Роль интегрированного урока в процессе профиссионального обучения

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2013 в 12:58, курсовая работа

Описание работы

Цель: раскрыть сущность интеграции как инновационной формы работы в обучении.
Задачи:
1. Рассмотреть причины потребности интегрированных уроков.
2. Разработать практические рекомендации по проведению интегрированных уроков.
3. Найти преимущества и проблемы интеграции.

Содержание

Введение …………………………………………………………………………………………3
1. Межпредметные связи в обучении…………………………………………………………...5
Анализ интегрированных уроков………………………………………………………….5
Проблемы интеграции в процессе обучения ……………………………………………...8
2. Интеграция предметов………………………………………………………………………..14
Интегрированные уроки как основное средство повышения активности учащихся….14
Роль информатики в интеграции………………………………………………………….18
Концепция интегрированного обучения …………………………………………………19
3. Интеграция информатики с другими предметами…………………………………………..22
3.1 Применение информационных компьютерных технологий на уроках ………………….22
3.2 Результаты интегрированного обучения и его значение…………………………………..30
Заключение………………………………………………………………………………………..31
Список использованных источников……………………………………………………………32
Приложение……………………………………………………………………………………….34

Работа содержит 1 файл

Роль интегрированного урока в процессе профессионального обучения.doc

— 206.00 Кб (Скачать)

Поскольку в  интегрированном обучении рассматриваются  разнообразные междисциплинарные  проблемы, расширяющие рамки действующих  программ и учебников для общеобразовательных  школ, но необходимые и уместные для развития учащихся, то следует подчеркнуть, что при таком подходе гармонично сочетаются разнообразные методы обучения (методы преподавания и изучения), используемые на стыке предметов: лекция и беседа, объяснение и управление самостоятельной работой учащихся, наблюдение и опыт, сравнение, анализ и синтез; большое место отводится методам обучения на компьютерных моделях и эвристическому [9].

Принципы интегрированного обучения призваны в полной мере работать на достижение главной цели интегрированного обучения — развитие мышления учащихся.

  1. Синтезированность знаний. Целостное, синтезированное, систематизированное восприятие изучаемых по той или иной теме вопросов способствует развитию широты мышления. Постановка проблемы, исследуемой методами интеграции, развивает целенаправленность и активность мышления.
  2. Углублённость изучения. Более глубокое проникновение в суть изучаемой темы способствует развитию глубины мышления.
  3. Актуальность проблемы, или практическая значимость проблемы. Обязательная реализация рассматриваемой проблемы в какой-то практической ситуации усиливает практическую направленность обучения, что развивает критичность мышления, способность сопоставлять теорию с практикой.
  4. Альтернативность решения. Новые подходы к известной ситуации, нестандартные способы решения проблемы, возможность выбора решения данной проблемы способствуют развитию гибкости мышления, развивают оригинальность мышления. Сопоставление решений развивает активность, критичность, организованность мышления. За счёт стремления осуществлять разумный выбор действий, отыскивать наиболее краткий путь достижения цели развивается целенаправленность, рациональность, экономия мышления.
  5. Доказательность решения. Доказательность решения проблемы развивает доказательность мышления.

Перспективы развития интегрированного обучения

Практика показала плодотворность интеграции и выявила  перспективы дальнейшего развития и совершенствования такого подхода  к обучению. На данном этапе разрабатывается  единая альтернативная программа обучения физике, математике, астрономии, информатике, при внедрении которой интеграция будет являться дидактическим принципом обучения. На этом, продвинутом, этапе интегрированного обучения главной целью будет формирование научного стиля мышления учащихся. Такое обучение возможно лишь при условии создания специализированного класса, набор учащихся в который должен проводиться на конкурсной основе.

Интеграция  — необходимое условие современного учебного процесса, её возможная реализация в рамках какой-либо школы была бы переходом этой школы на новый качественный уровень образования.

 

 

3. Интеграция информатики  с другими предметами

 

Интеграция  предмета «Информатика» и «Информационные  технологии» с другими предметами осуществляется в виде объединения  курсов по предметам. Данный подход требует от одного учителя знаний по двум предметам.

Предлагаем  несколько таких конспектов уроков по информатике.

 

3.1 Применение  информационных компьютерных технологий  на уроках

 

Интегрированный урок русский язык-информатика. 8 кл..

