Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2010 в 18:50, контрольная работа
Значительная роль в процессе воспитания подрастающего поколения
отводится сотрудничеству семьи и школы.
Семья должна оказывать помощь школе в успешном осуществлении закона об образовании в организации деятельности учащихся. Но на современном этапе мешает социальному воспитанию и школьной адаптации слабое знание родителями основ педагогики, их неумение, а порой родителей обвинять в этом тоже нереально. Поэтому в настоящий момент необходимо углублять взаимодействие семьи и школы, повышать ответственность отцов и матерей за воспитание детей. И организовать эту работу должна школа. В связи с этим возрастает значение работы учителя, психолога, социального педагога в школе по организации этой деятельности, от которой зависит успех решения многих проблем и вопросов
Конспект научно-педагогической работы П.Ф.Лесгафта «Семейное воспитание ребенка и его значение».
Введение
Классические концепции воспитания
Роль семьи и государства в воспитании личности
Взаимодействие школы и семьи в воспитательном процессе
Воспитательные меры государственных органов
Заключение
Комментарии к высказываниям выдающихся педагогов.
Список литературы
По его мнению, именно в прямых и непосредственных контактах с матерью должны закладываться основы физического, нравственного и умственного развития ребенка. Коменский требовал, чтобы родители принимали участие в детских играх, направляя их в верное, с точки зрения задач обучения, русло. В связи с этим он разработал целостную программу занятий и даже реализовал ее на практике, осуществляя педагогический патронаж ряда ``материнских школ'', где воспитание и обучение детей шло по его методу.
Джон Локк (1632 - 1704) - английский философ, политический мыслитель и педагог. Его педагогические взгляды изложены в трактате "Некоторые мысли о воспитании" (1693). Он стремился доказать, что в сознании человека нет врожденных идей и представлений, и душа ребенка - это tabula rasa (чистая доска). Из этих положений вытекал тезис о решающей роли воспитания в формировании личности и значении среды в процессе воспитания.
В то же время Локк не отрицал врожденной предрасположенности к тем или иным способностям. Существующие различия между людьми, по мнению Локка, определяются не ими, а различием жизненных условий и воспитания.
В работах Локка впервые четко проведена мысль о первостепенной важности для развития личности ребенка внутрисемейных отношений. Он писал, что с детьми нужно обращаться строго, но не подавлять личность ребенка, воспитывать добрые привычки с помощью рассуждений, примеров, доводов, ласковых слов. Телесные наказания, так же как и излишне мягкое обращение с детьми, потакание их капризам, он считал плохим средством воспитания.
Локк ориентировался на воспитание ``делового человека'', ``джентльмена''. Целью жизни, а следовательно, и воспитания он считал обеспечение ``здорового духа в здоровом теле'' и выделял три взаимнообусловленных компонента воспитания: физическое воспитание, воспитание души (нравственное) и образование.
Жан Жак Руссо (1712-1778), французский мыслитель и педагог, в своих произведениях утверждал, что в каждом индивиде заложены неисчерпаемые возможности для совершенствования. Цель воспитания отнюдь не заключается в подготовке человека к загробной жизни или в формировании джэентльмена. Он считал, что существующие в обществе условия должны быть приведены в соответствие с потребностями и правами, которыми наделила природа ребенка. Ключ к решению проблемы Руссо видел в осознании решающей роли воспитания в формировании человека.
Задача заключается в том, чтобы воспитать человека, который ни от кого не зависел бы, жил плодами своих трудов, ценил и умел защищать свою свободу, причем детей тружеников воспитывать не нужно, они уже воспитаны самой жизнью, надо правильно воспитать детей аристократов, и мир станет иным. По Руссо, дети должны воспитываться естественно, сообразно с природой. Это значит, что в воспитании надо следовать природе ребенка, учитывая его возрастные особенности.
Руссо утверждал, что воспитание получают от природы, от окружающих людей и от вещей. Воспитание природой осуществляется путем внутреннего развития человеческих способностей, развития органов чувств; воспитание людьми--приучение человека использовать эти способности и органы; воспитание от вещей - это собственный опыт человека, приобретаемый им в процессе столкновения с вещами.
