Роль и возможности детских общественных объединений в развитии личности подростка

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2011 в 16:02, контрольная работа

Описание работы

Цель работы: определить возможные пути развития детского общественного объединения.
Объект исследования: детское общественное движение и детские общественные объединения.
Предмет исследования: содержание деятельности детской общественной организации «Свет».

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
ГЛАВА I.
1. История зарождения и становления детского движения в России.……………………………………………………………………………..5
1.2. Детские общественные объединения: их классификации, критерии, сферы деятельности. ……………………………………………………..………8
1.3. Воспитательные возможности детских общественных объединений.……………………………………………………………………..12
ГЛАВА II.
2.1. Анализ результатов анкетирования учащихся, являющихся членами детской общественной организации «Свет».………...…………………….…..15
2.2. Возможные пути развития детской общественной организации «Свет».……………………………………………………………………………21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.…………………………………………...………………….…23
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………….24
ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………………………………….25

Работа содержит 1 файл

Детские общественные объединения.doc

— 212.00 Кб (Скачать)

      Третий вопрос направлен на выявление основных факторов, способных объединить ребят в организацию. По мнению 70% респондентов, в организацию ребят могут объединить общие интересы и увлечения; общение и досуг (40%); товарищество и дружба (40%); участие в совместном деле (30%). Полученные данные представлены  на диаграмме №1.

     Диаграмма № 1.

      Это еще раз подтверждает тот факт, что детские общественные организации объединяют тех, кто имеет общие интересы, кто желает сделать что-то полезное для окружающих, кому интересно общаться, узнавать новое, кто по-настоящему умеет ценить товарищество и дружбу.

     По  результатам ответов на 4 и 5 вопросы выяснилось: все опрошенные (100%) считают, что взрослые в детских организациях/ объединениях нужны.

     Ребята  отмечают, что им нужен взрослый лидер, в нем они хотят видеть организатора, надежного товарища, человека, на которого надо равняться, с которым можно поговорить о проблемах и получить  совет и помощь.

     Большинство подростков (60%) хотят, чтобы в организации вместе с ними работали молодые вожатые и организаторы и просто интересные люди (50%), а также специалисты, которые могут помочь им при организации того или иного дела (40%).

     Только  по 10 % отвечающих хотели бы видеть рядом с собой родителей и учителей. Полученные данные представлены  на диаграмме №2.  

     Диаграмма № 2. 

       
 
 
 
 
 

      Это связано с тем, что многие учителя  на первое место ставят образовательный процесс, а участие в различных мероприятиях, проведение акций для них играет второстепенную роль. Также нежелание некоторых учителей расстаться с устаревшими формами работы и авторитарным стилем общения приводит к тому, что подростки неохотно идут с такими учителями на контакт не только в образовательном процессе, но и вне его.

      Все респонденты (100%) являются членами детской общественной организации «Свет». В результате анализа ответов на 6 вопрос выяснилось, что их организация работает в основном по двум направлениям: патриотическое и эколого-краеведческое. Но еще помимо этого, 30% опрошенных хотели бы, чтобы их организация больше внимания уделяла правовому воспитанию детей; 20% учащихся хотели бы поучаствовать в работе «Школы лидера».

      Анализируя  ответы на 7 – 12 вопросы, а также результаты беседы с учащимися и учителями школы, можно сделать выводы о работе детской общественной организации «Свет», в которой состоят участники анкетирования.

      Детская общественная организация «Свет» существует на базе МОУ Большеуковская СОШ. Это добровольная, самоуправляемая общественная организация детей, подростков и взрослых, основанная на принципах самостоятельности, ответственности, равноправия, сотрудничества, гласности и коллективности. 

      Детская организация «Свет» имеет два основных направления: патриотическое и эколого-краеведческое.

      Целью патриотического направления является воспитание у молодого поколения  уважения и любви к своей стране, родному краю, семье; воспитание гражданина с высокой демократической культурой, умением жить в обществе.

      Основной  целью эколого-краеведческого направления  является обучение основам экологии, изучение природы родного края и  его экологического состояния, формирование у подростков бережного отношения к природе; знакомство с бытом, культурой народов Омского Прииртышья, изучение исторического наследия родного края, России.

      Детская общественная организация «Свет» имеет  свою структуру:

     Высшим  органом самоуправления является Совет  друзей, который проводится один раз в год. На Совете друзей выбираются председатель и заместитель председателя организации, а также составляется и утверждается программа и план организации. Не реже одного раза в месяц проводятся Советы дела по направлениям деятельности. В Советы дела входят по два представителя от каждого класса - экипажа. На таких советах обсуждаются рабочие вопросы, новые предложения, проекты, по мере необходимости выбирается то или иное коллективное творческое дело, разрабатываются варианты его проведения. На таких же советах обсуждаются результаты проведенного дела, удачи и недостатки, вносятся предложения на будущее. Подготовку каждого дела осуществляют четыре рабочих сектора: редколлегия, трудовой десант, культ-массовый и спортивный секторы.

      Детская общественная организация «Свет» имеет свои символы и атрибуты:

Девиз: Идеям, фантазиям нет конца,

            Для доброго дела открыты сердца!

Эмблема: Большое улыбающееся солнце с разноцветными лучиками на голубом или светло-зеленом фоне.

Законы:

- Единство  слова и дела;

- Дружбы  и товарищества;

- Чести,  совести, памяти и долга;

- Заботы  и милосердия;

- Здоровья.

