Роль наглядности в методике преподавания английского языка

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2012 в 17:38, курсовая работа

Описание работы

Цель работы - раскрыть роль наглядности в методике преподавания ан-глийского языка.
Из целей работы вытекают следующие задачи:
• раскрыть сущность наглядности и ее принципы;
• изучить методическую литература по данной проблеме;
• изучить опыт работы учителей практиков по данной проблеме;
• описать правила применения наглядности;

Содержание

Введение……………………………………………………………...…………3
1. Теоретическая часть…………………………………………………………6
Глава 1. Сущность и функции наглядности ………………………..…..6
Глава 2. Принципы и виды наглядности, новые информационные
технологии обучения..............................................……………………8
2.1. Принцип наглядности……………………………………………..8
2.2. Виды наглядности…………………………………………………9
2.3. Наглядность и новые информационные
технологии обучения…...………………………………………….…16
2. Практическая часть. Анализ УМК для школ с углубленным изучением
английского языка авторов Верещагиной – Афанасьевой…………………19
Заключение………………………………………………………………….…26
Литература…………………………………………………………………….27

Работа содержит 1 файл

4 курс роль наглядности в методике преподавания.doc

— 170.50 Кб (Скачать)
 

Министерство  образования и науки Российской Федерации

Федеральное агентство по образованию 

Государственное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

Кафедра методики преподавания иностранных  языков 
 
 
 

КУРСОВАЯ  РАБОТА 

на тему: 

«РОЛЬ НАГЛЯДНОСТИ В МЕТОДИКЕ ПРЕПОДАВАНИЯ

АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА» 
 
 
 
 

                             Выполнила:

                                                                        
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2011г. 
 
 
 

    СОДЕРЖАНИЕ 

    Введение……………………………………………………………...…………3

    1. Теоретическая часть…………………………………………………………6

          Глава 1. Сущность и функции наглядности ………………………..…..6

          Глава 2. Принципы и виды наглядности, новые информационные

                технологии обучения..............................................……………………8

                2.1. Принцип наглядности……………………………………………..8

                2.2. Виды наглядности…………………………………………………9

                2.3. Наглядность и новые информационные

                технологии обучения…...………………………………………….…16

    2. Практическая часть. Анализ УМК для школ с углубленным изучением

    английского языка авторов Верещагиной – Афанасьевой…………………19

    Заключение………………………………………………………………….…26

    Литература…………………………………………………………………….27 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

    

    ВВЕДЕНИЕ

                      Что такое наглядное  обучение? Да это такое ученье, которое строится не на отвлеченных представлениях и словах, а на конкретных образах...

                Педагог, желающий что-нибудь прочно запечатлеть в юношеской памяти, должен позаботиться о том, что-бы как можно больше органов чувств - ухо, глаз, голос, чувство мускульных движений и даже, если возможно, обоняние и вкус, приняли участие в акте запоминания.

                                       К.Д. Ушинский

    Важнейшая задача современной школы - гармоническое  развитие личности, которое основывается на прочных знаниях, овладении определенными навыками и умение применять их на практике. Мастерство учителя основано на умении строить процесс обучения в соответствии с закономерностями этого процесса, одним из которых является принцип наглядности.

    Использование наглядности в обучении имеет  как сторонников так и противников. Это свидетельствует о нечетком понимании принципа наглядности, дополненный недавно принципом моделирования.

    Вторым  фактором, определяющим качество обучения являются способности учащихся. Еще в Древней Греции было известно, что дети учатся по разному не из-за лени или усердия - дело в природном различии их способностей. Сократ учил, что мера образования определяется исключительно врожденными способностями и главная задача учителя - моделирования в обучении имеет цель выявить способности и привлечь этих учеников к изучению предмета, к которому ребенок имеет природные способности.

    Принцип наглядности как основной принцип  дидактики был введен Я.А. Каменским. Он рассматривал чувственный опыт ребенка  как основу обучения и поэтому  считал, что обучение следует начинать не со словесного толкования о вещах, а с реального наблюдения над ними. Я.А. Каменский считал, что все, что только можно представить для восприятия чувствами, а именно: видимое -для восприятия зрением, слышимое - слухом, запахи - обонянием, доступное осязанию - путем осязания. Если какие-либо предметы сразу можно воспринять несколькими чувствами, пусть они схватываются сразу несколькими чувствами". Эти взгляды Каменского были поддержаны и развиты. Он считал, что наглядное обучение - это такое учение, которое строится на конкретных образах, непосредственно воспринятых ребенком. Этот ход учения, от конкретного к отвлеченному, от представления к мысли так естественен и основывается на таких ясных технических законах, что отвергать из необходимость может только тот, кто вообще отвергает необходимость сообразовываться в обучении с требованиями человеческой природы вообще и детской в особенности.

    Современные методисты Г.В. Авдиева, Н.М. Казанская  отожествляют наглядность с чувственностью (наблюдаемостью) предметов и явлений, при этом ссылаясь на психическую природу человека, в особенности ребенка. Чувственность есть одно из свойств, один из этапов процесса познания. Во всяком процессе познания участвуют познающий субъект и познаваемый объект. Само познание осуществляется субъектом с помощью его органов чувств и мышления. Для познания объекта субъект обычно не ограничивается простым его восприятием, а активно на него воздействует: рассматривает его с разных сторон, расчленяет его на части, если это возможно, производит с ним определенные действия. В процессе такого непосредственного чувственного познания субъект получает различного рода ощущения. Однако сфера непосредственного чувственного познания весьма ограничена следующими факторами:

  • органы чувств человека имеют вполне ограниченные диапазоны чувствительности;
  • человек не имеет органов чувств для непосредственного восприятия многих явлений и процессов (при современном уровне познания), например -радио и магнитные волны);
  • человек не может воспринимать непосредственно отвлеченные понятия (доброта, ясность и т.д.).

