделить характеристики, связанные с проблемами социализации и развития ребенка. 2. Выделить основные характеристики социализации детей в дошкольном возрасте. 3. Определить степень усвоения содержания и функционала социальных ролей, а также принятия статусно-ролевых позиций у дошкольников.

Содержание

Введение 3
Глава I Методологические и теоретические основы
проблемы социализации
§ 1 Социализация личности в отечественных и зарубежных исследованиях 5
§ 2 Сущность и содержание процесса социализации детей 11
Выводы по первой главе 14
Глава II Роль взрослого в социализации ребенка
и особенности протекания процесса
§ 1 Когнитивное развитие и усвоение ведущих видов деятельности
в социализации ребенка 15
§ 2 Механизмы и условия социализации детей 17
§ 3. Роль творческой активности в социализации ребенка 20
Выводы по второй главе 22
Заключение 23
Список литературы 24

Работа содержит 1 файл

курсовая_по_Роль_взрослого.doc

— 149.00 Кб (Скачать)
 
 

МОСКОВСКИЙ  ГОРОДСКОЙ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ  

Факультет Психологии образования  
 
 
 
 
 
 
 
 

КУРСОВАЯ  РАБОТА

по ДОШКОЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКЕ

РОЛЬ  ВЗРОСЛОГО В СОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                  Студентки  группы   
                   

                  Научный руководитель 
                   
                   
                   
                   
                   
                   

Москва

2010 г

 

      

     Содержание 

Введение            3

Глава I  Методологические и теоретические основы

         проблемы  социализации       

§ 1 Социализация личности в отечественных и зарубежных исследованиях 5

§ 2 Сущность и содержание процесса социализации детей    11

Выводы по первой главе         14

Глава II  Роль взрослого в социализации ребенка

         и особенности протекания процесса     

§ 1 Когнитивное развитие и усвоение ведущих видов деятельности

   в социализации ребенка         15

§ 2 Механизмы и условия социализации детей      17

§ 3. Роль творческой активности в социализации ребенка    20

Выводы по второй главе         22

Заключение           23

Список литературы          24 

 

      Введение

     Актуальность  темы исследования. Стремительные темпы общественных изменений, развитие социальных институтов, механизмов социальной регуляции сопровождаются новыми требованиями к человеку, такими как умение «совладать» со сложной ситуацией, оптимизировать деятельность в ней, соотнести свои устоявшиеся знания о социальном мире и о своем месте в нем с поступающей информацией и т.п. Важно подчеркнуть, что проблема социализации касается всех возрастов, в том числе и детского периода жизни, когда у ребенка формируются представления о системе взаимоотношений, закладываются основы статусно-ролевого поведения и т.д.

     Социализация  в дошкольном возрасте традиционно  рассматривается в контексте возрастной и педагогической психологии. Но в то же время многими авторами подчеркивается и необходимость междисциплинарного анализа проблемы детства как особой психосоциокультурной категории, с помощью которой возможно создание целостной панорамы представлений о закономерностях становления личности в обществе (Р. Заззо, С. Московичи, А.В. Петровский, Д.И. Фельдштейн, Р. Харре, Д.Б. Эльконин, Э. Эриксон и др.). Исследования ранней социализации могут дать богатый материал для понимания факторов и механизмов включения индивида в социальные отношения (В.В. Новиков), поскольку в детском периоде жизни наблюдается специфическая смена ведущих видов деятельности, а также основных факторов социализации (А.В. Мудрик, Л.Ф. Обухова, Д.Б. Эльконин).

     Важность  анализа процесса социализации ребенка  определяется тем, что в детстве закладываются навыки ролевого общения, важнейших форм и механизмов социального поведения. В детских играх происходит начальное освоение социальных норм и правил, понимание и усвоение ценностей, формирование представлений о себе (Д.Б. Эльконин). Все это является подготовкой ребенка к взрослой жизни. Ребенок проигрывает основные схемы, функции тех ролей, с которыми он сталкивается в своем окружении. Он как бы примеривает на себя ту или иную схему поведения. Став взрослым, он исполняет уже устоявшиеся, сложившиеся в его представлении социальные роли (В.В. Новиков). Социальная идентичность, система ценностей, которые начинают формироваться в детстве, являются важнейшими показателями социального развития. Они играют большую роль в социальном поведении человека (Н.Л. Иванова, Н.В. Клюева).

     Социализация  ребенка происходит в процессе усвоения опыта совместной деятельности, общения со сверстниками и взрослыми людьми и связана с ведущим видом деятельности, когнитивно-мотивационными характеристиками личности (Л.Л. Гурова, K. Нельсон, А.В. Петровский, И. Слакман, Дж. Хадсон, Д.Б. Эльконин, М.Г. Ярошевский).

     Семья признается основным институтом социализации детей. Роль семьи в становлении личности ребенка отражена в работах А.Карлсона, Т.Парсонса, Д.Попеное, И.С.Кона. Значимый вклад в изучение семейной социализации внесли такие ученые, как Ф.А.Ильдарханова (2002), А.В.Мудрик (1991), Ю.И.Шилов (2000). В семье происходит усвоение полоролевой модели поведения детей. Изучение этого вопроса показывает значимость наличия обоих родителей в семье. Особенности гендерной социализации мальчиков и девочек рассматривали в своих работах И.С. Клецина (1998), О.И.Ключко (2002), И.С.Кон (1988) и др. Авторы отмечают, что отсутствие одного из родителей приводит к различным отклонениям в развитии личности ребенка.

