Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 19:34, курсовая работа
Цель данной курсовой работы заключается в теоретико-практическом осмыслении проблемы детской инвалидности и определении способов социальной помощи семье, имеющей ребенка с ограниченными возможностями.
Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие задачи:
изучить проблемы организации жизнедеятельности ребенка с ОВЗ в семье
выделить основные психолого-педагогические аспекты подготовки родителей как решающее условие их подготовки к воспитанию ребенка с ограниченными возможностями здоровья
определить основные направления работы с семьями, имеющих детей с ОВЗ
раскрыть систему социальной помощи семье, имеющей ребенка с ограниченными возможностями в г. Бресте
Введение…………………………………………………………………….....3
Глава I Дети с ограниченными возможностями здоровья в системе семейных отношений……………………………………………………………………..5
1.1Теоретические аспекты проблемы детской инвалидности…………………………………………………………………..5
1.2.Специфика проблем детей с ограниченными возможностями и их семей………………………………………………………………………........8
Глава IΙ Роль социального педагога в работе с семьёй, имеющего ребёнка с ограниченными возможностями………………………………………….…14
2.1.Решение социально-педагогических проблем семей, имеющих ребёнка инвалида общественными организациями………………………………….14
2.2. Психолого-педагогические аспекты подготовки родителей как решающее условие их подготовки к воспитанию ребенка с ограниченными возможностями………………… .………………………….………………..20
2.3.Технологии социальной работы с семьей, имеющей ребенка с ограниченными возможностями…………………………………………….24
2.4 Система социальной помощи семье, имеющей ребенка с ограниченными возможностями в г. Бресте…………………………………………………..31
Заключение……………………………………………………………………38
Литература……………………………………
Еще
более сложные переживания
Родители, имеющие таких детей, часто страдают от того, что чувствуют себя виновными в случившейся беде с ребенком. Они не могут самостоятельно преодолеть тяжелые личностные и социальные проблемы.
Эмоциональные переживания, мышление и поведение человека чрезвычайно сложны, но они вполне познаваемы и управляемы. Приложив достаточно усилий, можно, например, изменить привычный образ мыслей и чувств. Человек сам создает себе настроение. Под влиянием внешних и внутренних факторов он продуцирует вещества, влияющие на его психические переживания - от ярко выраженных проявлений эйфории, восторга, радости до глубочайшей депрессии и самобичевания.
Самый
разумный и эффективный путь при
решении любой жизненной
Разгадка этого феномена состоит в том, что объем внимания, которое человек уделяет реальности, ограничен. И если внимание заполнено конструктивной деятельностью, то не остается свободного места для устрашающих фантазий и тревожных переживаний. Следовательно, одним из важнейших условий преодоления негативных переживаний у родителей, имеющих ребенка с ограниченными возможностями, - включение их в активную деятельность, связанную, прежде всего, с воспитанием ребенка. Как показывает практика, начать следует с изучения специальной литературы и опыта воспитания таких детей в других семьях, а также постараться создать благоприятные условия для жизни и развития ребенка, а главное организовать общение с ним. Если родители принимают вызов судьбы и активно начинают заниматься с ребенком, у них значительно больше появляется шансов на то, чтобы преодолеть свои страхи.
Известно,
что негативные переживания имеют
тенденцию очень быстро становиться
привычкой и в дальнейшем воздействовать
на психику человека автоматически.
Чтобы этого избежать, существует
немало приемов, снимающих отрицательное
воздействие негативного
Так, в психотерапевтической практике широко известен прием, когда пациенту рекомендуют следить за появлением негативных мыслей и регулярно, не реже чем через два часа, фиксировать их в тетради или с помощью диктофона на аудиокассете, а затем, при анализе сделанных записей, подбирать к ним позитивные варианты ответов.
Чтобы
негативные мысли лучше осознать,
а затем их изменить или смягчить,
можно применительно к
- Какие чувства вызывает мысль о том, что у меня имеется ребенок с дефектом развития? .
- Способствуют ли они тому, что я остаюсь угнетенным, напуганным, недовольным, огорченным?
- Ощущаю ли я чувство вины? И другие.
Ориентация на позитивные мысли приводит в итоге к изменению привычного стиля мышления, что значительно снижает психическую напряженность, смягчает эмоциональные переживания, вызванные неприятными для человека эмоциями.
