Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2013 в 15:01, курсовая работа
Актуальность темы исследования определяется исключительной важностью морально-нравственного развития для становления личности ребенка. Периодом зарождения и формирования этических инстанций является дошкольный возраст (Л.С.Выготский; Д.Б.Эльконин; Л.И.Божович, А.В.Запорожец; Я.З.Неверович и др.). Нравственное воспитание является важнейшей задачей практически всех программ дошкольного образования. При всем многообразии этих программ педагоги отмечают нарастание детской агрессивности, жестокости, эмоциональной глухоты, замкнутости на себе и собственных интересах.
ВВЕДЕНИЕ 2
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ И ПРОЯВЛЕНИЯ НРАВСТВЕННОГО ПОВЕДЕНИЯ РЕБЕНКА 4
1.1. Особенности развития нравственного сознания и поведения в дошкольном возрасте 4
1.2. Происхождение и проявление негативных личностных образований у детей дошкольного возраста 9
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ РОЛИ СЕМЬИ В ВОСПИТАНИИ НРАВСТВЕННОГО ПОВЕДЕНИЯ РЕБЕНКА 14
2.1. Характеристика нравственного развития детей старшего дошкольного возраста 14
2.2. Влияние родителей на формирование моральных личностных качеств дошкольника 18
2.3. Пути формирования нравственного сознания и поведения дошкольника в условиях семейного воспитания 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 30
ПРИЛОЖЕНИЕ 32
Характеристики взаимодействия родителей со старшими дошкольниками
Характеристики взаимодействия с ребенком |
Процент родителей с позитивным взаимодействием |
Процент родителей с депривацией отношения к ребенку | |
I блок Чувствительность |
Способность воспринимать состояние ребенка |
69,44 % |
30,56 % |
Понимание причин состояния |
83,33 % 16,67 % |
16,67 % | |
Способность к сопереживанию, эмпатии |
80,56% |
19,44% | |
II блок Эмоциональное принятие |
Чувства, возникающие при взаимодействии с ребенком |
88,89% |
11,11% |
Безусловное принятие ребенка |
84,26% |
15,74% | |
Отношение к себе как к родителю |
85,19% |
14,81% | |
Преобладающие эмоциональные факторы взаимодействия |
87,04% |
12,96% | |
III блок Поведенческие проявления эмоционального взаимодействия |
Стремление к телес- ному контакту |
62,67% |
37,04% |
Оказание эмоциональной поддержки |
91,67% |
8,33% | |
Ориентация на состояние ребенка при построении взаимодействия |
82,41% |
17,59% | |
Умение воздействовать на состояние ребенка |
82,41% |
17,59% | |
Средний процент по всем показателям |
82,66% |
17,34% |
Из таблицы 2.1 следует, что эмоциональное принятие (II блок) своих детей продемонстрировало более 80% родителей: 84,26% - «безусловно» принимают своих детей; 87,04% имеют положительный эмоциональный настрой и фон взаимодействия с ребенком; 85,19% имеют положительное отношение к себе, эмоционально удовлетворены родительской ролью, считают, что позитивно влияют на развитие и психологическое благополучие своего ребенка.
Большинство родителей чувствительны к состояниям и переживаниям собственных детей, проявляют сочувствие в трудных для детей ситуациях. Способность к эмпатии, сочувствию к собственному ребенку была выявлена у 80,56% родителей. Однако достаточно низкие показатели — 69,44% — были получены по шкале «Способность воспринимать состояние ребенка». Способность воспринимать и понимать состояние ребенка (страх, гнев, раздражительность, уныние) можно объяснить родительской некомпетентностью, а также длительным пребыванием детей в детском саду и ограниченным временем общения дошкольника с родителями.
Изучение поведенческих
проявлений эмоционального взаимодействия
родителей с ребенком (III блок) показало
высокий процент сознательно
оказывающих эмоциональную
Итак, на первом этапе исследования мы выявили, что, в нашем случае, средний процент позитивного эмоционального отношения родителей к детям — 81,62%. Последнее означает, что 81,62% детей являются любимыми и принимаемыми, включены в эмоционально-положительные теплые отношения с ней, получают родительскую поддержку, сочувствие, защиту, переживают эмоциональную близость, связь с родным человеком. Что служит положительным примером в морально-нравственном поведении.
