Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 19:34, курсовая работа
Цель данной курсовой работы заключается в теоретико-практическом осмыслении проблемы детской инвалидности и определении способов социальной помощи семье, имеющей ребенка с ограниченными возможностями.
Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие задачи:
изучить проблемы организации жизнедеятельности ребенка с ОВЗ в семье
выделить основные психолого-педагогические аспекты подготовки родителей как решающее условие их подготовки к воспитанию ребенка с ограниченными возможностями здоровья
определить основные направления работы с семьями, имеющих детей с ОВЗ
раскрыть систему социальной помощи семье, имеющей ребенка с ограниченными возможностями в г. Бресте
Введение…………………………………………………………………….....3
Глава I Дети с ограниченными возможностями здоровья в системе семейных отношений……………………………………………………………………..5
1.1Теоретические аспекты проблемы детской инвалидности…………………………………………………………………..5
1.2.Специфика проблем детей с ограниченными возможностями и их семей………………………………………………………………………........8
Глава IΙ Роль социального педагога в работе с семьёй, имеющего ребёнка с ограниченными возможностями………………………………………….…14
2.1.Решение социально-педагогических проблем семей, имеющих ребёнка инвалида общественными организациями………………………………….14
2.2. Психолого-педагогические аспекты подготовки родителей как решающее условие их подготовки к воспитанию ребенка с ограниченными возможностями………………… .………………………….………………..20
2.3.Технологии социальной работы с семьей, имеющей ребенка с ограниченными возможностями…………………………………………….24
2.4 Система социальной помощи семье, имеющей ребенка с ограниченными возможностями в г. Бресте…………………………………………………..31
Заключение……………………………………………………………………38
Литература……………………………………
Партнерство — это такой стиль отношений, который подразумевает полное доверие, обмен знаниями, навыками и опытом для осуществления помощи детям, имеющим особые потребности в индивидуальном и социальном развитии.
Успех любого партнерства основан на соблюдении принципа взаимного уважения участников взаимодействия и принципа равноправия партнеров. Поэтому социальному работнику желательно консультироваться у родителей так же часто, как они консультируются у него. Это важно: во-первых, родителям предоставляется возможность высказаться не только о проблемах, но об успехах и достижениях ребенка, во-вторых, полученная информация помогает разрабатывать и отслеживать индивидуальные реабилитационные планы, в-третьих, тем самым проявляется уважение к родителям и создается атмосфера доверия — залог успешной коммуникации. Социальный работник должен демонстрировать открытость, тогда и родители не будут испытывать стесненность в его присутствии.
Некоторые аспекты работы с семьей ребенка, имеющего ограниченные возможности, требуют особого внимания. Например, обычно считается, что взаимодействовать следует с матерью ребенка, так как в основном она всегда и приходит на консультацию и оказывается в курсе всех проблем и событий в жизни семьи. Однако это ошибочный взгляд. Участие отца в реабилитационном процессе в целом намного повышает эффективность усилий специалистов. Поэтому, начиная работу с семьей, нужно познакомиться не только с матерью, но и с отцом, а также с другими членами семьи. Посылая письменные пожелания, желательно обращаться лично не только к матери, но и к отцу или к обоим родителям. Очень полезно предоставлять письменную информацию, чтобы отцы, не сумевшие прийти на встречу с социальными работниками, были в курсе дел, так же как и матери. Следует морально поощрять участие отца в реабилитации ребенка.
Выполняя программу реабилитации ребенка, родители общаются с другими детьми и родителями, специалистами, педагогами, вступают в системы отношений, которые помещены в другие взаимодействующие между собой системы. Чтобы социально-реабилитационная работа была успешной, необходимо добиваться нормализации всех систем взаимоотношений.
Рассмотрим несколько систем взаимоотношений родителей и, группы родителей и специалистов, а также родителей между собой.
