Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2010 в 19:28, курсовая работа
Цель работы состоит в рассмотрении условий для социализации детей дошкольного возраста и влияния на социализацию ребенка значимого взрослого.
Исходя из цели исследования основными задачами курсовой работы являются:
1. Проанализировать и систематизировать отечественную и зарубежную литературу по проблемам социализации, активности и творчества; выделить характеристики, связанные с проблемами социализации и развития ребенка. 2. Выделить основные характеристики социализации детей в дошкольном возрасте. 3. Определить степень усвоения содержания и функционала социальных ролей, а также принятия статусно-ролевых позиций у дошкольников.
Введение 3
Глава I Методологические и теоретические основы
проблемы социализации
§ 1 Социализация личности в отечественных и зарубежных исследованиях 5
§ 2 Сущность и содержание процесса социализации детей 11
Выводы по первой главе 14
Глава II Роль взрослого в социализации ребенка
и особенности протекания процесса
§ 1 Когнитивное развитие и усвоение ведущих видов деятельности
в социализации ребенка 15
§ 2 Механизмы и условия социализации детей 17
§ 3. Роль творческой активности в социализации ребенка 20
Выводы по второй главе 22
Заключение 23
Список литературы 24
Критериями социализированности личности, по мнению А.И.Ковалевой, могут быть: 1) содержание сформированных установок, стереотипов, ценностей, «картин мира» человека; 2) адаптированность личности, ее нормотипичное поведение; 3) социальная идентичность.
Итак, социализация, предполагающая усвоение и активное воспроизводство социального опыта, характеризуется многосторонностью и осуществляется комплексом социально-психологических механизмов. Особую роль в передаче социального опыта и становлении личности играет семья.
Выводы по 1 главе
Первая глава содержит основные теоретические выводы, в которых социализация представлена как процесс принятия и усвоения личностью социальных ролей и статусно-ролевых позиций в группе, связанный с характеристиками когнитивного развития личности. Активность выступает как собственная динамика личности и источник преобразования, поддержание ее жизненно значимых связей с окружающим миром в процессе осуществления ею различных видов деятельности. Творческая активность является условием когнитивного развития личности.
В младшем и старшем дошкольном возрасте важными когнитивно-мотивационными характеристиками социализации ребенка являются: «воображение, комбинаторное мышление»; «комбинаторное мышление (соотношение части и целого), способность к принятию решений»; «способность к выделению и решению проблемных ситуаций, воображение»; «познавательная активность» и «мотивация».
2.
Принятие и понимание
3. На этапе социализации ребенка старшего дошкольного возраста, в отличие от раннего возраста, увеличивается количество когнитивно-мотивационных характеристик, связанных с усвоением социальных ролей и определением статусно-ролевой позиции в группе сверстников.
4.
Статусно-ролевая позиция ребенка старшего
дошкольного возраста обусловлена успешностью
выполнения творческих заданий, развивающих
воображение и мышление ребенка, активизирующих
его творческие навыки в рамках программы
когнитивно-мотивационного развития.
Глава II
Роль взрослого в социализации ребенка и особенности
протекания процесса
§ 1 Когнитивное развитие и усвоение ведущих видов деятельности
в социализации ребенка
В зарубежных исследованиях ребенок выступает активным участником процесса собственного социального развития (Ф. Знанецкий, Ч. Кули, Дж. Мид, У. Томас). Социализация ребенка происходит при помощи включения во взрослый сценарий, во взрослые отношения. При этом процесс социализации ребенка определен уровнем и характеристиками его когнитивного развития (К. Нельсон, И. Слакман, Дж. Хадсон). В отечественной социальной психологии в качестве особенностей социализации детей рассматриваются:
перестраивание познавательной деятельности ребенка, тип общения ребенка со средой, особенности и содержание общения, активность самого ребенка (Л.И. Божович, Н.И. Гуткина, В.В. Давыдов, А.В. Мудрик).
В
отечественных исследованиях
Будучи средством, с помощью которого общество передает выработанную им культуру своим членам, социализация играет особую роль в период детства, отрочества и юности. В эту пору у человека, овладевающего азбукой культуры общества, формируется направленность личности. Он усваивает все то, что ему потребуется на этапе взрослой социализации. Недостатки и упущения в ранней социализации могут существенно повлиять на ход всей дальнейшей жизни человека. Отсюда важность ее правильного осуществления.
Социализация детей имеет свою специфику. Если у взрослых на переднем плане – выработка определенных навыков, то у детей определяющим моментом является формирование ценностных ориентаций, установок и мотивов поведения. Далее, если в среде взрослых доминируют такие психологические механизмы социализации, как чувства вины и стыда за действия, несоответствующие ожиданиям окружения, то у ребенка определяющую роль в усвоении социального опыта играют имитация и идентификация, т.е. подражание поведению значимых других и отождествление себя с определенными общностями, ведущее к принятию их ценностей, установок, норм и образцов поведения.
Опыт, накопленный обществом, индивид усваивает прежде всего через общение и деятельность в качестве члена определенной социальной общности – семьи, классного коллектива, группы «по интересам» и т.д. По отношению к ребенку семья в этом процессе играет особенно большую роль.
Роль взрослых в демонстрации образцов поведения (как позитивных, так негативных) является ведущей. В процессе овладения ведущим видом деятельности первоочередную роль играет система мотивов ребенка, а не операциональная сторона деятельности (Л.Ф. Обухова, Д.Б. Эльконин).
§ 2 Механизмы и условия социализации детей
"Семья – важнейший институт социализации детей"
Н.Е. Веракса.
