Роль наглядности в методике преподавания английского языка

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2012 в 17:38, курсовая работа

Описание работы

Цель работы - раскрыть роль наглядности в методике преподавания ан-глийского языка.
Из целей работы вытекают следующие задачи:
• раскрыть сущность наглядности и ее принципы;
• изучить методическую литература по данной проблеме;
• изучить опыт работы учителей практиков по данной проблеме;
• описать правила применения наглядности;

Содержание

Введение……………………………………………………………...…………3
1. Теоретическая часть…………………………………………………………6
Глава 1. Сущность и функции наглядности ………………………..…..6
Глава 2. Принципы и виды наглядности, новые информационные
технологии обучения..............................................……………………8
2.1. Принцип наглядности……………………………………………..8
2.2. Виды наглядности…………………………………………………9
2.3. Наглядность и новые информационные
технологии обучения…...………………………………………….…16
2. Практическая часть. Анализ УМК для школ с углубленным изучением
английского языка авторов Верещагиной – Афанасьевой…………………19
Заключение………………………………………………………………….…26
Литература…………………………………………………………………….27

Работа содержит 1 файл

4 курс роль наглядности в методике преподавания.doc

— 170.50 Кб (Скачать)

    Введение  в обучение наглядного материала  должно предусматривать, по крайней  мере, соблюдение двух важных условий: определение его конкретной роли в усвоении учебного материала и степень отношения содержания данной наглядности к предмету, подлежащему осознанию и усвоению.

    Словесное изложение материала допускает  второстепенную информацию, а средства наглядности помогают выделить главное. При словесно-логическом изложении эффективен следующий способ: от частного к общему. При объяснении новой темы с использованием средств наглядности целесообразно вначале демонстрировать изображение объекта в целом, а потом обозначать его отдельные элементы.

    Существует  неразрывная связь между наглядностью и пониманием. Наглядность - это такое средство познавательных процессов, когда при взаимодействии субъекта со знаковыми системами в его сознании генерируются наглядные образы, т.е. формируется зрительное представление излагаемого материала. Обучающая модель, по возможности, должна быть зримой. На практике могут существовать разные виды наглядных пособий по одной и той же теме учебного курса.

 

      Предметно-образные пособия включают две группы наглядных  учебных пособий - натуральные и  объёмно-образные.

    Натуральные наглядные пособия представляют собой натуральные объекты, подлинные предметы, специально обработанные с целью использования их в учебном процессе.

    Объёмно-образные наглядные пособия передают изучаемые  объекты не в натуральном их виде, а в форме объёмного образа, являясь трёхмерным изображением объекта. К объёмно-образным пособиям относятся модели, макеты, муляжи и т.д.

    Знаковые  пособия объединяют образно-знаковые и условно-знаковые.

    Образно-знаковые пособия - это те, в которых изучаемые объекты передаются в форме образных двухмерных изображений с помощью различных знаков или знаковых систем. К этой группе относятся картины, рисунки, портреты, аппликации, фотографии, диапозитивы, кинофильмы и т.п. Условно-знаковые пособия передают изучаемые объекты с помощью знака в абстрагированной форме. К ним относятся карты, схемы, чертежи, формулы, уравнения и т.п.

    Применение  наглядных пособий на занятиях предполагает выполнение ими двух общих дидактических  функций: фиксации внимания и активизации запоминания.

    Средства  наглядности можно охарактеризовать следующим образом (схема 1):

  • натуральная наглядность обычно применяется при знакомстве слушателей с неизвестными предметами и явлениями, конкретизирует понятия, служит средством изучения внешних характеристик объекта;
  • образно-знаковая наглядность применяется в том случае, когда необходимо передать скрытые от непосредственного восприятия свойства объекта, показать в пространственной форме его различные ненаблюдаемые характеристики и связи; выступает средством перехода от описания явления к пониманию его сущности;
  • объемно образная наглядность служит средством фиксации знаний для переработки и хранения, представляет информацию в сжатом виде;
  • условно-знаковая наглядность служит средством структурирования учебного материала.
 

    схема 1- Виды наглядных пособий

          Наглядные учебные пособия            
                           
                                  1            
           Предметно-образные           Знаковые пособия      
 
     
                                                       
     
Натуральные       Объемно-образные       Образно-знаковые      
Условно-знаковые
                                       
Гербарии, чучела животных т.п.       Модели, макеты, муляжи и т.п.       Картин, рисунки, портреты, аппликации, фотографии, диапозитивы, диафильмы,

кинофильмы и

    т.п.

      Карты,

схемы,

диаграммы,

чертежи,

таблицы,

формулы и т.п.

 

    Использование наглядных пособий на занятиях требует тщательной подготовки преподавателя. Учитель должен понимать, что наглядность различных видов, а иногда и одного, имеет различную степень восприятия (схема 1). Говоря о материальных средствах обучения, носителях учебной информации, важно определиться с видом и формой наглядности.

    С помощью современных технически; средств могут быть визуализированы невидимые объекты и явления, частицы, звук, абстрактные теоретические понятия, т.е. создай определённый дидактический образ - модель, которой всегда присущи три функции: изоморфно-отражательная, чувственно - визуальная интегративно - абстрактная.

