Роль социального педагога в работе с семьёй, имеющего ребёнка с ограниченными возможностями

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 19:34, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы заключается в теоретико-практическом осмыслении проблемы детской инвалидности и определении способов социальной помощи семье, имеющей ребенка с ограниченными возможностями.
Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие задачи:
изучить проблемы организации жизнедеятельности ребенка с ОВЗ в семье
выделить основные психолого-педагогические аспекты подготовки родителей как решающее условие их подготовки к воспитанию ребенка с ограниченными возможностями здоровья
определить основные направления работы с семьями, имеющих детей с ОВЗ
раскрыть систему социальной помощи семье, имеющей ребенка с ограниченными возможностями в г. Бресте

Содержание

Введение…………………………………………………………………….....3
Глава I Дети с ограниченными возможностями здоровья в системе семейных отношений……………………………………………………………………..5
1.1Теоретические аспекты проблемы детской инвалидности…………………………………………………………………..5
1.2.Специфика проблем детей с ограниченными возможностями и их семей………………………………………………………………………........8
Глава IΙ Роль социального педагога в работе с семьёй, имеющего ребёнка с ограниченными возможностями………………………………………….…14
2.1.Решение социально-педагогических проблем семей, имеющих ребёнка инвалида общественными организациями………………………………….14
2.2. Психолого-педагогические аспекты подготовки родителей как решающее условие их подготовки к воспитанию ребенка с ограниченными возможностями………………… .………………………….………………..20
2.3.Технологии социальной работы с семьей, имеющей ребенка с ограниченными возможностями…………………………………………….24
2.4 Система социальной помощи семье, имеющей ребенка с ограниченными возможностями в г. Бресте…………………………………………………..31
Заключение……………………………………………………………………38
Литература……………………………………

Работа содержит 1 файл

Курсовая10.docx

— 91.51 Кб (Скачать)
 

Содержание:

Введение…………………………………………………………………….....3

Глава I Дети с ограниченными возможностями здоровья в системе семейных отношений……………………………………………………………………..5

1.1Теоретические аспекты проблемы детской инвалидности…………………………………………………………………..5

1.2.Специфика проблем детей с ограниченными возможностями и их семей………………………………………………………………………........8

Глава IΙ Роль социального педагога в работе с семьёй, имеющего ребёнка с ограниченными возможностями………………………………………….…14

2.1.Решение социально-педагогических проблем семей, имеющих ребёнка инвалида общественными организациями………………………………….14

2.2. Психолого-педагогические аспекты подготовки родителей как решающее условие их подготовки к воспитанию ребенка с ограниченными возможностями………………… .………………………….………………..20

2.3.Технологии  социальной работы с семьей, имеющей  ребенка с ограниченными возможностями…………………………………………….24

2.4 Система социальной помощи семье, имеющей ребенка с ограниченными возможностями в г. Бресте…………………………………………………..31

Заключение……………………………………………………………………38

Литература……………………………………………………………………40 
 
 
 
 
 

Введение

     Детская инвалидность – одна из наиболее важных  и трудных задач современных  систем социальной помощи и социального  обслуживания. Неуклонный рост числа  инвалидов с одной стороны, увеличение  внимания к каждому из них –  независимо от его физических, психических  и интеллектуальных способностей, с  другой стороны, представление о  повышении ценности личности и необходимости  защищать ее права, характерное для  демократического, гражданского общества, с третьей стороны, - все это  предопределяет важность социально- реабилитационной деятельности.

     Реализация  социальной помощи предусматривает, во-первых, наличие междисциплинарной команды  специалистов, а не хождение семьи, имеющей ребенка-инвалида, по многим кабинетам или учреждениям, а  во-вторых, участие родителей в  процессе реабилитации, которое представляет собой наиболее сложную проблему.

     Специалистами уже давно установлено, что детям  удается достичь гораздо лучших результатов, когда в реабилитационном процессе родители и специалисты становятся партнерами и вместе решают поставленные задачи. Однако некоторые специалисты отмечают, что родители порой не высказывают никакого желания сотрудничать, не просят помощи или совета. Возможно, это и так, однако мы никогда не узнаем намерения и желания родителей, если не спросим их об этом [3, с.14].

     На  первый взгляд ребенок-инвалид должен быть центром внимания своей семьи. В действительности же этого может  не происходить в силу конкретных  обстоятельств каждой семьи и  определенных факторов: Бедность, ухудшение  здоровья других членов семьи, супружеские  конфликты и т.д. В этом случае родители могут неадекватно воспринимать пожелания или наставления специалистов. Порой родители рассматривают реабилитационные услуги в первую очередь как возможность  получить передышку для самих  себя: они испытывают облегчение, когда ребенок начинает посещать школу или реабилитационные учреждения, потому что в этот момент могут, наконец, отдохнуть, или заняться своими делами.

     При всем этом важно отметить, что большинство  родителей хотят участвовать  в развитии своего ребенка.