Тема  урока: "Главные члены предложения".

Цель  урока:

  1. Закрепить орфографические навыки учащихся, знания о главных членах предложения;
  2. Развивать представление учащихся об изобразительно- выразительной роли изучаемых синтаксических конструкций;
  3. Развивать интерес к поэзии;
  4. Повторить и обобщить навыки работы с текстовым редактором, основные функции и возможности текстового редактора.

Ход урока:

1. Организационный  момент.

Учитель русского языка и литературы:

- Сегодня мы  будем работать над ошибками, допущенными в диктанте, используя компьютер, поговорим о роли различных типов сказуемых в художественном тексте, попытаемся составить связный текст заданного жанра и стиля с помощью изучаемых синтаксических конструкций.

Учитель информатики:

- Со стороны  информатики мы сегодня с вами повторим основные функции и возможности тестового редактора, вспомним, как правильно набирать и форматировать текст, редактировать ошибки, вставлять информацию в текстовый документ.

2. Объяснение  нового материала.

Работа ведется  по группам с учетом уровневой дифференциации.

3 группа - учащиеся, получившие за диктант «2» и  «3».

2 группа - учащиеся, получившие за диктант «3» и  «4».

1 группа - учащиеся, получившие за диктант «5» и  «4».

1 этап.

3 группа - учащиеся  по 2 человека работают за компьютером  с текстом диктанта, в тексте пропущены те орфограммы и пунктограммы, на знание которых ребята допустили ошибки. (Работают с учителем информатики).

2 группа - ученики  работают в тетрадях, исправляя  ошибки, объясняя их графически (орфограммы  и пунктограммы).( Работают самостоятельно, при необходимости помощь учителя русского языка)

1 группа - работают  с деформированным текстом стихотворения  Н. С. Гумилева. (Работают с учителем  русского языка).(Приложения А)

Задание:

  1. Вставить пропущенные буквы.
  2. расставить знаки препинания, объяснить.
  3. сгруппировать орфограммы по видам.

2 этап.

3 группа - по  окончании 1 задания ученики работают  в тетрадях, графически объясняя  свои ошибки. (Наблюдает учитель  русского языка).

2 группа - работают  с деформированным текстом за  компьютером. (Наблюдает учитель информатики).

Я броси..л (в) к..стер гнил.. бревнышко (не) досмотрел что  изнутри его зас..лили мурав..и.

Затр..щало бревно. Выв..лили мурав..и в уж..се забегали поверху карежились сг..рая в плам..ни .

Я зац..пил бревно охваче..ое огнем смог отк..тить его на край. Теперь многие мурав.и были спасены бежали на песок на сосновые иглы. Но было странно что они (не) уб..гали от к..стра. Едва пр..одолев ужас они заворачивали начинали кружиться и какая-то сила вл..кла их назад к покинутой родине. И многие были такие кто опять стремились попасть на г..рящее бревнышко метались по нему и пог..бали там.

Задание:

  1. Вставить пропущенные буквы.
  2. расставить знаки препинания, объяснить.
  3. подчеркнуть сказуемые. В скобках после каждого указать тип его (пг, сг, си).

1 группа - аналитическая  работа с текстом. (Работают с  учителем русского языка)

Учитель русского языка: прочтите выразительно стихотворение  Н. Гумилева.

Итак, перед  вами поэтический портрет мужчины, «рассмотрите» его.

- Что вы видите (человека, прожившего трудную жизнь).

- Разделите  стихотворение на части, определите  главную мысль каждой.(2 части: 1-внешний  вид- отмечен знаком высшего  позора; 2- внутренний мир героя,  его характер- Ему в веках достался  страшный жребий).

-Какова композиция  стихотворения? Как она способствует логике проникновения в художественный образ?

1 часть - описание  внешности - опускается от глаз  к рукам.

2 часть - проникновение  во внутренний мир, который  отражается во внешности.

-Первая часть  стихотворения воссоздает внешний вид человека. Отражается ли во внешности его характер, как?

(Темные глаза  с потухшим взглядом говорят  о равнодушии или тяжкой усталости  от жизни. Рот яркий, узкими  губами, способен говорить жестокое  и злое, не случайно словосочетание  «пропитанное ядом». Руки холодные, бесчувственные, как мрамор, не могут творить добро).

