Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2010 в 19:28, курсовая работа
Цель работы состоит в рассмотрении условий для социализации детей дошкольного возраста и влияния на социализацию ребенка значимого взрослого.
Исходя из цели исследования основными задачами курсовой работы являются:
1. Проанализировать и систематизировать отечественную и зарубежную литературу по проблемам социализации, активности и творчества; выделить характеристики, связанные с проблемами социализации и развития ребенка. 2. Выделить основные характеристики социализации детей в дошкольном возрасте. 3. Определить степень усвоения содержания и функционала социальных ролей, а также принятия статусно-ролевых позиций у дошкольников.
Введение 3
Глава I Методологические и теоретические основы
проблемы социализации
§ 1 Социализация личности в отечественных и зарубежных исследованиях 5
§ 2 Сущность и содержание процесса социализации детей 11
Выводы по первой главе 14
Глава II Роль взрослого в социализации ребенка
и особенности протекания процесса
§ 1 Когнитивное развитие и усвоение ведущих видов деятельности
в социализации ребенка 15
§ 2 Механизмы и условия социализации детей 17
§ 3. Роль творческой активности в социализации ребенка 20
Выводы по второй главе 22
Заключение 23
Список литературы 24
Тенденция роста деструктивных явлений (жестокость, повышенная агрессивность, отчужденность, тревожность) имеет свои истоки в дошкольном детстве.
Несформированная в старшем дошкольном возрасте социализация ведет к аутизму, низкой успеваемости, агрессивности, применению физической силы.
Именно в дошкольном возрасте закладываются основы социальной зрелости (компетентности) ребенка, определяя траектории развития и успешной адаптации в меняющемся социуме.
Частные модели социализации строятся с ориентацией на формирование идентичности, представляя собой исследования в развитии полоролевой, профессиональной, этнической, политической и других типов социалиации. П. Бергер, Т. Лукман в своих работах по проблеме социализации отмечают первичную и вторичную социализацию.
В вопросе о генезисе социализации, А. Мудрик выделяет ряд последовательных этапов, отражающих проблемы возрастной периодизации: младенчество, раннее детство, дошкольное детство, младший школьный возраст, средний, позднюю зрелость, пожилой возраст, старость, долгожительство. В качестве агентов социализации А.В. Мудрик рассматривает окружающих и входящих в круг общения ребенка людей.
В структуру социализации входит: стихийная социализация, воспитание сознательное самоизменение человека. Взаимообусловленность трех явлений социального воспитания (социализация, воспитание и развитие) обеспечивает становление «социальности» человека.
Выявлено,
что в процессе регуляции адаптивного
поведения, особенно в условиях неопределенности,
потенциальной
В работе отражены две научные точки зрения на проблему социализации детей дошкольного возраста: объективное и субъективное направление, а также раскрыты современные представления о взаимодействии человека и социума.
Объективный подход рассматривает социализацию как приспособление личности, адаптацию к среде. В ряде случаев исследователи определяют данное направление как адаптивное, которое объясняет социальное формирование личности с позиции приспособления к господствующим в обществе культурным нормам. Так, французский социолог Э.Дюркгейм определяет значение индивидуальной реальности как вторичной. Социальное безраздельно господствует над индивидуальным: «коллективные представления» - над индивидуальными, «коллективное сознание» - над индивидуальным и т.п.[5, c.65] По мнению Э.Дюркгейма, именно общество, нуждающееся в воспроизводстве, определяет потребность в тех или иных личностных качествах своих членов: общество «конструирует этот тип и конструирует его сообразно своим потребностям». [17, c.128] Общество задает идеал, портрет, социальный заказ и отражает особенности социальной организации. Человек - «индивидуальное существо», эгоистичное и асоциальное по рождению, должно стать «социальным существом», способным вести социальную и нравственную жизнь. В этом Э. Дюркгейм видит смысл воспитания.