Генрих Песталоцци (1746-1827) ставил перед собой цель: развитие в детях истинной человечности, их нравственное самоусовершенствование. Он полагал, что необходимо развить все природные силы и способности человека (разносторонне и гармонично). Воспитание должно находиться в согласии с природой ребенка, то есть быть природосообразным. Оказать детям помощь в развитии всех человеческих сил должно правильно поставленное воспитание. Оно начинается с рождения ребенка в семье. Песталоцци различал силы человеческой природы троякого рода: умственные, физические, нравственные. Эти силы следует развивать во взаимосвязи, избегая односторонности.
Песталоцци определил задачи и содержание первоначального воспитания в семье, разработал его методику. Свои идеи о принципах и методах семейного воспитания Песталоцци изложил в специальном пособии ``Книга для матерей, или Руководство для матерей, как им научить своих детей наблюдать и говорить'', а также в книгах ``Как Гертруда учит своих детей'' и ``Азбука наблюдения''.
Иоганн Фридрих Гербарт (1776-1841), крупнейший немецкий педагог, считал, что цель воспитания состоит в формировании добродетельного человека, уважающего существующий порядок и подчиняющегося ему.
В педагогическом процессе Гербарт выделял три части: управление, обучение и нравственное воспитание.
Главная задача управления -- поддержание порядка, обуздание "дикой резвости ребенка". Управление, по мнению Гербарта, еще не воспитание, а создание предпосылок для воспитания. Средства: угроза, надзор, приказание, запрещение, наказание, умение занять детей; дополнительные: авторитет и любовь к ребенку. Гербарт считал допустимыми телесные наказания, но важна не физическая боль, а страх перед ней.
С точки зрения Гербарта, обучение и воспитание нельзя разделять: это единый, сложный процесс (воспитывающее обучение), основная задача которого - развитие всестороннего интереса.
Нравственное воспитание, с точки зрения Гербарта, воздействует непосредственно на душу ребенка, направляя его чувства, желания, поступки. Необходимо бережно относиться к ребенку, опираться на то хорошее, что есть в его душе.
Гербарт разработал конкретные средства нравственного воспитания, к которым он относил следующее: удерживать воспитанника, определять воспитанника, устанавливать четкие правила поведения, поддерживать в душе воспитанника "спокойствие и ясность", "волновать" душу ребенка одобрением и порицанием, ``увещевать'' воспитанника, указывать и исправлять его промахи.
Фридрих Вильгельм Адольф Дистервег (1790-1866), выдающийся немецкий педагог, определял цель воспитания как общечеловеческое воспитание, для достижения которой следует опираться на три принципа: природосообразности, культуросообразности и самодеятельности. Под природосообразностью он понимал следование за процессом естественного развития человека с учетом его возрастных и индивидуальных особенностей; под культуросообразностью - учет в воспитании условий места и времени, в которых родился человек, особенности страны, являющейся родиной ученика; под самодеятельностью - активность, направленную на служение истине, красоте и добру.
Американский философ и педагог Джон Дьюи (1859-1952) утверждал, что всякая идея или теория, раз она полезна данному индивиду, рассматривается как ``инструмент действия''.
Константин Дмитриевич Ушинский (1824-1870) - великий отечественный педагог, он обосновал антропологическую концепцию воспитания, утверждая, что воспитание человека возможно только с учетом знаний всех наук о человеке.
Петр Федорович Каптерев (1849-1923) вслед за Ушинским общим основанием педагогики считал антропологию (прежде всего, физиологию и психологию). Педагог отстаивал мысль о том, что в воспитании ребенка должны принимать участие оба родителя. ``В высокой степени важно и даже прямо необходимо для правильной постановки семейного воспитания, чтобы отец и мать принимали, по возможности, равнодеятельное участие в воспитании детей. Мужской и женский типы различны по своим физическим и духовным качествам. Участие в воспитании того и другого обеспечивает разносторонность влияний, действующих на дитя''.1 Им была выдвинута идея нравственного закаливания ребенка. Он считал, что определяющую роль в воспитании должно играть саморазвитие личности. Одну из центральных задач воспитания он считал воспитание характера и воли.
