Роль интегрированного урока в процессе профиссионального обучения

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2013 в 12:58, курсовая работа

Описание работы

Цель: раскрыть сущность интеграции как инновационной формы работы в обучении.
Задачи:
1. Рассмотреть причины потребности интегрированных уроков.
2. Разработать практические рекомендации по проведению интегрированных уроков.
3. Найти преимущества и проблемы интеграции.

Содержание

Введение …………………………………………………………………………………………3
1. Межпредметные связи в обучении…………………………………………………………...5
Анализ интегрированных уроков………………………………………………………….5
Проблемы интеграции в процессе обучения ……………………………………………...8
2. Интеграция предметов………………………………………………………………………..14
Интегрированные уроки как основное средство повышения активности учащихся….14
Роль информатики в интеграции………………………………………………………….18
Концепция интегрированного обучения …………………………………………………19
3. Интеграция информатики с другими предметами…………………………………………..22
3.1 Применение информационных компьютерных технологий на уроках ………………….22
3.2 Результаты интегрированного обучения и его значение…………………………………..30
Заключение………………………………………………………………………………………..31
Список использованных источников……………………………………………………………32
Приложение……………………………………………………………………………………….34

Работа содержит 1 файл

Роль интегрированного урока в процессе профессионального обучения.doc

— 206.00 Кб (Скачать)

Интегрированный урок математика-информатика. 6 кл.

Тема: «Координатная плоскость. Графические  возможности языка QBASIC».

Цели  урока:

1. Закрепление  знаний, умений, навыков по теме «Координатная плоскость» (нанесение точек на координатную плоскость по координатам, знаний терминологии);

Закрепление понятий  информатики: основные операторы графики  языка QBASIC (SCREEN, LINE,PSET,PAINT).

Выяснить общие  признаки и отличия между координатной плоскостью и координатной сеткой

2. Развивать  мышление, творческую активность, внимание, интерес к предметам математики  и информатики.

3. Воспитывать  самостоятельность, аккуратность, трудолюбие.

Оборудование: компьютеры, магнитная доска, наглядные пособия, карточки с заданиями для самостоятельной работы

Ход урока:

1. Организационный момент урока.

Здравствуйте, ребята! Как Ваше настроение? Настроены  ли Вы на работу? Все ли пренадлежности приготовлены к уроку? Тогда в  добрый путь! Улыбнемся друг другу!

Сегодня мы проведем с вами урок математики и информатики  по теме «Координатная плоскость. Графические возможности языка Бейсик».

Перед нами стоит  цель: повторить все понятия, связанные  с темой нашего урока и выяснить в чем отличия и сходства координатной плоскости и координатной сеткой.

2. Всесторонняя проверка знаний. Подготовка к активному и сознательному усвоению нового учебного материала.

Задание 1. На плакате изображены пары пересекающихся координатных прямых. Какие из этих пар не образуют координатную плоскость. Почему?

 

 

Задание 2. Как построить точку А(-2;5)?

Какие знаки  имеют координаты точек в III четверти, во I четверти?

В какой четверти располагаются точки В(4;-2); С(-3;5); М(-2;-4); Е(5;1); К(0;6); Р(-6;0).

Задание 3. Что называется координатной плоскостью?

Какие координаты имеет точка на координатной плоскости?

Задание 4. Разгадайте кроссворд (задание выполняют два ученика параллельно с заданием №1, 2).

Вопросы к кроссворду.

По  вертикали:

1. 1. Четверть, в  которой точки имеют положительные  абсциссу и ординату (первая).

2. С помощью  оператора PSET в графическом режиме языка Бейсик рисуется…(точка)

3. Как называется  плоскость, которую образуют две  координатные прямые при пересечении  под прямым углом в начале  отсчета? (координатная).

5. Какой режим  включается, если в программе  установлен оператор SCREEN.(графический).

По  горизонтали:

4. Как называется вторая координата точки? (ордината)

6. Как называется  координата x? (абсцисса)

7. Дана точка  М(-6;3). Как называются числа –6  и 3? (координаты)

8. С помощью  оператора LINE в графическом режиме языка Бейсик рисуется…(линия)

9. Что нарисуется  на экране после выполнения следующей программы (Приложение В)

Вопросы к кроссворду.

SCREEN 9

LINE (40,10) – (450,120), 5, B

END

(прямоугольник)

Задание 5. На доске выписаны координаты точек A (-2;4), B (2;3), C (-5;0), D(4;1),

E(-3;-6), а на координатной плоскости(на магнитной доске) отмечены точки, но не подписаны. Обозначить их буквами. Все ли точки правильно отмечены? Если нет, то найти и исправить ошибки.

