Роль семьи и государства в воспитании личности в работах отечественных и зарубежных педагогов

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2010 в 18:50, контрольная работа

Описание работы

Значительная роль в процессе воспитания подрастающего поколения
отводится сотрудничеству семьи и школы.
Семья должна оказывать помощь школе в успешном осуществлении закона об образовании в организации деятельности учащихся. Но на современном этапе мешает социальному воспитанию и школьной адаптации слабое знание родителями основ педагогики, их неумение, а порой родителей обвинять в этом тоже нереально. Поэтому в настоящий момент необходимо углублять взаимодействие семьи и школы, повышать ответственность отцов и матерей за воспитание детей. И организовать эту работу должна школа. В связи с этим возрастает значение работы учителя, психолога, социального педагога в школе по организации этой деятельности, от которой зависит успех решения многих проблем и вопросов

Содержание

Конспект научно-педагогической работы П.Ф.Лесгафта «Семейное воспитание ребенка и его значение».
Введение
Классические концепции воспитания
Роль семьи и государства в воспитании личности
Взаимодействие школы и семьи в воспитательном процессе
Воспитательные меры государственных органов
Заключение
Комментарии к высказываниям выдающихся педагогов.
Список литературы

Работа содержит 1 файл

контрольная.docx

— 65.25 Кб (Скачать)

По его  мнению, именно в прямых и непосредственных контактах с матерью должны закладываться  основы физического, нравственного  и умственного развития ребенка. Коменский требовал, чтобы родители принимали участие в детских  играх, направляя их в верное, с  точки зрения задач обучения, русло. В связи с этим он разработал целостную  программу занятий и даже реализовал ее на практике, осуществляя педагогический патронаж ряда ``материнских школ'', где воспитание и обучение детей  шло по его методу.

Джон  Локк (1632 - 1704) - английский философ, политический мыслитель и педагог. Его педагогические взгляды изложены в трактате "Некоторые мысли о воспитании" (1693). Он стремился доказать, что в сознании человека нет врожденных идей и представлений, и душа ребенка - это tabula rasa (чистая доска). Из этих положений вытекал тезис о решающей роли воспитания в формировании личности и значении среды в процессе воспитания.

В то же время Локк не отрицал врожденной предрасположенности к тем или  иным способностям. Существующие различия между людьми, по мнению Локка, определяются не ими, а различием жизненных  условий и воспитания.

В работах  Локка впервые четко проведена  мысль о первостепенной важности для развития личности ребенка внутрисемейных отношений. Он писал, что с детьми нужно обращаться строго, но не подавлять  личность ребенка, воспитывать добрые привычки с помощью рассуждений, примеров, доводов, ласковых слов. Телесные наказания, так же как и излишне  мягкое обращение с детьми, потакание  их капризам, он считал плохим средством  воспитания.

Локк  ориентировался на воспитание ``делового человека'', ``джентльмена''. Целью жизни, а следовательно, и воспитания он считал обеспечение ``здорового духа в здоровом теле'' и выделял три взаимнообусловленных компонента воспитания: физическое воспитание, воспитание души (нравственное) и образование.

Жан Жак Руссо (1712-1778), французский мыслитель и педагог, в своих произведениях утверждал, что в каждом индивиде заложены неисчерпаемые возможности для совершенствования. Цель воспитания отнюдь не заключается в подготовке человека к загробной жизни или в формировании джэентльмена. Он считал, что существующие в обществе условия должны быть приведены в соответствие с потребностями и правами, которыми наделила природа ребенка. Ключ к решению проблемы Руссо видел в осознании решающей роли воспитания в формировании человека.

Задача  заключается в том, чтобы воспитать  человека, который ни от кого не зависел  бы, жил плодами своих трудов, ценил и умел защищать свою свободу, причем детей тружеников воспитывать  не нужно, они уже воспитаны самой  жизнью, надо правильно воспитать  детей аристократов, и мир станет иным. По Руссо, дети должны воспитываться  естественно, сообразно с природой. Это значит, что в воспитании надо следовать природе ребенка, учитывая его возрастные особенности.

Руссо утверждал, что воспитание получают от природы, от окружающих людей и от вещей. Воспитание природой осуществляется путем внутреннего развития человеческих способностей, развития органов чувств; воспитание людьми--приучение человека использовать эти способности и органы; воспитание от вещей - это собственный опыт человека, приобретаемый им в процессе столкновения с вещами.

