Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2013 в 15:01, курсовая работа
Актуальность темы исследования определяется исключительной важностью морально-нравственного развития для становления личности ребенка. Периодом зарождения и формирования этических инстанций является дошкольный возраст (Л.С.Выготский; Д.Б.Эльконин; Л.И.Божович, А.В.Запорожец; Я.З.Неверович и др.). Нравственное воспитание является важнейшей задачей практически всех программ дошкольного образования. При всем многообразии этих программ педагоги отмечают нарастание детской агрессивности, жестокости, эмоциональной глухоты, замкнутости на себе и собственных интересах.
ВВЕДЕНИЕ 2
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ И ПРОЯВЛЕНИЯ НРАВСТВЕННОГО ПОВЕДЕНИЯ РЕБЕНКА 4
1.1. Особенности развития нравственного сознания и поведения в дошкольном возрасте 4
1.2. Происхождение и проявление негативных личностных образований у детей дошкольного возраста 9
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ РОЛИ СЕМЬИ В ВОСПИТАНИИ НРАВСТВЕННОГО ПОВЕДЕНИЯ РЕБЕНКА 14
2.1. Характеристика нравственного развития детей старшего дошкольного возраста 14
2.2. Влияние родителей на формирование моральных личностных качеств дошкольника 18
2.3. Пути формирования нравственного сознания и поведения дошкольника в условиях семейного воспитания 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 30
ПРИЛОЖЕНИЕ 32
Все дети эгоцентристы, это неизбежно - их делает такими незнание жизни, неопытность. Но это еще не означает, что они эгоисты. Им не дано иметь о себе какого-то необыкновенного мнения, у них вообще еще нет никакого представления о себе. И судят они о вещах ограниченно и субъективно не потому, что считают свое мнение единственно правильным, а просто не знают других толкований, а узнавая их, поначалу считают нелепыми. Другими словами, эгоцентризм ребенка - по существу результат интеллектуальной незрелости и отсутствия объективности.[22, c.12]
Обыденная жизнь постоянно включает ребенка в разнообразные проблемные ситуации. Из одних он легко выходит в соответствии с моральными нормами поведения, другие же провоцируют его на нарушение правил и ложь. Это проблемные ситуации, в которых моральные нормы и импульсивные желания ребенка не совпадают. Психологически попав в такую ситуацию, ребенок может решить ее следующим образом:
1 соблюсти правило;
2 удовлетворить свою потребность и тем самым нарушить правило, но не скрывать этого от взрослых;
3 реализовав свою потребность и нарушив правило, скрыть реальное поведение, чтобы избежать порицания. [3, c.71]
В дошкольном возрасте самоутверждение ребенка все чаще реализует себя в форме лжи. Нереализованное притязание на признание может привести к нежелательным формам поведения, когда ребенок начинает нарочито придумывать неправду.
Ложь как нарочитое искажение истины появляется тогда, когда ребенок начинает понимать необходимость подчиняться определенным правилам, провозглашаемым взрослым. Такие ситуации становятся для ребенка ситуациями двойной мотивации. Притязая на то, чтобы быть признанным взрослым, ребенок, нарушивший правило, часто прибегает ко лжи. Ложь может возникнуть как побочное следствие развития потребности в признании, потому что волевая сфера ребенка недостаточно развита для последовательного выполнения поступков, ведущих к признанию. Ложь возникает как компенсация недостаточности волевого (произвольного) поведения.
Ложь начинает развиваться, когда у ребенка не сформировалась потребность в правдивом отношении к другим людям, когда черствость не стала качеством, повышающим значимость ребенка в глазах других людей.
В дошкольном возрасте при стремлении
к реализации притязаний на главную
роль в игре, на победу в спортивных
соревнованиях и в других аналогичных
ситуациях у детей может
Распределяя роли в присутствии заинтересованных сверстников, часть детей предлагает главную роль другому безоговорочно, часть детей заявляет свое право на главную роль. Большинство при распределении ролей действует опосредованно: ребенок, пользуясь правом распределять роли, выбирает другого, но при этом пытается заручиться обещанием, что тот, в свою очередь, выберет его.
Опыт взаимоотношений детей друг с другом развивает способности к самоанализу и рефлексии. На фоне формирования этих способностей начинают развиваться притязания ребенка на признание среди сверстников. Однако свои притязания на значимое место среди других ребенок обнаруживает в исключительных, благоприятных для себя условиях.
Наблюдения за поведением детей при распределении ими ролей приводят к выводу, что открытое заявление своих притязаний на главную роль зависит не столько от внутренних притязаний на место, сколько от ощущения возможности получить это место. В качестве дополнительных ресурсов, подкрепляющих в ребенке уверенность в успехе своих притязаний и снижающих риск быть отвергнутым, могут выступать самые разнообразные факторы: игра на территории ребенка (это обстоятельство выступает для него как дополнительный шанс в его пользу); присутствие заинтересованных взрослых при распределении ролей (у ребенка появляется ожидание, что взрослый поможет удовлетворить его претензию); сюжет игры может давать преимущества мальчикам или девочкам и т.д.[23, 15]
Ребенок боится риска, он избегает возможности быть отвергнутым и не получить значимого для него места. Однако притязание на значимое место среди сверстников обретает для него личностный смысл. Подавление притязания на лучшее место порождает зависть.
Притязающему на признание ребенку становится сложно сопереживать признанному, радоваться удаче победителя. Вместе с тем некоторые дети пяти и шести лет способны проявить сочувствие при условии собственного успеха. Сопереживание ребенка, достигшего успеха, неудачнику создает особую атмосферу солидарности: все участники этой ситуации становятся внимательнее друг к другу, доброжелательнее. Однако в соревновательных ситуациях дети часто проявляют такие негативные формы поведения, как зависть, злорадство, пренебрежение, хвастовство.