Распространенной сегодня концепцией воспитания является концепция Рудольфа Штайнера (1861-1925), основоположника антропософии. Свои идеи Штайнер воплотил в Вальдорфской школе, которую открыл в 1919 г. в Штутгарте и которой руководил до конца своих дней. Необходимым элементом данной концепции является положение, в котором воспитание осуществляется на основе подражания верным образцам поведения взрослых. Игровой материал, используемый в детском саду, направлен на пробуждение творческой фантазии. Чаще всего, это полуфабрикатные игрушки, которые позволяют ребенку при работе с ними самовыражаться.
Антон Семенович Макаренко (1888-1939), выдающийся педагог советского периода, внес большой вклад в теорию и методику воспитания. В своих учреждениях он создавал коллектив, основанный на принципах соединения воспитания и обучения с трудом. Его воспитанники участвовали в производительном труде: работали в мастерских и в цехах заводов, на полях и на фермах, в саду и на огороде. Настоящий, "взрослый" характер придавали труду детей такие элементы, как норма, зарплата, заказ, расценки, прибыль, себестоимость и т. д., поэтому производительный труд являлся одним из главных системообразующих видов деятельности.
Януш Корчак (Генрих Гольдшмидт) (1878-1942) - известнейший в мире педагог, своей жизнью доказавший преданность детям, отправившись с ними на казнь.
Исходный
пункт педагогической концепции
Корчака - ребенок как личность и
его благо. Ребенок-самостоятельная
``отдельность'' и независимая от
другой воли личность. Согласно Корчаку,
ребенок имеет право даже на смерть.
Семья
- первостепенная ячейка общества, осуществляющая
базисную социализацию детей благодаря
усилий всех ее функций - воспитательной,
рекреативной (сюда входит физическая,
материальная, моральная, психологическая
поддержка, организация досуга), коммукативной
(общение и через него - социализация),
регулятивной, фемецитологической (ощущение
счастья в семье). На это указывают В.Г.Бочарова
и Г.Н.Филонов: "Особой сферой социальной
педагогики является семья. Огромный диапазон
и уникальность средств влияния на семью
делает ее одним из самых мощных средств
социализации, социальной поддержки и
защиты личности". И далее: "В то же
время семья - объект многоплановых социальных
воздействий со стороны государства и
общества. Она сама нуждается в разносторонней,
поддержке общества и его институтов.
В социально педагогическом аспекте семья,
семейный социум рассматривается как
приоритетная среда поведения всей социальной
политики, ориентированной не на подмену
функций семьи деятельностью разного
рода государственно-обществен-ных структур,
а на оздоровление отношений в семейном
социуме, укрепление и развитие потенциала
семьи как главного условия развития задатков
и способностей человека, приобщение его
к культуре, развития и социальной защиты
личности. Но сейчас, к сожалению, происходящие
в обществе социально-эко-номические и
психологические процессы, сопровождаются
рядом негативных явлений организационного
и бытового характера, оптимально влияющие
на обучение и воспитание подрастающего
поколения.
Особое значение приобретает появление ребенка в семьях, где молодожены не объединены общими профессиональными интересами, имеют разные пристрастия и увлечения. Их прежние добрачные привязанности тоже направлены в разные стороны. Совместный ребенок делает молодоженов не просто возлюбленными, но и по-настоящему родственниками. Значит, тем самым ребенок дает своим родителям и чувство общности забот, желаний, интересов.
Глядя на детей, общаясь с ними, люди приобретают не только нравственные навыки, с их помощью расширяют свой кругозор, множат полезные привычки. Сами готовые включиться в любое дело, дети часто вовлекают взрослых в свои занятия. Приходится молодым мамам и папам тратить время на долгие прогулки, путешествия в лес, куда иначе бы они не нашли бы времени выбраться. Стили семейного воспитания. Происходящие в нашей стране обновления политической духовной жизни знаменательно тем, что ставит человека в центр политики и экономики, возвращает общечеловеческим ценностям статус приоритетных. Это происходит в общественном и индивидуальном сознании. Переосмысление природы и назначения человека пробуждает психологов и педагогов пересмотреть привычные стереотипы мышления, традиционные подходы. Как и все общество, семья и школа долго терпели бремя авторитарности и догматизма. Сегодня гуманизация отношений внутри школы так же актуальна, как и взаимоотношение семьи и школы.
Одно из самых серьезных испытаний на пути поиска продуктивного контакта семьи и школы - это плюрализм мнений, необходимость принимать иной образ мыслей и образ жизни как для учителей, так и для родителей. Это может быть нелегко, однако без конструктивного диалога сотрудничество между ними не возможно.