     Взаимодействие  с родителями предполагает некоторые  сложности. Нужно быть готовым к  трудностям и разочарованиям. Снятие межличностных  или культурных барьеров, уменьшение социальной дистанции между родителями и специалистом может потребовать определенных усилий. Однако нужно помнить, что при отсутствии взаимодействия специалистов и родителе результат работы с ребенком может быть очень низким. Немаловажное значение имеет работа специалистов с самими родителями. Известно, что многие из них не в состоянии справиться с возникшей проблемой и поэтому они охотно принимают помощь специальных служб.

     Исходя  из социально-педагогической значимости проблемы был определен выбор  темы. Поэтому тема курсовой работы «Социальная работа с семьями, имеющими ребёнка с ограниченными возможностями здоровья».

     Объектом  исследования являются семьи, имеющие детей с ограниченными возможностями.

     Предметом – способы социальной помощи семьям, имеющим ребёнка с ограниченными  возможностями.

     Цель данной курсовой работы заключается в теоретико-практическом осмыслении проблемы детской инвалидности и определении способов социальной помощи семье, имеющей ребенка с ограниченными возможностями.

     Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие задачи:

  • изучить проблемы организации жизнедеятельности ребенка с ОВЗ в семье
  • выделить  основные психолого-педагогические аспекты подготовки родителей как решающее условие их подготовки к воспитанию ребенка с ограниченными возможностями здоровья
  • определить основные направления работы с семьями, имеющих детей с ОВЗ
  • раскрыть  систему социальной помощи семье, имеющей ребенка с ограниченными возможностями в г. Бресте
 
 

   Глава I Дети с ограниченными  возможностями здоровья в системе семейных отношений

1.1 Теоретические аспекты  проблемы детской  инвалидности

     В последние десятилетия ХХ  века особенно остро обозначилась  проблема существенного роста  числа детей с нарушениями  в соматическом развитии. Детская  инвалидность рассматривается как  проблема не только одного  человека и семьи, а всего  общества в целом. Забота общества  о детях с ограниченными возможностями  здоровья свидетельствует о его  цивилизованности. Общество обязано  всеми доступными путями помогать  им. Необходимо вести работу по  выявлению и устранению причин, обуславливающих рост инвалидности  в современном обществе.

    Согласно Декларации о правах  инвалидов (ООН,  1975  г.)  инвалид   —  это любое  лицо,  которое   не  может  самостоятельно  обеспечить  полностью  или  частично потребности нормальной  личной  и  (или)  социальной  жизни  в  силу недостатка, будь то  врожденного  или   нет,  его  (или  ее)  физических  или умственных возможностей[18].

 Инвалидность  у детей означает существенное  ограничение жизнедеятельности,  она способствует социальной  дезадаптации, которая обусловлена  нарушениями в развитии, затруднениями  в самообслуживании, общении, обучении, овладении в будущем профессиональными  навыками. Освоение детьми-инвалидами  социального опыта, включение  их в существующую систему  общественных отношений требует  от общества определенных дополнительных  мер, средств и усилий (это могут  быть специальные программы, специальные  центры по реабилитации, специальные  учебные заведения и т.д.).

   В 1989 г. ООН приняла текст  Конвенции о правах ребенка,  которая обладает силой закона. В ней закреплено право детей,  имеющих нарушения в физическом  развитии, вести полноценную   и  достойную  жизнь  в   условиях,  которые  позволяют   им сохранить достоинство, чувство  уверенности в себе и  облегчают   их  активное участие в жизни  общества (ст. 23); право неполноценного  ребенка  на  особую заботу  и помощь, которая должна предоставляться  по возможности  бесплатно   с учетом финансовых ресурсов  родителей или других лиц,  обеспечивающих  заботу о ребенке,  с целью обеспечения неполноценному  ребенку  эффективного  доступа  к услугам в области образования,  профессиональной  подготовки,  медицинского  обслуживания, восстановления здоровья, подготовки к трудовой деятельности  и доступа к средствам отдыха, что должно способствовать по  возможности наиболее  полному   вовлечению  ребенка  в  социальную  жизнь  и развитию его личности, включая культурное и духовное развитие. [Технологии  социальной  работы.  \\  Учебник  под  общ.  ред.  проф. Е.И.Холостовой. – М.: ИНФРА – М. 2001.]

      В Международном пакте об экономических,  социальных и  культурных  правах  ООН (ст. 12) зафиксировано право  каждого  инвалида  (как   взрослого,  так  и несовершеннолетнего)  на  наивысший   достижимый  уровень физического здоровья. Интегративным  документом,  охватывающим  все   стороны жизнедеятельности  инвалидов,  являются  принятые  ООН  Стандартные   правила обеспечения равных возможностей  для инвалидов.

