Роль семьи в воспитании нравственного поведения ребенка

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2013 в 15:01, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы исследования определяется исключительной важностью морально-нравственного развития для становления личности ребенка. Периодом зарождения и формирования этических инстанций является дошкольный возраст (Л.С.Выготский; Д.Б.Эльконин; Л.И.Божович, А.В.Запорожец; Я.З.Неверович и др.). Нравственное воспитание является важнейшей задачей практически всех программ дошкольного образования. При всем многообразии этих программ педагоги отмечают нарастание детской агрессивности, жестокости, эмоциональной глухоты, замкнутости на себе и собственных интересах.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 2
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ И ПРОЯВЛЕНИЯ НРАВСТВЕННОГО ПОВЕДЕНИЯ РЕБЕНКА 4
1.1. Особенности развития нравственного сознания и поведения в дошкольном возрасте 4
1.2. Происхождение и проявление негативных личностных образований у детей дошкольного возраста 9
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ РОЛИ СЕМЬИ В ВОСПИТАНИИ НРАВСТВЕННОГО ПОВЕДЕНИЯ РЕБЕНКА 14
2.1. Характеристика нравственного развития детей старшего дошкольного возраста 14
2.2. Влияние родителей на формирование моральных личностных качеств дошкольника 18
2.3. Пути формирования нравственного сознания и поведения дошкольника в условиях семейного воспитания 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 30
ПРИЛОЖЕНИЕ 32

Работа содержит 1 файл

Роль семьи в воспит. нравств. поведения ребенка.doc

— 259.00 Кб (Скачать)

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Актуальность темы исследования определяется исключительной важностью морально-нравственного развития для становления личности ребенка. Периодом зарождения и формирования этических инстанций является дошкольный возраст (Л.С.Выготский; Д.Б.Эльконин; Л.И.Божович, А.В.Запорожец; Я.З.Неверович и др.). Нравственное воспитание является важнейшей задачей практически всех программ дошкольного образования. При всем многообразии этих программ педагоги отмечают нарастание детской агрессивности, жестокости, эмоциональной глухоты, замкнутости на себе и собственных интересах.

Проблема влияния родительского  отношения на нравственное развитие ребенка чрезвычайно актуальна, поскольку развитие личности протекает в русле общего, генерального процесса опредмечивания потребности в общении. Потребность в «другом», в контакте с себе подобным, в общении является вечной и главной движущей силой формирования и развития личности. Сегодня наблюдается и другая тенденция — возврат к ценностям эмоционального характера: повышается значимость взаимопонимания, эмпатии, моральной поддержки и взаимопомощи. Источником этих ценностей для растущего человека является семья, родительское общение.

Цель исследования: определить в какой мере нравственное сознание и поведение дошкольников формируется под влиянием отношений в семье.

Задачи исследования:

    1. Изучить и теоретически обосновать сущность нравственного развития в дошкольном возрасте.
    2. Выявить особенности осознания детьми нравственных норм и правил поведения.
    3. Определить зависимость нравственного развития от особенностей семейной микросреды.
    4. На основе результатов исследований разработать психолого-педагогические рекомендации для родителей по коррекции негативных личностных проявлений и формированию нравственных чувств ребенка.

Объект исследования: моральная сфера личности детей старшего дошкольного возраста.

Предмет исследования: изучение особенностей морального сознания и поведения детей старшего дошкольного возраста.

Методы исследования: анализ психолого-педагогической литературы; наблюдение за детьми; эксперимент; беседы с детьми; анкетирование родителей; тестовые методики; опытно-экспериментальная работа; математические методы обработки полученных данных.

 

Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ  ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ И ПРОЯВЛЕНИЯ НРАВСТВЕННОГО ПОВЕДЕНИЯ РЕБЕНКА

1.1. Особенности развития нравственного сознания и поведения в дошкольном возрасте

 

В дошкольном возрасте создаются благоприятные  условия для нравственного развития детей. В этот период расширяется  и перестраивается система взаимоотношений ребенка со взрослыми и сверстниками, усложняются виды деятельности. Дошкольник постигает мир человеческих отношений, открывает законы, по которым строится взаимодействие людей, то есть нормы поведения.

На протяжении дошкольного возраста у ребенка закладываются основы самых глубоких, сложных и важных человеческих чувств: честности, правдивости, чувства долга, интернационализма, любви и уважения к труду. Первые проявления этих чувств ещё очень наивны. Формирование нравственных чувств чаще всего начинается с привычки. Воспитание нравственных привычек можно начать очень рано, когда ребёнку ещё не исполнилось года и когда он ещё не в состоянии понять объяснения взрослых. В таком возрасте его просто приучают быть добрым.

Когда ребёнок совершает в определённой ситуации поступки, ставшие привычными, то он испытывает радостные чувства. Когда же что-либо препятствует выполнению этих поступков, ребёнок переживает беспокойство, которое в дальнейшем развивается в чувство стыда. Нравственные привычки, приобретённые ребёнком, лежат в основе нравственного поведения. [6, c.45]

Нравственное поведение - это поведение  глубоко социальное, основанное на принятых человеком моральных принципов, на его мировоззрении.

