Роль семьи и государства в воспитании личности в работах отечественных и зарубежных педагогов

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2010 в 18:50, контрольная работа

Описание работы

Значительная роль в процессе воспитания подрастающего поколения
отводится сотрудничеству семьи и школы.
Семья должна оказывать помощь школе в успешном осуществлении закона об образовании в организации деятельности учащихся. Но на современном этапе мешает социальному воспитанию и школьной адаптации слабое знание родителями основ педагогики, их неумение, а порой родителей обвинять в этом тоже нереально. Поэтому в настоящий момент необходимо углублять взаимодействие семьи и школы, повышать ответственность отцов и матерей за воспитание детей. И организовать эту работу должна школа. В связи с этим возрастает значение работы учителя, психолога, социального педагога в школе по организации этой деятельности, от которой зависит успех решения многих проблем и вопросов

Содержание

Конспект научно-педагогической работы П.Ф.Лесгафта «Семейное воспитание ребенка и его значение».
Введение
Классические концепции воспитания
Роль семьи и государства в воспитании личности
Взаимодействие школы и семьи в воспитательном процессе
Воспитательные меры государственных органов
Заключение
Комментарии к высказываниям выдающихся педагогов.
Список литературы

Работа содержит 1 файл

контрольная.docx

— 65.25 Кб (Скачать)

Воспитывающие детей взрослые нередко стоят  перед проблемой принуждения. В  семьях, где принят авторитарный стиль  воспитания, это весьма распространено. Принуждение - это следствие уже сложившихся взаимоотношений взрослых и детей. Если ребенок не слышит обращенные к нему слова взрослого, если никакие просьбы и угрозы не действуют, то для старших это должно быть знаком того, что они не пользуются авторитетом. 
Авторитет помощи, осторожного и внимательного руководства, сочетаясь с авторитетом знания, перерастает в авторитет ответственности. В глазах ребенка родители авторитетны потому, что они ответственны за него перед собой и обществом. Психология семейного воспитания выдвинула представление об оптимальной родительской позиции. Позиция родителей в воспитании оптимальна, если они принимают ребенка таким, каким он есть, тепло относятся к нему, объективно оценивают его и на основе этой оценки строят воспитание; если они способны изменять методы и формы воздействия в соответствии с изменениями обстоятельств жизни ребенка. 
Если родители не принимают ребенка это у него вызывает чувство: неполноценности, которое польский психолог К.Обуховский назвал "Комплексом Золушки". У каждого ребенка с "Комплексом Золушки" есть "Комплекс Феи" - ожидание, что кто-то спасет его, поймет и полюбит. 
Неуверенность в себе проявляется не только в робости, застенчивости. Нередко сочетается с высокими притязаниями, она выглядит как самонадеянность. Поведение таких детей в психологии называют аффективным, они болезненно воспринимают плохие и несправедливые отметки, с их точки зрения, любой ценой они стремятся привлечь внимание товарищей по классу, добиться похвалы учителя. 
Аффективное поведение детей вызвано недостаточным принятием детей родителями. Родители аффективных детей обычно очень строги, требовательны, ориентированы на достижения детей, редко бывают удовлетворены их успехами и сами отличаются честолюбием и высокими притязаниями. 
Как правило, родители, особенно школьников, редко задумываются о том, как относятся к ним дети. Может ли принимать ребенок холодных родителей, всегда готовых к наказанию, или безразличных, занятых собой, или постоянно опекающих ребенка в ущерб его самолюбию? 
Результаты исследований говорят о том, что младшие школьники принимают любых родителей. Детям этого возраста свойственна "разлитая доброжелательность": они настроены на хорошие отношения к другим, особенно близким людям, и они сами ожидают от них такого же отношения. 
Родители хотят видеть своих детей достойными гражданами нашего общества. Без помощи семьи школа не может обеспечить высоких результатов воспитания. В отличие от социальных институтов семья воздействует на ребенка каждодневно, поэтому располагает, почти, неограниченными возможностями в формировании его личностных качеств. 
К факторам семейного воспитания социологи относят материальные условия жизни семьи, ее структуру, образовательный уровень, интересы, духовные потребности, уровень культуры. По характеру взаимоотношений родителей семьи разделялись на три группы: живут дружно, иногда ссорятся, конфликтуют. На основе полученных данных проследили, каким образом характер взаимоотношений родителей влияет на нравственное формирование личности ребенка, утвердилось мнение, что в большинстве семей, где существует понимание между отцом и матерью, дети растут добрыми отзывчивыми. Это подтверждают данные учителей школ Красноярского края. Иное положение в семьях, где родители ссорятся, вовлекают в свои конфликты детей. В таких семьях дети в лучшем случае воспитаны удовлетворительно, но чаще плохо. В исследованиях социологов вскрыты факторы, которые снижают воспитательное влияние семьи: ее нестабильность, наличие одного ребенка, недостаток рабочего времени у родителей для воспитания детей, отсутствие должного контакта со школой, нехватка педагогических знаний и умений. Для успешного взаимодействия школы и семьи в воспитании нужно, чтобы родители умели анализировать деятельность и поведение своих детей, их воспитанность. А для этого необходимо: 
- разработать содержание и методику педагогического просвещения родителей с учетом подготовленности их к нравственному воспитанию; 
- пробудить у родителей, как воспитателей, интерес к процессу самообразования в области специальных педагогических и психологических знаний - совершенствовать взаимоотношения родителей с детьми и классным руководителем, расширять сферу их совместной деятельности и общения. Поэтому социальные педагоги Красноярского края составили конкретную методику анализа воспитанности детей в семье, которая помогла бы самим разобраться в результатах семейного воспитания, целенаправленно воспитывать соответствующие качества у своих детей. Если между классным руководителем и родителями существуют доверительные отношения, педагог может попросить поделиться результатами своих наблюдений. Таким образом, обеспечивается единство требований школы, гласного коллектива и семьи. 

