Роль социального педагога в работе с семьёй, имеющего ребёнка с ограниченными возможностями

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 19:34, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы заключается в теоретико-практическом осмыслении проблемы детской инвалидности и определении способов социальной помощи семье, имеющей ребенка с ограниченными возможностями.
Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие задачи:
изучить проблемы организации жизнедеятельности ребенка с ОВЗ в семье
выделить основные психолого-педагогические аспекты подготовки родителей как решающее условие их подготовки к воспитанию ребенка с ограниченными возможностями здоровья
определить основные направления работы с семьями, имеющих детей с ОВЗ
раскрыть систему социальной помощи семье, имеющей ребенка с ограниченными возможностями в г. Бресте

Содержание

Введение…………………………………………………………………….....3
Глава I Дети с ограниченными возможностями здоровья в системе семейных отношений……………………………………………………………………..5
1.1Теоретические аспекты проблемы детской инвалидности…………………………………………………………………..5
1.2.Специфика проблем детей с ограниченными возможностями и их семей………………………………………………………………………........8
Глава IΙ Роль социального педагога в работе с семьёй, имеющего ребёнка с ограниченными возможностями………………………………………….…14
2.1.Решение социально-педагогических проблем семей, имеющих ребёнка инвалида общественными организациями………………………………….14
2.2. Психолого-педагогические аспекты подготовки родителей как решающее условие их подготовки к воспитанию ребенка с ограниченными возможностями………………… .………………………….………………..20
2.3.Технологии социальной работы с семьей, имеющей ребенка с ограниченными возможностями…………………………………………….24
2.4 Система социальной помощи семье, имеющей ребенка с ограниченными возможностями в г. Бресте…………………………………………………..31
Заключение……………………………………………………………………38
Литература……………………………………

Работа содержит 1 файл

Курсовая10.docx

— 91.51 Кб (Скачать)

     Еще более сложные переживания выпадают на долю одиноких матерей. К негативной реакции общественного мнения на рождение внебрачного ребенка добавляются  страдания, связанные с его болезнью, с трудностями содержания и воспитания.

     Родители, имеющие таких детей, часто страдают от того, что чувствуют себя виновными  в случившейся беде с ребенком. Они не могут самостоятельно преодолеть тяжелые личностные и социальные проблемы.

     Эмоциональные переживания, мышление и поведение  человека чрезвычайно сложны, но они  вполне познаваемы и управляемы. Приложив достаточно усилий, можно, например, изменить привычный образ мыслей и чувств. Человек сам создает себе настроение. Под влиянием внешних и внутренних факторов он продуцирует вещества, влияющие на его психические переживания - от ярко выраженных проявлений эйфории, восторга, радости до глубочайшей  депрессии и самобичевания.

     Самый разумный и эффективный путь при  решении любой жизненной проблемы - начать действовать. Психологические  исследования, проводимые в условиях реальной опасности, показали, что наилучшим  образом преодолевали свой страх  и тревожные переживания те, кто  был занят выполнением конкретной задачи. У кого же отсутствовало  «поле деятельности», начинали паниковать или испытывали полнейшую скованность  в поведении.

     Разгадка  этого феномена состоит в том, что объем внимания, которое человек  уделяет реальности, ограничен. И  если внимание заполнено конструктивной деятельностью, то не остается свободного места для устрашающих фантазий и тревожных переживаний. Следовательно, одним из важнейших условий преодоления негативных переживаний у родителей, имеющих ребенка с ограниченными возможностями, - включение их в активную деятельность, связанную, прежде всего, с воспитанием ребенка. Как показывает практика, начать следует с изучения специальной литературы и опыта воспитания таких детей в других семьях, а также постараться создать благоприятные условия для жизни и развития ребенка, а главное организовать общение с ним. Если родители принимают вызов судьбы и активно начинают заниматься с ребенком, у них значительно больше появляется шансов на то, чтобы преодолеть свои страхи.

     Известно, что негативные переживания имеют  тенденцию очень быстро становиться  привычкой и в дальнейшем воздействовать на психику человека автоматически. Чтобы этого избежать, существует немало приемов, снимающих отрицательное  воздействие негативного мышления путем перевода его в позитивное русло.

     Так, в психотерапевтической практике широко известен прием, когда пациенту рекомендуют  следить за появлением негативных мыслей и регулярно, не реже чем через  два часа, фиксировать их в тетради  или с помощью диктофона на аудиокассете, а затем, при анализе  сделанных записей, подбирать к  ним позитивные варианты ответов.

     Чтобы негативные мысли лучше осознать, а затем их изменить или смягчить, можно применительно к специфике  рассматриваемой проблемы использовать следующие вспомогательные вопросы:

     - Какие чувства вызывает мысль  о том, что у меня имеется  ребенок с дефектом развития?  .

     - Способствуют ли они тому, что  я остаюсь угнетенным, напуганным, недовольным, огорченным?

     - Ощущаю ли я чувство вины? И  другие.