Второй подход – субъективный - делает акцент на развитие (саморазвитие) и реализацию потенциальных возможностей индивида. Так, символический интеракционизм, объясняя процесс социализации, исходит из следующего принципа: «люди обладают способностью мыслить», и «эта способность должна формироваться и совершенствоваться в процессе социального взаимодействия». [5, c.65] Отличительная особенность данного подхода заключается в представлении социализации как динамического процесса, который позволяет людям развивать способность мыслить и развивать ее желательным для человека образом (а не усваивать принципы, необходимые для выживания в обществе). Представителями символического интеракционизма являются: Джордж Герберт Мид, Чарльз Хортни Кули, Герберт Блумер, Ирвинг Гофман и другие.
Проблема
социализации рассматривается также
представителями
Значительную роль в развитие теории социализации внесли представители отечественной психологии (Л.С.Выготский, А.Р.Лурия, Д.Б.Эльконин), которые предлагают рассматривать социализацию не только как процесс пассивной ассимиляции, но и как активное воссоздание ребенком усваиваемого опыта в процессе самостоятельной деятельности. Так, Л.С. Выготский отмечает: «Менее всего следует представлять воспитательный процесс как односторонне активный и приписывать всю без остатка активность среде, сводя на нет активность самого участника, учителя и всего приходящего в соприкосновении с воспитанием». [4, c.55] По мнению Д.Б.Эльконина, одной из особенностей отношений ребенка с окружающей его действительностью является то, что ребенок не пассивно приспосабливается к окружающему миру человеческих предметов, а активно присваивает себе достижения человечества, овладевая ими. [4, c.9] Они пришли к выводу, что усвоение общественного опыта невозможно путем пассивной ассимиляции, необходимо активное воссоздание ребенком усваиваемого опыта в процессе самостоятельной деятельности, руководимой и направляемой взрослыми. А.Н.Леонтьевым введено понятие «ведущий вид деятельности», согласно которому на каждой возрастной ступени выделяется конкретный вид деятельности, в процессе которого происходят основные новообразования. Это понятие легло в основу периодизации: младенчество – ведущий вид деятельности – эмоциональное общение с близкими взрослыми; ранний возраст – предметные действия; дошкольный возраст – игра, школьный – учебная деятельность и т.д. А.Н.Леонтьев подчеркивает, что процесс овладения миром предметов и явлений осуществляется в ходе развития реальных отношений субъекта к миру.
Современные представления о соотношении человека и социума объясняют это взаимодействие как единство двух процессов: социальной типизации и автономизации личности. С.Л.Шалаева, анализируя основные области взаимодействия человека и социума, приходит к выводу, что «существующая и сохраняющаяся при социализации тенденция автономизации личности позволяет не только актуализировать существующую систему социальных связей и социального опыта, но и приобретать новый, в том числе и личный индивидуальный опыт». [18, c.68]
В данном параграфе рассматривается вопрос о значимости детского возраста в формировании будущего члена общества и о ведущей роли родителей и семьи в этом процессе. Т.Парсонс - основоположник структурного функционализма, считает детство основным периодом формирования норм и ценностей и выделяет процедуру поощрения и вознаграждения как способ привязывания ребенка к социальной системе. Главенствующее значение семьи обосновывается в работах Т.Парсонса тезисом о том, что близкие отношения и теплые чувства, имеющие место в семье, являются психическим фундаментом личностного развития. Именно в семье формируются качества, необходимые для жизни в обществе, для достижения успеха. Важное значение семьи для успешной социализации ребенка подчеркивает также Ч.Кули. Он выделяет значение первичных групп (семьи, игровых групп, соседей) как условия формирования социального сознания, утверждая, что в этих группах зарождается человеческая природа. Здесь ребенок получает самый ранний и полный опыт. Роль взрослых в процессе социализации детей раскрывается также в трудах Б.Ф.Скиннера об управлении поведением. Это дает возможность рассматривать социализацию не только как стихийный процесс, но и как действие, имеющее организованный целенаправленный характер. Управление формированием социализированного поведения по Б.Ф.Скиннеру осуществляется посредством дозирования наказания и поощрения, в результате которых возникают желаемые реакции.