Однако была выявлена и категория родителей с депривацией отношения к собственному ребенку. Средний процент родителей с депривацией отношения к ребенку — 18,34%. Эта категория родителей с низкими показателями «безусловного» принятия, сопереживания, эмпатии к ребенку, с преобладанием жесткого, объектного, а не субъектного отношения к ребенку. Очевидно, что эти дети недополучают родительскую любовь, эмоциональную поддержку, теплоту, родительскую защиту. Особо нами были выделены родители с отсутствием «безусловного» принятия своего ребенка. В соответствии с задачами исследования выборка испытуемых была разделена на две: дети, «безусловно» принимаемые родителями, и дети, принимаемые родителями «условно». Далее нас интересовало сравнительное изучение этих двух категорий детей.
Следующей задачей исследования явилось сопоставление негативных личностных проявлений старших дошкольников, «безусловно» и «условно» принимаемых родителями матерью (Таблица.2.2).
Данные проявления детей
изучались с помощью
Таблица 2.2
Эмоциональные проявления старших дошкольников, «безусловно» и «условно» принимаемых родителями
Дошкольники, «безусловно» принимаемые родителями |
Дошкольники, «условно» принимаемые родителями | |
Возбуждаемость |
1,7 |
1,4 |
Капризность |
1,1 |
1,1 |
Боязливость |
1,7 |
0,8 |
Плаксивость |
1 |
0,7 |
Злобность |
0,7 |
0,5 |
Завистливость |
0,8 |
0,7 |
Ревность |
0,7 |
1,2 |
Обидчивость |
1,3 |
1,3 |
Упрямство |
1,3 |
0,3 |
Жестокость |
0,4 |
1,8 |
Агрессивность |
1,2 |
1,1 |
Нетерпеливость |
1,2 |
1,1 |
Из таблицы 2.2 видно, что дети, «безусловно» принимаемые родителями, имеют в целом позитивный эмоциональный фон. Они активны, естественны в своих эмоциональных проявлениях, жизнерадостны и веселы.
Дети, принимаемые родителями «безусловно», более чувствительны к другому и эмоционально ориентируются на ситуации взаимодействия со сверстниками Они менее ревнивы, чаще проявляют сочувствие к другому. Они эмоциональны, естественны, непосредственны, импульсивны, более доброжелательны и конструктивны в общении.
Дети, принимаемые родителями «условно», имеют сниженный эмоциональный фон. Они менее эмоциональны, естественны, непосредственны, менее активны, жизнерадостны и веселы, чем дети, принимаемые «безусловно». Они существенно менее чувствительны к другому: реже проявляют сочувствие к сверстникам, реже настаивают на своем в ситуациях межличностного взаимодействия и существенно чаще проявляют жестокость по отношению к сверстникам.
Последнее В. Сатир объясняет
следующим образом: «…В семьях, где
не принято проявлять нежность, дети
относятся к посторонним
Следовательно, в результате нашего эксперимента мы подтвердили, выдвинутую нами гипотезу о том, что в старшем дошкольном возрасте возможно развитие как позитивных, так и негативных личностных образований в зависимости от стратегии поведения родителей.
Таким образом, задачи воспитания ребенка, стоящие перед семьей, имеют первичный, перманентный и фундаментальный характер. Их решение составляет главное условие психического развития, и успех этого решения не может быть достигнут вне семьи или подобного социального подразделения, воспроизводящего основные возможности семьи. В качестве центральной задачи семейного воспитания должна быть осознана необходимость формирования нравственной основы личности, и прежде всего нравственных чувств. Специфика решения этой задачи связана с сензитивностью ребенка к социальному взаимодействию на соответствующем этапе формирования личности. Среди общих условий можно выделить обеспечение эмоционального комфорта в семье. Наиболее велик воспитательный вклад семьи на протяжении всего дошкольного детства, в котором закладывается эмоциональная основа нравственной личности — способность к эмоциональной децентрации.