Непосредственная работа специалиста с конкретной семьей основывается на том, что социальный работник (или другой специалист) наносит визит семье и в ходе его обращает внимание на внешнее состояние и окружение квартиры; старается увидеться со всеми членами семьи; интервьюирует родителей о потребностях, проблемах и ресурсах; интересуется занятиями ребенка; отвечает на вопросы родителей; наблюдает за тем, как в семье обращаются с ребенком, обучают и развивают его; демонстрирует стратегии поведения, обучения, решения проблем.
Родители наносят визит социальному работнику (или другим специалистам) и в ходе его наблюдают, как специалист обращается с ребенком; специалисты отвечают на вопросы родителей, объясняют, обсуждают информацию; специалист снимает на видеопленку общение родителей с ребенком, затем анализирует результаты; демонстрирует родителям видеофильм, чтобы обсудить и проанализировать увиденное вместе.
В свою очередь, социальный работник организует консультацию с представителями других служб для лучшего понимания и решения проблем; приглашает родителей посетить заседания команды специалистов, обсуждающей вопросы, которые касаются их ребенка; организует собрания, чтобы оценить развитие ребенка в связи с ходом выполнения реабилитационного плана; передает родителям письменное заключение с рекомендациями занятий на дому; привлекает родителей к участию в проведении реабилитационных мероприятий; организует для родителей встречу со студентами-практикантами или сотрудниками службы, чтобы родители поделились своим опытом и высказали мнение о предоставляемых услугах.
При проведении непосредственной работы с группой родителей предусматривается следующее: встречи с родителями, обмен информацией, отчет о ходе реабилитации и успехах ребенка, обсуждение планов на будущее; выступление на встрече родителей и ответы на их вопросы; организация специального курса для родителей по той или иной тематике; показ слайдов или видеопрограмм о занятиях детей, объяснение их цели и смысла; организация совместных мероприятий (отдых, представления) с родителями и специалистами, ассоциаций родителей и специалистов. Ассоциации родителей детей с ограниченными возможностями не только поддерживают семьи детей-инвалидов, но иногда инициируют новые формы, виды и технологии реабилитационной помощи своим детям; помощь родителям в организации групповых экскурсий для детей (в зоопарк, на ипподром, спортивные состязания и т. д.), что позволяет развить общение детей вне семейного окружения; интервьюирование родителей об их отношении к услугам и дальнейших ожиданиях.
При проведении данных работ происходит развитие контактов между семьями, что способствует развитию сети нянь среди группы родителей; организации посещений опытных родителей семьи, в которых родился ребенок, требующий реабилитационных услуг; организации ассоциаций или групп самопомощи родителей; представлению родителей в комиссиях или советах школ и реабилитационных центров; тому, что родители организованно защищают свои права, вовлекаются в работу общественных организаций, оказывающих влияние на развитие законодательства и порядка предоставления услуг; организации и развития клубов по интересам и мероприятий для детей.
Также социальный работник должен работать с семьями вне взаимодействия или опосредованно. Так, работая с конкретной семьей необходимо выполнение следующих аспектов: анализ записей в домашнем дневнике наблюдений; представление в отчетах (например, раз в полгода) результатов реабилитации; письменные извещения, информация для родителей, организованные социальным работником с участием других специалистов; контакты по телефону; выдача родителям или фильмов по рекомендации специалиста; выдача родителям на дом специальных игр или учебных пособий; проведение родителями на дому игр и занятий; занятия в выходные дни, предоставление информации о возможностях отдыха; предоставление родителям возможности знакомиться с содержанием папки материалов, касающихся их ребенка; выдача родителям на дом текстов реабилитационных песен, стихов, перечня упражнений; перечисление телепрограмм, которые целесообразно смотреть родителям вместе с детьми.
В свою очередь специалист по социальной работе в ходе работы с группой родителей должен выполнять такие задачи, как предоставление родителям информации о тех или иных услугах, сведений о квалификации персонала, расписании работы специалистов, содержании занятий; рассылка информационного буклета о том, как, на каких условиях и в каких случаях следует обращаться к конкретным специалистам; подготовка информационного бюллетеня и его регулярная рассылка; организация выставки книг или игрового материала в методическом кабинете или уголке для родителей; подготовка письменных предложений по домашним занятиям или готовящимся мероприятиям, возможностям отдыха; подготовка буклета, объясняющего процедуры тестирования, оценивания, проверки хода выполнения реабилитационного плана, интерпретации результатов; рассылка или передача вопросников для выяснения потребностей и мнения родителей об услугах; подготовка видеопрограммы для родителей; организация стенда или доски объявлений в комнате, в которой родители ожидают детей; составление статей для местных журналов или газет, предоставление родителям вырезок из журналов и газет; подготовка учебного пособия или руководства для родителей [11,с 302].
