Роль семьи в воспитании нравственного поведения ребенка

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2013 в 15:01, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы исследования определяется исключительной важностью морально-нравственного развития для становления личности ребенка. Периодом зарождения и формирования этических инстанций является дошкольный возраст (Л.С.Выготский; Д.Б.Эльконин; Л.И.Божович, А.В.Запорожец; Я.З.Неверович и др.). Нравственное воспитание является важнейшей задачей практически всех программ дошкольного образования. При всем многообразии этих программ педагоги отмечают нарастание детской агрессивности, жестокости, эмоциональной глухоты, замкнутости на себе и собственных интересах.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 2
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ И ПРОЯВЛЕНИЯ НРАВСТВЕННОГО ПОВЕДЕНИЯ РЕБЕНКА 4
1.1. Особенности развития нравственного сознания и поведения в дошкольном возрасте 4
1.2. Происхождение и проявление негативных личностных образований у детей дошкольного возраста 9
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ РОЛИ СЕМЬИ В ВОСПИТАНИИ НРАВСТВЕННОГО ПОВЕДЕНИЯ РЕБЕНКА 14
2.1. Характеристика нравственного развития детей старшего дошкольного возраста 14
2.2. Влияние родителей на формирование моральных личностных качеств дошкольника 18
2.3. Пути формирования нравственного сознания и поведения дошкольника в условиях семейного воспитания 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 30
ПРИЛОЖЕНИЕ 32

Работа содержит 1 файл

Роль семьи в воспит. нравств. поведения ребенка.doc

— 259.00 Кб (Скачать)

Характеристики взаимодействия родителей со старшими дошкольниками

 

 

Характеристики взаимодействия с ребенком

Процент родителей с  позитивным взаимодействием

Процент родителей с  депривацией  отношения к ребенку

I блок

Чувствительность

Способность воспринимать состояние ребенка

69,44 %

30,56 %

Понимание причин

состояния

83,33 % 16,67 %

16,67 %

Способность к сопереживанию, эмпатии

80,56%

19,44%

II блок

Эмоциональное

принятие

Чувства, возникающие  при взаимодействии с ребенком

88,89%

11,11%

Безусловное принятие ребенка

84,26%

15,74%

Отношение к себе как  к родителю

85,19%

14,81%

Преобладающие эмоциональные  факторы взаимодействия

87,04%

12,96%

III блок

Поведенческие проявления эмоционального взаимодействия

Стремление к телес-

ному контакту

62,67%

37,04%

Оказание эмоциональной  поддержки

91,67%

8,33%

Ориентация на состояние  ребенка при построении взаимодействия

82,41%

17,59%

Умение воздействовать на состояние ребенка

82,41%

17,59%

 

Средний процент по

всем показателям

82,66%

17,34%


Из таблицы 2.1 следует, что эмоциональное принятие (II блок) своих детей продемонстрировало более 80% родителей: 84,26% - «безусловно» принимают своих детей; 87,04% имеют  положительный эмоциональный настрой и фон взаимодействия с ребенком; 85,19% имеют положительное отношение к себе, эмоционально удовлетворены родительской ролью, считают, что позитивно влияют на развитие и психологическое благополучие своего ребенка.

Большинство родителей чувствительны к состояниям и переживаниям собственных детей, проявляют сочувствие в трудных для детей ситуациях. Способность к эмпатии, сочувствию к собственному ребенку была выявлена у 80,56% родителей. Однако достаточно низкие показатели — 69,44% — были получены по шкале «Способность воспринимать состояние ребенка». Способность воспринимать и понимать состояние ребенка (страх, гнев, раздражительность, уныние) можно объяснить родительской некомпетентностью, а также длительным пребыванием детей в детском саду и ограниченным временем общения дошкольника с родителями.

Изучение поведенческих  проявлений эмоционального взаимодействия родителей с ребенком (III блок) показало высокий процент сознательно  оказывающих эмоциональную поддержку  детям (91,67%). Существенно меньше родителей ориентируется на состояние ребенка при построении взаимодействия (82,41%) и умеют воздействовать на его состояние (82,41%). Довольно низкий процент родителей стремится к телесному контакту в общении со своим ребенком (62,67%). Последнее, на наш взгляд, неблагополучный симптом. Телесный, физический контакт родителей (особенно матери) с дошкольником является ярким проявлением близкого, любовного эмоционального отношения к ребенку. Известный семейный терапевт В. Сатир рекомендовала обнимать ребенка несколько раз в день, говоря, что четыре объятия совершенно необходимы каждому просто для выживания, а для хорошего самочувствия нужно не менее восьми объятий в день. Стремление к близости с родителем, дающее ощущение безопасности, принятия, защищенности, эмоциональной связи, соприсутствия, является основополагающей потребностью дошкольника. Недооценка родителями телесного аспекта взаимодействия с ребенком нарушает его эмоциональное благополучие. А это в свою очередь не может не сказаться на поведении ребенка.