Генрих  Песталоцци (1746-1827) ставил перед собой цель: развитие в детях истинной человечности, их нравственное самоусовершенствование. Он полагал, что необходимо развить все природные силы и способности человека (разносторонне и гармонично). Воспитание должно находиться в согласии с природой ребенка, то есть быть природосообразным. Оказать детям помощь в развитии всех человеческих сил должно правильно поставленное воспитание. Оно начинается с рождения ребенка в семье. Песталоцци различал силы человеческой природы троякого рода: умственные, физические, нравственные. Эти силы следует развивать во взаимосвязи, избегая односторонности.

Песталоцци  определил задачи и содержание первоначального  воспитания в семье, разработал его  методику. Свои идеи о принципах  и методах семейного воспитания Песталоцци изложил в специальном  пособии ``Книга для матерей, или  Руководство для матерей, как  им научить своих детей наблюдать  и говорить'', а также в книгах ``Как Гертруда учит своих детей'' и ``Азбука наблюдения''.

Иоганн  Фридрих Гербарт (1776-1841), крупнейший немецкий педагог, считал, что цель воспитания состоит в формировании добродетельного человека, уважающего существующий порядок и подчиняющегося ему.

В педагогическом процессе Гербарт выделял три  части: управление, обучение и нравственное воспитание.

Главная задача управления -- поддержание порядка, обуздание "дикой резвости ребенка". Управление, по мнению Гербарта, еще  не воспитание, а создание предпосылок  для воспитания. Средства: угроза, надзор, приказание, запрещение, наказание, умение занять детей; дополнительные: авторитет  и любовь к ребенку. Гербарт считал допустимыми телесные наказания, но важна не физическая боль, а страх  перед ней.

С точки  зрения Гербарта, обучение и воспитание нельзя разделять: это единый, сложный  процесс (воспитывающее обучение), основная задача которого - развитие всестороннего  интереса.

Нравственное  воспитание, с точки зрения Гербарта, воздействует непосредственно на душу ребенка, направляя его чувства, желания, поступки. Необходимо бережно  относиться к ребенку, опираться  на то хорошее, что есть в его душе.

Гербарт разработал конкретные средства нравственного  воспитания, к которым он относил  следующее: удерживать воспитанника, определять воспитанника, устанавливать четкие правила поведения, поддерживать в  душе воспитанника "спокойствие  и ясность", "волновать" душу ребенка одобрением и порицанием, ``увещевать'' воспитанника, указывать  и исправлять его промахи.

Фридрих Вильгельм Адольф Дистервег (1790-1866), выдающийся немецкий педагог, определял цель воспитания как общечеловеческое воспитание, для достижения которой следует опираться на три принципа: природосообразности, культуросообразности и самодеятельности. Под природосообразностью он понимал следование за процессом естественного развития человека с учетом его возрастных и индивидуальных особенностей; под культуросообразностью - учет в воспитании условий места и времени, в которых родился человек, особенности страны, являющейся родиной ученика; под самодеятельностью - активность, направленную на служение истине, красоте и добру.

Американский  философ и педагог Джон Дьюи (1859-1952) утверждал, что всякая идея или теория, раз она полезна данному индивиду, рассматривается как ``инструмент действия''.

Константин  Дмитриевич Ушинский (1824-1870) - великий отечественный педагог, он обосновал антропологическую концепцию воспитания, утверждая, что воспитание человека возможно только с учетом знаний всех наук о человеке.

Петр  Федорович Каптерев (1849-1923) вслед за Ушинским общим основанием педагогики считал антропологию (прежде всего, физиологию и психологию). Педагог отстаивал мысль о том, что в воспитании ребенка должны принимать участие оба родителя. ``В высокой степени важно и даже прямо необходимо для правильной постановки семейного воспитания, чтобы отец и мать принимали, по возможности, равнодеятельное участие в воспитании детей. Мужской и женский типы различны по своим физическим и духовным качествам. Участие в воспитании того и другого обеспечивает разносторонность влияний, действующих на дитя''.1 Им была выдвинута идея нравственного закаливания ребенка. Он считал, что определяющую роль в воспитании должно играть саморазвитие личности. Одну из центральных задач воспитания он считал воспитание характера и воли.

