Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2013 в 13:16, контрольная работа
В обучении математике младших школьников понятие «задача» имеет свою специфику. Традиционно сложилось так, что, говоря о решении задач в начальных классах, имеют в виду решение арифметических (вычислительных, сюжетных) задач. В них описывается количественная сторона каких-то явлений, событий, поэтому их называют сюжетными. Задачи на разыскивание искомого и сводящиеся к вычислению неизвестного значения некоторой величины их называют вычислительными. В методической литературе эти понятия часто заменяются понятием «текстовая задача». Хотя очень трудно согласиться с тем, что эти понятия равнозначны. Например, логические задачи будут являться текстовыми, но не вычислительными.
Понятие «текстовая задача» в начальном курсе математике и её структура………………………………………………………………………
Роль и функции текстовых задач на уроках математике в начальной школе……………………………………………………….
Способы и этапы решения текстовых задач……………………………….
Формирование математических способностей в начальной школе при решении текстовых задач
Рассмотрим решение задачи: Рыбак поймал 10 рыб. Из них 3 леща, 4 окуня, остальные – щуки. Сколько щук поймал рыбак?
Обозначим каждую рыбу кругом. Нарисуем 10 кругов и обозначим пойманных рыб: л-лещи, о-окуни.
Для ответа на вопрос задачи можно не выполнять арифметические действия, так как количество пойманных щук соответствует не обозначенным кругам – их три.
Графический способ.
Графический способ решения представляет собой получение результата путем применения различных схем и геометрической интерпретации задачи.[12, с.34] данный способ решения близок к практическому, но носит более абстрактный характер и требует специального разъяснения. Каждый объект задачи обозначается отрезком. Этот способ, так же как и практический, позволят ответить на вопрос задачи, не выполняя арифметических действий.
В математике общепринято следующее деление процесса решения задач:
Рассмотрим решение выше предложенной задачи графическим способом.
Лещи Окуни Щуки
Следует отметить, что благодаря применению графического способа в начальной школе можно сократить сроки, в течение которых ученик научится решать различные задачи. В то же время умение графически решать задачу – это важное политехническое умение.
Графический способ даёт иногда возможность ответить на вопрос такой задачи, которую дети ещё не могут решить арифметическим способом и которую можно предлагать во внеклассной работе.
Способ подбора.
Способ
решения задачи подбором резуль
Рассмотрим применение подбора при решении задач в начальных класса:
На столе лежали 6 шоколадных конфет и 6 карамельных конфетяблока. Саша взял со стола 6 конфет. Сколько шоколадных и карамельных конфет отдельно мог взять Саша?». Когда мы решаем данную задачу мы можем рассуждать, таким образом, основываясь на знании состава числа 6: Саша мог взять либо только карамельку, либо только шоколадные конфеты (5=0+5=5+0). Тогда ответ будет или 5 карамельных конфет и 0 шоколадных, или 0 карамельных конфет и пять шоколадных. Дальше анализируются остальные случаи состава числа 5, формулируется ответ (5=1+4=4+1; 5=2+3=3+2).
Выбор того или иного способа решения задачи зависит, в первую очередь, от самих учащихся, какими знаниями и умениями они владеют, какие способы для них являются привычными. При этом надо учесть, что одну и ту же задачу можно решить не одним способом, а многими. Кроме того, выбор способа решения зависит также от особенностей решаемой задачи.
Обучение решению текстовых задач состоит не только в том, что бы учащиеся овладели различными способами их решения, но и в том, чтобы учащиеся научились правильно и рационально выбирать способ решения для заданной задачи.
В методических пособиях авторы выделяют в процессе решения текстовых задач разное количество этапов, в том числе:
Ознакомление с содержанием задачи;
1) Представление той жизненной
ситуации, которая описана в задаче.
Цель такого воспроизведения
– выявление основных
2) Постановка специальных
вопросов и поиск ответов на
них – включают «стандартный»
набор вопросов, ответы на которые
позволяют детально
3) Переформулировка текста задачи – состоит в замене данного в задаче описания некоторой ситуации другим описанием сохраняющим все отношения, связи, но более явно их выражающим. При необходимости строится вспомогательная модель задачи: краткая запись условия, таблица, рисунок, чертеж.