      Объектом  исследования является процесс формирования принципов наглядности в методике преподавания английского языка.

      Предмет исследования - роль наглядности в методике преподавания английского языка.

      Цель  работы - раскрыть роль наглядности в методике преподавания английского языка.

    Из  целей работы вытекают следующие  задачи:

    • раскрыть сущность наглядности и ее принципы;

    • изучить методическую литература по данной проблеме;

    • изучить опыт работы учителей практиков по данной проблеме;

    • описать правила применения наглядности;

    • классифицировать наглядные средства обучения;

    • показать на примере изобразительные средства наглядности преподавания английского языка. 

 

 

1. Теоретическая часть

Глава 1. Сущность и функции наглядности

    Наглядность обучения и воспитания предполагает как широкое использование зрительных ощущений, восприятий, образов, так и постоянную опору на свидетельства органов чувств, благодаря которым достигается непосредственный контакт с действительностью.

    Для реализации этого принципа на практике применяются:

    - показ двигательного действия преподавателем;

    - демонстрация наглядных пособий;

    - кинофильмы;

    - видеофильмы;

    - звуковая и световая сигнализация.

    Познавательные  процессы: восприятие, внимание, выражение, память, мышление - являются составной частью любой человеческой деятельности. Они тесно взаимосвязаны между собой и в чистом виде не существуют. Говоря об общих способностях личности, имеют в виду и уровень развития и характерные особенности его познавательных процессов. Чем лучше развиты эти процессы, тем более способен и большими возможностями обладает человек.

    Познавательные  процессы развиваются в деятельности и сами представляют собой особые виды деятельности. Так в результате практического манипулирования с предметами ребенок обучается воспринимать и оценивать формы; в результате осуществления соответствующих действий и операций (структурирование, осмысление, ассоциирование материала и т.п.) запоминает материал.

    Согласно  теории поэтапного формирования умственных действий, психические процессы можно формировать через организованную по особым правилам внешнюю деятельность. Интериоризированными психическими процессами являются познавательные процессы: восприятие, внимание, воображение, память и мышление. Наглядность есть свойство, особенность того психического образа объекта или явления, которое создается человеком в результате процессов восприятия, памяти, мышления и воображения; есть показатель простоты и понятности этого образа и зависит наглядность образа от особенностей личности, от уровня развития ее познавательных способностей, от ее интересов и склонностей, от потребности и желания увидеть, услышать, ощутить данный объект, создать у себя яркий, понятный образ данного объекта.

    К функциям наглядности  относятся:

    • помощь воссоздания форм, сущность явления, его структура, связи, взаимодействия для подтверждения теоретических положений;
    • помощь в приведение в состояние активности все анализаторы и связанные с ними психические процессы ощущения, восприятия, представления, в результате чего возникает богатая эмпирическая основа для обобщающе-аналитической мыслительной деятельности детей и педагога;
    • формирование у учащихся визуальной и слуховой культуры;
    • возможность дать учителю обратную информацию: по заданным вопросам учащимся можно судить об усвоении материала, о движении мысли учащихся к пониманию сути явления.
 

 

Глава 2. Принципы и виды наглядности, правила применения

2.1. Принцип наглядности

    Одним из основополагающих принципов обучения является принцип наглядности. Еще Я.А. Коменский выдвинул "золотое правило дидактики" которое гласит, что все, что только можно, предоставлять для восприятия чувствами, а именно: видимое - для восприятия зрения, слышимое - слухом, запахи -обонянием, что можно вкусить - вкусом, доступное осязанию - путем осязания. Если какие-либо предметы сразу можно воспринять несколькими чувствами, пусть они сразу схватываются несколькими чувствами. Наглядность в понимании Коменского связана с восприятием предметов (явлений) органами чувств.

    На  сегодняшний день в основе принципа наглядности рассматривается процесс  познания человеком окружающего  мира:

    • непосредственно-чувственное, когда объект познается с помощью органов ощущений;
    • опосредованное, когда объекты и явления чувственно невоспринимае-мы.

    Опосредованное  познание осуществляется:

    • с помощью разного рода приборов, расширяющих чувственное познания и позволяющих наблюдать объекты, недоступные без приборов;
    • с помощью фотографий, кино, звукозаписей осуществляется восприятие прошлых событий или событий и явлений, удаленных от нас на большие расстояния;
    • через воздействие объектов или явлений, недоступных для непосредственного восприятия, на другие объекты и тем самым познание исследуемых объектов или явлений;
    • моделирование.

    При реализации принципа наглядности необходимо помнить, что непроизвольно наглядный образ, как правило, не образуется. Необходима активная работа по его созданию. А также, нужно предусматривать отбор действий, кото- 

рые должны совершить учащиеся с предъявленным  предметом. Эти действия должны обеспечить выделение в предмете (явлении) тех свойств, тех связей и отношений, которые составляют объект усвоения.

2.2. Виды наглядности

    На  основе особенностей человеческого  восприятия педагогика и психология утверждают, что наиболее высокое качество усвоения информации достигается при сочетании словесного изложения материала и использования средств наглядности, которые дают возможность визуально представить предъявляемую информацию. Наглядный материал служит внешней опорой внутренних действий, совершаемых учеником под руководством учителя в процессе овладения знаниями.

Информация о работе Роль наглядности в методике преподавания английского языка