Например,
человека постоянно преследует мысль
о том, что он повинен в рождении
ребенка с дефектом и что его
по этой причине осуждают окружающие
люди. Но если те же проблемы попытаться
представить в другом, более позитивном
ключе, то та же ситуация будет выглядеть
несколько иной. В этой связи можно
сказать себе, что ты в своей
беде не один: есть и другие семьи, где
воспитываются дети с дефектами
развития. Для их обучения существуют
в государстве специальные
Вместе с тем в решении личностных проблем только одноразовых упражнений недостаточно. Добиться изменения негативного мышления и негативных установок можно только практикой. Как научиться контролировать свои мысли и чувства? Всякий раз, когда негативные мысли и чувства возникают, стараться останавливать их и придавать им позитивный характер[14, c 234].
Немалую роль в снятии психического напряжения и вывода из состояния депрессии родителей, испытавших шок от рождения ребенка с дефектом, играет общение. Существуют два крайних варианта в поведении тех, у кого появился такой ребенок: одни - замыкаются в себе, боясь, что об этом узнают окружающие люди и их осудят, другие испытывают желание поделиться с кем-нибудь своим горем, найти поддержку и сочувствие. Однако не все люди могут осознать несчастье таких родителей. Лучше всех их поймут те, кто испытал аналогичный удар судьбы. Встретив «родственную душу», можно и поплакать, «излив свое горе», и перенять опыт воспитания ребенка. После таких встреч и бесед, как правило, наступает облегчение; человек расслабляется, появляются проблески надежды на то, что ребенка с тем или иным дефектом можно достойно воспитать и сделать его полноценным членом общества.
Очень полезно для снятия психического и физического напряжения здоровое чувство юмора. С помощью юмора можно без особого драматизма признавать свои ошибки, слабости, конфликты, находить смешное в своем поведении, в отношениях между людьми, в воспитании ребенка, превращать негативные эмоции в положительные. Если человек, несмотря на возникшие трудности, находит силы посмеяться над собой, у него появляется больше шансов преодолеть внутренний дискомфорт и внешние испытания, обрушившиеся на него.
Юмор
- качество не врожденное. Его можно
у себя развить. Источником юмора
может стать все, что мы делаем
и с чем сталкиваемся. Жизнь
полна абсурда, бесполезной активности,
суеты, пустого шума и все это
богатейший материал для тренировки
чувства юмора. Чтобы овладеть чувством
юмора, надо находить время для размышления
над событиями каждого
Таким образом, несмотря на многие трудности, возникающие в семье в связи с появлением ребенка с дефектом, их можно преодолеть или смягчить, если родители своевременно избавятся от последствий пережитого стресса, овладеют навыками управления своими чувствами и мышлением, научатся использовать свои воспитательные возможности и опыт воспитания таких детей, накопленный в других семьях.
Однако
надо иметь в виду, что не все
семьи могут справиться с навалившимися
на них проблемами самостоятельно.
Им нужна своевременная
Учитывая
исключительную актуальность названной
проблемы, многие реабилитационные центры,
созданные в последние годы, работу
с родителями определили как одно
из приоритетных направлений. Эта работа
включает обследование психологического
состояния матерей и оказание
им консультативной и, при необходимости,
психотерапевтической помощи, обучение
приемам воспитания и реабилитации
детей с ограниченными
2.3 Технологии социальной работы с семьей, имеющей ребенка с ограниченными возможностями
Одной из наиболее актуальных проблем социальной работы на сегодняшний день является проблема работы с семьей, имеющей ребенка с ограниченными возможностями. Наиболее эффективным местом реабилитации детей- инвалидов является семья, как известно, наиболее мягкий тип социального окружения ребенка.
Рассмотрим некоторые принципы и направления работы с семьей, имеющей ребенка с ограниченными возможностями.
Главное, что должен учитывать социальный работник, — это то, что его деятельность является не узкоспециализированной, а представляет собой широкий спектр услуг, предоставляемых детям, имеющим ограничения и их семьям. В первую очередь проводится ранняя социально-реабилитационная работа, ее основная цель — обеспечение социального, эмоционального, интеллектуального и физического развития ребенка, имеющего нарушения, и попытка максимального раскрытия его потенциала для обучения. Проведение ранней социально-реабилитационной работы, помогает членам семьи достичь понимания с ребенком и приобрести навыки, которые более эффективно адаптируют их к особенностям ребенка. Эта работа нацелена на предотвращение дополнительных внешних воздействий, способных усугубить психическое состояние ребёнка. Ещё одна цель ранней социально-реабилитационной работы — абилитировать (приспособить) семьи, имеющие детей с ограниченными возможностями, чтобы максимально эффективно удовлетворять потребности ребенка [14,с 287].
