Роль семьи и государства в воспитании личности в работах отечественных и зарубежных педагогов

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2010 в 18:50, контрольная работа

Описание работы

Значительная роль в процессе воспитания подрастающего поколения
отводится сотрудничеству семьи и школы.
Семья должна оказывать помощь школе в успешном осуществлении закона об образовании в организации деятельности учащихся. Но на современном этапе мешает социальному воспитанию и школьной адаптации слабое знание родителями основ педагогики, их неумение, а порой родителей обвинять в этом тоже нереально. Поэтому в настоящий момент необходимо углублять взаимодействие семьи и школы, повышать ответственность отцов и матерей за воспитание детей. И организовать эту работу должна школа. В связи с этим возрастает значение работы учителя, психолога, социального педагога в школе по организации этой деятельности, от которой зависит успех решения многих проблем и вопросов

Содержание

Конспект научно-педагогической работы П.Ф.Лесгафта «Семейное воспитание ребенка и его значение».
Введение
Классические концепции воспитания
Роль семьи и государства в воспитании личности
Взаимодействие школы и семьи в воспитательном процессе
Воспитательные меры государственных органов
Заключение
Комментарии к высказываниям выдающихся педагогов.
Список литературы

Работа содержит 1 файл

контрольная.docx

— 65.25 Кб (Скачать)

Министерство  образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное автономное образовательное  учреждение

Высшего профессионального образования

«Российский государственный профессионально  педагогический университет»

филиал  в г. Советском

Кафедра профессионально-педагогического образования 
 
 
 
 
 

Контрольная работа

по  дисциплине

«История  педагогики и философия  образования»

Вариант №4

 

 
 
 
 
 
 
 
 

                      Выполнил студент 

группы  Св-211 С ПД:

                                                                              Иванова А.А.                                                        

                                                 Проверил:

                                                 
 
 
 
 
 

Советский 2010

 

Содержание:

  1. Конспект научно-педагогической работы П.Ф.Лесгафта «Семейное воспитание ребенка и его значение».
  2. «Роль семьи и государства в воспитании личности в работах отечественных и зарубежных педагогов».
    1. Введение
    2. Классические концепции воспитания
    3. Роль семьи и государства в воспитании личности
      1. Взаимодействие школы и семьи в воспитательном процессе
      2. Воспитательные меры государственных органов

2.4 Заключение

3. Комментарии к высказываниям выдающихся педагогов.

4. Список  литературы

 

1. Конспект научно-педагогической  работы П.Ф.Лесгафта  «Семейное воспитание  ребенка и его  значение».

   Большой вклад П. Ф. Лесгафт внёс в область педагогики:

он творчески  обогатил и двинул вперед русскую  и мировую педагогическую науку  двумя своими капитальными трудами: «Семейное воспитание ребёнка и  его значение» (в трех частях) и  «Руководство   по   физическому   образованию   детей   школьного возраста» (в двух частях). До П. Ф. Лесгафта никто не давал такого глубокого обоснования семейному воспитанию, какое дал он в своем замечательном труде.

      В работе «Семейное воспитание  ребенка и его значение» блестяще  описаны задачи, методы и условия  воспитания. Его основополагающие идеи о воспитании жизненно важны и интересны и для настоящего времени, хотя, к великому сожалению, начинают забываться.

  Педагогическая  система П. Ф. Лесгафта в связи  с его естественно-историческими воззрениями зиждется:

  а) на    материалистически-монистическом     решении психо-физической проблемы;

  б) на отрицательном отношении ко всякой мистике и на признании лишь причинно-обусловленных явлений и реальных научных данных;

   в) на отрицании наследственной обреченности в развитии человека и признании решающей роли среды, воспитания, направленных упражнений;

   г) на признании в качестве главнейшей цели воспитания   подрастающего   поколения  всестороннего  гармонического воспитания человека при ведущей роли нравственного воспитания.

   Здоровый  педагогический оптимизм и построение всей системы воспитания на анатомо-физиологических  и психологических основах –  отличительная черта педагогической системы П.Ф.Лесгафта.

