Роль социального педагога в работе с семьёй, имеющего ребёнка с ограниченными возможностями

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 19:34, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы заключается в теоретико-практическом осмыслении проблемы детской инвалидности и определении способов социальной помощи семье, имеющей ребенка с ограниченными возможностями.
Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие задачи:
изучить проблемы организации жизнедеятельности ребенка с ОВЗ в семье
выделить основные психолого-педагогические аспекты подготовки родителей как решающее условие их подготовки к воспитанию ребенка с ограниченными возможностями здоровья
определить основные направления работы с семьями, имеющих детей с ОВЗ
раскрыть систему социальной помощи семье, имеющей ребенка с ограниченными возможностями в г. Бресте

Содержание

Введение…………………………………………………………………….....3
Глава I Дети с ограниченными возможностями здоровья в системе семейных отношений……………………………………………………………………..5
1.1Теоретические аспекты проблемы детской инвалидности…………………………………………………………………..5
1.2.Специфика проблем детей с ограниченными возможностями и их семей………………………………………………………………………........8
Глава IΙ Роль социального педагога в работе с семьёй, имеющего ребёнка с ограниченными возможностями………………………………………….…14
2.1.Решение социально-педагогических проблем семей, имеющих ребёнка инвалида общественными организациями………………………………….14
2.2. Психолого-педагогические аспекты подготовки родителей как решающее условие их подготовки к воспитанию ребенка с ограниченными возможностями………………… .………………………….………………..20
2.3.Технологии социальной работы с семьей, имеющей ребенка с ограниченными возможностями…………………………………………….24
2.4 Система социальной помощи семье, имеющей ребенка с ограниченными возможностями в г. Бресте…………………………………………………..31
Заключение……………………………………………………………………38
Литература……………………………………

Работа содержит 1 файл

Курсовая10.docx

— 91.51 Кб (Скачать)

      Партнерство — это такой стиль отношений, который подразумевает полное доверие, обмен знаниями, навыками и опытом для осуществления помощи детям, имеющим особые потребности в индивидуальном и социальном развитии.

     Успех любого партнерства основан на соблюдении принципа взаимного уважения участников взаимодействия и принципа равноправия партнеров. Поэтому социальному работнику желательно консультироваться у родителей так же часто, как они консультируются у него. Это важно: во-первых, родителям предоставляется возможность высказаться не только о проблемах, но об успехах и достижениях ребенка, во-вторых, полученная информация помогает разрабатывать и отслеживать индивидуальные реабилитационные планы, в-третьих, тем самым проявляется уважение к родителям и создается атмосфера доверия — залог успешной коммуникации. Социальный работник должен демонстрировать открытость, тогда и родители не будут испытывать стесненность в его присутствии.

     Некоторые аспекты работы с семьей ребенка, имеющего ограниченные возможности, требуют особого внимания. Например, обычно считается, что взаимодействовать следует с матерью ребенка, так как в основном она всегда и приходит на консультацию и оказывается в курсе всех проблем и событий в жизни семьи. Однако это ошибочный взгляд. Участие отца в реабилитационном процессе в целом намного повышает эффективность усилий специалистов. Поэтому, начиная работу с семьей, нужно познакомиться не только с матерью, но и с отцом, а также с другими членами семьи. Посылая письменные пожелания, желательно обращаться лично не только к матери, но и к отцу или к обоим родителям. Очень полезно предоставлять письменную информацию, чтобы отцы, не сумевшие прийти на встречу с социальными работниками, были в курсе дел, так же как и матери. Следует морально поощрять участие отца в реабилитации ребенка.

    Выполняя программу реабилитации ребенка, родители общаются с другими детьми и родителями, специалистами, педагогами, вступают в системы отношений, которые помещены в другие взаимодействующие между собой системы. Чтобы социально-реабилитационная работа была успешной, необходимо добиваться нормализации всех систем взаимоотношений.

       Рассмотрим несколько систем взаимоотношений родителей и, группы родителей и специалистов, а также родителей между собой.

       Непосредственная работа специалиста с конкретной семьей основывается на том, что социальный работник (или другой специалист) наносит визит семье и в ходе его обращает внимание на внешнее состояние и окружение квартиры; старается увидеться со всеми членами семьи; интервьюирует родителей о потребностях, проблемах и ресурсах; интересуется занятиями ребенка; отвечает на вопросы родителей; наблюдает за тем, как в семье обращаются с ребенком, обучают и развивают его; демонстрирует стратегии поведения, обучения, решения проблем.

       Родители наносят визит социальному работнику (или другим специалистам) и в ходе его наблюдают, как специалист обращается с ребенком; специалисты отвечают на вопросы родителей, объясняют, обсуждают информацию; специалист снимает на видеопленку общение родителей с ребенком, затем анализирует результаты; демонстрирует родителям видеофильм, чтобы обсудить и проанализировать увиденное вместе.