Итак, на первом этапе  исследования мы выявили, что, в нашем  случае, средний процент позитивного  эмоционального отношения родителей  к детям — 81,62%. Последнее означает, что 81,62% детей являются любимыми и  принимаемыми, включены в эмоционально-положительные теплые отношения с ней, получают родительскую поддержку, сочувствие, защиту, переживают эмоциональную близость, связь с родным человеком. Что служит положительным примером в морально-нравственном поведении.

Однако была выявлена и категория родителей с депривацией отношения к собственному ребенку. Средний процент родителей с депривацией отношения к ребенку — 18,34%. Эта категория родителей с низкими показателями «безусловного» принятия, сопереживания, эмпатии к ребенку, с преобладанием жесткого, объектного, а не субъектного отношения к ребенку. Очевидно, что эти дети недополучают родительскую любовь, эмоциональную поддержку, теплоту, родительскую защиту. Особо нами были выделены родители с отсутствием «безусловного» принятия своего ребенка. В соответствии с задачами исследования выборка испытуемых была разделена на две: дети, «безусловно» принимаемые родителями, и дети, принимаемые родителями «условно». Далее нас интересовало сравнительное изучение этих двух категорий детей.

Следующей задачей исследования явилось сопоставление негативных личностных проявлений старших дошкольников, «безусловно» и «условно» принимаемых родителями матерью (Таблица.2.2).

Данные проявления детей  изучались с помощью экспертного  опроса воспитателей, результаты представлены в 2.1. Эмоциональные состояния, переживания, проявления детей в группе детского сада оценивались на основе методики Й. Шванцары от 0 до 4 баллов.

Таблица 2.2

Эмоциональные проявления старших дошкольников, «безусловно» и «условно» принимаемых родителями

 

Дошкольники, «безусловно» принимаемые родителями

Дошкольники, «условно»  принимаемые родителями

Возбуждаемость

1,7

1,4

Капризность

1,1

1,1

Боязливость

1,7

0,8

Плаксивость

1

0,7

Злобность

0,7

0,5

Завистливость

0,8

0,7

Ревность

0,7

1,2

Обидчивость

1,3

1,3

Упрямство

1,3

0,3

Жестокость

0,4

1,8

Агрессивность

1,2

1,1

Нетерпеливость

1,2

1,1


Из таблицы 2.2 видно, что  дети, «безусловно» принимаемые родителями, имеют в целом позитивный эмоциональный  фон. Они активны, естественны в  своих эмоциональных проявлениях, жизнерадостны и веселы.

Дети, принимаемые родителями «безусловно», более чувствительны  к другому и эмоционально ориентируются  на ситуации взаимодействия со сверстниками Они менее ревнивы, чаще проявляют  сочувствие к другому. Они эмоциональны, естественны, непосредственны, импульсивны, более доброжелательны и конструктивны в общении.

Дети, принимаемые родителями «условно», имеют сниженный эмоциональный  фон. Они менее эмоциональны, естественны, непосредственны, менее активны, жизнерадостны  и веселы, чем дети, принимаемые «безусловно». Они существенно менее чувствительны к другому: реже проявляют сочувствие к сверстникам, реже настаивают на своем в ситуациях межличностного взаимодействия и существенно чаще проявляют жестокость по отношению к сверстникам.

Последнее В. Сатир объясняет  следующим образом: «…В семьях, где  не принято проявлять нежность, дети относятся к посторонним озлобленно. И все же потребность в общении  столь велика, что ее не удается  удовлетворить «по-хорошему», то она  перерождается в озлобленность и задиристость».

Следовательно, в результате нашего эксперимента мы подтвердили, выдвинутую нами гипотезу о том, что в старшем  дошкольном возрасте возможно развитие как позитивных, так и негативных личностных образований в зависимости  от стратегии поведения родителей.

Таким образом, задачи воспитания ребенка, стоящие перед семьей, имеют первичный, перманентный и фундаментальный характер. Их решение составляет главное условие психического развития, и успех этого решения не может быть достигнут вне семьи или подобного социального подразделения, воспроизводящего основные возможности семьи. В качестве центральной задачи семейного воспитания должна быть осознана необходимость формирования нравственной основы личности, и прежде всего нравственных чувств. Специфика решения этой задачи связана с сензитивностью ребенка к социальному взаимодействию на соответствующем этапе формирования личности. Среди общих условий можно выделить обеспечение эмоционального комфорта в семье. Наиболее велик воспитательный вклад семьи на протяжении всего дошкольного детства, в котором закладывается эмоциональная основа нравственной личности — способность к эмоциональной децентрации.

