Роль социального педагога в работе с семьёй, имеющего ребёнка с ограниченными возможностями

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 19:34, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы заключается в теоретико-практическом осмыслении проблемы детской инвалидности и определении способов социальной помощи семье, имеющей ребенка с ограниченными возможностями.
Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие задачи:
изучить проблемы организации жизнедеятельности ребенка с ОВЗ в семье
выделить основные психолого-педагогические аспекты подготовки родителей как решающее условие их подготовки к воспитанию ребенка с ограниченными возможностями здоровья
определить основные направления работы с семьями, имеющих детей с ОВЗ
раскрыть систему социальной помощи семье, имеющей ребенка с ограниченными возможностями в г. Бресте

Содержание

Введение…………………………………………………………………….....3
Глава I Дети с ограниченными возможностями здоровья в системе семейных отношений……………………………………………………………………..5
1.1Теоретические аспекты проблемы детской инвалидности…………………………………………………………………..5
1.2.Специфика проблем детей с ограниченными возможностями и их семей………………………………………………………………………........8
Глава IΙ Роль социального педагога в работе с семьёй, имеющего ребёнка с ограниченными возможностями………………………………………….…14
2.1.Решение социально-педагогических проблем семей, имеющих ребёнка инвалида общественными организациями………………………………….14
2.2. Психолого-педагогические аспекты подготовки родителей как решающее условие их подготовки к воспитанию ребенка с ограниченными возможностями………………… .………………………….………………..20
2.3.Технологии социальной работы с семьей, имеющей ребенка с ограниченными возможностями…………………………………………….24
2.4 Система социальной помощи семье, имеющей ребенка с ограниченными возможностями в г. Бресте…………………………………………………..31
Заключение……………………………………………………………………38
Литература……………………………………

Работа содержит 1 файл

Курсовая10.docx

— 91.51 Кб (Скачать)

       Итак, рассмотрев специфику проблемы  семей, имеющих ребёнка с ограниченными возможностями можно сделать вывод, что проблема эта на сегодняшний день актуальна. Эффективное решение этой проблемы возможно только с помощью координации усилий самих родителей и социальных служб, оказывающих поддержку семьям и их детям. 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Глава IΙ Роль социального педагога в работе с семьёй ребёнка с ограниченными возможностями

2.1 Решение социально-педагогических проблем семей, имеющих ребёнка с ограниченными возможностями общественными организациями

    Появление ребенка с ограниченными возможностями в семье ставит родителей перед фактом расширения социальных контактов с различными учреждениями, организациями и службами. Осознавая свою ответственность перед малышом, родители должны, не теряя времени, начинать действовать, проявляя соответствующую активность с целью создания необходимых условий для организации полноценного развития и воспитания ребенка. Такая активность полезна в двух отношениях. Во-первых, она позволит родителям легче пережить депрессивное состояние, вызванное появлением ребенка с дефектом развития, во-вторых, разумная активность может дать позитивный импульс для своевременного его лечения, воспитания и развития.

   Прежде  всего, родителям следует побеспокоиться о проведении своевременной диагностики состояния здоровья и развития ребенка. Те дети, у которых дефект развития очевиден и не вызывает сомнения, попадают в поле зрения специалистов сразу же после их рождения. Однако нарушения в развитии ребенка могут быть многоплановыми и затрагивать различные сферы жизнедеятельности: умственную, двигательную, сенсорную, речевую или же несколько сфер одновременно. Причем они могут иметь разные формы и разную степень выраженности, появятся и после рождения, что предполагает необходимость их углубленного обследования. Поэтому диагностика отклонений в развитии ребенка должна всегда носить  комплексный характер. Структура дефекта может быть правильно определена только при участии в обследовании ребенка врача, психолога, коррекционного педагога, а при необходимости и других специалистов.

   Не  меньшее значение имеет помощь специалистов в организации ухода за ребенком, в его лечении и воспитании. Круг этих специалистов, в зависимости  от структуры дефекта широк. К  ним относятся специалисты узкого профиля из соответствующих центров  и лечебных учреждений, в которых  дети состоят на диспансерном учете, а также детский врач, психолог, специалист по социальной реабилитации, логопед, коррекционный педагог, которые  являются главными консультантами по многим вопросам, связанным с течением заболевания и развитием ребенка. В случае необходимости родители могут обратиться за помощью в психолого-медико-педагогическую консультацию (комиссию) (ПМПК), где работают специалисты разных профилей.

