Роль наглядности в методике преподавания английского языка

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2012 в 17:38, курсовая работа

Описание работы

Цель работы - раскрыть роль наглядности в методике преподавания ан-глийского языка.
Из целей работы вытекают следующие задачи:
• раскрыть сущность наглядности и ее принципы;
• изучить методическую литература по данной проблеме;
• изучить опыт работы учителей практиков по данной проблеме;
• описать правила применения наглядности;

Содержание

Введение……………………………………………………………...…………3
1. Теоретическая часть…………………………………………………………6
Глава 1. Сущность и функции наглядности ………………………..…..6
Глава 2. Принципы и виды наглядности, новые информационные
технологии обучения..............................................……………………8
2.1. Принцип наглядности……………………………………………..8
2.2. Виды наглядности…………………………………………………9
2.3. Наглядность и новые информационные
технологии обучения…...………………………………………….…16
2. Практическая часть. Анализ УМК для школ с углубленным изучением
английского языка авторов Верещагиной – Афанасьевой…………………19
Заключение………………………………………………………………….…26
Литература…………………………………………………………………….27

Работа содержит 1 файл

4 курс роль наглядности в методике преподавания.doc

— 170.50 Кб (Скачать)

    Упражнения  в данном УМК в основном носят  коммуникативный характер. При их выполнении необходимо широко использовать всевозможную наглядность, а также разнообразные режимы работы, не только «учитель - класс», «учитель - ученик», но и «ученик - ученик», «ученик - класс», «класс - ученик», «работа учащихся в группах» и т. д.

    Обучение  чтению. Чтение - это самостоятельный  вид речевой деятельности, связанный с извлечением информации из печатного текста. В чтении выделяется содержательный план, то есть о чем текст, и процессуальный план, то есть как его прочитать, озвучить, которые взаимосвязаны.

    В обучение чтению выступает как одна из задач практической цели. Чтение также является средством лучшего усвоения языкового и речевого материала.

    Каждый  урок УМК содержит упражнения, при помощи которых учащиеся учатся читать вслух слова, организованные по «звуковому» принципу (предлагаемые слова либо читаются по одному правилу чтения с ранее прочитанными, либо содержат один и тот же гласный звук в ударном слоге), словосочетания и предложения.

    Так как чтение - это информативный  поиск, то тексты для чтения снабжены специальными предтекстовыми заданиями, которые направляют внимание учащихся в нужное русло. Прочитав текст, учащиеся должны выполнить задание. Детальная проверка понимания прочитанного осуществляется с помощью послетекстовых заданий.

    Неотъемлемой  частью работы над английским языком является домашнее чтение, проводимое по специально составляемой к каждому  УМК книге для чтения. Всего  в год проводится примерно 16 уроков домашнего чтения. Эти уроки нужно проводить строго по плану. Объясняется это тем, что материал уроков домашнего чтения тесно увязан с предыдущими и последующими уроками учебников.

    Чтение  дополнительных текстов для домашнего  чтения различной тематики дает возможность осуществлять воспитательную, общеобразовательную и практическую цели обучения.

    Обучение  письму. В процессе преподавания английского  языка в школе обучение письму является одной из задач практической цели. Письмо также является средством обучения, способствующим более прочному усвоению лекси-ко-грамматического материала и совершенствованию чтения и устной речи.

    Предполагается, что на этот вид деятельности учащихся отводится на уроке 5-7 минут. Следует учить учащихся писать не только изолированные слова, словосочетания, но и целые предложения.

    Учитывая  возрастные особенности учащихся, желательно по возможности проводить обучение письму в форме игр.

    Работа  над фонетическим, грамматическим и  лексическим аспектами устной речи и чтения.

    Каждый вид речевой деятельности выступает в качестве средства овладения материальной основой языка: звуковой, грамматической, лексической и в качестве одной из задач практической цели.

    Грамматическая  сторона устной речи и чтения отрабатывается на речевых образцах (структурах). Ознакомление учащихся с новым грамматическим явлением осуществляется всегда устно и начинается с показа формы, значения и употребления его в структуре, речевом образце. Иногда показ сопровождается некоторыми пояснениями, а иногда объяснением и переводом; может подкрепляться правилами-инструкциями тогда, когда накапливается материал для обоб-щений.

