Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 19:34, курсовая работа
Цель данной курсовой работы заключается в теоретико-практическом осмыслении проблемы детской инвалидности и определении способов социальной помощи семье, имеющей ребенка с ограниченными возможностями.
Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие задачи:
изучить проблемы организации жизнедеятельности ребенка с ОВЗ в семье
выделить основные психолого-педагогические аспекты подготовки родителей как решающее условие их подготовки к воспитанию ребенка с ограниченными возможностями здоровья
определить основные направления работы с семьями, имеющих детей с ОВЗ
раскрыть систему социальной помощи семье, имеющей ребенка с ограниченными возможностями в г. Бресте
Введение…………………………………………………………………….....3
Глава I Дети с ограниченными возможностями здоровья в системе семейных отношений……………………………………………………………………..5
1.1Теоретические аспекты проблемы детской инвалидности…………………………………………………………………..5
1.2.Специфика проблем детей с ограниченными возможностями и их семей………………………………………………………………………........8
Глава IΙ Роль социального педагога в работе с семьёй, имеющего ребёнка с ограниченными возможностями………………………………………….…14
2.1.Решение социально-педагогических проблем семей, имеющих ребёнка инвалида общественными организациями………………………………….14
2.2. Психолого-педагогические аспекты подготовки родителей как решающее условие их подготовки к воспитанию ребенка с ограниченными возможностями………………… .………………………….………………..20
2.3.Технологии социальной работы с семьей, имеющей ребенка с ограниченными возможностями…………………………………………….24
2.4 Система социальной помощи семье, имеющей ребенка с ограниченными возможностями в г. Бресте…………………………………………………..31
Заключение……………………………………………………………………38
Литература……………………………………
Содержание:
Введение…………………………………………………………
Глава
I Дети с ограниченными возможностями
здоровья в системе семейных отношений………………………………………………………
1.1Теоретические
аспекты проблемы детской инвалидности………………………………………………
1.2.Специфика
проблем детей с ограниченными возможностями
и их семей…………………………………………………………………
Глава
IΙ Роль социального педагога в работе
с семьёй, имеющего ребёнка с ограниченными
возможностями………………………………………….
2.1.Решение социально-педагогических проблем семей, имеющих ребёнка инвалида общественными организациями………………………………….14
2.2. Психолого-педагогические аспекты подготовки родителей как решающее условие их подготовки к воспитанию ребенка с ограниченными возможностями………………… .………………………….………………..20
2.3.Технологии
социальной работы с семьей, имеющей
ребенка с ограниченными
2.4 Система социальной помощи семье, имеющей ребенка с ограниченными возможностями в г. Бресте…………………………………………………..31
Заключение……………………………………………………
Литература……………………………………………………
Введение
Детская инвалидность – одна из наиболее важных и трудных задач современных систем социальной помощи и социального обслуживания. Неуклонный рост числа инвалидов с одной стороны, увеличение внимания к каждому из них – независимо от его физических, психических и интеллектуальных способностей, с другой стороны, представление о повышении ценности личности и необходимости защищать ее права, характерное для демократического, гражданского общества, с третьей стороны, - все это предопределяет важность социально- реабилитационной деятельности.
Реализация
социальной помощи предусматривает, во-первых,
наличие междисциплинарной
Специалистами уже давно установлено, что детям удается достичь гораздо лучших результатов, когда в реабилитационном процессе родители и специалисты становятся партнерами и вместе решают поставленные задачи. Однако некоторые специалисты отмечают, что родители порой не высказывают никакого желания сотрудничать, не просят помощи или совета. Возможно, это и так, однако мы никогда не узнаем намерения и желания родителей, если не спросим их об этом [3, с.14].
На
первый взгляд ребенок-инвалид должен
быть центром внимания своей семьи.
В действительности же этого может
не происходить в силу конкретных
обстоятельств каждой семьи и
определенных факторов: Бедность, ухудшение
здоровья других членов семьи, супружеские
конфликты и т.д. В этом случае
родители могут неадекватно воспринимать
пожелания или наставления
При всем этом важно отметить, что большинство родителей хотят участвовать в развитии своего ребенка.