Мы рекомендуем несколько приемов и упражнений, которые помогут родителям детей старшего дошкольного возраста справиться с переживаниями, эмоциями, поступками ребенка, которые препятствуют их нормальному эмоциональному самочувствию, нравственному развитию и общению.
Расслабление
Ребенок садится или ложится на пол в удобной для него позе. Родитель говорит: «Устраивайся поудобней, расслабься, закрой глаза и послушай, что происходит вокруг и внутри тебя. Произнеси свое имя сначала так, как тебя зовут сейчас, а потом так, как тебя будут звать, когда ты вырастишь. Почувствуй, какое у тебя красивое имя, и поступки у тебя должны быть такими же. Вспомни свои хорошие поступки и дела. Расскажи их мне.».
Аппликация «Ромашка». В центр цветка вписать имя ребенка, на лепестках — ласкательные производные от имени или семейные прозвища, внизу на стебельке имя, с которым мама обращается к ребенку, когда сердится. Божью коровку приклеить на лепесток с обращением, которое ребенку нравится больше всего (божью коровку можно перемещать, в зависимости от поступков ребенка).
Рисование самого себя.
Цель. Раскрытие своего «Я», формирование стремления к самосовершенствованию.
Взрослый предлагает детям нарисовать себя в трех зеркалах:
— в зеленом — такими, какими они представляются себе;
— в голубом — такими, какими они хотят быть;
— в красном — такими, какими их видят друзья.
Игра «Разыщи радость»
Взрослый просит ребенка назвать все вещи, события, явления, которые приносят им радость. Предлагает завести вместе книгу-тетрадь со следующими главами:
— качества, которые нравятся в людях;
— дела, которые удается делать хорошо;
— вещи, которые люблю;
— любимые книги, фильмы, мультфильмы;
— любимые места;
— приятные сны;
— наши мечты.
Рисование на тему «Мое настроение».
Взрослый приготавливает заранее мокрый лист и краски. После выполнения рисунка ребенок рассказывает, какое настроение он изобразил
Упражнение «Тренируем эмоции»
Цель. Развитие умения чувствовать настроение и сопереживать окружающим.
Взрослый предлагает детям:
а) нахмуриться как:
— осенняя туча,
— рассерженный человек;
б) позлиться, как:
— злая волшебница,
— два барана на мосту,
— голодный волк,
— ребенок, у которого отняли мяч;
в) испугаться, как:
— заяц, увидевший волка,
— птенец, упавший из гнезда,
— котенок, на которого лает злая собака;
г) улыбнуться, как:
— кот на солнышке,
— само солнце,
— хитрая лиса,
— будто ты увидел чудо.
Этюд «Три характера»
Цели. Дать моральную оценку злости, плаксивости; работа над мимикой и пантомимой.
Подобрать три музыкальных произведения характеризующие злость, плаксивость, радость ит.д. Вместе со взрослым ребенок дает оценку произведениям. Мимикой и пантомимикой пытается изобразить.
Рисование на тему «Три характера»
Взрослый знакомит ребенка с пиктограммами, объясняя при этом, что при различных состояниях выражение лица будет разным. Просит изобразить разное настроение, поступки.
Построенные таким образом родителями занятия дома дают возможность детям сопоставить свое поведение с поведением сверстников, проявить себя, раскрыть внутренний личностный потенциал, позволяющий понять себя и другого, пережить радость открытия своего «Я» в лучшем проявлении. Последнее связано с развитием самооценки, так как дети оценивают другого, особенно сверстников, полнее и правильнее, чем себя, поэтому, сравнивая себя с другим, они осознают свои особенности, свою уникальность, понимают, что у каждого есть ценные качества личности, которые следует любить и развивать. Важно не давать детям заранее «правильного» ответа, а ставить их в ситуацию выбора. Деятельное сопереживание обогащает личные чувства. Поэтому «вкладывание себя в другого» В.А. Сухомлинский рассматривал как важнейший путь развития нравственно и моральной культуры. Холодное сердце, отмечал он, не может нести высоких чувств, стремлений, идеалов.
Информация о работе Роль семьи в воспитании нравственного поведения ребенка