Известно, что особую роль в социализации личности играет семья как первичная социальная группа. Освоение ребенком многообразных культурных ценностей, следовательно, и его личностное развитие, осуществляется через включение ребенка в совокупность доступных ему отношений. Именно первичная социализация (социализация в первичной группе) придает процессу развития личности различную направленность. В характере направленности особую роль играет организационная культура. Она передается как сопровождение личного «Я», которое ребенок строит при помощи других. Культура вносится извне и концентрируется вокруг «Я»–концепции индивида, переплетаясь при этом с теми социальными ролями, которые человек призван играть в своем будущем. Последние соотносятся с ценностями личности, которые она и пытается регулировать.
Рассматривая семью как первичную социальную группу, осуществляющую социализацию ребенка, мы имеем в виду, что семья является связующим звеном между ребенком и другими социальными микро- и макроструктурами (системами). Поэтому уровень соответствия семейных (групповых) и обще-социальных ценностей, предлагаемых ребенку для усвоения, может быть различным, вплоть до полного антагонизма.
Эта опосредованность делает семейную группу, до определенного времени, чуть ли не единственным интерпретатором ценностей, господствующих в различных социальных структурах, с которыми столкнется человек в будущем. В семье закладывается тип структуры будущего поведения, характер социализации: в форме адаптации или интеграции.
В основе социализации лежит одна из важных проблем формирования ролевого поведения, которая определяется в значительной мере качеством ролевого поведения близких людей – матери, отца и т.д. Отношение ребенка и членов семьи могут характеризоваться различными типами межличностных взаимодействий, которые экстраполируются на типы взаимосвязи ребенка с другими социальными структурами, а также на видение ролевой концепции собственного поведения. Можно считать, что именно семья дает «образ мира», в котором предстоит жить ребенку. Из семьи индивид выходит с уже сформировавшимся самосознанием (структурой ценностей, образцов поведения, сложившимся «образом» общества) и дальнейшая социализация, как по характеру (адаптация или интеграция), так и по направленности будет проходить с учетом результатов социализации первичной.
В качестве основных механизмов социализации в детском возрасте представлены традиционный механизм и механизм идентификации. В ходе традиционного механизма происходит усвоение ребенком норм поведения, взглядов и убеждений, которые присущи его семье и ближайшему окружению (А.В. Мудрик). С помощью механизма идентификации ребенок осуществляет сперва «примеривание», а затем принятие тех или иных социальных ролей в процессе игры (Л.С. Выготский, В.С. Мухина, Л.Ф. Обухова). «Идентификация как феномен социогенеза личности, как механизм, определяющий бытие личности, имеет двойное воздействие на развивающегося индивида. С одной стороны, идентификация обеспечивает присвоение многообразных психических действий, формирует способность к установлению положительных взаимоотношений с людьми, ведет к развитию социально значимых личностных качеств. С другой стороны, идентификация может привести к растворению индивида в другом человеке, выхолащиванию индивидуального.
В условиях разумного воспитания социальное развитие человека идет в направлении формирования личностных качеств, обеспечивающих успешное существование индивида в группе и группы в целом. Идентификация обеспечивает усвоение конвенциональных ролей, норм, правил поведения в обществе.» [14, с. 96]
«Сущность и содержание процесса социализации детей» анализируются различные подходы к интерпретации термина «социализация» и его соотношение с понятиями «образование» и «воспитание». За основу взято определение Г.М. Андреевой: «Социализация – это двусторонний процесс, включающий в себя, с одной стороны, усвоение индивидом социального опыта путем вхождения в социальную среду, систему социальных связей; с другой стороны процесс активного воспроизводства индивидом системы социальных связей за счет его активной деятельности, активного включения в социальную среду». [1, c.213]
Социализация
представляет собой многосторонний
процесс, в связи с чем существует
множество типизаций социализации. Анализ
существующих подходов к разработке типизаций
позволил выделить следующие основания
для их разработки: сфера социализации,
сфера жизнедеятельности, характер социальности
общества, содержание социализационного
процесса, результативность социализации,
уровень стихийности-организованности
процесса. «Идентификация и обособление
- это и есть два равноценно значимых и
одновременно диалектически противоречивых
элемента пары единого механизма, развивающего
личность и делающего ее психологически
свободной.» [14, с. 107]
§ 3. Роль творческой
активности в социализации
ребенка
Исследования по проблеме детской активности свидетельствуют о том, что творческая активность ребенка может проявляться в исследовательском поведении, любопытстве, любознательности, познавательной направленности, надситуативной активности, поисковой активности, творческом воображении, в деятельности экспериментирования, продуктивном целеполагании, дивергентном (продуктивном) мышлении и комбинаторике, способности к решению и преобразованию проблемных ситуаций и пр. (Н.Е. Веракса, М.М. Кашапов, В.Т. Кудрявцев, Л.Г. Лысюк, А.М. Матюшкин, Л.Ф. Обухова, В.А. Петровский, Н.Н. Поддьяков, А.Я. Пономарев, Г.А. Цукерман, С.М. Чурбанова, Н.Б. Шумакова и др.). Обсуждая процесс социализации детей, Л. Ф. Обухова напоминает, что, по мнению Пиаже, принуждение не приводит к истинному развитию, а навязанные внешние правила остаются внешними или искаженными.
Опыт творческой деятельности ребенка является основополагающим и главным элементом социального опыта, на который может опираться процесс формирования его личности, отношений к миру, обучение и воспитание (В.В. Давыдов, А.М. Матюшкин и др.).
Процесс социализации ребенка в современном обществе можно рассматривать с позиции формирования и реализации его творческого потенциала, творческой активности.
Выполнение творческих заданий, развивающих воображение и мышление ребенка, активизирующих его творческие навыки, способствует изменению его статусно-ролевой позиции в группе сверстников.
Информация о работе Роль взрослого в социализации личности ребенка