Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 19:34, курсовая работа
Цель данной курсовой работы заключается в теоретико-практическом осмыслении проблемы детской инвалидности и определении способов социальной помощи семье, имеющей ребенка с ограниченными возможностями.
Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие задачи:
изучить проблемы организации жизнедеятельности ребенка с ОВЗ в семье
выделить основные психолого-педагогические аспекты подготовки родителей как решающее условие их подготовки к воспитанию ребенка с ограниченными возможностями здоровья
определить основные направления работы с семьями, имеющих детей с ОВЗ
раскрыть систему социальной помощи семье, имеющей ребенка с ограниченными возможностями в г. Бресте
Введение…………………………………………………………………….....3
Глава I Дети с ограниченными возможностями здоровья в системе семейных отношений……………………………………………………………………..5
1.1Теоретические аспекты проблемы детской инвалидности…………………………………………………………………..5
1.2.Специфика проблем детей с ограниченными возможностями и их семей………………………………………………………………………........8
Глава IΙ Роль социального педагога в работе с семьёй, имеющего ребёнка с ограниченными возможностями………………………………………….…14
2.1.Решение социально-педагогических проблем семей, имеющих ребёнка инвалида общественными организациями………………………………….14
2.2. Психолого-педагогические аспекты подготовки родителей как решающее условие их подготовки к воспитанию ребенка с ограниченными возможностями………………… .………………………….………………..20
2.3.Технологии социальной работы с семьей, имеющей ребенка с ограниченными возможностями…………………………………………….24
2.4 Система социальной помощи семье, имеющей ребенка с ограниченными возможностями в г. Бресте…………………………………………………..31
Заключение……………………………………………………………………38
Литература……………………………………
Итак, рассмотрев специфику проблемы
семей, имеющих ребёнка с ограниченными
возможностями можно сделать вывод, что
проблема эта на сегодняшний день актуальна.
Эффективное решение этой проблемы возможно
только с помощью координации усилий самих
родителей и социальных служб, оказывающих
поддержку семьям и их детям.
Глава IΙ Роль социального педагога в работе с семьёй ребёнка с ограниченными возможностями
2.1 Решение социально-педагогических проблем семей, имеющих ребёнка с ограниченными возможностями общественными организациями
Появление ребенка с ограниченными возможностями в семье ставит родителей перед фактом расширения социальных контактов с различными учреждениями, организациями и службами. Осознавая свою ответственность перед малышом, родители должны, не теряя времени, начинать действовать, проявляя соответствующую активность с целью создания необходимых условий для организации полноценного развития и воспитания ребенка. Такая активность полезна в двух отношениях. Во-первых, она позволит родителям легче пережить депрессивное состояние, вызванное появлением ребенка с дефектом развития, во-вторых, разумная активность может дать позитивный импульс для своевременного его лечения, воспитания и развития.
Прежде всего, родителям следует побеспокоиться о проведении своевременной диагностики состояния здоровья и развития ребенка. Те дети, у которых дефект развития очевиден и не вызывает сомнения, попадают в поле зрения специалистов сразу же после их рождения. Однако нарушения в развитии ребенка могут быть многоплановыми и затрагивать различные сферы жизнедеятельности: умственную, двигательную, сенсорную, речевую или же несколько сфер одновременно. Причем они могут иметь разные формы и разную степень выраженности, появятся и после рождения, что предполагает необходимость их углубленного обследования. Поэтому диагностика отклонений в развитии ребенка должна всегда носить комплексный характер. Структура дефекта может быть правильно определена только при участии в обследовании ребенка врача, психолога, коррекционного педагога, а при необходимости и других специалистов.
Не
меньшее значение имеет помощь специалистов
в организации ухода за ребенком,
в его лечении и воспитании.