     В физическом и духовном развитии ребенка П. Ф. Лесгафт придавал решающее значение не наследственности, а среде, воздействию на ребенка окружающих людей — воспитанию. «Как бы ни были способны родители,— говорил он,— дети их, оставленные без воспитания и образования, непременно являлись бы в том диком состоянии, в котором описывают детей, попавших в лес и живших там в продолжении нескольких лет».

  Главная задача воспитания — это развитие духовности или, как говорил сам  П.Ф. Лесгафт, «идейной жизни» и «умственного совершенства». Он считал, что очень  важно помочь ребенку сделать из себя неустанного и стойкого борца за свои идеи, за истину и правду; научить ребенка владеть и управлять собою.

  Ребенок рождается ни добрым, ни злым; ни лживым, ни правдивым; ни лицемерным, ни честолюбивым; ни поэтом, ни музыкантом и т. д., а становится тем или другим лишь благодаря воспитанию.. «Большинство воспитателей,— замечает Лесгафт,— в случае неудачи своих педагогических мероприятий, охотно сваливает все на пресловутую «наследственность», «а «прирожденную испорченность» детской натуры или же, в утешение себе и другим, ссылается на какие-то неуловимые влияния, которых будто бы нельзя ни предусмотреть, ни избежать.

  ...И  верить не хотят, что «испорченность»  ребенка школьного или дошкольного возраста есть результат системы воспитания, за которую расплачивается все-таки один воспитанник. В громадном большинстве случаев не прирожденная тупость (нравственная или умственная) ребенка, а педагогические ошибки подготовляют ребенку горькую будущность».

  Происхождение индивидуальных различий П. Ф. Лесгафт объяснял, прежде всего, условиями воспитания.

  Остановимся кратко на главных вопросах педагогической системы П. Ф. Лесгафта, пользуясь при этом большей частью формулировками, взятыми из различных его трудов.

Для изучения отражения педагогического сознания в идеях, теориях и системах выдающихся педагогов России конца ХIХ в. большое значение имеет теория физического  и умственного воспитания П. Ф. Лесгафта, который в работе "Семейное воспитание ребенка и его значение" приходит к мысли, что полное развитие природных  задатков и способностей, формирование разумной человеческой личности возможно у каждого здорового человека.

      В работах П.Ф.Лесгафта нашла наиболее четкую аргументацию ключевая идея русской педагогики последней трети XIX века о том, что педагогическая теория и практика должны опираться на антропологию как целостное учение о значении, развитии и отправлениях человеческого организма и непременно учитывать физическое и нравственное влияние окружающей среды на развитие личности.

      Отмечу, что значение среды в  воспитании человека сознавали  многие - К.Д.Ушинский, Л.Н.Толстой, Н.Н.Пирогов,  П.Ф.Лесгафт, В.Н.Сорока-Росинский.  В первой трети ХХ столетия  идея воспитания средой нашла  практическое воплощение в отечественной  педагогике среды: А.Г.Калашников, Н.В.Крупенина, С.Т.Шацкий, В.Н.Шульгин,  и в практике социального воспитания. В конце ХХ столетия средовой  подход активно разрабатывают  Ю.С.Мануйлов, В.А.Ясвин, В.И.Слободчиков,  А.В.Хуторской.

      В ходе знакомства с трудами  П.Ф.Лесгафта приходишь к выводу, что только в атмосфере любви  и взаимного уважения, при обязательном  общении с высоконравственным  воспитателем возможно нормальное  нравственное развитие ребенка.

Методика  изучения личности по Лесгафту состоит в том, чтобы тщательно разделить: что дала человеку природа, что дала ему окружающая среда и что он сам из себя сделал.

Что дала человеку природа?

     Природа дает человеку все  наследственные и врожденные  ка- 
чества, которые скажутся на проявлениях его личности и наделяет каждого ребенка множеством задатков различных способностей. Но они могут не проявиться, если не будет для этого благоприятных условий окружающей среды. Важная задача воспитателей — вовремя обнаружить природные задатки ребенка, способствовать их появлению и развитию способностей.