     Ориентация  на позитивные мысли приводит в итоге  к изменению привычного стиля  мышления, что значительно снижает  психическую напряженность, смягчает эмоциональные переживания, вызванные  неприятными для человека эмоциями.

     Например, человека постоянно преследует мысль  о том, что он повинен в рождении ребенка с дефектом и что его  по этой причине осуждают окружающие люди. Но если те же проблемы попытаться представить в другом, более позитивном ключе, то та же ситуация будет выглядеть  несколько иной. В этой связи можно  сказать себе, что ты в своей  беде не один: есть и другие семьи, где  воспитываются дети с дефектами  развития. Для их обучения существуют в государстве специальные школы, которые призваны помочь. Мой долг - заняться по-настоящему воспитанием  ребенка, чтобы подготовить его  ко всем трудностям, которые встретятся на его жизненном пути.

     Вместе  с тем в решении личностных проблем только одноразовых упражнений недостаточно. Добиться изменения негативного  мышления и негативных установок  можно только практикой. Как научиться  контролировать свои мысли и чувства? Всякий раз, когда негативные мысли  и чувства возникают, стараться  останавливать их и придавать  им позитивный характер[14, c 234].

     Немалую роль в снятии психического напряжения и вывода из состояния депрессии  родителей, испытавших шок от рождения ребенка с дефектом, играет общение. Существуют два крайних варианта в поведении тех, у кого появился такой ребенок: одни - замыкаются в себе, боясь, что об этом узнают окружающие люди и их осудят, другие испытывают желание поделиться с кем-нибудь своим горем, найти поддержку и сочувствие. Однако не все люди могут осознать несчастье таких родителей. Лучше всех их поймут те, кто испытал аналогичный удар судьбы. Встретив «родственную душу», можно и поплакать, «излив свое горе», и перенять опыт воспитания ребенка. После таких встреч и бесед, как правило, наступает облегчение; человек расслабляется, появляются проблески надежды на то, что ребенка с тем или иным дефектом можно достойно воспитать и сделать его полноценным членом общества.

     Очень полезно для снятия психического и физического напряжения здоровое чувство юмора. С помощью юмора  можно без особого драматизма признавать свои ошибки, слабости, конфликты, находить смешное в своем поведении, в отношениях между людьми, в воспитании ребенка, превращать негативные эмоции в положительные. Если человек, несмотря на возникшие трудности, находит  силы посмеяться над собой, у него появляется больше шансов преодолеть внутренний дискомфорт и внешние  испытания, обрушившиеся на него.

     Юмор - качество не врожденное. Его можно  у себя развить. Источником юмора  может стать все, что мы делаем и с чем сталкиваемся. Жизнь  полна абсурда, бесполезной активности, суеты, пустого шума и все это  богатейший материал для тренировки чувства юмора. Чтобы овладеть чувством юмора, надо находить время для размышления  над событиями каждого прошедшего дня и пытаться найти в них  смешные стороны, преувеличивать или  приуменьшать значимость прошедшего факта  или ситуации, придумывать необычные  ситуации и т.д.

     Таким образом, несмотря на многие трудности, возникающие в семье в связи  с появлением ребенка с дефектом, их можно преодолеть или смягчить, если родители своевременно избавятся  от последствий пережитого стресса, овладеют навыками управления своими чувствами и мышлением, научатся использовать свои воспитательные возможности  и опыт воспитания таких детей, накопленный  в других семьях.

     Однако  надо иметь в виду, что не все  семьи могут справиться с навалившимися  на них проблемами самостоятельно. Им нужна своевременная психологическая  поддержка и психотерапевтическая помощь и в этом могут оказаться  полезными специалисты по социальной реабилитации.

     Учитывая  исключительную актуальность названной  проблемы, многие реабилитационные центры, созданные в последние годы, работу с родителями определили как одно из приоритетных направлений. Эта работа включает обследование психологического состояния матерей и оказание им консультативной и, при необходимости, психотерапевтической помощи, обучение приемам воспитания и реабилитации детей с ограниченными возможностями  здоровья в домашних условиях, оказание помощи в деятельности общественных объединений родителей детей-инвалидов  и многое другое.  
 
 
 
 

2.3 Технологии социальной работы с семьей, имеющей ребенка с ограниченными возможностями    

      Одной из наиболее актуальных проблем социальной работы на сегодняшний день является проблема работы с семьей, имеющей ребенка с ограниченными возможностями. Наиболее эффективным местом реабилитации детей- инвалидов является семья, как известно, наиболее мягкий тип социального окружения ребенка.

     Рассмотрим некоторые принципы и направления работы с семьей, имеющей ребенка с ограниченными возможностями.