Взаимодействие с родителями предполагает некоторые сложности. Нужно быть готовым к трудностям и разочарованиям. Снятие межличностных или культурных барьеров, уменьшение социальной дистанции между родителями и специалистом может потребовать определенных усилий. Однако нужно помнить, что при отсутствии взаимодействия специалистов и родителе результат работы с ребенком может быть очень низким. Немаловажное значение имеет работа специалистов с самими родителями. Известно, что многие из них не в состоянии справиться с возникшей проблемой и поэтому они охотно принимают помощь специальных служб.
Исходя из социально-педагогической значимости проблемы был определен выбор темы. Поэтому тема курсовой работы «Социальная работа с семьями, имеющими ребёнка с ограниченными возможностями здоровья».
Объектом исследования являются семьи, имеющие детей с ограниченными возможностями.
Предметом
– способы социальной помощи семьям,
имеющим ребёнка с
Цель данной курсовой работы заключается в теоретико-практическом осмыслении проблемы детской инвалидности и определении способов социальной помощи семье, имеющей ребенка с ограниченными возможностями.
Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие задачи:
Глава I Дети с ограниченными возможностями здоровья в системе семейных отношений
1.1 Теоретические аспекты проблемы детской инвалидности
В последние десятилетия ХХ
века особенно остро
Согласно Декларации о правах
инвалидов (ООН, 1975 г.) инвалид
— это любое лицо, которое
не может самостоятельно
обеспечить полностью или
частично потребности
Инвалидность
у детей означает существенное
ограничение жизнедеятельности,
В 1989 г. ООН приняла текст
Конвенции о правах ребенка,
которая обладает силой закона.
В ней закреплено право детей,
имеющих нарушения в
В Международном пакте об
Отчет о мировом развитии за
1993 г., выполненный по заказу
Всемирного банка и
Финансовые инвестиции в охрану материнства и детства, службы планирования семьи, лечение болезней, характерных для детей и подростков, не только улучшают статистику смертности и заболеваемости, но и значительно сокращают суммарные потери лет здоровой жизни в результате предотвращаемой преждевременной смерти. Ценностью становится не просто жизнь, а жизнь без болезней и вызванных ими страданий и ограничений, причем к показателям, связанным с качеством жизни, относится и социальное функционирование.
В соответствии с Законом
СССР. "Об основных началах
социальной защищенности
Проблемы инвалидности не могут быть поняты вне социокультурного окружения человека — семьи, дома-интерната и т.д. Инвалидность человека не относятся к разряду чисто медицинских явлений. Гораздо большее значение для понимания этой проблемы и преодоления ее последствий имеют социально-медицинские, социальные, экономические, психологические и другие факторы. Именно поэтому технологии помощи инвалидам основываются на социально-экологической модели социальной работы. Согласно этой модели люди с физическими нарушениями испытывают функциональные затруднения не только вследствие заболевания, но и неприспособленности социального окружения к их специальным потребностям, предрассудков общества, предосудительного отношения к инвалидам. Поэтому семья с ребенком – инвалидом и сам ребенок в нашей стране сталкивается с различными проблемами:
- социальная, территориальная и экономическая зависимость инвалидов от родителей и опекунов;
- при рождении ребенка с особенностями физического развития семья либо распадается, либо усиленно опекает ребенка, не давая ему развиваться;
- ведется слабая профессиональная подготовка таких детей;
- трудности при передвижении по городу (не предусмотрены условия для передвижения в архитектурных сооружениях, транспорте и т.п.), что приводит к изоляции инвалида;
- отсутствие достаточного правового обеспечения (несовершенство законодательной базы в отношении детей с ограниченными возможностями);
-
сформированность негативного
- отсутствие информационного центра и сети комплексных центров социально-психологической реабилитации, а так же слабость государственной политики.
Таким
образом, очевидно, что в
силу особенностей детей
с ограниченными возможностями им необходима
профессиональная помощь
специалистов. Эта помощь
должна носить не
только медицинский
характер, она должна
быть комплексной, затрагивать
все стороны жизни
такого ребенка.
1.2. Специфика проблем детей с ограниченными возможностями и их семей
Семья
- ближайшее и первое социальное
окружение, с которым сталкивается
ребенок. Появление ребенка с
ограниченными возможностями