В
отечественной науке также
Развитие
социологической мысли о
§ 2 Сущность и содержание
процесса социализации
детей
Анализируются различные подходы к интерпретации термина «социализация» и его соотношение с понятиями «образование» и «воспитание». За основу взято определение Г.М. Андреевой: «Социализация – это двусторонний процесс, включающий в себя, с одной стороны, усвоение индивидом социального опыта путем вхождения в социальную среду, систему социальных связей; с другой стороны процесс активного воспроизводства индивидом системы социальных связей за счет его активной деятельности, активного включения в социальную среду». [1, c.266]
Социализация
представляет собой многосторонний
процесс, в связи с чем существует
множество типизаций
Для раскрытии сущности процесса социализации можно рассмотреть технологию, предложенную С.А. Беличевой, рассматривающей процесс социализации как две относительно самостоятельные стороны: содержательную и функциональную. Содержательная сторона предполагает объяснение того, какие личностные приобретения и образования формируются в процессе социализации. К основным образованиям относятся:
- формирование профессиональных намерений, знаний, навыков, позволяющих человеку включиться в систему трудовых производственных отношений;
-
формирование системы
-
формирование механизмов
Для анализа функциональной стороны (как, под влиянием каких механизмов происходит это формирование) существует опыт зарубежных и отечественных специалистов. Наибольший интерес привлекает разработка отечественного исследователя Е.Б.Весны, которая выделяет два подхода к пониманию механизмов социализации: со стороны общества в целом как системы (социологический подход) и со стороны личности (психологический подход). [3, c.173] В рамках социологического подхода рассматриваются механизмы воздействия общества на личность. К социализирующим факторам воздействия исследователь относит: ролевые предписания, социальные ожидания – экспектации, обычаи, традиции; санкции поощрения и наказания, контроль; референтность, престиж, авторитет, популярность; внушение, воспитание. Психологический подход показывает как, каким образом личность осуществляет интериоризацию, какие внутренние процессы обеспечивают перевод социального в глубинные структуры личности. К механизмам психологической трактовки процесса социализации Е.Б.Весна относит: конформность (восприятие господствующих стереотипов на неосознанном уровне), психологическое заражение; подчинение – стремление к удовлетворению, избегание неприятностей; психологические защиты; суггестия, рефлексия (осознание, анализ, сознательное следование образцам).
Особое внимание в социологии и психологии уделяют механизмам идентификации. Социальная идентичность – один из критериев социализированности человека. Исходное качество социальной идентичности – это эмоциональное отождествление с интериоризованным образом значимого другого (группой, образцом). Социальную идентичность можно определить как «осознанный и принятый личностью смысл ее позиции в социальном пространстве». [9, c.55] Э.Эриксон определяет ощущение идентичности как «субъективное вдохновенное ощущение тождества и целостности» и выделяет «эго-идентичность» (личностная самоидентификация) и «групповую идентичность». [22, c.125] В рамках исследуемого вопроса наибольший интерес представляет понятие «групповая идентичность», которая является необходимым ощущением в жизни человека. Значения группы и групповой идентичности выражаются в следующей фразе: «Растущий ребенок должен на каждом шагу извлекать оживляющее чувство реальности из сознавания того, что его индивидуальный путь овладевающего опыта (его эго-синтез) является успешным вариантом групповой идентичности и находится в соответствии с пространством – временем и жизненным планом группы». [20, c.155]
В процессе социализации происходит интериоризация нормы, ценности, требования переходят во внутренний план и становятся основой построения поведения. Понимание формирования личности ребенка как целостного процесса возможно при рассмотрении социальных условий и деятельности индивида как единой теоретической системы. Основными элементами этой системы по И.Кону являются: 1) содержание деятельности ребенка; 2) круг его общения, выраженный в структуре его социальных ролей; 3) содержание и структура самосознания. [10, c.12]
Информация о работе Роль взрослого в социализации личности ребенка