Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2013 в 15:01, курсовая работа
Актуальность темы исследования определяется исключительной важностью морально-нравственного развития для становления личности ребенка. Периодом зарождения и формирования этических инстанций является дошкольный возраст (Л.С.Выготский; Д.Б.Эльконин; Л.И.Божович, А.В.Запорожец; Я.З.Неверович и др.). Нравственное воспитание является важнейшей задачей практически всех программ дошкольного образования. При всем многообразии этих программ педагоги отмечают нарастание детской агрессивности, жестокости, эмоциональной глухоты, замкнутости на себе и собственных интересах.
ВВЕДЕНИЕ 2
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ И ПРОЯВЛЕНИЯ НРАВСТВЕННОГО ПОВЕДЕНИЯ РЕБЕНКА 4
1.1. Особенности развития нравственного сознания и поведения в дошкольном возрасте 4
1.2. Происхождение и проявление негативных личностных образований у детей дошкольного возраста 9
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ РОЛИ СЕМЬИ В ВОСПИТАНИИ НРАВСТВЕННОГО ПОВЕДЕНИЯ РЕБЕНКА 14
2.1. Характеристика нравственного развития детей старшего дошкольного возраста 14
2.2. Влияние родителей на формирование моральных личностных качеств дошкольника 18
2.3. Пути формирования нравственного сознания и поведения дошкольника в условиях семейного воспитания 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 30
ПРИЛОЖЕНИЕ 32
Для продвижения ребенка в развитии нужно, чтобы осуждение недостатков шло в большей мере со стороны его самого, а утверждение веры в положительное начало его личности — со стороны окружающих. С.Г. Якобсон указывал, что «основная... психологическая особенность этической регуляции связана с тем, что... образ себя как некоторой целостности, соответствующей положительному эталону, является центральным психологическим образованием».
Дошкольный возраст является самой лучшей почвой для формирования нравственных качеств, т.к. в этот период в ребёнке происходит те значительные изменения, на которые можно повлиять с положительной позиции. Именно в этом возрасте от 3 до 7 лет у ребёнка начинают закладываться: нравственное поведение, нравственное сознание и нравственное переживание, которые могут повлиять на характер человека и на его дальнейшую жизнь.
Происхождение и проявление негативных личностных образований у детей дошкольного возраста можно охарактеризовать как несформированность механизмов произвольного поведения. Норма еще не стала внутренней психологической инстанцией, а остается лишь внешним требованием. Ребенок, находясь во власти сиюминутных желаний, совершает отрицательные поступки, не задумываясь о последствиях. Но все же, в большинстве негативных поступков и личностных проявлений лежит неумелое стремление защитить свое «я» от переживаний и обид. Однако повторяясь, проступки образуют стиль поведения, закрепляются и превращаются в привычку, а они в свою очередь формируют отрицательные черты характера.
Задачи воспитания ребенка, стоящие перед семьей, имеют первичный, перманентный и фундаментальный характер. Их решение составляет главное условие психического развития, и успех этого решения не может быть достигнут вне семьи или подобного социального подразделения, воспроизводящего основные возможности семьи. В качестве центральной задачи семейного воспитания должна быть осознана необходимость формирования нравственной основы личности, и прежде всего нравственных чувств. Специфика решения этой задачи связана с сензитивностью ребенка к социальному взаимодействию на соответствующем этапе формирования личности. Среди общих условий можно выделить обеспечение эмоционального комфорта в семье. Наиболее велик воспитательный вклад семьи на протяжении всего дошкольного детства, в котором закладывается эмоциональная основа нравственной личности — способность к эмоциональной децентрации.
В процессе эмпирического исследования нам удалось определить, что у старших дошкольников продолжают развиваться обобщенные представления нравственных нормах и эталонах, продолжают складываться понятия морали, складывается отрицательное отношение к таким аморальным качествам как злость, лживость, трусость. Достаточно часто можно наблюдать наличие противостояния "Я - они", которое проявляется в том, что ребенок пытается быть в центре внимания, или отказывается от роли лидера, не хочет играть с детьми, жалуется на них, конфликтует с ними, злится, капризничает и т.п., что проявляется в демонстрации негативных личностных проявлениях. Однако степень проявления этих особенностей в данной группе детей построены на ситуативности взаимоотношений детей этого возрастного периода. В результате нашего эксперимента мы подтвердили, выдвинутую нами гипотезу о том, что в старшем дошкольном возрасте возможно развитие как позитивных, так и негативных личностных образований в зависимости от стратегии поведения родителей.
Карта экспертного наблюдения
Ф.И.О. |
Возбуждаемость |
Капризность |
Боязливость |
Плаксивость |
Злобность |
Завистливость |
Ревность |
Обидчивость |
Упрямство |
Жестокость |
Агрессивность |
Нетерпимость |
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Анкета для родителей
Информация о работе Роль семьи в воспитании нравственного поведения ребенка