Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2011 в 16:02, контрольная работа
Цель работы: определить возможные пути развития детского общественного объединения.
Объект исследования: детское общественное движение и детские общественные объединения.
Предмет исследования: содержание деятельности детской общественной организации «Свет».
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
ГЛАВА I.
1. История зарождения и становления детского движения в России.……………………………………………………………………………..5
1.2. Детские общественные объединения: их классификации, критерии, сферы деятельности. ……………………………………………………..………8
1.3. Воспитательные возможности детских общественных объединений.……………………………………………………………………..12
ГЛАВА II.
2.1. Анализ результатов анкетирования учащихся, являющихся членами детской общественной организации «Свет».………...…………………….…..15
2.2. Возможные пути развития детской общественной организации «Свет».……………………………………………………………………………21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.…………………………………………...………………….…23
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………….24
ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………………………………….25
Критериями детского общественного объединения являются:
8. Добровольность вступления, деятельности и выхода из объединения [О.В. Гуртовая, В.Ю. Конева, 2000: c. 47].
Сегодня существует большое количество детских общественных объединений различных типов:
Организация – объединение индивидуальных или коллективных участников, имеющих четко обозначенную социальную цель, определенную программу деятельности, механизм финансового обеспечения, конкретно сформулированные права и обязанности ее членов, жесткую структуру, соотношения социальных ролей, координацию действий, специально подготовленных социальных работников. Могут быть международными, профильными, национальными и т.д. Количество членов – более 7 человек.
Союзы детских организаций – объединения коллективных участников, действующих на основании совместно разработанных принятых документов, регулирующих компетенцию и самостоятельность в рамках союза. Могут иметь городской, районный, областной, региональный, межрегиональный, международный статус и охватывать различные территории и социальные группы детей и взрослых. Количество организаций – более двух.
Федерации детских организаций – объединения коллективных участников, действующих по «федеративному признаку», в рамках заранее оговоренных приоритетов. Имеют обычно выборный или назначенный представительный орган для представления их интересов в государстве и обществе (например «Совет»). Структура деятельности – зонтичная сфера интересов – неограниченная. Статус – городской, районный, областной, региональный, международный. Количество организаций – более трех.
Ассоциации детских организаций – объединения, близкие по ведущим направлениям деятельности, реализующие совместную программу, аккумулирующие ресурсы для удовлетворения потребностей своих членов. Принцип формирования – представительство зарегистрированных организаций или деятельность в специально созданных отделениях организации. Могут быть школьные, межшкольные, всероссийские, международные (например, ассоциация игровых клубов, ассоциация «Золотая игла»).
Лиги – широкомасштабные профильные сообщества, основывающие свою деятельность на принципе сотрудничества и развития определенных и культурных интересов личности (например: «Лига малой прессы», «Молодежная морская лига»).
Коммуна – организация ее деятельности и управления основывается на свободных демократических началах при отсутствии стандартных задач поведения ее членов и социального контроля внутри коммуны. Выборные или представительные органы практически отсутствуют, все решается всеми членами.
Дружина – структурное подразделение скаутской, пионерской организации, объединяющее в себе звенья, отряды. Может иметь название или носить имя героя. Высший орган – пионерский, скаутский сбор. Существует специальная система поручений, специальностей, школ актива, проводимая вожатыми или инструкторами. Статус обычно школьный или межшкольный.
Отряд (экипаж, команда и т.д.) – объединение детей, в соответствии с их интересами, потребностями; могут быть свободными, разновозрастными, пионерскими и т.д. [Как вести за собой. Большая книга вожатого, 2004: с. 56-57].
Сферой деятельности детских общественных объединений может стать сама школа, территория микрорайона, находящийся рядом детский сад, библиотека, больница, приют и т.д., а также парки, дворы, улицы.
