Роль наглядности в методике преподавания английского языка

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2012 в 17:38, курсовая работа

Описание работы

Цель работы - раскрыть роль наглядности в методике преподавания ан-глийского языка.
Из целей работы вытекают следующие задачи:
• раскрыть сущность наглядности и ее принципы;
• изучить методическую литература по данной проблеме;
• изучить опыт работы учителей практиков по данной проблеме;
• описать правила применения наглядности;

Содержание

Введение……………………………………………………………...…………3
1. Теоретическая часть…………………………………………………………6
Глава 1. Сущность и функции наглядности ………………………..…..6
Глава 2. Принципы и виды наглядности, новые информационные
технологии обучения..............................................……………………8
2.1. Принцип наглядности……………………………………………..8
2.2. Виды наглядности…………………………………………………9
2.3. Наглядность и новые информационные
технологии обучения…...………………………………………….…16
2. Практическая часть. Анализ УМК для школ с углубленным изучением
английского языка авторов Верещагиной – Афанасьевой…………………19
Заключение………………………………………………………………….…26
Литература…………………………………………………………………….27

Работа содержит 1 файл

4 курс роль наглядности в методике преподавания.doc

— 170.50 Кб (Скачать)

2.3. Наглядность и новые информационные технологии обучения

    Несмотря  на всеобщее признание высокой значимости принципа наглядности обучения, в науке практически отсутствуют теоретические основы создания сценариев педагогически эффективных наглядно-образных представлений для электронных учебников. Уникальные возможности человеческого зрения по переработке и распознаванию изображений еще недостаточно используются как в обычных, так и компьютерных учебниках.

    Изобразительные (рисунки, фотопортреты, фоторепродукции  картин, живописи, архитектуры и другие фотоизображения окружающего мира) и условно-графические (таблицы, схемы, и т.д.) средства наглядности, а также современные мультимедиа приложения (аудио- и видеофрагменты, анимация) являются одними из эффективных дидактических средств как для печатных, так и для электронных учебников, которые, как было сказано выше, играют существенную роль в интеллектуальной познавательной деятельности учащихся. От наглядности, как и от доступности, смысловой полноты и других полезных свойств теоретического материала зависит скорость восприятия учебной информации, ее понимание, усвоение и закрепление полученных знаний.               Широкое использование того или иного вида иллюстраций в трудных для понимания фрагментах текста, требующих наглядного разъяснения, а также оптимального использования иллюстраций для "оживления" всего материала (как печатного, так электронного) позволяют улучшить восприятие, понимание и усвоение, оптимизировать время обучения, повысить эффективность учебно-познавательной деятельности в целом. Вышеперечисленные задачи в части реализации принципа наглядности с успехом решаются в настоящее время с помощью новых информационных технологий.

    Какое же новое качество приобретает принцип наглядности обучения при использовании информационных технологий, в частности для разрабатывающихся электронных учебных изданий? Ответ на вопрос можно свести к следующим положениям:

  • с одной стороны, средства современных информационных технологий существенно повышают качество самой визуальной информации, она становится ярче, красочнее, динамичнее. Огромными возможностями обладают в этом плане технологии мультимедиа;
  • с другой, - в связи с тем, что при использовании современных информационных технологий коренным образом изменяются способы формирования визуальной информации, становится возможным создание "наглядной абстракции", то есть разнообразных моделей (в т.ч. условно-графическая интерпретация) явлений, процессов.

    Если  первое преимущество, касающееся реализации принципа наглядности обучения, а именно - высокое качество компьютерной визуализации, как бы лежит на поверхности и всеми признано, то второе преимущество, заключающееся в возможности наглядно-образного представления абстрактных, сущностных, наиболее значимых сторон и свойств изучаемых явлений, закономерностей, систем, устройств, пока еще не в должной мере осознано. Но именно в нем скрывается большой резерв повышения эффективности процесса обучения.