 

      1. Воспитательные  меры государственных  органов.

Государственные органы обязаны принять соответствующие  меры в любом случае нарушения  воспитательного процесса. Национальным комитетам в области воспитания детей доверены важные и широкие  задачи разнообразного характера. Национальный комитет может принять, например, такие конкретные меры:

1. Делать официальные замечания несовершеннолетнему ребенку и его родителям. 
2. Установить надзор над ребенком, совместно с работниками школы, общественными организациями, наблюдать за учебой и поведением. 
3. Предотвращать вредное влияние на воспитание несовершеннолетнего ребенка. Запрещать ему посещение ряда заведений, которые не подходят по возрасту. 
Воспитательные меры судов: В первую очередь, суд может ограничить родительские права по объективным причинам - длительное пребывание родителей в больнице и т.д. Есть причины субъективного характера - родители не выполняют родительские права. Однако никогда не перестает существовать обязанность родителей по содержанию ребенка. 
Решение о лишении родительских прав суд может принять и по отношению к усыновленному ребенку.

Виды  семейной опеки. Семейная опека - это  особые семейно-правовые отношения, которые  дают возможность заменить ребенку  его кровных родителей, обеспечить ему новую семью.

Общей чертой для всех видов семейной опеки  является то, что государственные  органы обеспечивают заботу о воспитании несовершенно 
летнего гражданина, о котором по различным причинам не заботятся родители. 
Различия между отдельными формами семейной опеки заключается в объеме взаимных прав и обязанностей, способе общественного контроля над выполнением прав и обязанностей того гражданина, которому передан ребенок. 
Среди форм семейной опеки на первом месте стоит усыновление, которое занимает исключительное положение среди остальных форм семейной опеки. Между родителями и усыновленным ребенком обычно возникают такие взаимоотношения, какие бывают в семьях с родными детьми. 
Ребенок живет в семейном коллективе, в котором он формирует свои первые жизненные навыки, получает основы необходимых знаний. В семье в первую очередь формируются такие качества человека, как чуткость, доброта, умение любить и переживать радость и горе другого человека. От семейного воспитания в детские годы во многом зависит вся будущая жизнь взрослого человека.

  Защита прав ребенка  в школе.

В 1989 г. Генеральная Ассамблея ООН приняла  конвенцию о правах ребенка - документ высочайшего правового и педагогического  значения. В настоящее время права ребенка защищены Законом Российской Федерации об образовании (статьи 5, 6, 32, 50, 51 и др.); преподавание права включено в обязательную часть базисного, учебного плана, утвержденного Министерством образования Российской Федерации.

Прежде  чем перейти к вопросу о  защите прав ребенка в школе, необходимо составить четкое представление  о том, а от чего же его следует  защищать. Так в статье 15 закона Российской Федерации об образовании записано, что применение методов "физического и психического насилия по отношению к обучающимся воспитанникам не допускаются". Невозможно провести в жизнь эту статью закона, не зная, какие действия могут быть квалифицированны как "физическое и психическое насилия", как оно проявляется в разных возрастных группах учащихся. Чтобы ответить на эти вопросы М.А.Галагузова и А.Шеланков в течении 5 лет проводили исследования, экспериментом были охвачены свыше 5 тысяч учащихся школ Хабаровска, Екатеринбурга и ряда городов, Свердловской области, 150 учителей и родителей. Исследователи посещали уроки, проводили доверительные беседы, организовывали дискуссии по проблемам прав человека, анализировали творческие работы детей. В результате было сделано 2 вывода:

1. В  школах господствует авторитарный  стиль общения в системе: "администрация  - учитель - ученик".

2. В  школах практикуются различные  виды насилия над учеником. 
Вооружая ребенка нравственно-педагогическими знаниями и не предоставляя ему никаких гарантий защиты, мы создаем условия для формирования у него социальной апатии или цинизма.

Анализ  сущности физического или психического насилия применяемого в школе  по отношению к ученику, позволил выделить несколько его видов.