      Главное, что должен учитывать социальный работник, — это то, что его деятельность является не узкоспециализированной, а представляет собой широкий спектр услуг, предоставляемых детям, имеющим ограничения и их семьям. В первую очередь проводится ранняя социально-реабилитационная работа, ее основная цель — обеспечение социального, эмоционального, интеллектуального и физического развития ребенка, имеющего нарушения, и попытка максимального раскрытия его потенциала для обучения. Проведение ранней социально-реабилитационной работы, помогает членам семьи достичь понимания с ребенком и приобрести навыки, которые более эффективно адаптируют их к особенностям ребенка. Эта работа нацелена на предотвращение дополнительных внешних воздействий, способных усугубить психическое состояние ребёнка. Ещё одна цель ранней социально-реабилитационной работы — абилитировать (приспособить) семьи, имеющие детей с ограниченными возможностями, чтобы максимально эффективно удовлетворять потребности ребенка [14,с 287].

       Социальный работник должен относиться к родителям как к партнерам, изучать способ функционирования конкретной семьи и вырабатывать индивидуальную программу, соответствующую потребностям и стилям жизни данной семьи.

      Система реабилитации предусматривает значительный набор услуг, оказываемых не только детям, но и их родителям, семье в целом и более широкому окружению. Все услуги скоординированы таким образом, чтобы оказать помощь индивидуальному и семейному развитию и защитить права всех членов семьи. Помощь должна оказываться в естественном окружении, т. е. не в изолированном учреждении, а по месту жительства, в семье.

      Программа реабилитации — это четкий план системы мероприятий, совместных действий родителей и специалистов, способствующих развитию возможности ребенка его оздоровлению, социальной адаптации, причем в этой системе обязательно предусматриваются мероприятия относительно других членов семьи (такие как: приобретение родителями специальных знаний; психологическая поддержка семьи; помощь семье в организации отдыха и т. д.), которая разрабатывается командой специалистов (состоящей из врача, социального работника, педагога, психолога) вместе с родителями. Установлено, что детям удается достичь гораздо лучших результатов реабилитации, когда в реабилитационном процессе родители и специалисты становятся партнерами и вместе решают поставленные задачи. Во многих странах программой руководит один специалист — это может быть любой из перечисленных специалистов, который отслеживает и координирует реабилитационную программу (специалист-куратор). Такая система мероприятий разрабатывается индивидуально для каждого конкретного ребенка и семьи, учитывая как состояние здоровья и особенности развития ребенка, так и возможности и потребности семьи. Программа реабилитации может разрабатываться на полгода или на более короткий срок — в зависимости от возраста и условий развития ребенка.

       По прошествии установленного срока специалист-куратор встречается с родителями ребенка, чтобы обсудить результаты поставленных целей, проанализировать успехи и неудачи. Необходимо также проанализировать все позитивные и негативные незапланированные события, произошедшие в процессе выполнения программы. После этого специалист (команда специалистов) вместе с родителями разрабатывают программу реабилитации на следующий период.

       Каждый период программы имеет цель, которая разбивается на ряд подцелей, поскольку необходимо работать сразу в нескольких направлениях для комплексного решения проблем инвалида. Всем членам семьи необходимо разбираться в тонкостях детского развития, учиться общению с малышом, чтобы не усугубить первичные дефекты развития неблагоприятными воздействиями извне. Поэтому в программу реабилитации будут входить организация благоприятного окружения ребенка (включая обстановку, специальное оборудование, способы взаимодействия, стиль общения в семье), приобретение новых знаний и навыков родителями ребенка и его ближайшим окружением.

        После начала выполнения программы осуществляется мониторинг, т. е. регулярное отслеживание хода событий в виде регулярного обмена информацией между специалистом-куратором и родителями ребенка. При необходимости куратор содействует родителям, помогает преодолевать трудности, ведя переговоры с нужными специалистами, представителями учреждений, разъясняя, отстаивая права ребенка и семьи. Куратор может посещать семью, чтобы лучше разобраться в трудностях, возникающих при выполнении программы.

      Существуют шесть компонентов успешного взаимодействия специалистов и родителей, в частности посещений семьи на дому: регулярный контакт (в зависимости от возможностей и необходимости — раз в неделю, в две недели или в шесть недель); подчеркивание способностей ребенка, а не их отсутствия или недостатков; использование вспомогательных материалов, пособий для родителей; привлечение к работе не только родителей, но и других членов семьи, родственников; внимание к более широкому спектру потребностей (речь идет не только о ребенке, но и обо всей семье); организация групп поддержки, в которых обсуждаются результаты и проблемы (обычно в такую группу входят разные специалисты: социальный работник, психолог, педагог, психотерапевт).

      Все это будет способствовать более качественному развитию ребенка, и повышать мотивацию родителей к сотрудничеству. Взаимодействие с родителями предполагает некоторые сложности. Снятие межличностных или культурных барьеров, уменьшение социальной дистанции между родителем и социальным работником или любым другим специалистом по реабилитации может потребовать определенных усилий. Однако при отсутствии взаимодействия специалистов и родителей результат работы с ребенком может быть нулевым при этом взаимодействия должны быть партнерскими.

Информация о работе Роль социального педагога в работе с семьёй, имеющего ребёнка с ограниченными возможностями