Круг этих специалистов, в зависимости
от структуры дефекта широк. К
ним относятся специалисты
У
родителей больного ребенка нередко
возникает необходимость в
Кроме
названных учреждений и лиц, к
которым при необходимости
-
территориальные или районные
центры социального
-
реабилитационные центры для
детей и подростков с
-
городские или районные
-
специальные образовательные
-
ассоциации и другие
Значительные
трудности могут возникнуть у
родителей при устройстве ребенка
на обучение в школу. Родители часто
стоят перед выбором, куда направить
ребенка на обучение — в обычную
общеобразовательную школу или
же в специальное учреждение. Их
волнения не напрасны. Дело в том, что
в деятельности многих специальных
образовательных учреждений роль родителей
в восстановлении жизненного потенциала
ребенка, к сожалению, во внимание практически
не принимается. Вызвано это тем,
что специальные учреждения часто
территориально удалены от семьи. Нередко,
из-за незнания или отсутствия реальной
возможности выбора типа и вида образовательного
учреждения родители вынуждены использовать
единственный путь — сдавать ребенка
в государственные
Вместе с тем, даже в этих случаях, родители должны позаботиться о том, чтобы ребенка подготовить к школе. Подготовка к обучению в школе практически начинается с самого его рождения. Если у родителей возникают сомнения в том, на чем делать акцент — на лечении ребенка или на его образовании, то надо иметь в виду, что дети, которые испытывали дефицит в воспитании и образовании, бывают менее приспособленными к жизни, беспомощными даже в обычных жизненных ситуациях. Поэтому, какими бы тяжелыми ни были нарушения в развитии ребенка, надо решать вопрос в пользу образования, не исключая, безусловно, и лечения.
Если
же ребенок, имеющий дефект, определяется
в общеобразовательную школу, родителям
следует наладить самый тесный контакт
с учителями, классным руководителем,
психологом и социальным педагогом.
Важно рассказать им об индивидуальных
особенностях своего ребенка, выработать
с ними индивидуальную программу
развития с учетом специфики дефекта,
регулярно отслеживать
Полезным является также
Семьи,
имеющие детей с ограниченными
возможностями, имеют сходные проблемы
и затруднения. Нередко им недостает
физических и моральных сил. Все
они нуждаются в
К
сожалению, у многих родителей, отягощенных
теми или иными проблемами, существует
тенденция сужения круга
Развитие аномального ребенка ставит перед родителями все новые и новые проблемы, которые должны грамотно и заинтересованно решаться. Одной из таких наиболее сложных проблем является реализация потребности ребенка в общении со сверстниками. Более эффективно контакты с другими детьми налаживаются в раннем возрасте. Ребенок, находясь среди детей, может ощущать, что он не такой как другие, но его переживания в связи с возрастными особенностями еще недостаточно глубокие, адаптация происходит менее болезненно и быстрее. Однако ему надо помочь установить контакт с теми детьми, в компании которых он стал бы своим человеком. Лучше всего, если подключить к участию в игровой деятельности ребенка его братьев и сестер, чтобы они стали соучастниками его вхождения в социальный мир. Если же возникает конфликтная ситуация и дети не принимают ребенка с дефектом в свое общество, то «навязывать» его им не рекомендуется. Данная среда пока не созрела для того, чтобы его принять, поэтому надо искать другие варианты и подходы организации общения ребенка со сверстниками.
Семья
для человека - наиболее значимый фактор
социализации и превосходит по влиянию
все другие общественные образования.
В ней человек усваивает
Чтобы
больше узнать об особенностях развития
психики ребенка и его недуге,
несомненно, нужны консультации у
специалистов, однако этого недостаточно.
Если родители хотят по-настоящему
счастья своему ребенку, они должны
со всей ответственностью заняться своим
образованием и самообразованием, овладеть
основными технологиями по воспитанию.
В настоящее время издается немало
литературы по проблемам воспитания
и развития детей, но в этом огромном
потоке информации несведущему человеку
бывает трудно найти то, что ему
действительно необходимо. Оказать
квалифицированную помощь в выборе
литературы и в составлении программы
самообразования родителей
Как
видим, социальные связи семьи в
связи с появлением ребенка с
ограниченными возможностями
Все
выше перечисленные трудности, а
также мнения и пожелания необходимо
учитывать при организации
2.2. Психолого-педагогические аспекты подготовки родителей как решающее условие их подготовки к воспитанию ребенка с ограниченными возможностями
Пережитый
шок, вызванный известием о
В
гармоничных семьях супруги, как
правило, находят пути взаимно поддержать,
успокоить друг друга, пережить свое
горе вместе. Но таких семей, к сожалению,
немного. В большинстве своем
отношения между супругами