      Наконец, самое главное, у ребенка проявляется множество данных от природы инстинктов, из которых ученый выделил три основных. Это инстинкты любознательности, впечатлительности и имитации. Свободное проявление этих инстинктов гарантирует нормальное развитие ребенка и постепенное превращение его в человека разумного. «Нельзя ребенка сделать человеком, а можно только этому способствовать и не мешать, чтобы он сам в себе выработал человека». П.Ф.Лесгафт ввел особый термин «забивание». Малейшая попытка насилия над личностью ребенка ведет к забиванию инстинктов любознательности и впечатлительности и, следовательно, к замедлению или даже прекращению его умственного и нравственного развития.

Что дала человеку окружающая среда?

  П.Ф.Лесгафт  считал, что все физическое, умственное и нравственное развитие ребенка определяется, главным образом, воздействием окружающей среды. В понятие окружающей среды включаются все люди, с которыми соприкасается ребенок, их образ жизни и поведение.

   Благоприятное воздействие окружающей среды состоит  в том, чтобы способствовать свободному проявлению человеческих инстинктов любознательности, впечатлительности и (до пяти лет) имитации. Главное — не допустить забивания этих инстинктов, так как без их проявления неизбежно возникнут лень, апатия, цинизм.

  Таким образом, для того чтобы определить, что дала человеку окружающая среда, надо определить его нравственный тип. Для этого П.Ф.Лесгафт разработал четкую методику. Необходимо проанализировать проявления ребенка в четырех сферах — по отношению к себе, по отношению к людям, по отношению к правде и по отношению к делу.

Что человек  сам из себя сделал?

      Период воспитания по Лесгафту заканчивается к началу полового созревания. Если до этого ребенок впитывал все, что давала ему окружающая среда, то теперь у него появляется стремление к самопроявлению, самоутверждению.

  Если  ребенок успешно прошел все этапы  нравственного развития, то к 12—14 годам у него есть собственные нравственные основания, любовь к людям, трудолюбие, способность к самоконтролю и самоанализу, волевые качества. Такой молодой человек способен начать процесс самовоспитания, т.е. выработки у себя сильного нравственного характера. Сильный нравственный характер по Лесгафту — это способность подчинять все свое поведение и каждый поступок выработанным в собственном сознании идеалам.

  В «Семейном воспитании...» дано подробное объяснение, как можно анализировать по поведению человека степень развития у него нравственного характера.

   Семейная жизнь ребенка занимает  семь первых лет после рождения его на свет. Этот отдел в жизни ребенка можно подразделить на следующие периоды: 1) Первый год после рождения на свет до конца первого года; в это время ребенок из лежачего положения переходит в сидячее, а затем становится и начинает сам ходить; с седьмого месяца у него являются зубы, он начинает различать окружающих и под конец этого периода начинает произносить первые артикулированные звуки, т.е. он начинает разъединять то, что извне на него действует. 2) От конца первого года до начала третьего года; во время этого периода выходят все молочные зубы, ребенок свободно передвигается и ясно артикулирует звуки своей речи. Он выделяет себя из окружающей среды и называет себя в первом лице «я», т.е. он начинает сравнивать разъединенные им ощущения. 3) От начала третьего года до конца пятого года ребенок все повторяет; он сам подмечает, повторяет, называет и справляется о верности и значении произносимых им слов, т.е. он усваивает себе условность появившихся у него ощущений и связывает их со словами своей речи. 4) От пятого до конца седьмого года; в это время ребенок наблюдает, повторяет, рассуждает, т.е. старается рассуждением выяснить себе значение наблюдаемых им действий и явлений, а также соотношение людей между собой. Во время семейного периода жизни ребенка складывается его тип, усваиваются им обычаи и привычки данной местности и семьи, и поэтому этот период имеет большое влияние на жизнь человека и оставляет почти неизгладимый след на всем его будущем существовании. Цель воспитания — содействовать развитию человека, отличающегося своей мудростью, самостоятельностью, художественной производительностью и любовью. Необходимо помнить, что нельзя ребенка сделать человеком, а можно только этому содействовать и не мешать, чтобы он сам в себе выработал человека. Необходимо, чтобы он выработал идейного человека и стремился бы в жизни руководиться этим идеалом.

Информация о работе Роль семьи и государства в воспитании личности в работах отечественных и зарубежных педагогов