       В свою очередь, социальный работник организует консультацию с представителями других служб для лучшего понимания и решения проблем; приглашает родителей посетить заседания команды специалистов, обсуждающей вопросы, которые касаются их ребенка; организует собрания, чтобы оценить развитие ребенка в связи с ходом выполнения реабилитационного плана; передает родителям письменное заключение с рекомендациями занятий на дому; привлекает родителей к участию в проведении реабилитационных мероприятий; организует для родителей встречу со студентами-практикантами или сотрудниками службы, чтобы родители поделились своим опытом и высказали мнение о предоставляемых услугах.

       При проведении непосредственной работы с группой родителей предусматривается следующее: встречи с родителями, обмен информацией, отчет о ходе реабилитации и успехах ребенка, обсуждение планов на будущее; выступление на встрече родителей и ответы на их вопросы; организация специального курса для родителей по той или иной тематике; показ слайдов или видеопрограмм о занятиях детей, объяснение их цели и смысла; организация совместных мероприятий (отдых, представления) с родителями и специалистами, ассоциаций родителей и специалистов. Ассоциации родителей детей с ограниченными возможностями не только поддерживают семьи детей-инвалидов, но иногда инициируют новые формы, виды и технологии реабилитационной помощи своим детям; помощь родителям в организации групповых экскурсий для детей (в зоопарк, на ипподром, спортивные состязания и т. д.), что позволяет развить общение детей вне семейного окружения; интервьюирование родителей об их отношении к услугам и дальнейших ожиданиях.

     При проведении данных работ происходит развитие контактов между семьями, что способствует развитию сети нянь среди группы родителей; организации посещений опытных родителей семьи, в которых родился ребенок, требующий реабилитационных услуг; организации ассоциаций или групп самопомощи родителей; представлению родителей в комиссиях или советах школ и реабилитационных центров; тому, что родители организованно защищают свои права, вовлекаются в работу общественных организаций, оказывающих влияние на развитие законодательства и порядка предоставления услуг; организации и развития клубов по интересам и мероприятий для детей.

      Также социальный работник должен работать с семьями вне взаимодействия или опосредованно. Так, работая с конкретной семьей необходимо выполнение следующих аспектов: анализ записей в домашнем дневнике наблюдений; представление в отчетах (например, раз в полгода) результатов реабилитации; письменные извещения, информация для родителей, организованные социальным работником с участием других специалистов; контакты по телефону; выдача родителям или фильмов по рекомендации специалиста; выдача родителям на дом специальных игр или учебных пособий; проведение родителями на дому игр и занятий; занятия в выходные дни, предоставление информации о возможностях отдыха; предоставление родителям возможности знакомиться с содержанием папки материалов, касающихся их ребенка; выдача родителям на дом текстов реабилитационных песен, стихов, перечня упражнений; перечисление телепрограмм, которые целесообразно смотреть родителям вместе с детьми.

     В свою очередь специалист по социальной работе в ходе работы с группой родителей должен выполнять такие задачи, как предоставление родителям информации о тех или иных услугах, сведений о квалификации персонала, расписании работы специалистов, содержании занятий; рассылка информационного буклета о том, как, на каких условиях и в каких случаях следует обращаться к конкретным специалистам; подготовка информационного бюллетеня и его регулярная рассылка; организация выставки книг или игрового материала в методическом кабинете или уголке для родителей; подготовка письменных предложений по домашним занятиям или готовящимся мероприятиям, возможностям отдыха; подготовка буклета, объясняющего процедуры тестирования, оценивания, проверки хода выполнения реабилитационного плана, интерпретации результатов; рассылка или передача вопросников для выяснения потребностей и мнения родителей об услугах; подготовка видеопрограммы для родителей; организация стенда или доски объявлений в комнате, в которой родители ожидают детей; составление статей для местных журналов или газет, предоставление родителям вырезок из журналов и газет; подготовка учебного пособия или руководства для родителей [11,с 302].

       Для того чтобы преодолевать трудности оказания помощи семье ребенка-инвалида, специалистам необходимо использовать ресурсы полученные при работе в команде; организации консилиума, группы поддержки для самих специалистов, где специалисты делятся успехами или обсуждают неудачи, находя совместное решение проблем; использовании публикаций по вопросам социальной работы и видеотеки для подкрепления знаний специалистов и для рекомендации родителям. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     2.4.Система социальной помощи семье, имеющей ребенка с ограниченными возможностями в г. Бресте 

     При изучении основных направлений социальной работы в области социальной поддержки  семей, имеющих детей-инвалидов изучался опыт работы государственных учреждений и общественных организаций города Бреста.