   Отчет о мировом развитии за 1993 г., выполненный  по  заказу  Всемирного банка и  посвященный   здоровью  населения  мира,  выдвигает  новые  критерии  оценки  состояния  здоровья  населения  и  утверждает  наиболее  эффективные каналы  вложения  средств  в  развитие  сети  национального  здравоохранения.

Финансовые  инвестиции в охрану материнства  и  детства,  службы  планирования семьи, лечение болезней, характерных  для  детей  и  подростков,  не  только улучшают статистику смертности и заболеваемости, но и значительно  сокращают суммарные  потери   лет   здоровой   жизни   в   результате   предотвращаемой  преждевременной смерти. Ценностью  становится не просто жизнь,  а  жизнь  без болезней и вызванных ими  страданий  и  ограничений,  причем  к  показателям, связанным с качеством  жизни, относится и социальное функционирование.

   В  соответствии  с  Законом   СССР.  "Об  основных   началах   социальной защищенности инвалидов  в СССР», принятым Верховным   Советом СССР 11  декабря 1990  г.,  инвалидом  является  лицо,  которое  в   связи   с   ограничением жизнедеятельности  вследствие наличия физических  или  умственных  недостатков  нуждается в социальной помощи  и защите. Ограничение жизнедеятельности   лица выражается в полной или  частичной  утрате  им  способности   или  возможности осуществлять  самообслуживание, передвижение, ориентацию,  общение,  контроль за своим  поведением, а также заниматься  трудовой деятельностью. Инвалидность  детей значительно ограничивает   их   жизнедеятельность, приводит к социальной  дезадаптации, а также нарушает способность   к самообслуживанию,  передвижению,  ориентации, обучению,  общению,  трудовой деятельности в будущем.

   Проблемы  инвалидности  не  могут   быть  поняты   вне   социокультурного  окружения  человека   —   семьи,   дома-интерната   и   т.д.   Инвалидность человека  не относятся к разряду   чисто  медицинских явлений.  Гораздо большее значение для  понимания этой проблемы и   преодоления ее  последствий  имеют  социально-медицинские,  социальные, экономические, психологические  и  другие  факторы.  Именно   поэтому   технологии   помощи инвалидам основываются  на  социально-экологической модели  социальной  работы.  Согласно  этой  модели  люди  с   физическими нарушениями испытывают функциональные  затруднения  не  только  вследствие заболевания, но и  неприспособленности  социального  окружения  к   их   специальным   потребностям, предрассудков общества, предосудительного отношения к инвалидам. Поэтому семья    с    ребенком – инвалидом    и    сам    ребенок    в    нашей    стране сталкивается с различными проблемами:

       - социальная, территориальная и  экономическая зависимость    инвалидов    от    родителей    и    опекунов;

      - при рождении  ребенка  с   особенностями физического    развития    семья    либо    распадается, либо    усиленно   опекает     ребенка, не    давая    ему    развиваться;

      -  ведется     слабая     профессиональная    подготовка    таких   детей;

      - трудности при  передвижении    по    городу  (не    предусмотрены    условия    для    передвижения     в    архитектурных    сооружениях,  транспорте     и    т.п.), что    приводит    к    изоляции    инвалида;

      - отсутствие достаточного   правового    обеспечения  (несовершенство    законодательной    базы    в    отношении    детей     с    ограниченными     возможностями);

      - сформированность негативного общественного  мнения  по   отношению    к    инвалидам   (существование    стереотипа    “инвалид  -   бесполезный”   и   т.п.);

      - отсутствие  информационного    центра    и    сети     комплексных    центров    социально-психологической    реабилитации, а   так   же    слабость    государственной    политики.

      Таким    образом, очевидно, что    в    силу    особенностей детей  с ограниченными возможностями им необходима     профессиональная     помощь   специалистов. Эта    помощь    должна    носить    не   только    медицинский    характер, она    должна    быть   комплексной, затрагивать    все    стороны    жизни    такого     ребенка. 
 

   
 

  1.2. Специфика проблем детей с ограниченными возможностями и их семей

   Семья - ближайшее и первое социальное окружение, с которым сталкивается ребенок. Появление ребенка с  ограниченными возможностями действует  на родителей удручающе. Если рождение нормального ребенка привносит  в жизнь семьи новое не испытываемое до этого наслаждение человеческого  бытия: переживания чувств радости, гордости, нежности, то рождение ребенка  с дефектом, расценивается как  жизненная катастрофа. На этой почве  часто возникают между супругами  конфликты. Немало случаев, когда родители отказываются от таких детей, оставляют  их в родильных домах или передают на воспитание в специализированные учреждения. В жизни детей с ограниченными возможностями и в семьях, в которых они воспитываются, возникает много трудностей и проблем. Узнав о рождении ребенка с каким-либо заболеванием, родители испытывают подчас противоположные чувства – от недоверия и нежелания соглашаться с мнением врачей до полного отчаяния[16, c.13].

Информация о работе Роль социального педагога в работе с семьёй, имеющего ребёнка с ограниченными возможностями