2.3. Пути формирования нравственного  сознания и поведения дошкольника  в условиях семейного воспитания

 

Мы рекомендуем несколько  приемов и упражнений, которые  помогут родителям детей старшего дошкольного возраста справиться с переживаниями, эмоциями, поступками ребенка, которые препятствуют их нормальному эмоциональному самочувствию, нравственному развитию и общению.

Расслабление 

Ребенок садится или ложится на пол в удобной для него позе. Родитель говорит: «Устраивайся поудобней, расслабься, закрой глаза и послушай, что происходит вокруг и внутри тебя. Произнеси свое имя сначала так, как тебя зовут сейчас, а потом так, как тебя будут звать, когда ты вырастишь. Почувствуй, какое у тебя красивое имя, и поступки у тебя должны быть такими же. Вспомни свои хорошие поступки и дела. Расскажи их мне.».

Аппликация «Ромашка». В центр цветка вписать имя ребенка, на лепестках — ласкательные производные от имени или семейные прозвища, внизу на стебельке имя, с которым мама обращается к ребенку, когда сердится. Божью коровку приклеить на лепесток с обращением, которое ребенку нравится больше всего (божью коровку можно перемещать, в зависимости от поступков ребенка).

Рисование самого себя.

Цель. Раскрытие своего «Я», формирование стремления к самосовершенствованию.

Взрослый предлагает детям нарисовать себя в трех зеркалах:

— в зеленом — такими, какими они представляются себе;

— в голубом — такими, какими они хотят быть;

— в красном — такими, какими их видят друзья.

Игра «Разыщи радость»

Взрослый просит ребенка назвать все вещи, события, явления, которые приносят им радость. Предлагает завести вместе книгу-тетрадь со следующими главами:

— качества, которые нравятся в людях;

— дела, которые удается  делать хорошо;

— вещи, которые люблю;

— любимые книги, фильмы, мультфильмы;

— любимые места;

— приятные сны;

— наши мечты.

Рисование на тему «Мое настроение».

Взрослый приготавливает заранее мокрый лист и краски. После выполнения рисунка ребенок рассказывает, какое настроение он изобразил

Упражнение «Тренируем эмоции» 

Цель. Развитие умения чувствовать  настроение и сопереживать окружающим.

Взрослый предлагает детям:

а) нахмуриться как:

— осенняя туча,

— рассерженный человек;

б) позлиться, как:

— злая волшебница,

— два барана на мосту,

— голодный волк,

— ребенок, у которого отняли мяч;

в) испугаться, как:

— заяц, увидевший волка,

— птенец, упавший из гнезда,

— котенок, на которого лает злая собака;

г) улыбнуться, как:

— кот на солнышке,

— само солнце,

— хитрая лиса,

— будто ты увидел чудо.

Этюд «Три характера»

Цели. Дать моральную  оценку злости, плаксивости; работа над  мимикой и пантомимой.

Подобрать три музыкальных произведения характеризующие злость, плаксивость, радость ит.д. Вместе со взрослым ребенок дает оценку произведениям. Мимикой и пантомимикой пытается изобразить.

Рисование на тему «Три характера»

Взрослый знакомит ребенка с пиктограммами, объясняя при этом, что при различных состояниях выражение лица будет разным. Просит изобразить разное настроение, поступки.

Построенные таким образом родителями занятия дома дают возможность детям сопоставить свое поведение с поведением сверстников, проявить себя, раскрыть внутренний личностный потенциал, позволяющий понять себя и другого, пережить радость открытия своего «Я» в лучшем проявлении. Последнее связано с развитием самооценки, так как дети оценивают другого, особенно сверстников, полнее и правильнее, чем себя, поэтому, сравнивая себя с другим, они осознают свои особенности, свою уникальность, понимают, что у каждого есть ценные качества личности, которые следует любить и развивать. Важно не давать детям заранее «правильного» ответа, а ставить их в ситуацию выбора. Деятельное сопереживание обогащает личные чувства. Поэтому «вкладывание себя в другого» В.А. Сухомлинский рассматривал как важнейший путь развития нравственно и моральной культуры. Холодное сердце, отмечал он, не может нести высоких чувств, стремлений, идеалов.

Информация о работе Роль семьи в воспитании нравственного поведения ребенка