 

 

Задание 6. Для чего используются следующие операторы:

SCREEN, LINE, PSET, PAINT? (Написать на листах, показывать)

Задание7. Найти ошибки в программах. Какое изображение получится после выполнения программ?

LINE (100,20)-(280,160),4

END

§ SCREN 9

LINE (100,20)-(280,160),10

END

§ SCREEN 9

LINE (100,20)-(280,160),10,B,BF

END

§ SCREEN 9

LINE (100,20) - (280,160),8, B

PSET (130,100)

PAINT (130,100),4

END

3. Усвоение новых знаний.

Ребята, как  в математике называется плоскость, в которой мы выполняем построение различных фигур по точкам с заданными  координатами?

Как в информатике  называется такая плоскость?

Что общего между ними?

Чем отличаются?

Где можно построить  данные точки А(-12; 3), В(-3, 12)?

Как записываются координаты точек в математике, в  информатике?

Ребята, помните  про эти отличия, и не путайте  при выполнении заданий.

4. Самостоятельная работа.

Первая группа выполняет задание в тетрадях, вторая за компьютерами, затем меняются местами. В результате выполнения учащиеся получают по две оценки(одну по математике, другую по информатике).

Карточки с  заданиями прилагаются.

Учитель дает задание  второй группе, ребята самостоятельно выполняют задание.

С первой группой  записывает тему урока по математике, ставит перед детьми задачу: выполнить  два задания по карточкам.

5. Домашнее задание.

1) По математике. Придумайте и нарисуйте любую  картинку на координатной плоскости и выпишите координаты всех точек. Задание оформите на альбомном листе. (Показать выполненные задания предыдущих годов). Задание творческое, поэтому постарайтесь использовать все свои творческие возможности.

2) 2) По информатике.  Напишите программы для рисования тех рисунков, которые у Вас на карточках. (Карточки прилагаются).

6. Подведение  итогов.

Подошел к концу  наш урок. Скажите, что общего между  координатной плоскостью и координатной сеткой? В чем их отличия? Как записываются координаты точек в математике?

Где Вам больше всего понравилось рисовать: на координатной плоскости в тетрадях или на компьютере? [5]

 

 

    1. Результаты интегрированного обучения и его значение

 

Опыт работы по данной теме позволяет сделать  выводы о результатах и значении интегрированного обучения, которые сводятся к следующему.

Интегрированное обучение:

  • способствует развитию научного стиля мышления учащихся;
  • даёт возможность широкого применения учащимися естественнонаучного метода познания;
  • формирует комплексный подход к учебным предметам, единый с точки зрения естественных наук взгляд на ту или иную проблему, отражающую объективные связи в окружающем мире;
  • повышает качество знаний учащихся;
  • повышает и развивает интерес учащихся к предметам;
  • формирует у учащихся общие понятия физики, математики, информатики; обобщённые умения и навыки: вычислительные, измерительные, графические, моделирования, наблюдения, экспериментирования,— которые вырабатываются согласованно;
  • формирует убеждение учащихся, что они могут изучать с пониманием более сложные вещи в сравнении с теми, которые предлагаются в учебнике;
  • позволяет использовать авторские компьютерные программы учащихся (созданные на базе интеграции) в дальнейшем учебном процессе;
  • расширяет кругозор учащихся, способствует развитию творческих возможностей учащихся, помогает более глубокому осознанию и усвоению программного материала основного курса физики, математики, информатики на уровне применения знаний, умений, навыков в новых условиях;
  • приобщает школьников к научно-исследовательской деятельности.

 

 

Заключение

 

Изучение процесса интеграции, проходившее  во время написания нашей работы, привело к выводу, что единого  понимания пути этого явления  нет.

Существует много мнений, точек  зрения на данное явление. Зачастую под интеграцией понимается механическое соединение в учебно-воспитательном процессе отдельных явлений, не имеющих "общего знаменателя". Как следствие этого перед процессом интеграции стоит множество нерешённых проблем, главными из которых на сегодняшний день можно назвать такие: как интегрировать? Проблема отбора конкретного материала, конкретного содержания. Большую трудность представляет встраивание интегрированных курсов, уроков в школьную программу.

На сегодняшний день нет ещё  разработанных программ, учебников, методических рекомендаций; а интеграция в обучении приобретает широкий размах и популярность.

Но главной при определении  жизнеспособности идеи интеграции в  современной школе остаётся проблема подготовки кадров. Нынешняя система  подготовки специалистов не может подготовить универсально образованного педагога, который сможет в своей практической деятельности применять данные подходы к учебно-воспитательному процессу.