     Таким образом, проблема ранней социализации является важнейшей областью психологических и педагогических исследований.

     Объект  исследования социализация детей дошкольного возраста.

     Предмет исследования роль взрослого в социализации ребенка.

     Цель  работы состоит в рассмотрении условий для социализации детей дошкольного возраста и влияния на социализацию ребенка значимого взрослого.

     Исходя  из цели исследования основными задачами курсовой работы являются:

     1. Проанализировать и систематизировать отечественную и зарубежную литературу по проблемам социализации, активности и творчества; выделить характеристики, связанные с проблемами социализации и развития ребенка. 2. Выделить основные характеристики социализации детей в дошкольном возрасте. 3. Определить степень усвоения содержания и функционала социальных ролей, а также принятия статусно-ролевых позиций у дошкольников.

     Данная  работа состоит из Введения, 2 глав, Заключения, Списка использованных источников. Во Введении определена цель исследования, поставлены задачи, обоснована актуальность темы. В 1 главе представлен обзор теоретических и практических подходов в отечественной и зарубежной психологии по проблемам социализации личности, активности и когнитивного развития. Во 2 главе рассмотрены механизмы и условия социализации детей. В Заключении подводятся итоги исследования, формируются основные выводы. В работе широко использована информация из повествовательных источников и научных исследований современников событий, отражающих проблематику исследования.

 

      Глава I

     Методологические  и теоретические  основы проблемы социализации

§ 1 Социализация личности в отечественных и зарубежных исследованиях 

     Личность  рассматривается как результат социализации индивида. Выделены основные характеристики личности (Л.И. Анцыферова, Л.Л. Гурова), в том числе когнитивные, имеющие непосредственное отношение к развитию творческого мышления: понимание («понимательная способность»), способность принимать решения и интеллектуальная организованность (Л.Л. Гурова). Характеристики когнитивного развития личности, а также ее мотивационная направленность проявляются в отношении к творчеству.

     С подходами к определению социализации можно ознакомиться в работах зарубежных психологов и социологов (А. Бандура, Дж. Голлард, А. Маслоу, Р. Мертон, Н. Миллер, А. Оллпорт, Т. Парсонс, К. Роджерс, Б. Скиннер и др.). В отечественной науке социализация представлена в работах Б.Г. Ананьева, Г.М. Андреевой, Н.В. Андреенковой, Я.И. Гилинского, Н.Л. Ивановой, А.Г. Кирпичника, И.С. Кона, Е.С. Кузьмина, В.Н. Кунициной, В.С. Мерлина, А.В. Мудрика, В.В. Новикова, Б.Д. Парыгина, А.В. Петровского, А.Л. Свенцицкого, Р.М. Шамионова и др. В русле психологии развития проблема социализации освещена в трудах Л.И. Божович, Л.С. Выготского, Д.Б. Эльконина.

     В отечественной социальной психологии социализация представляется в контексте таких проблем, как социальная установка и социальная идентичность, и выступает в роли процесса, посредством которого индивид становится членом общества, усваивая его нормы и ценности, овладевая теми или иными социальными ролями (Г.М. Андреева, А.Л. Свенцицкий). Идентичность, которая начинает формироваться в ранних возрастах, является важнейшим механизмом социализации (Н.Л. Иванова, Р.М. Шамионов). В исследованиях социальной идентичности показано, что это когнитивно-мотивационная характеристика личности (Г.М. Андреева, Н.Л. Иванова, Ю.П. Поваренков, А. Тешфел, Дж. Тернер). Социализация – процесс, в ходе которого происходит становление различных сторон личности, образующих целостное единство. С одной стороны, социализация предполагает активное включение человека в различные социальные связи, усвоение статусно-ролевых отношений. С другой стороны, это процесс познания социальной среды, формирования социальных категорий, идентичности и т.п., единство когнитивных, мотивационных, эмоциональных сторон личности (Р.М. Шамионов).

     При рассмотрении социальной роли и статуса, сложившихся в отечественной и зарубежной психологии, можно отметить, что роль понимается как социальная функция, неразрывное единство определенного вида деятельности и соответствующего способа поведения, выработанного в данном обществе (Г.М. Андреева), а также внешнее поведение, динамический аспект статуса (Дж. Морено). Статус – место, которое занимает индивид в группе, общественной системе. Статусно-ролевое поведение демонстрирует внешнее проявление той или иной роли, имеет личностную окраску, что позволяет дифференцировать степень и вариативность проигрывания ролей и усвоение статусов.

     Понятие «социализация» при широком толковании представляет собой процесс вхождения  в социальную действительность через  развитие психики и личности ребенка.

     Социализация  как процесс и результат усвоения и последующего активного воспроизводства индивидом социального опыта, неразрывно связан с общением и совместной деятельностью людей.

     Воспитание, обучение, развитие относят к формам социализации личности, как управляемые и целенаправленные процессы социализации.

     Задачей целенаправленной работы по социализации считается формирование социально активной личности, способной к творческой деятельности, способной к самореализации, установившую устойчивую гармоничную систему отношений к другим людям, обществу, труду, к себе.

Информация о работе Роль взрослого в социализации личности ребенка