      По  какому принципу осуществлять отбор  перечня видов и количества иллюстративного материала? Ответ на поставленный вопрос содержится в следующих критериях, позволяющих отчасти определить целесообразность использования того или иного вида иллюстраций. В частности, как показывает опыт, иллюстративный материал нужно использовать в следующих случаях:

  • в местах, трудных для понимания учебного материала, требующих дополнительного наглядного разъяснения;
  • для обобщений и систематизации тематических смысловых блоков (в конце темы, параграфа); для общего "оживления" учебного материала и повышения мотивации.

    Принцип - "чем больше иллюстраций, тем  лучше" - ложный. Наличие большого количества иллюстраций в тексте, неоправданное количество переходов на тот или иной вид рисунков, предоставление ученику "неограниченной" свободы передвижения (за счет средств компьютерной навигации) по всему полю гипертекста к другим объектам посредством ссылок, может привести к противоположного результату.

    Так сколько должно быть иллюстраций, например, в одной теме? Ответ однозначен: количество иллюстраций диктуется содержанием учебного материала и психолого-возрастными особенностями контингента обучаемых. Конкретное количество иллюстраций на страницу или тему специально не может быть установлено.

    Согласно  исследованиям в копилку формирования знаний учебный текст вносит около 25-30%, иллюстративный материал - до 10-15%, практические мероприятия и тренинги - до 35%, правильно выбранная методика обучения и средства - около 25%, тесты - не более 5%. 
 

2. Практическая часть

Анализ  УМК для школ с  углубленным изучением английского языка авторов Верещагиной – Афанасьевой.

    Школы с углубленным изучением иностранного языка должны готовить выпускников, практически владеющих в определенных пределах одним из иностранных языков, в чем очень нуждается наше общество на современном этапе его развития.

    Кроме того, иностранный язык обладает большим  образовательным, воспитывающим и развивающим потенциалом и поэтому вносит вклад в гармоническое развитие личности учащихся.

    Объем знаний, умений и навыки в области  английского языка, заложенный в  УМК Верещагиной - Афанасьевой, соотнесен  с действующими программами и  сориентирован на общеевропейский  стандарт.

    Для развития у учащихся навыков чтения на английском языке, авторы включили в учебники тексты различных жанров: художественные, описательного характера; публицистические, в том числе интервью, а также газетные и журнальные статьи; тексты информационного характера - энциклопедические статьи, инструкции, рекламу, объявления и т.п. Таким образом, в учебниках для VIII и IX классов представлены реальные аутентичные тексты, в ряде случаев подвергшиеся сокращению, которые отражают реалии страны изучаемого языка.

    В УМК-VIII и УМК-1Х значительно расширен и усложнен материал, предназначенный для развития каждого из видов речевой деятельности. Оба учебника построены на цикличном повторении пройденного материала, при этом весь изучаемый материал включает как то, что предлагалось учащимся на более ранних этапах обучения, так и то, что было объяснено в рамках предыдущего раздела (Unit).

    У учащихся, занимающихся по комплектам данной серии, к завершению основной школы уже сформированы достаточно твердые навыки владения английским языком, опирающиеся на весьма основательную базу знаний и умений.

    В учебниках этого УМК предполагается множество проектных заданий. Они  выполняются учениками индивидуально  или в небольших группах; все  они связаны с поиском и  презентацией на английском языке дополнительного  материала, что очень полезно при переходе к старшему этапу обучения и готовит учащихся к самостоятельной работе. Проектные задания разнообразны: опрос общественного мнения и представление его результатов, подготовка материалов о школе ко дню открытых дверей, создание рекламы, составление и проведение викторины и игры, подготовка и чтение сообщений. Очень важно, чтобы результаты такой индивидуальной работы были представлены в письменном или графическом виде, чтобы учащиеся могли сравнивать свои работы и учиться друг у друга. Кроме того, учителям, работающим по УМК Верещагиной -Афанасьевой желательно найти время для устной презентации проектных работ учащимися и для проведения в классе или во внеурочное время игры и викторины. Главное сделать так, чтобы проектная работа не стала формальностью, а, напротив, привносила в учебный процесс разнообразие и была полезной.

    УМК рассчитан на комплексную реализацию практической, образовательной, воспитательной и развивающей целей. Через реализацию практической цели достигаются три остальные.