Самым грубым и жестоким видом является физическое оскорбление.  
Подвергаются ему в наибольшей степени ученики младшего школьного  
возраста: "Во втором классе, - рассказывала пятиклассница Лена К., - меня учительница ударила по голове линейкой за то, что я не поняла урок. И у меня появился страх к этому предмету." Нравственно эстетическое сознание ребенка в начальных классах находится на стадии становления. Ему сложно ориентироваться в своих чувствах, ведь этому возрасту свойственно уникальное и уязвимое качество души - доверие. И тем не менее, данные приведенные в таблице показывают, что пик всех видов насилия приходится именно на начальную школу.

Следующие пять видов из перечисленных видов  в таблице, вызывают чувство страха и психологического дискомфорта  и могут быть отнесены к психическим. 
Под словесным оскорблением понимается такая ситуация, когда взрослый намеренно, пытается обидеть ученика, вызвать у него чувство психологического дискомфорта при помощи грубых слов. Такие действия обычно вызваны недовольством поведением ученика, его успеваемостью, учитель не задумывается над последствием своих слов. Характерная особенность этой ситуации - отсутствие свидетелей.

Словесное оскорбление при свидетелях еще  больше усугубляют ситуацию и выделяется в отдельный вид насилия - публичное  унижение: "Это было в третьем  классе - пишет Катя К. - Я сидела с  мальчиком - непоседой и "разобралась" с ним, учительница, поставила меня в угол и стала ругать при всем классе. Затем заставила меня извиниться перед ней. Мне было так обидно, что я даже заплакала. Так меня унизили перед всем классом". 
Под коллективным осуждением с унижением достоинства мы понимаем унижающие достоинство ребенка осуждение его поступка при участии свидетелей с целью сформировать определенное общественное мнение и отношение окружающих.

Под шантажом, как видом психического насилия, применяемого в шко-льной практике, мы понимаем угрозу нежелательного, противоречащего  этическим нормам разглашения информации о ребенке или его семье  с целью коррекции его поведения. В школьной жизни довольно часто практикуется наказание трудом, зачастую унижающее личность школьника, посягающее на его индивидуальность и здоровье: "Я был наказан трудом по причине, что пришел без “сменки”. Учитель заставил меня убирать снег. Дело было зимой и на улице было холодно". Все сказанное подтверждает острую необходимость создание системы мер, которые обеспечили реальную защиту и соблюдение прав ребенка в школе. В этой связи исследователями была разработана и апробирована концепция социальной службы, редназначенной для организации активного сотрудничества школьной администрации, педагогов, учителей, родителей, внешних социальных структур с целью оказания реальной, всесторонней и своевременной помощи по защите прав личности и предупреждению нарушения этих прав в школе. Принципы деятельности социальной службы школы: Объективность - принятие во внимание как можно большего числа аспектов жизнедеятельности конкретного школьного коллектива и отдельной личности, выработка непредвзятых рекомендаций, учет возрастных особенностей личности.

 

2.4 Заключение

В настоящее  время актуальными задачами продолжают оставаться индивидуальная работа с  семьей, дифференцированный подход к  семьям разного типа, забота о том, чтобы не упустить из поля зрения и  влияния специалистов не только трудные, но и не совсем благополучные в  каких-то конкретных, но важных вопросах семьи.

Родители  проявляют активность и высокую  гражданскую ответственность, если отношения с педагогами строятся на открытости, доверии, сотрудничестве, взаимодействии.

Привлечение родителей к участию в образовательном  процессе способствует повышению их общей педагогической культуры, предоставляет  возможность лучше понять собственного ребенка, адекватно оценить его  развитие, поведение и общаться с  ним.

Согласованное скоординированное взаимодействие воспитателей, специалистов, администрации  — залог эффективного взаимодействия с семьей, обеспечения системы  работы, сбалансированности деятельности по педагогическому просвещению  родителей, защите прав и законных интересов  ребенка.

Семья оказывает на ребенка значительное воспитательное воздействие, ни один педагог  не может сравниться в этом с родителями. Ребенок, получая первичную социализацию в семье, приобретает в дошкольном учреждении опыт: общения со сверстниками, сотрудничества с другими детьми и взрослыми, самостоятельной деятельности. Возможность развиваться творчески  с помощью воспитателей. Воспитание в семье и работа педагогов  в дошкольном учреждении дополняют  друг друга, в результате чего ребенок  получает гармоничное развитее.

В настоящее  время используются разнообразные  методы и меры воспитания отечественных  и зарубежных педагогов, как в  школе так и в семьях. 
 

 

  1. Комментарии к высказываниям  выдающихся педагогов.

«Вся  тайна семейного  воспитания в том  и состоит, чтобы  дать ребенку самому развертываться, делать все самому; взрослые не должны забегать и ничего делать для своего личного удобства и удовольствия, а всегда относиться к ребенку с первого дня появления на свет, как к человеку, с полным признанием его личности» (П.Ф.Лесгафт).

Я полностью  согласна с высказыванием П.Ф. Лесгафта, т.к. считаю правильным всю суть содержимого. Педагог очень четко определил, что давая ребенку развиваться  самому, он будет боле приспособлен к будущей жизни. Ну и конечно  взрослые не должны делать из ребенка  «куклу-марионетку», которую они  хотели бы видеть.

Информация о работе Роль семьи и государства в воспитании личности в работах отечественных и зарубежных педагогов