   У родителей больного ребенка нередко  возникает необходимость в помощи социального работника, чтобы получить информацию о нужных для его лечения  и реабилитации специалистах, подобрать  информацию о возможных пособиях, льготах, дотациях, выбрать соответствующее  образовательное учреждение для  ребенка. Он также может представлять интересы семьи в различных государственных  и общественных фондах, учреждениях, организациях, подыскать няню или  учителя для ребенка, познакомить  с семьями, которые успешно решают те же задачи, собрать документы  для решения вопросов, актуальных для семьи и ребенка, делать необходимые  закупки продуктов и лекарств и др.

   Кроме названных учреждений и лиц, к  которым при необходимости можно  обратиться, нужно иметь информацию и о тех организациях, где родители также могли бы получить требуемую  помощь. К ним можно отнести:

   - территориальные или районные  центры социального обслуживания  или социальной защиты населения.  В названном центре можно зарегистрировать  семью и ребенка, стать постоянным  его клиентом и пользоваться  услугами, перечень которых достаточно  широк; 

   - реабилитационные центры для  детей и подростков с ограниченными  возможностями здоровья, в задачу  которых входит оказание медицинской,  социальной и психолого-педагогической  помощи детям; 

   - городские или районные комитеты  по защите прав материнства  и детства. В них можно получить  консультацию о льготах, фондах  помощи и другим вопросам;

   - специальные образовательные учреждения - детские сады, школы, интернаты; 

   - ассоциации и другие объединения  родителей, имеющих детей с  ограниченными возможностями, которые  предназначены для оказания семьям  необходимой эмоциональной поддержки,  передачи опыта воспитания детей,  защиты прав семей и другие [4, c 38].

   Значительные  трудности могут возникнуть у  родителей при устройстве ребенка  на обучение в школу. Родители часто  стоят перед выбором, куда направить  ребенка на обучение — в обычную  общеобразовательную школу или  же в специальное учреждение. Их волнения не напрасны. Дело в том, что  в деятельности многих специальных  образовательных учреждений роль родителей  в восстановлении жизненного потенциала ребенка, к сожалению, во внимание практически  не принимается. Вызвано это тем, что специальные учреждения часто  территориально удалены от семьи. Нередко, из-за незнания или отсутствия реальной возможности выбора типа и вида образовательного учреждения родители вынуждены использовать единственный путь — сдавать ребенка  в государственные специализированные учреждения.

   Вместе  с тем, даже в этих случаях, родители должны позаботиться о том, чтобы  ребенка подготовить к школе. Подготовка к обучению в школе  практически начинается с самого его рождения. Если у родителей  возникают сомнения в том, на чем  делать акцент — на лечении ребенка  или на его образовании, то надо иметь  в виду, что дети, которые испытывали дефицит в воспитании и образовании, бывают менее приспособленными к жизни, беспомощными даже в обычных жизненных ситуациях. Поэтому, какими бы тяжелыми ни были нарушения в развитии ребенка, надо решать вопрос в пользу образования, не исключая, безусловно, и лечения.

   Если  же ребенок, имеющий дефект, определяется в общеобразовательную школу, родителям  следует наладить самый тесный контакт  с учителями, классным руководителем, психологом и социальным педагогом. Важно рассказать им об индивидуальных особенностях своего ребенка, выработать с ними индивидуальную программу  развития с учетом специфики дефекта, регулярно отслеживать изменения  в психике и личности, происходящие под воздействием обучения и воспитания, посещать классные родительские собрания.

     Полезным является также участие  родителей в различных внешкольных  объединениях, оказывающих влияние  на образовательный процесс, таких,  как родительский комитет, совет  отцов и другие. Участие в них  дает родителям возможность ставить  и решать вопросы, не только  относящиеся к общешкольным проблемам,  но и концентрировать внимание  на оказании помощи и создании  условий для обучения и воспитания  детей, имеющих ограниченные возможности,  которые требуют к себе повышенного  внимания и специфического индивидуального  подхода. 

   Семьи, имеющие детей с ограниченными  возможностями, имеют сходные проблемы и затруднения. Нередко им недостает  физических и моральных сил. Все  они нуждаются в психологической  поддержке, потребности поделиться с другими людьми своими сомнениями и трудностями. Характер общения  родителей во многом определяется их индивидуальными особенностями. Члены  гармоничных семей, в большинстве  своем, не замыкаются рамками отношений  только между собой, а имеют друзей, у них есть свои интересы, любимые  занятия. Эти связи с внешним  миром являются устойчивым источником психологической поддержки при  возникновении тех или иных семейных проблем. Родители всегда могут поделиться с друзьями по поводу тревожных переживаний  и трудностей, возникших в семье, особенно если они уже сталкивались с аналогичными ситуациями. У детей, как и у взрослых, также появляются друзья вне семьи. В таких семьях дети с ранних лет приобщаются  к любимым занятиям, растут уверенными в себя, у них более рельефно проявляется чувство собственного достоинства, возникает более широкий  и устойчивый диапазон интересов.