     По  данным Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь, численность  детей- инвалидов, состоящих на учете в органах по труду, занятости и социальной защите, по состоянию на 1 января 2011 года составляет: 

   

     Как видно на данной диаграмме, Брестская  область занимает лидирующее место по количеству детей с ограниченными возможностями. Сложившаяся ситуация требует создания эффективной и многоплановой системы социальной поддержки этой категории детей и их семей. Главная цель  — свести к минимуму причины формирования инвалидности, устранить препятствия на пути интеграции детей- инвалидов в общество, создать эффективную систему социальной защиты через реабилитацию. Решение этих проблем возможно при совместных действиях  государственных структур и общества.

     В рамках курсовой работы мной было проведено  несколько бесед с целью изучения практического решения проблем  детской инвалидности в городе Бресте.

     Романюк Михаил Андреевич (начальник управления по труду, занятости и социальной защите Брестского городского исполнительного  комитета),  Расич Алексей Константинович (начальник отдела социальной защиты Ленинского района г. Бреста), Винокурова Ирина Леонидовна ( зав. Отделением реабилитации Брестской центральной городской больницы), Шмыга Иван Васильевич (председатель БОМОО «Инвалид и среда») раскрыли следующие вопросы:

     - Как на Ваш взгляд сегодня  обстоит дело в отношении общества  к детям-инвалидам?

     - Два года назад на одной  из выставок, крупнейших в мире, в Дюссельдорфе, посвященной проблеме  инвалидов, мы обратили внимание, что очень многие посетители  не являются инвалидами. Люди  приходят целыми семьями, с  детьми. Мы спросили одну из  таких семей: "Скажите, почему  вы все, здоровые люди, пришли  на эту выставку и привели  трех детей?" Они нам ответили: "Вы знаете, наши дети должны  знать, что в государстве есть  все для того, чтобы помочь  им, если вдруг случится какое-то  несчастье, беда и они станут  инвалидами". На самом деле  такой лозунг, - что инвалиды должны  жить так же полноценно, как  обычные люди, - он известен всем, и любой мало-мальски грамотный  человек, наверное, с ходу его  приведет, если спросить его, как  должны жить инвалиды. Другое  дело, что реалии известны не  всем, и как вот этот лозунг  с реалиями пересекается - это  тоже очень большой вопрос.

     - Как Вы оцениваете принимаемые  законы нынешним руководством  страны и его отношение к  людям с ограниченными возможностями?

     - Есть законы улучшающие положение  инвалидов, но вот последний  закон "О монетизации» №  122 ухудшил положение инвалидов  в том, что обеспечение лекарствами  стало неудовлетворительным. Это  побуждает людей отказываться  от бесплатных лекарств социального  пакета и получать деньги, а  их, как правило не хватает  для лечения.

     Большие проблемы у инвалидов с обеспечением техническими средствами для реабилитации. Раньше их обеспечивали органы министерства социальной защиты населения, а сейчас нужно собрать кучу бумаг и  ходить по областным инстанциям. А  ведь для инвалида не во всякое учреждение можно попасть чисто физически.

     Конечно, есть хорошие законы, например, что  при сдаче новых объектов в  обязательном порядке должны быть приспособления для въезда инвалидов на колясках. Но, как правило, они делаются для  галочки с нарушением технических  требований. 

     - Какие мероприятия по оказанию  социальной поддержки семьям, воспитывающим  детей-инвалидов, проводятся в  нашем городе?

     22 мая 2008 года состоялось заседание  городского Совета по демографической  безопасности, на котором, в целях  стабилизации демографических процессов  в г. Бресте и более полного  обеспечения реализации Плана  городских мероприятий был определен  ряд комплексных мер. 

     Организациями и предприятиями города расширена  практика применения гибких графиков работы или частичной занятости  родителей, имеющих несовершеннолетних детей-инвалидов.

     УЗ  «Брестская центральная поликлиника» совместно с органами ЗАГСа организовано информирование лиц, вступающих в брак, о возможности бесплатного медицинского обследования и консультирования. При  подаче заявления на регистрацию  брака выдается информационный буклет по планированию семьи и направление  на медицинское обследование.

     В рамках системы медико-социального, психологического и педагогического  сопровождения семей, воспитывающих  детей инвалидов, имеющих нарушения  двигательных функций учреждениями здравоохранения обеспечивается их медицинское наблюдение на дому. Обеспечен  медицинский осмотр на дому детей-инвалидов, которые имеют тяжелые нарушения  двигательных функций.

Информация о работе Роль социального педагога в работе с семьёй, имеющего ребёнка с ограниченными возможностями