    В конце учебников приводится грамматический справочник, к которому учитель отсылает учащихся или который они самостоятельно используют в случае необходимости.

    Работа  над лексикой также начинается с  устного ознакомления с ней учащихся в речевых образцах. Раскрытие значения (семантизация) слов проводится главным образом беспереводно: с помощью показа предметов, картинок, действий и т. д.; путем использования синонимов, антонимов, словообразовательных элементов, дефиниций, контекста, а также с помощью перевода или перевода-толкования. Там, где возможно, необходимо использовать языковую догадку учащихся (по известным словообразовательным элементам, интернациональным словам и др.).

    УМК Верещагиной Афанасьевой обычно включает: учебник, звуковое пособие, книгу для чтения, книгу для учителя, рабочую тетрадь.

    Таковы  характерные черты учебно-методических комплектов для Верещагиной - Афанасьевой для школ с углубленным изучением английского языка, гимназий и колледжей.

 

    

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ

    Важнейшая задача современной школы - гармоническое  развитие личности, которое основывается на прочных знаниях, овладении определенными навыками и умение применять их на практике. Мастерство учителя основано на умении строить процесс обучения в соответствии с закономерностями этого процесса, одним из которых является принцип наглядности.

    Использование наглядности в обучении имеет  как сторонников так и противников. Это свидетельствует о нечетком понимании принципа наглядности, дополненный недавно принципом моделирования.

    В теории обучения принцип наглядности  один из основных. Он характеризуется тем, что процесс восприятия информации проходит более успешно, если она основана на непосредственном наблюдении, при этом повышается внимание учащихся, их интерес к знаниям. Это способствует более глубокому усвоению знаний. Известно, что 90% всех сведений об окружающем мире человек получает с помощью зрения, 9% - с помощью слуха, 1% - с помощью остальных органов чувств. Поэтому понятно, что в поисках более эффективных форм и средств обучения педагоги обращаются к техническим средствам, видя в них огромное значение.

    Еще Я.А. Коменский выдвинул «золотое правило дидактики». Наглядность в его понимании связана с восприятием предметов (явлений) органами чувств.

    На  сегодняшний день в основе принципа наглядности рассматривается процесс  познания человеком окружающего  мира. 

 

    

    СПИСОК  ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.

  1. Федеральный компонент Государственного стандарта образования часть II. Среднее (полное) общее образование - М., 2004
  2. Федеральный компонент Государственного стандарта образования часть I. Стандарт начального общего образования по иностранному языку - М., 2004
  3. Гальперин П.Я. Экспериментальное формирование внимания. - М., 1998
  4. Коптелова И.В Урок - обобщение // Иностранные языки в школе -2003 -№1
  5. Занков Л.В. Избранные педагогические труды. - М., 1990
  6. Леренр И.Я. Скаткин М.Н. Метод обучения //Российская педагогическая энциклопедия: в 2 т. Т. 1 - М., 2003
  7. Педагогика /Под ред. П.И.Пидкасистого. - М., 1998
  8. Педагогический поиск /Сост И.Н.Баженова. - М., 2003
  9. Пидкасистый П.И., Фридман Л.М., Парунов М.Г. Психолого - дидактический справочник преподавателя высшей школы. - М., 2004
  10. Подласый И.П. Педагогика в 2 кн. - М., 2005
  11. Познавательные процессы и способности в обучении /Под ред. В.Д. Шадрикова. - М., 2000
  12. Поспелова М.Д. Если бы предметы умели разговаривать // Иностранные языки в школе -2005-№8
  13. Селевко Г.К. Текстовый аспектный анализ урока - М., 2003
  14. Фридман Л.М., Волков К.Н. Психологическая наука - учителю. - М., 2002
  15. Харламов И.Ф. Педагогика. - М., 2004
  16. Шарафутдинова Т.М Обучающие игры на уроках английского языка //Иностранные языки в школе - 2005 - №8

 

    

  1. Шаталов В.Ф. и др. Опорные конспекты по кинематике и динамике. -М.: Просвещение, 2003
  2. Щерба Л.В. Преподавание языков в школе: общие вопросы методики — М., 2002

Информация о работе Роль наглядности в методике преподавания английского языка