Для того чтобы преодолевать трудности
оказания помощи семье ребенка-инвалида,
специалистам необходимо использовать
ресурсы полученные при работе в команде;
организации консилиума, группы поддержки
для самих специалистов, где специалисты
делятся успехами или обсуждают неудачи,
находя совместное решение проблем; использовании
публикаций по вопросам социальной работы
и видеотеки для подкрепления знаний специалистов
и для рекомендации родителям.
2.4.Система
социальной помощи семье,
имеющей ребенка с ограниченными
возможностями в г. Бресте
При
изучении основных направлений социальной
работы в области социальной поддержки
семей, имеющих детей-инвалидов
По
данным Министерства труда и социальной
защиты Республики Беларусь, численность
детей- инвалидов, состоящих на учете в
органах по труду, занятости и социальной
защите, по состоянию на 1 января 2011 года
составляет:
Как видно на данной диаграмме, Брестская область занимает лидирующее место по количеству детей с ограниченными возможностями. Сложившаяся ситуация требует создания эффективной и многоплановой системы социальной поддержки этой категории детей и их семей. Главная цель — свести к минимуму причины формирования инвалидности, устранить препятствия на пути интеграции детей- инвалидов в общество, создать эффективную систему социальной защиты через реабилитацию. Решение этих проблем возможно при совместных действиях государственных структур и общества.
В
рамках курсовой работы мной было проведено
несколько бесед с целью
Романюк Михаил Андреевич (начальник управления по труду, занятости и социальной защите Брестского городского исполнительного комитета), Расич Алексей Константинович (начальник отдела социальной защиты Ленинского района г. Бреста), Винокурова Ирина Леонидовна ( зав. Отделением реабилитации Брестской центральной городской больницы), Шмыга Иван Васильевич (председатель БОМОО «Инвалид и среда») раскрыли следующие вопросы:
-
Как на Ваш взгляд сегодня
обстоит дело в отношении
-
Два года назад на одной
из выставок, крупнейших в мире,
в Дюссельдорфе, посвященной проблеме
инвалидов, мы обратили
-
Как Вы оцениваете принимаемые
законы нынешним руководством
страны и его отношение к
людям с ограниченными
-
Есть законы улучшающие
Большие проблемы у инвалидов с обеспечением техническими средствами для реабилитации. Раньше их обеспечивали органы министерства социальной защиты населения, а сейчас нужно собрать кучу бумаг и ходить по областным инстанциям. А ведь для инвалида не во всякое учреждение можно попасть чисто физически.
Конечно,
есть хорошие законы, например, что
при сдаче новых объектов в
обязательном порядке должны быть приспособления
для въезда инвалидов на колясках.
Но, как правило, они делаются для
галочки с нарушением технических
требований.
- Какие мероприятия по оказанию социальной поддержки семьям, воспитывающим детей-инвалидов, проводятся в нашем городе?
22
мая 2008 года состоялось заседание
городского Совета по
Организациями и предприятиями города расширена практика применения гибких графиков работы или частичной занятости родителей, имеющих несовершеннолетних детей-инвалидов.
УЗ
«Брестская центральная поликлиника»
совместно с органами ЗАГСа организовано
информирование лиц, вступающих в брак,
о возможности бесплатного
В
рамках системы медико-социального,
психологического и педагогического
сопровождения семей, воспитывающих
детей инвалидов, имеющих нарушения
двигательных функций учреждениями
здравоохранения обеспечивается их
медицинское наблюдение на дому. Обеспечен
медицинский осмотр на дому детей-инвалидов,
которые имеют тяжелые