 

 

    Схема 2 - Виды и формы наглядности

    

    

      

    

    

    

      
 

      

    

    

      

    

    

    

      

      
 

      Таким образом, наглядность проявляется через комплексность использования средств обучения, ярко выраженную визуальность, обусловливающие форму и способы их функционирования. Следует отметить, что наглядность не самоцель в обучении, а неотъемлемая его составляющая, которая материализуется в средствах обучения и через них реализуется. Функции средств обучения, равно как и их отбор, задаются через дидактический образ, поскольку именно он является описанием дидактических качеств (признаков).

    Образная  модель позволяет перейти к истинному, но упрощённому (популярному) образу изучаемого объекта ил и явления. Очевидно, что дидактический образ играет роль своеобразного посредника, который связывает в единую цепь процесс познания от изучаемого (созерцаемого) явления вплоть до конечного результата - знаний, получаемых учащимися, на заданном уровне популяризации. Реализация наглядности в учебном процессе, отбор необходимых средств обучения и формирование их комплексов представлены на рисунке 3.

    Педагогическая  эффективность сочетания слова  преподавателя с использованием средств наглядности зависит от цели демонстраций, сложности демонстрируемых объектов (предметов, их изображений, процессов), умения учеников наблюдать и делать самостоятельные выводы на основе наблюдений. Каждая из форм наглядности требует своего подхода к демонстрации. Образные средства наглядности обычно применяются при знакомстве учащихся с неизвестными предметами либо явлениями, необходимости конкретизации понятия и служат средством изучения внешних характеристик объекта. Структурно-графические средства применяются в том случае, когда предстоит передать скрытые от непосредственного восприятия свойства объекта, показать в пространственной форме его различные ненаблюдаемые характеристики и связи. В этом случае они выступают средством перехода от описания явления к пониманию его сущности. 
 
 
 
 
 

Схема 3 – Реализация наглядности в учебном процессе  

 

 

 

 

 
 

      Знаково-модельные  средства наглядности формализуют  и символизируют знания, представляют информацию в сжатом виде и служат средством фиксации знаний для их дальнейшей проработки и хранения. Текстовые средства являются неплохим способом структурирования учебного материала и регламентации терминологического аппарата соответствующей учебной дисциплины.

    Наглядные пособия используют в работе примерно 90% учителей, которые утверждают, что  средства наглядности способствуют более быстрому усвоению учебного материала. Высокую оценку получают наглядные  пособия, демонстрируемые с помощью технических средств обучения. Частота использования средств наглядности составляет 65% . Это достаточно высокий показатель, учитывая, что не все виды занятий требуют применения средств наглядности.

    Массовая  практика школ, показывает, что занятия  могут быть насыщены самыми современными средствами наглядности, но результат может оказаться лучше, чем при проведении занятий без их использования. Это происходит в тех случаях когда учитель неверно определил дидактическую роль и место средств наглядности в проведении занятия, акцентировал внимание учеников не на главных деталях и фрагментах либо полностью передал свои функции техническим средствам при демонстрации наглядного пособия.

    Принцип наглядности обучения - это один из самых известных и интуитивно понятных принципов обучения, использующийся с древнейших времен. Закономерное обоснование данного принципа получено сравнительно недавно.

    В основе его лежат следующие строго зафиксированные научные закономерности: органы чувств человека обладают разной чувствительностью к внешним раздражителям, у подавляющего большинства людей наибольшей чувствительностью обладают органы зрения.

    Органы  зрения «пропускают» в мозг почти  в 5 раз больше информации, чем органы слуха, и почти в 13 раз больше, чем тактильные органы; информация, поступающая в мозг из органов зрения (по оптическому каналу), не требует значительного перекодирования, она запечатлевается в памяти человека легко, быстро и прочно.

    Практика  обучения выработала большое количество правил, раскрывающих применение принципа наглядности:

  • Использовать в обучении тот факт, что запоминание ряда предметов, представленных в натуре (на картинках или моделях), происходит лучше, легче и быстрее, чем запоминание того же ряда, представленного в словесной форме, устной или письменной.
  • Обучать, не забывая, что понятия и абстрактные положения доходят до сознания учащихся легче, когда они подкрепляются конкретными фактами, примерами и образами; для раскрытия их необходимо использовать различные виды наглядности.
  • Использовать наглядность не только для иллюстрации, но и в качестве самостоятельного источника знаний для создания проблемных ситуаций. Современная наглядность позволяет организовать успешную поисковую и исследовательскую работу учащихся.
  • Использовать наглядность, активизируйте чувственный опыт учащихся, опора на ранее сложившиеся представления конкретизирует и иллюстрирует изучаемые понятия.
  • С возрастом учащихся предметная наглядность должна все более уступать место символической; при этом предметом особой заботы должна быть адекватность понимания сущности явления и его наглядного представления.
  • При чрезмерном увлечении наглядностью она становится препятствием на пути глубокого овладения знаниями, тормозом развития абстрактного мышления, понимания сущности общих и всеобщих закономерностей.

Информация о работе Роль наглядности в методике преподавания английского языка