Распространенной  сегодня концепцией воспитания является концепция Рудольфа Штайнера (1861-1925), основоположника антропософии. Свои идеи Штайнер воплотил в Вальдорфской школе, которую открыл в 1919 г. в Штутгарте и которой руководил до конца своих дней. Необходимым элементом данной концепции является положение, в котором воспитание осуществляется на основе подражания верным образцам поведения взрослых. Игровой материал, используемый в детском саду, направлен на пробуждение творческой фантазии. Чаще всего, это полуфабрикатные игрушки, которые позволяют ребенку при работе с ними самовыражаться.

Антон Семенович Макаренко (1888-1939), выдающийся педагог советского периода, внес большой вклад в теорию и методику воспитания. В своих учреждениях он создавал коллектив, основанный на принципах соединения воспитания и обучения с трудом. Его воспитанники участвовали в производительном труде: работали в мастерских и в цехах заводов, на полях и на фермах, в саду и на огороде. Настоящий, "взрослый" характер придавали труду детей такие элементы, как норма, зарплата, заказ, расценки, прибыль, себестоимость и т. д., поэтому производительный труд являлся одним из главных системообразующих видов деятельности.

Януш  Корчак (Генрих Гольдшмидт) (1878-1942) - известнейший в мире педагог, своей жизнью доказавший преданность детям, отправившись с ними на казнь.

Исходный  пункт педагогической концепции  Корчака - ребенок как личность и  его благо. Ребенок-самостоятельная ``отдельность'' и независимая от другой воли личность. Согласно Корчаку, ребенок имеет право даже на смерть. 

 

    1. Роль  семьи и государства  в воспитании личности.

Семья - первостепенная ячейка общества, осуществляющая базисную социализацию детей благодаря  усилий всех ее функций - воспитательной, рекреативной (сюда входит физическая, материальная, моральная, психологическая поддержка, организация досуга), коммукативной (общение и через него - социализация), регулятивной, фемецитологической (ощущение счастья в семье). На это указывают В.Г.Бочарова и Г.Н.Филонов: "Особой сферой социальной педагогики является семья. Огромный диапазон и уникальность средств влияния на семью делает ее одним из самых мощных средств социализации, социальной поддержки и защиты личности". И далее: "В то же время семья - объект многоплановых социальных воздействий со стороны государства и общества. Она сама нуждается в разносторонней, поддержке общества и его институтов. В социально педагогическом аспекте семья, семейный социум рассматривается как приоритетная среда поведения всей социальной политики, ориентированной не на подмену функций семьи деятельностью разного рода государственно-обществен-ных структур, а на оздоровление отношений в семейном социуме, укрепление и развитие потенциала семьи как главного условия развития задатков и способностей человека, приобщение его к культуре, развития и социальной защиты личности. Но сейчас, к сожалению, происходящие в обществе социально-эко-номические и психологические процессы, сопровождаются рядом негативных явлений организационного и бытового характера, оптимально влияющие на обучение и воспитание подрастающего поколения. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      1. Взаимодействие  школы и семьи  в воспитательном процессе.

Особое  значение приобретает появление  ребенка в семьях, где молодожены не объединены общими профессиональными  интересами, имеют разные пристрастия  и увлечения. Их прежние добрачные  привязанности тоже направлены в  разные стороны. Совместный ребенок  делает молодоженов не просто возлюбленными, но и по-настоящему родственниками. Значит, тем самым ребенок дает своим родителям и чувство  общности забот, желаний, интересов.

Глядя на детей, общаясь с ними, люди приобретают  не только нравственные навыки, с их помощью расширяют свой кругозор, множат полезные привычки. Сами готовые включиться в любое дело, дети часто вовлекают взрослых в свои занятия. Приходится молодым мамам и папам тратить время на долгие прогулки, путешествия в лес, куда иначе бы они не нашли бы времени выбраться. Стили семейного воспитания. Происходящие в нашей стране обновления политической духовной жизни знаменательно тем, что ставит человека в центр политики и экономики, возвращает общечеловеческим ценностям статус приоритетных. Это происходит в общественном и индивидуальном сознании.  Переосмысление природы и назначения человека пробуждает психологов и педагогов пересмотреть привычные стереотипы мышления, традиционные подходы. Как и все общество, семья и школа долго терпели бремя авторитарности и догматизма. Сегодня гуманизация отношений внутри школы так же актуальна, как и взаимоотношение семьи и школы.