Дошкольный возраст характеризуется  тем, что в этот период происходит развитие моральных эмоций и формируется устойчивая структура мотивов; зарождаются новые социальные потребности: появляется потребность поступать в соответствии с установленными правилами. Ребёнок усваивает определённую систему нравственных норм и правил поведения в обществе. Авдулова Т.П. выделяет в сфере нравственного развития в дошкольном возрасте три  составляющие:

1. нравственное сознание (оценка, суждение)

2. нравственное поведение (добровольное  следование нормам в отсутствии  внешнего контроля)

3. нравственное переживание (стыд, сопереживание).[2, c.64]

Решающее значение для формирования нравственного сознания в дошкольном возрасте играет появление произвольного  поведения, соподчинение мотивов. Способность  действовать по социально-принятому намерению, является основополагающей для нравственного поступка. Так как дошкольный возраст, это возраст существенного изменения человека во всех отношениях, то в связи с этим, многие авторы по-разному относятся к этому периоду, как к периоду становления нравственной основы личности. В этом периоде они выделяют несколько этапов, которые характеризуются каждый по-своему. Лебедев в этом периоде выделяет несколько стадий, по которым осуществляется становление нравственной основы личности. Во-первых, это вненравственный период, т.к. в 3-4 года дитя не есть нравственное существо. [7, c.123] Здесь ребёнок только приобретает разные привычки, приучается к исполнению приказаний. Во-вторых, это донравственный период, который характеризуется развитием у детей симпатических чувствований.

Нравственное развитие дошкольника  включает три взаимосвязанные сферы. Коммуникативная готовность заключается  в том, что ребенок может нормально  взаимодействовать с людьми по правилам, нормам. В дошкольные годы социализация детей позволяет им преодолеть агрессивность, они становятся более внимательными, заботливыми, готовыми сотрудничать с другими детьми. Дошкольники умеют даже "вчувствоваться" в состояние окружающих. Они начинают понимать, что их сверстники и взрослые люди чувствуют и переживают не всегда так, как они. Поэтому многие адекватно реагируют на переживания других. К 6-7 годам для ребенка происходит расслаивание сферы человеческих взаимоотношений на нормативные (в деятельности) и человеческие (по поводу деятельности). Последние носят управляющий характер по отношению к первым, в них нормы ставятся под индивидуальный контроль. Для дошкольника такая дифференциация недоступна, он путает эти две сферы отношений. Для него симпатия и антипатия более значимы, чем нормы и правила.

В сфере моральных знаний, суждений, представлений, то есть когнитивной сфере. Дети овладевают различными сторонами общественного морального сознания, и прежде всего пониманием моральных требований, критериев моральной оценки. Ребенок учиться добровольно следовать нормам морали, даже если ее нарушение связано с личной выгодой и ребенок уверен в безнаказанности.[12, c.54]

По мере расширения сферы общения  дети испытывают действие разнообразных  социальных факторов, значительно активизирующих их эмоциональный мир. Ребенок учится преодолевать ситуативные эмоции, пробует культурно управлять чувствами.

Ребенок постигает значение этических  эталонов через рассудочное и  эмоциональное общение со взрослым или другим ребенком. Нравственное развитие ребенка в большой мере зависит от того, насколько у него развита способность соотносить свои действия с этическими эталонами.

Овладение нравственными соотносящими действиями приводит к тому, что  ребенку становится мучительно осознавать идентичность своих поступков и  действий отрицательной модели. Эмоционально негативное отношение к отрицательной модели организует волю ребенка и приводит к стремлению больше соответствовать положительной модели.

Эмоционально положительное отношение  к самому себе («Я хороший»), лежащее  в основе структуры личности каждого нормально развивающегося ребенка, ориентирует его на соответствие положительному этическому эталону.[5, c.11]

Потребность соответствовать положительному эталону поведения возникает  лишь в том случае, когда для  ребенка тот или иной поступок или те или иные формы поведения приобретают определенный личностный смысл. Недовольство ребенка собой есть основа для перестройки его поведения. Однако все было бы очень просто, если бы ребенок всегда стремился соответствовать положительному примеру. Бывает, что дети соотносят себя с отрицательным эталоном и оценивают себя мерой приближения к нему.

Дети, становясь старше и понимая  сущность отрицательного этического эталона, сохраняют эмоциональный интерес  к негативному поступку. Этот интерес  выражается уже не в открытом заявлении («Как я хочу быть плохим мальчиком!»), а опосредованно. Некоторые дети (особенно мальчики) в дошкольном возрасте внутренне ориентируются на отрицательный нравственный эталон в поведении. В своих реальных поступках они ведут себя в соответствии с социальными ожиданиями, но при этом часто эмоционально идентифицируются с людьми (или с персонажами), для которых характерны отрицательные формы поведения.

Часто ребенок эмоционально идентифицируется с образом, который произвел на него большое впечатление своей художественной выразительностью независимо от нравственной позиции героя.