Обязанности:

Все члены  детской организации обязаны:

- Действовать  на благо школы, заботится о  чести и поддержании ее традиций  и авторитета;

- Достойно, культурно вести себя, заботиться о красоте родной речи;

- Проявлять  уважение к старшим;

- Уважать  взгляды и убеждения других  людей;

- Уважать  свободу и достоинство другого  человека;

- Заботиться  о здоровье и безопасности  собственной жизни, жизни и  здоровье своих товарищей;

- Соблюдать  правила личной гигиены, быть  всегда опрятным.

      По  результатам ответов на 10 вопрос, а также из беседы с учащимися и учителями школы удалось выяснить содержание и виды деятельности детской общественной организации «Свет». Основными видами деятельности являются: проведение трудовых десантов, природоохранная деятельность (изучение и защита водоемов на территории района, знакомство с заповедниками и заказниками района), проведение акций «Добрые дела», «Колонна памяти» и «Книжки детям», организация соревнований по различным видам спорта, туристические походы по родному краю, популяризация различных направлений художественного творчества, проведение акций, направленных на изучении истории родного края: «Исчезнувшие деревеньки», «Наши земляки», выпуск школьной газеты «Наша школьница».

      Ответы на 11 и 12 вопросы свидетельствуют о том, что детская организация, в которой они состоят, оказывает на них положительное влияние. Подготовка и участие в различных мероприятиях, акциях помогает ребятам самореализоваться, развивать лидерские качества, учит работать в команде, а также помогает узнать много нового и интересного о своей стране, о родном крае, о людях и многом другом.

      Помимо  этого, по мнению большинства при посещении детской организации «Свет» развиваются такие качества, как творчество (70%), уверенность в себе (70%),  самостоятельность (40%), лидерские качества (30%), независимость (20%), а также сила и здоровье (20%). Полученные данные представлены на диаграмме №3. 
 

Диаграмма №3

 
 
 
 
 
 
 
 

      Структура и содержание деятельности детской общественной организации «Свет» соответствуют критериям детских общественных объединений, предложенных О.В. Гуртовой и В.Ю. Коневой и описанных в теоретической части исследования. Также в данной детской организации созданы условия для реализации потребностей подростков. 

2.2. Возможные пути развития детской общественной организации «Свет».

      На  основе анализа педагогической литературы, результатах, проведенного исследования, мы можем предложить некоторые возможные дальнейшие пути развития детской общественной организации «Свет»:

     1. В плане учебно-воспитательной работы детской общественной организации необходимо предусмотреть совместные акции, проекты с другими детскими и молодежными объединениями района, области, Центром молодежной политики, Детским центром творчества, районными библиотеками, музеем и т.д.

            2. В данной детской организации уделяется недостаточно внимания для познания ребятами самих себя, поэтому необходимо создать условия для проведения тренингов, направленных на изучение своих психологических особенностей и развитие таких личностных качеств как: самоуважение, самостоятельность, самоорганизация, самодисциплина, умение анализировать свою деятельность, открытость, коммуникативность, ответственность [Методические  рекомендации о расширении деятельности детских и  молодежных  объединений в  образовательных  учреждениях // Воспитание  школьников, 2000; c. 2 – 5].

            3. Происходящие в России социально-экономические преобразования определяют особую актуальность формирования знающих, активных граждан, обладающих хорошо развитыми лидерскими способностями. Формирование и развитие лидерского потенциала подрастающего поколения- основная задача детских общественных объединений, от решения которой зависит дальнейшее развитие детского общественного движения и государства в целом. Поэтому необходимо разработать программу, использовать новые методы и формы работы, направленные на развитие лидерских качеств молодежи [Н.В. Попович, 2006: c. 58 – 59].

     4. Досуг ребят должен быть полноправным видом деятельности, равным всем остальным, поэтому необходимо создать условия для проведения совместного досуга, занятий по интересам для участников данной организации.

     5. Основными направлениями в содержании деятельности данной детской организации являются патриотическое и эколого-краеведческое. Но нельзя также опускать значимость других направлений деятельности. Например, проведение коллективных творческих дел политического направления способствует обогащению общественно-политического опыта, развивает гражданское отношение ко всем политическим событиям в стране и за рубежом, учат плюрализму мнений и суждений. Необходимым условием сегодня также является формирование правовой культуры молодежи. Дети являются равноправными гражданами своей страны. Изучение своих прав и обязанностей, приобретение правовых знаний и навыков поведения в обществе, организации помогает детям освоиться в обществе, быть более защищенными. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

     Происходящие  в России социально-экономические  преобразования и движение к гражданскому обществу и правовому государству определяют особую актуальность создания детских общественных объединений. Детские общественные объединения позволяют обеспечить условия для более эффективного воспитания, творческого развития, гражданского становления, социализации детей и молодежи.

     В ходе изучения литературы был рассмотрен процесс развития и становления детского движения в России; виды, сферы деятельности, функции детских общественных объединений, а также их воспитательные возможности.

     Во  второй главе исследовательской  работы нами было проведено анкетирование подростков, являющихся членами детской общественной организации «Свет», по выявлению их отношения к детским общественным объединениям и анализу работы детской общественной организации, членами которой они являются.

       В результате проведенного исследования нами были выполнены поставленные задачи и достигнута необходимая цель.

     По  результатам анкетирования, мы выяснили отношение подростков к детским общественным объединениям, проанализировали деятельность детской общественной организации «Свет» и предложили некоторые возможные пути развития данной детской организации.

 

     СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ: 

1. Алиева А.В.  Детские общественные  объединения в воспитательном  пространстве  социума // Педагогика. – 2000. - № 7. - С. 48 - 52.

Информация о работе Роль и возможности детских общественных объединений в развитии личности подростка