Одно  из самых серьезных испытаний  на пути поиска продуктивного контакта семьи и школы - это плюрализм мнений, необходимость принимать иной образ мыслей и образ жизни как для учителей, так и для родителей. Это может быть нелегко, однако без конструктивного диалога сотрудничество между ними не возможно.

Чтобы помочь родителям, испытывающим трудности  в воспитании детей, учителям, социальным педагогам нужно понять, что именно хотят они воспитывать в своих  детях, какими средствами пользуются, то есть понять их установки. Различные установки родителей находят свое воплощение в стилях семейного воспитания. Под стилем семейного воспитания психологи и социальные педагоги подразумевают те аспекты воздействия взрослых на детей, которые в наибольшей степени оказывают влияние на психическое развитие ребенка и развитие его личности: отношение родителей к ребенку, характер контроля за его действиями, способ предъявления требований, формы поощрения и наказания. Родители, которые предоставляют своим детям определенную самостоятельность относятся к ним с теплом и уважением, применяют минимум наказаний, часто предоставляют самим детям регулировать свое поведение - это демократичные родители. Они воспитывают социально-адаптированных, независимых детей, активных, творческих, способных к сотрудничеству с другими детьми. Авторитарные родители требуют от детей беспрекословного послушания, соблюдения порядка, подчинения традициям и авторитетам. Если авторитарность сочетаться с холодностью родителей, это вызывает у детей стремление к самоутверждению, агрессивность, конфликтность. Такие дети с трудом адаптируются к новым условиям. У родителей, которые относятся к своим детям с теплотой, но контролируют каждый шаг, опекают их, вырастают зависимые, нерешительные, необщительные, инфантильные, эгоцентричные дети. Если родители равнодушны к детям, не дают им ни тепла, ни внимания, не контролируют их, у таких детей возможны серьезные нарушения поведения вплоть до противоправных действий. Среди малолетних преступников немало детей, положение которых в семье можно охарактеризовать как безнадзорное. Контроль со стороны взрослого необходим для развития у ребенка собственного контроля над своими действиями, но при этом он не должен подавлять личность ребенка. Перед взрослым стоит задача - поиск развивающего контроля. Американские психологи и социальные педагоги предлагают родителям заменить директивный контроль, который используют авторитарные родители, использовать инструктивный контроль: "Может сделать так, как я предложу". Инструктивный контроль применяют демократичные родители. Он развивает у детей инициативу, трудолюбие, самодисциплину. 
По результатам научных исследований, в семьях младших школьников преобладает дисциплинарно-ориентированное воспитание, как вариант авторитарного. Если спросить дисциплинарно-ориентированных родителей за что они порицают и наказывают своих детей, окажется, что внимание родителей сосредоточено на соблюдении детьми порядка и на их школьных отметках. Дисциплинарно-ориентированных родителей мало заботит, добр ли их ребенок, способен ли он помогать или отказаться от собственного удовольствия ради другого человека. Дисциплинарно-ориентированные родители не всегда холодны или безразличны к своему ребенку. Как правило, они не умеют проявлять свою теплоту к ребенку, либо непоследовательны в выражении своих чувств: то ласкают детей, то кричат на них. Такое воспитание особенно ярко сказывается в том, как родители младших школьников делают с ними уроки. Учителя знают: современная система начального образования такова, что в обучение ребенка включается семья, одни родители проверяют уроки детей, другие делают их вместе с ними. Приготовление и проверка уроков - главный источник конфликтов родителей с младшими школьниками. Дисциплинарно-ориентированные родители становятся в позицию учителя, причем, к сожалению, плохого учителя они принимают холодный тон, всеми силами стараются "выжать" из ребенка самостоятельное действия. Дети отвечают на нажим родителей разнообразными уровнями: плачем, неожиданной "тупостью"; беспомощностью и т.д. Вопрос о контроле и представляемой свободе, их роли в развитии ребенка - проблема не только семейного, но и общественного воспитания. Ни для кого не секрет: чем строже взрослый мир предписывает детскому миру законы послушания, тем с большей дерзостью детский мир отвечает неповиновением. Может быть, когда дети будут чувствовать себя хоть в какой-то мере хозяевами, взрослым станет понятно, какую степень свободы они могут дать детям.

Информация о работе Роль семьи и государства в воспитании личности в работах отечественных и зарубежных педагогов