Оценка ребенком того или иного  персонажа чаще всего опосредована отношением окружающих людей. В процессе общения с близкими взрослыми  происходит усвоение первых нравственных эталонов. Первоначально ребенок поступает нравственно не потому, что осознает общественную значимость выполнения определенных правил, а потому, что у него возникла потребность считаться с мнением и выполнять требования людей, связанных с ним. Если окружающие считают ребенка хорошим, т.е. соответствующим положительному эталону, то тем самым они как бы задают ребенку положительный образ его самого. Отсюда, с одной стороны, возникает желание не разрушить этот образ в глазах близких, а с другой - идет присвоение этого образа и осознание через него себя. [12, c.32]

Ребенок в дошкольном возрасте научается  соотносить свое понимание эталона  поведения и собственное поведение. Соотнесение своего нравственного  «Я» с эталоном и с «Я» других людей стоит ребенку большого эмоционального и умственного напряжения. Однако при этом он готов шутить по поводу своих рефлексивных изысканий.[21, c.33]

Как бы критично ни оценивал ребенок  свое поведение, все-таки в основе его  оценки лежит возникшее еще в  раннем детстве эмоционально положительное отношение к себе.

Ориентирами поведения для ребенка  могут служить и сверстники, пользующиеся популярностью в детской группе. Моральные эталоны усваиваются  в процессе общения в группе, где  ребенок постоянно сталкивается с необходимостью применять на практике усваиваемые нормы поведения по отношению к другим лицам, приспосабливать эти нормы и правила к разнообразным конкретным ситуациям. Социальное развитие как раз и состоит в том, что человек учится выбирать форму поведения в зависимости от конкретной ситуации.

Влияние на ребенка со стороны взрослых и сверстников осуществляется главным  образом в процессе деятельности. Например, в игровой деятельности при выполнении роли образец поведения, содержащийся в ней, становится эталоном, с которым ребенок сравнивает свое поведение, контролирует его. А так как основным содержанием детской игры являются нормы поведения взрослых, то в игре ребенок как бы переходит в развитой мир высших форм человеческой деятельности, человеческих взаимоотношений. Нормы человеческих взаимоотношений становятся через игру одним из источников формирования морали самого ребенка.

Стремление дошкольника следовать  положительному нравственному эталону  опосредованно притязанием на признание  со стороны других людей. В случае, если снимается социальный контроль, ребенок нередко готов действовать в соответствии с ситуативно возникшим желанием.

Совершая нравственный поступок, соответствующий  эталону, ребенок ждет положительной  оценки взрослого, так как одобрение  подкрепляет его притязание на признание. В ожидании одобрения со стороны окружающих ребенок может специально демонстрировать свои достоинства.

Таким образом, можно сделать вывод, что дошкольный возраст является самой лучшей почвой для формирования нравственных качеств, т.к. в этот период в ребёнке происходит те значительные изменения, на которые можно повлиять с положительной позиции. Именно в этом возрасте от 3 до 7 лет у ребёнка начинают закладываться: нравственное поведение, нравственное сознание и нравственное переживание, которые могут повлиять на характер человека и на его дальнейшую жизнь.

1.2. Происхождение и проявление  негативных личностных образований  у детей дошкольного возраста

 

Развитие детей в общении  с другими людьми будет неполным, если ребенком не движет потребность быть признанным. Но реализации этой потребности могут сопутствовать и негативные образования, например, такие, как ложь – нарочитое искажение истины в корыстных целях или зависть - чувство досады, вызванное благополучием, успехом другого.

Одной из причин возникновения негативных личностных образований является неудовлетворение потребности в признании у социально незрелого индивида.

В процессе формирования негативных личностных образований дошкольника  можно наблюдать два способа  поведения, коренным образом отличающихся друг от друга. Во – первых, нравственная норма нарушается неосознанно, когда ребенок действует под влиянием ситуативных желаний. Такое поведение выступает как возрастная особенность. Во-вторых, при сознательном нарушении нормы, ребенок осознает противоречия между своим поведение и социально одобряемым образцом.

В основе большинства проступков ребенка  лежит неумелое, но очень горячее  стремление защитить свое «я» от переживаний, ущемлений и обид.[4, c.21]

Довольно часто нам приходится сталкиваться с упрямством детей, когда они отвергают все авторитеты и ни за какие блага не желают слушаться старших. Это периодически бывает с каждым ребенком и, хотя длится недолго, крайне нервирует родителей. Самое сложное в такой проблеме - наша реакция на упрямство детей, на этот своеобразный вызов. Упрямство проявляется в том, что ребенок настаивает на своем требовании, даже если понимает его абсурдность и невыполнимость. Нередко дети сознательно выдвигают такие требования, которые взрослый не может выполнить. Упрямство возникает чаще всего в том случае, когда взрослый ограничивает возможности ребенка, не дает ему самостоятельно действовать и выражать свои желания. К основным причинам упрямства следует также отнести протест ребенка против несправедливого отношения и унижения достоинства; неактивность взрослых; неразумное ограничение самостоятельности и слишком строгое отношение к ребенку; игнорирование его личных желаний.

Информация о работе Роль семьи в воспитании нравственного поведения ребенка