Расхождение самооценки
ребенка с оценкой его со стороны
взрослого ведет к
Достаточно часто можно
Таким образом, происхождение и проявление негативных личностных образований у детей дошкольного возраста можно охарактеризовать как несформированность механизмов произвольного поведения. Норма еще не стала внутренней психологической инстанцией, а остается лишь внешним требованием. Ребенок, находясь во власти сиюминутных желаний, совершает отрицательные поступки, не задумываясь о последствиях. Но все же, в большинстве негативных поступков и личностных проявлений лежит неумелое стремление защитить свое «я» от переживаний и обид. Однако повторяясь, проступки образуют стиль поведения, закрепляются и превращаются в привычку, а они в свою очередь формируют отрицательные черты характера.
В ходе нашего экспериментальной работы, мы пытались выявить уровень развития осознания дошкольниками нравственных норм, исследовать характер проявления негативных личностных образований. С этой целью нами были использованы следующие методики:
В процессе исследования принимали участие 15 детей в возрасте 5 лет, посещающие ДОУ № 5 г.Гродно.
Для изучения нами были подготовлены следующие вопросы:
Раскрывая смысл категории «дружба», дети говорили, что это «люди дружат между собой». Очень редко в ответах звучали конкретные проявления дружбы, такие как «никогда не ссорятся, уважают друг друга», «понимают друг друга», «помогают друг другу», «когда дети не дерутся и играют вместе». Часто дети давали только эмоциональную оценку: «это хорошо», «это весело». При обработке результатов мы сгруппировали полученные ответы по категориям: обобщенное представление о качестве; объяснение одного качества через другое; объяснение качества на основе собственного жизненного опыта, ссылка на оценку качества, конкретное действие; ссылка на самого себя; эмоциональная оценка; неправильная нравственная оценка.
Полученные данные в данной группе детей можно представить с помощью диаграммы (диаграмма 2.1).
Диаграмма 2.1
Смысл категории «дружба»
В толковании зла можно выделить три группы ответов. Первая, наиболее многочисленная, связана с действием - «это когда бьют», «когда убивают», «когда человек делает что-нибудь плохое», «когда все дерутся»- эту группу мы можем определить, как обобщенное представление о качестве. Вторая группа ответов связана с характеристикой другого человека («это злой человек») или самого себя («это я, когда плохой») – ссылка на самого себя. Третья группа представляет только эмоциональную оценку явления: «это плохо». Полученные результаты представлены диаграмме 2.2.
Диаграмма 2.2
Смысл категории «зло»
Добро в представлении отвечающих - «когда делают добрые дела», «всем помогаешь», «всех защищаешь», «когда не дерутся», «когда всем уступаешь», «когда ты добрый». При этом существуют значительные различия в ответах девочек и мальчиков. Для первых добро связано прежде всего с помощью («это когда человек хочет помочь в беде», «это когда помогают»), для вторых - с отсутствием внешних конфликтов («это когда никто не дерется», «никого не обижают»). - объяснение качества на основе собственного жизненного опыта. Некоторые дошкольники включили «добро» в дихотомию: «добро - это когда нет зла» - объяснение одного качества через другое. Результаты представлены в диаграмме 2.3.
Диаграмма 2.3
Смысл категории «добро»
При помощи следующей методики мы попытались исследовать характер негативных личностных проявлений ребенка в группе детского сада.
Проявления детей изучались с помощью экспертного опроса воспитателей. Состояния, переживания, проявления детей в группе детского сада оценивались на основе методики Й. Шванцары от 0 до 4 баллов в течение трех дней по следующим характеристикам:
В процессе наблюдения воспитателю надо было заполнять карту наблюдения (Приложение 1), в которой выставлялись баллы ребенку, по мере проявления того либо иного качества. Набранные ребенком баллы суммировались, и выводился средний балл по каждой характеристики. Представим общую картину проявления негативных личностных качеств в данной группе детей (Диаграмма 2.4).
Диаграмма 2.4
Анализ проявления негативных личностных качеств
Таким образом, мы можем определить, что в данной группе дошкольников продолжают развиваться обобщенные представления нравственных нормах и эталонах, продолжают складываться понятия морали, складывается отрицательное отношение к таким аморальным качествам как злость, лживость, трусость. Достаточно часто можно наблюдать наличие противостояния "Я - они", которое проявляется в том, что ребенок пытается быть в центре внимания, или отказывается от роли лидера, не хочет играть с детьми, жалуется на них, конфликтует с ними, злится, капризничает и т.п., что проявляется в демонстрации негативных личностных проявлениях. Однако степень проявления этих особенностей в данной группе детей построены на ситуативности взаимоотношений детей этого возрастного периода.
Семья - это колыбель духовного рождения человека. Она является одним их древнейших институтов воспитания, где происходит самопознание и формируются потребности ребёнка в любви, ласке, уважении и общении. Семья также является первичной средой, где человек должен учиться творить добро. Именно семья закладывает фундамент становления нравственной позиции ребёнка. Благодаря постоянству, длительности, эмоциональной окрашенности воспитательных воздействий, их разнообразию, своевременному использованию механизма подкрепления. Поэтому все отклонения в семейном нравственном воспитании ребёнка могут серьёзно осложнить его дальнейшую жизнь, когда он столкнётся с иными моральными ценностями и требованиями.
В нашем практическом
исследовании, мы попытались определить
степень влияния стратегии
Изучение характеристик отношения родителей к своим детям показало следующее (Таблица 2.1).
Таблица 2.1
Информация о работе Роль семьи в воспитании нравственного поведения ребенка