   К сожалению, у многих родителей, отягощенных  теми или иными проблемами, существует тенденция сужения круга знакомств. Они часто замыкаются в себе, не хотят встречаться со своими приятелями, у них может возникнуть подозрительность, недоверие к другим людям. По этой причине они затрудняются «уйти» от своих проблем, постоянно испытывают внутреннее психическое напряжение, проявляющееся нередко в возникновении  чувства безысходности. Поэтому  родителям, которых часто преследуют такие состояния, необходима своеобразная «психологическая разрядка». Для этого  рекомендуется , хотя бы на короткое время, отвлечься от семейных проблем, провести некоторое время вне семьи  со своими знакомыми, «излить» им свою душу, после чего может наступить  определенное облегчение, вернутся уверенность  в своих силах, и мир предстанет в другом, более привлекательном свете[14, c 256].

   Развитие  аномального ребенка ставит перед  родителями все новые и новые  проблемы, которые должны грамотно и заинтересованно решаться. Одной  из таких наиболее сложных проблем  является реализация потребности ребенка  в общении со сверстниками. Более  эффективно контакты с другими детьми налаживаются в раннем возрасте. Ребенок, находясь среди детей, может ощущать, что он не такой как другие, но его переживания в связи с  возрастными особенностями еще  недостаточно глубокие, адаптация происходит менее болезненно и быстрее. Однако ему надо помочь установить контакт  с теми детьми, в компании которых  он стал бы своим человеком. Лучше всего, если подключить к участию в игровой деятельности ребенка его братьев и сестер, чтобы они стали соучастниками его вхождения в социальный мир. Если же возникает конфликтная ситуация и дети не принимают ребенка с дефектом в свое общество, то «навязывать» его им не рекомендуется. Данная среда пока не созрела для того, чтобы его принять, поэтому надо искать другие варианты и подходы организации общения ребенка со сверстниками.

   Семья для человека - наиболее значимый фактор социализации и превосходит по влиянию  все другие общественные образования. В ней человек усваивает систему  норм, правил, ценностей и знаний в соответствии с культурой и  традициями общества и апробирует их на практике. Что же касается роли семьи  для ребенка с ограниченными  возможностями, то она неизмеримо возрастает. В связи с его особым образом  жизни на семью ложится основное бремя ухода, воспитания и образования  таких детей, что неизбежно сопровождается повышенными материальными затратами, психологическими и эмоциональными перегрузками.

   Чтобы больше узнать об особенностях развития психики ребенка и его недуге, несомненно, нужны консультации у  специалистов, однако этого недостаточно. Если родители хотят по-настоящему счастья своему ребенку, они должны со всей ответственностью заняться своим  образованием и самообразованием, овладеть основными технологиями по воспитанию. В настоящее время издается немало литературы по проблемам воспитания и развития детей, но в этом огромном потоке информации несведущему человеку бывает трудно найти то, что ему  действительно необходимо. Оказать  квалифицированную помощь в выборе литературы и в составлении программы  самообразования родителей могут  профессионально подготовленные люди: психолог, специалист по социальной реабилитации, врач, социальный работник, педагог  и другие.

   Как видим, социальные связи семьи в  связи с появлением ребенка с  ограниченными возможностями значительно  расширяются. Без их установления и  поддержания нормальных деловых  отношений решать многие проблемы воспитания и развития ребенка крайне затруднительно. Однако, чтобы от таких взаимоотношений  была польза для семьи и ребенка, нужна воля и активность самих  родителей. Только при их желании  и целеустремленности можно овладеть нелегкой наукой воспитания ребенка  с отклонениями в развитии и создать  условия для его более эффективного психического и личностного развития.

   Все выше перечисленные трудности, а  также мнения и пожелания необходимо учитывать при организации социально-реабилитационного  процесса ребенка с ограниченными  возможностями жизнедеятельности.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     2.2.   Психолого-педагогические аспекты подготовки родителей как решающее условие их подготовки к воспитанию ребенка с ограниченными возможностями

     Пережитый шок, вызванный известием о появлении  в семье ребенка с дефектом, серьезно травмирует психику родителей  и существенно влияет на установившиеся между ними отношения.

     В гармоничных семьях супруги, как  правило, находят пути взаимно поддержать, успокоить друг друга, пережить свое горе вместе. Но таких семей, к сожалению, немного. В большинстве своем  отношения между супругами после  появления ребенка с дефектом охлаждаются. Нередко возникает  недоверие, обида, супруги начинают искать причины несчастья ребенка, что ведет к внутрисемейным конфликтам.

Информация о работе Роль социального педагога в работе с семьёй, имеющего ребёнка с ограниченными возможностями