- Какие синтаксические  конструкции создают яркий и  тревожащий нас образ. (Предложения  с тире, сказуемые составные именные)

-1 часть: Попробуем  составные именные сказуемые  заменить на простые глагольные в 1 части стихотворения. (Темные глаза смотрят в пустоту, тонкие пурпурные уста сомкнулись, холодные руки, похожие на мрамор полнолуния, напоминают ужасы не снятого проклятия.)

-Что теряет  образ в результате такой замены? (яркость, выпуклость, он как бы расплывается).

2 часть: проникновение  во внутренний мир, в характер  и даже в прошлое героя:

  • Какой перед вами человек? (наверное был красив, жестокий, озлобленный, натура сильная. Он безжалостен, способен убить, ему чужды страдания других.)
  • Поэт описывает портрет или свое впечатление от портрета? Подтвердите свою мысль.(многое поэт домысливает, как бы угадывая прошлое, слова- метафоры свидетельствуют о том, что это личные впечатления поэта.
  • Какое впечатление производит портрет на вас? (Человек страшен своей безжалостностью.)
  • Убедил ли вас поэт, что прошлое человека именно таково?
  • Почему вы считаете предположения Н. Гумилева убедительными.
  • Какие чувства вызывает у поэта картина, подтвердите это текстом.(особенно убедительны последние строчки)
  • Какую жизнь по-вашему прожил этот человек?
  • Он злобен и он злится. Есть ли разница между этими выражениями и какая?

Злится - временное  состояние человека, он может злиться  и на себя.

Злобен - характер, состояние души, отсутствие доброты  по отношению к людям.

3 этап:

3 группа - работа  с текстовым редактором (диктует  учитель информатики)

Красиво осенью. Листья золотые и багровые. Воздух чистый, прозрачный. Тихо в лесу. Только изредка слышны голоса птиц да дятел  нарушает тишину своим громким постукиванием. Сквозь поредевшие деревья проникают яркие, но холодные лучи осеннего солнца.

2 группа 

а) творческое задание (работа с карточками). Тренировка в  подборе сказуемых с учетом общего замысла текста, его жанровой и  стилистической характеристики.

Задание: списать, вставить необходимые сказуемые, чтобы они соответствовали стилю).

Павел рас..т..гнул кобуру осторожно вынул бл..стящий револьвер и побежал домой.

Мать возилась на кухне и (не) обратила на него внимания.

Он …. Лежавшую за сундуком тряпку ….ее в карман потом ….за дверь и….по дороге ведущей к старому кирпичному заводу.

(схватил, сунул,  выскользнул, помчался)

работа с  учителем русского языка.

б) Работа с текстовым  редактором.

- Составить  5-6 предложений, чтобы получился  текст, употребив разные типы  сказуемых.

Темы: Утро в  лесу;

Рассвет (закат) на реке;

Поздняя осень;

Вспоминая 1 класс.

1 группа- даны  портреты.

- Рассмотрите  репродукцию картин и напишите  сочинение- миниатюру (описание  внешности и внутреннего мира  изображенного на картине человека, употребив различные виды сказуемых.

2 учащихся - индивидуальная  работа, 2 - совместная (Джоконда)

Стих. Н. Озерова (чтение учителем) (Приложение Б)

4 этап

3 группа (карточка)

Устранить повторы.

С западной стороны  Красной площади находится самая  высокая стена Кремля со Спасской башней.

В южной части  находится Покровский собор, шедевр русского зодчества, известный более  как храм Василия Блаженного. Рядом  с собором находится круглое  каменное возвышение, Лобное место.

-определить  тип сказуемого. (проверяет учитель  русского языка)

2 группа - работа  с текстовым редактором (учитель  информатики)

распечатать

1 группа - Работа  с текстовым редактором (оформить  текст сочинения- миниатюры, распечатать.

Дома: 1 группа- подражание Гумилеву (любой портрет)

2 группа - к тексту  написать начало

Осинки и  березки стоят тоненькие просвечивающиеся (на)сквозь. Заметнее стали пихты  выделяющиеся своей темной хвоей. Лес  пр..готовился к зиме и стоит  молч..ливый и поч..рневший.

3 группа - Написать  небольшой текст или отдельные  предложения (4-5 предложений) описательного характера, используя различного типа сказуемые.

3. Подведение  итогов урока.

Информация о работе Роль интегрированного урока в процессе профиссионального обучения