Объединяясь в различные группы, компании, команды и так далее, чаще с участием взрослых, дети объединяют свои силы для достижения конкретных целей в разнообразных видах деятельности:
- проявлять
заботу о тех, кто младше, кто
нуждается в помощи: дети-сироты,
дети с ограниченными
- заботиться
о сохранении природы (
- изучать
историю родного края, возрождать
народные промыслы, заниматься археологией,
этнографией («Возрождение», «
- участвовать
в военно-патриотической
- познакомиться и быть организатором самых разнообразных игр, фестивалей и праздников («Игра – дело серьезное», «Мир красотою спасется»);
- изучать
историю своей семьи,
- изучать
права детей («Дети ради детей»
- учиться общаться, вести за собой, лучше узнать себя и окружающих («Лидер», «Я и мы», «Школа социального успеха»);
- изучать основы бизнеса, маркетинга, проводить экономические игры («Хочу делать свое дело»);
- изучать
политологию, интересоваться
Итак,
очевидно, что существует множество
различных детских общественных организаций.
Их направленность самая разнообразная,
что предоставляет широкий выбор подросткам.
Каждый из них может вступить в ту организацию,
которая удовлетворяет его потребностям.
1.3. Воспитательные возможности детских общественных объединений.
Существенным фактором развития детей, и особенно подростков и юношества, является общество сверстников. В общении со сверстниками ребенок получает дополнительные знания, обогащает свой жизненный опыт, усваивает социальные нормы и ценностные ориентации, вырабатывает критерии оценки, приобретает опыт взаимоотношения со сверстниками, испытывает чувства дружбы и товарищества, находит возможности для самореализации и самоутверждения, ощущает эмоционально-положительное состояние единения со сверстниками.
Исходя из мотивов общения детей (подростков) со сверстниками и взрослыми, а также из психолого-педагогических характеристик подросткового возраста, можно выделить потребности, которые волнуют каждого подростка:
Все эти потребности лучше всего реализуются в возрождающемся детском движении и в различных детских объединениях и организациях. Им присущи три основные функции:
- развивающая (обеспечивает гражданское, нравственное становление личности, развитие его социального творчества, умения взаимодействовать с людьми, выдвигать и достигать личностно-значимые цели);
- ориентационная (обеспечение условий для ориентации детей в системе нравственных, социальных, политических, культурных ценностей);
- компенсаторная (создание условий для реализации потребностей, интересов, возможностей ребенка, не востребованных в других общностях, для устранения дефицита общения и соучастия) [Как вести за собой. Большая книга вожатого, 2004: с. 105-108].
Таким
образом, детские общественные объединения
обладают широкими воспитательными
возможностями: они помогают ребенку
получить дополнительные знания, обогатить
свой жизненный опыт, усвоить социальные
нормы и ценностные ориентации, приобрести
опыт взаимоотношения со сверстниками,
испытать чувства дружбы и товарищества,
а также дают возможность ребенку осознать
себя как личность, самореализоваться
и самоутвердиться.
ГЛАВА II.
2.1. Анализ результатов анкетирования учащихся, являющихся членами детской общественной организации «Свет».
С целью анализа работы детского общественного объединения, определения его структуры, функций и содержания деятельности было проведено анкетирование учащихся МОУ СОШ.
В исследовании принимало участие 10 учащихся 11 «а» класса, которые являются членами детского общественного объединения «Свет».
Анкета состоит из 12 вопросов: 1 - 6 вопросы направлены на анализ отношения подростков к детским общественным объединениям; 7 – 12 вопросы направлены на анализ работы детского общественного объединения, в котором состоят учащиеся (Приложение 1).
При анализе данных были получены следующие результаты:
Ответы на 1 и 2 вопросы свидетельствуют о том, что все респонденты (100%) понимают важность детских общественных объединений и считают необходимым их существование.
Одной из главных причин существования детских общественных объединений, является то, что они помогают ребятам реализовать себя, раскрыть свои способности (так считают 70% опрошенных). По мнению 50% респондентов, детские общественные объединения создаются также для того, чтобы помочь детям отстаивать свои права.
Таким
образом, подростки отмечают, что школа
дает им необходимые знания, закладывает
фундамент мировоззренческих позиций,
а, участвуя в детском или молодежном объединении,
они реализуют свой индивидуальный творческий
и лидерский потенциал, строят свою жизнь,
исходя из личных интересов, которые часто
отличаются от интересов взрослых, заботящихся
об их будущем. Однако, определяясь в обществе,
подростку чрезвычайно важно чувствовать
защиту и поддержку, которую способны
дать им детские общественные объединения.