Социальный работник должен относиться к родителям как к партнерам, изучать способ функционирования конкретной семьи и вырабатывать индивидуальную программу, соответствующую потребностям и стилям жизни данной семьи.
Система реабилитации предусматривает значительный набор услуг, оказываемых не только детям, но и их родителям, семье в целом и более широкому окружению. Все услуги скоординированы таким образом, чтобы оказать помощь индивидуальному и семейному развитию и защитить права всех членов семьи. Помощь должна оказываться в естественном окружении, т. е. не в изолированном учреждении, а по месту жительства, в семье.
Программа реабилитации — это четкий план системы мероприятий, совместных действий родителей и специалистов, способствующих развитию возможности ребенка его оздоровлению, социальной адаптации, причем в этой системе обязательно предусматриваются мероприятия относительно других членов семьи (такие как: приобретение родителями специальных знаний; психологическая поддержка семьи; помощь семье в организации отдыха и т. д.), которая разрабатывается командой специалистов (состоящей из врача, социального работника, педагога, психолога) вместе с родителями. Установлено, что детям удается достичь гораздо лучших результатов реабилитации, когда в реабилитационном процессе родители и специалисты становятся партнерами и вместе решают поставленные задачи. Во многих странах программой руководит один специалист — это может быть любой из перечисленных специалистов, который отслеживает и координирует реабилитационную программу (специалист-куратор). Такая система мероприятий разрабатывается индивидуально для каждого конкретного ребенка и семьи, учитывая как состояние здоровья и особенности развития ребенка, так и возможности и потребности семьи. Программа реабилитации может разрабатываться на полгода или на более короткий срок — в зависимости от возраста и условий развития ребенка.
По прошествии установленного срока специалист-куратор встречается с родителями ребенка, чтобы обсудить результаты поставленных целей, проанализировать успехи и неудачи. Необходимо также проанализировать все позитивные и негативные незапланированные события, произошедшие в процессе выполнения программы. После этого специалист (команда специалистов) вместе с родителями разрабатывают программу реабилитации на следующий период.
Каждый период программы имеет цель, которая разбивается на ряд подцелей, поскольку необходимо работать сразу в нескольких направлениях для комплексного решения проблем инвалида. Всем членам семьи необходимо разбираться в тонкостях детского развития, учиться общению с малышом, чтобы не усугубить первичные дефекты развития неблагоприятными воздействиями извне. Поэтому в программу реабилитации будут входить организация благоприятного окружения ребенка (включая обстановку, специальное оборудование, способы взаимодействия, стиль общения в семье), приобретение новых знаний и навыков родителями ребенка и его ближайшим окружением.
После начала выполнения программы осуществляется мониторинг, т. е. регулярное отслеживание хода событий в виде регулярного обмена информацией между специалистом-куратором и родителями ребенка. При необходимости куратор содействует родителям, помогает преодолевать трудности, ведя переговоры с нужными специалистами, представителями учреждений, разъясняя, отстаивая права ребенка и семьи. Куратор может посещать семью, чтобы лучше разобраться в трудностях, возникающих при выполнении программы.
Существуют шесть компонентов успешного взаимодействия специалистов и родителей, в частности посещений семьи на дому: регулярный контакт (в зависимости от возможностей и необходимости — раз в неделю, в две недели или в шесть недель); подчеркивание способностей ребенка, а не их отсутствия или недостатков; использование вспомогательных материалов, пособий для родителей; привлечение к работе не только родителей, но и других членов семьи, родственников; внимание к более широкому спектру потребностей (речь идет не только о ребенке, но и обо всей семье); организация групп поддержки, в которых обсуждаются результаты и проблемы (обычно в такую группу входят разные специалисты: социальный работник, психолог, педагог, психотерапевт).
Все это будет способствовать более качественному развитию ребенка, и повышать мотивацию родителей к сотрудничеству. Взаимодействие с родителями предполагает некоторые сложности. Снятие межличностных или культурных барьеров, уменьшение социальной дистанции между родителем и социальным работником или любым другим специалистом по реабилитации может потребовать определенных усилий. Однако при отсутствии взаимодействия специалистов и родителей результат работы с ребенком может быть нулевым при этом взаимодействия должны быть партнерскими.