Важно отметить, что к изучению проблемы интеграции приступили именно учителя-практики, которые высказывают свои соображения на страницах печати. Это есть положительный факт для развития интеграции.

Изучив и обобщив литературу по вопросам интеграции, мы убедились  в важности этой проблемы и её значимости в практике школы. И хотим особо подчеркнуть важные, по нашему мнению, выводы, вделанные нами по завершении работы.

Действительно, процесс интеграции возник не на пустом месте. Это есть длительный этап становления, представляющий собой высокую форму воплощения межпредметных связей на качественно новой ступени обучения.

Но важно отметить тот факт, что  злоупотребление интеграцией может  привести к нежелательным результатам. Поэтому необходимо знать, что интеграция возможна только при ряде условий: родстве  наук, соответствующих интегрируемым учебным предметам; совпадении или близости объекта изучения; наличии общих методов и теоретических концепций построения.

Таким образом, подводя итог проделанной  работе, хочется сказать, что задуматься над тем, что интеграция предметов  в современной школе - реальная потребность времени, необходимо веем тем, кто заинтересован в формировании всесторонне развитой личности, а также всем, кто занимается вопросами базового педагогического образования.

Список  использованных источников

 

1. Бахарева, Л.Н.  Интеграция учебных занятий в начальной школе на краеведческой основе / Л.Н. Бахарева / / Начальная школа. – 2006. - № 8. - С. 48-51.

2. Борисова, Н.  В. Терминологическое пространство образовательных технологий. Справочное издание / Н. В.Борисова, В. П. Бугрин . - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2006.-364 с.

3. Браже, Т.Г.  Интеграция предметов в современной  школе / Т.Г. Браже // Литература  в школе. - 2004. - № 5. - С. 150-154.

  1. Воронина, Т. П. Образование в эпоху новых информационных технологий / Т. П. Воронина.- М.: АМО, 2008.-147с.

5. Глинская, Е.  А. Межпредметные связи в обучении / Е.А. Глинская, С.В. Титова. – 3-е  изд. – Тула: Инфо, 2007. - 44 с.

6. Горберг, Г.С.  Информационные технологии / Г.С.  Горберг, А.В. Зафиевский, А. А. Короткин. - М.: Академия, 2004. – 231 с.

7. Горячев, А.  В. Мы формируем информационно  грамотную личность / А. В. Горячев  // Информатика и образование.  – 2002. - №6. – С. 46 - 51.

8. Гохберг, Г.  С. Информационные технологии: учебник  для сред. проф. образования / Г. С. Гохберг, А. В. Зафиевский, А. А. Короткин. – М.: Академия, 2004. – С. 5 – 11.

9. Данилюк, Д.  Я. Учебный предмет как интегрированная  система /Д.Я. Данилюк //Педагогика. - 2007. - № 4. - С. 24-28.

10. Дик, Ю.И.  Интеграция учебных предметов  / Ю.И. Дик //Современная педагогика. - 2008. - № 9. - С. 42-47

11. Зверев, И.Д.  Интеграция и "интегрированный  предмет" / И.Д. Зверев // Биология  в школе. – 2004. – №50 – С. 46-49

12. Зверев, И.Д.  Межпредметные связи в связи  в современной школе / И.Д. Зверев, В.Н. Максимова. 2-е изд. - М.: Педагогика. – 2006. - 195 с.

13. Иванова, М.А.  Межпредметные связи на уроках  информатики / М.А. Иванова, И.Л.  Карева // Информатика и образование.  – 2005. - №5. – С. 17-20.

14. Иванцова, В.И.  Реализация идеи интеграции науки  в систему базового образования (в начальной школе) / В.И. Иванцова // Начальная школа. - 2005. - №2. - С. 51-53

15. Истомина, Н.  Б. Как сделать уроки математики  лучше? / Н.Б. Истомина // Начальная  школа. - 2007. - № 1. - С. 35.

16. Информатика:  Энциклопедический словарь для начинающих / сост. Д. А. Поспелов. – М.: Педагогика – Пресс, 1994. – 439 с.

17. Колин, К.  К. Информатика как фундаментальная  наука / К. К. Колин // Информатика  и образование. - 2007. - №6. – С.46 –  57.

18. Косарев И.С. Концепция интегрированного обучения [Электронный ресурс] / И.С. Косарев // School4-perm.narod.ru : Городской портал. - Пермь, 2009. — Режим доступа: http : // www. school4-perm.narod.ru / kis. htm. -24.03.2009.

Информация о работе Роль интегрированного урока в процессе профиссионального обучения