    УМК строится на принципах:

    • коммуникативно ориентированной направленности;
    • дифференцированного и интегрированного обучения учащихся;
    • учета родного языка учащихся;
    • воспитывающего обучения;
    • сознательности;
    • активности;
    • наглядности.

 

    

    Обучение  английскому языку строится на устном опережении. Период устного опережения может быть различным (иногда только в один урок). Учитель организует устное ознакомление учащихся с новым языковым материалом, который тренируется в устных упражнениях, затем в упражнениях учебника как со зрительной опорой, так и без нее. Далее этот материал включается в устную речь, чтение и письмо.

    Единицей  построения учебника является урок (Lesson). Упражнения в уроке расположены в той последовательности, в которой они должны быть выполнены учащимися. При таком построении учебника роль «Книги для учителя» снижается.

    Большинство упражнений, включенных в один урок, желательно выполнить за один школьный урок.

    В большинстве уроков упражнений больше, чем может выполнить средний  ученик за школьный урок, т. е. присутствует некоторая избыточность упражнений (так же как и избыточность наполнения некоторых из них). Учитель, в зависимости от характера группы, ее продвижения в языке, своих особенностей и т. д., выбирает нужные, по его мнению, упражнения для работы в классе и дома. Некоторую часть из них, по своему усмотрению, он может оставить для выполнения только отдельными учащимися (сильными или слабыми).

    Таким образом, избыточность упражнений и  их наполнения, а также варьирование работы со звуковыми заданиями, которые являются неотъемлемой частью работы, могут помочь учителю в осуществлении индивидуализации обучения разных групп учащихся.

    УМК строится с учетом возрастных особенностей учащихся. Большое место в УМК для младшего школьного возраста занимают упражнения игрового характера, песенки (некоторые из них с движениями) в музыкальном сопровождении, стихи. К тому же, если учитель сочтет нужным, он может сам практически любое упражнение провести в виде игры, соревнования.

    Если  учитель видит, что учащиеся устали, он проводит паузы релаксации: физические упражнения, подвижные игры, песенки с движениями и пр. Все это

 

    

вместе  с яркой, цветной наглядностью повышает интерес учащихся. А, как известно, интерес - большой помощник учителя. Без интереса учащиеся не смогут успешно заниматься.

    Английский  язык, как и любой другой язык, служит средством общения, средством  приема и передачи информации об окружающей действительности, о предметах и  явлениях, их связях и отношениях, и  в этом своем качестве он выступает в двух формах: устной и письменной.

    Как и любой другой иностранный язык, английский язык является важным средством  знакомства с иноязычной культурой, с культурой народов, которые  говорят на данном языке.

    Устная  форма коммуникации включает аудирование и говорение, письменная - чтение и письмо. Кратко остановимся на обучении каждому из перечисленных видов речевой деятельности.

    Обучение  аудированию. При коммуникативно-направленном обучении английскому языку роль аудирования чрезвычайно велика. С него начинается овладение устной коммуникацией. Кроме того, аудирование - мощное средство обучения английскому языку. Оно дает возможность овладеть звуковой стороной изучаемого языка, его фонемным составом и интонацией: ритмом, ударением, мелодикой. Через аудирование идет усвоение лексического состава языка и его грамматического оформления. В то же время аудирование облегчает овладение говорением, чтением, письмом.

    Работа  со звукозаписью является органической составной частью обучения английскому  языку и аудированию в частности. Для того чтобы учащиеся могли самостоятельно пользоваться звукозаписью в лингафонном кабинете или дома, а это непременное условие обучения языку по данному УМК, учителю следует учить этому учащихся на уроке.

    Обучение  говорению. Говорение, или выражение мыслей средствами языка - сложный и многогранный процесс, позволяющий совместно с аудированием осуществлять устное вербальное общение.

 

    

    Говорение тесно связано не только с аудированием, но и с чтением и письмом. Говорение может выступать в форме диалогического (беседы) и монологического связного высказывания. Обучение этим двум формам говорения осуществляется в тесной взаимосвязи, но каждая из них требует особого внимания, так как имеет свои специфические характеристики.

Информация о работе Роль наглядности в методике преподавания английского языка