Чтобы
помочь родителям, испытывающим трудности
в воспитании детей, учителям, социальным
педагогам нужно понять, что именно
хотят они воспитывать в своих
детях, какими средствами пользуются,
то есть понять их установки. Различные
установки родителей находят свое воплощение
в стилях семейного воспитания. Под стилем
семейного воспитания психологи и социальные
педагоги подразумевают те аспекты воздействия
взрослых на детей, которые в наибольшей
степени оказывают влияние на психическое
развитие ребенка и развитие его личности:
отношение родителей к ребенку, характер
контроля за его действиями, способ предъявления
требований, формы поощрения и наказания.
Родители, которые предоставляют своим
детям определенную самостоятельность
относятся к ним с теплом и уважением,
применяют минимум наказаний, часто предоставляют
самим детям регулировать свое поведение
- это демократичные родители. Они воспитывают
социально-адаптированных, независимых
детей, активных, творческих, способных
к сотрудничеству с другими детьми. Авторитарные
родители требуют от детей беспрекословного
послушания, соблюдения порядка, подчинения
традициям и авторитетам. Если авторитарность
сочетаться с холодностью родителей, это
вызывает у детей стремление к самоутверждению,
агрессивность, конфликтность. Такие дети
с трудом адаптируются к новым условиям.
У родителей, которые относятся к своим
детям с теплотой, но контролируют каждый
шаг, опекают их, вырастают зависимые,
нерешительные, необщительные, инфантильные,
эгоцентричные дети. Если родители равнодушны
к детям, не дают им ни тепла, ни внимания,
не контролируют их, у таких детей возможны
серьезные нарушения поведения вплоть
до противоправных действий. Среди малолетних
преступников немало детей, положение
которых в семье можно охарактеризовать
как безнадзорное. Контроль со стороны
взрослого необходим для развития у ребенка
собственного контроля над своими действиями,
но при этом он не должен подавлять личность
ребенка. Перед взрослым стоит задача
- поиск развивающего контроля. Американские
психологи и социальные педагоги предлагают
родителям заменить директивный контроль,
который используют авторитарные родители,
использовать инструктивный контроль:
"Может сделать так, как я предложу".
Инструктивный контроль применяют демократичные
родители. Он развивает у детей инициативу,
трудолюбие, самодисциплину.
По результатам научных исследований,
в семьях младших школьников преобладает
дисциплинарно-ориентированное воспитание,
как вариант авторитарного. Если спросить
дисциплинарно-ориентированных родителей
за что они порицают и наказывают своих
детей, окажется, что внимание родителей
сосредоточено на соблюдении детьми порядка
и на их школьных отметках. Дисциплинарно-ориентированных
родителей мало заботит, добр ли их ребенок,
способен ли он помогать или отказаться
от собственного удовольствия ради другого
человека. Дисциплинарно-ориентированные
родители не всегда холодны или безразличны
к своему ребенку. Как правило, они не умеют
проявлять свою теплоту к ребенку, либо
непоследовательны в выражении своих
чувств: то ласкают детей, то кричат на
них. Такое воспитание особенно ярко сказывается
в том, как родители младших школьников
делают с ними уроки. Учителя знают: современная
система начального образования такова,
что в обучение ребенка включается семья,
одни родители проверяют уроки детей,
другие делают их вместе с ними. Приготовление
и проверка уроков - главный источник конфликтов
родителей с младшими школьниками. Дисциплинарно-ориентированные
родители становятся в позицию учителя,
причем, к сожалению, плохого учителя они
принимают холодный тон, всеми силами
стараются "выжать" из ребенка самостоятельное
действия. Дети отвечают на нажим родителей
разнообразными уровнями: плачем, неожиданной
"тупостью"; беспомощностью и т.д.
Вопрос о контроле и представляемой свободе,
их роли в развитии ребенка - проблема
не только семейного, но и общественного
воспитания. Ни для кого не секрет: чем
строже взрослый мир предписывает детскому
миру законы послушания, тем с большей
дерзостью детский мир отвечает неповиновением.
Может быть, когда дети будут чувствовать
себя хоть в какой-то мере хозяевами, взрослым
станет понятно, какую степень свободы
они могут дать детям.