4) Моделирование ситуации,
описанной в задаче, с помощью
реальных предметов,
Поиск и составление плана решения задачи.
1) Анализ задачи по
тексту или вспомогательной
- от вопроса задачи к данным (аналитический путь)
- от данных к вопросу (синтетический путь)
2) Комбинированный (анализ и синтез)
3) Разбиение задачи на смысловые части
4) Введение подходящих
обозначений (если это
Осуществление плана решения.
Найти ответ на требование задачи, выполнив все действия в соответствии с составленным планом.
Проверка решения задачи.
Проверка – это
завершающий этап решения
В реальном процессе решения сюжетной задачи, названные этапы не имеют четких границ. Вместе с тем, будущему учителю необходимо понимать, что решение каждой отдельно взятой задачи обязательно должно содержать все указанные этапы, осмысленное прохождение целенаправленным, а следовательно, более успешным.
Много внимания в методической литературе уделяется вопросу определения функций задач в обучении, так же отмечается, что решение текстовых задач в начальной школе преследует двойную цель:
- научить решать текстовые задачи различных видов;
-сами текстовые задачи выступают как средство обучения, воспитания и развития школьника.
Что бы понять роль текстовых задач как средства развития и формирования личности учащихся необходимо рассматривать его как совокупность взаимосвязанных функций. Было уже сказано, что текстовые задачи играют важную роль в начальном курсе математике - они являются полезным средством, реализующим образовательные, развивающие и воспитательные функции. Ни одна из выше перечисленных функций не может выступать отдельно от других, но в каждой конкретной задаче можно выделить ведущую функцию и при необходимой целевой установке добиваться ее реализации в первую очередь.
Рассмотрим основные функции те
Обучающая функция направленные на формирование у школьников системы математических знаний, умений и навыков, предусмотренных государственным образовательным стандартом. Теоретические вопросы приобретают в процессе решения задач практическое значение, т.е. задачи выполняют функцию связующего звена между теорией и практикой обучения;
Развивающая функция направлена на развитие психических процессов (восприятия, внимания, воображения, памяти, мышления, речи) обучающегося в процессе выполнения заданий. То есть они направлены на развитие логического мышления учащихся, на овладение ими приемами умственной деятельности, в том числе формирование умений проводить анализ и синтез, сравнение, обобщение, абстрагирование, умозаключения, а также высказывать гипотезы, проверять их, усматривать связь изучаемого материала с окружающей жизнью, проявлять логическую грамотность;
Воспитывающая функция направлена на формирование у школьников навыков учебного труда, познавательного интереса и мировоззрения, нравственных качеств личности человека. В процессе обучения текстовых задач воспитывающими факторами являются: содержание образования, система методов преподавания, характер общения между учителем и школьником, психологический климат в классе, взаимодействие участников процесса обучения, стиль руководства учителем познавательной деятельностью учеников.
К выше перечисленным функциям можно добавить еще одну, которую так же можно отнести к основным функциям текстовых задач. Практическая функция направлена на обучение применять математические знания к практическим нуждам, подготовку к практической деятельности в будущем, на решение задач, выдвигаемой практикой, повседневной жизнью, то есть на решение жизненных ситуаций. Формирует у младшего школьника практические умения, необходимые человеку в повседневной жизни.
Дидактические функции сюжетных задач в процессе обучения математике:
Вводно-мотивационная функция
Постановка перед учащимися каких-то проблемных задач является важным средством для формирования интереса к предстоящей учебно-познавательной деятельности. Текстовые задачи выполняют вводно-мотивационную функцию в учебном процессе, при этом на вводном этапе задачи могут и не решатся, а лишь ставится. Тогда процесс изучения темы организуется и проводится как процесс разрешения (поиска решения) поставленных во введении проблемных задач.
Иллюстративная и конкретизирующая функции
Для того чтобы учащиеся проникли и глубже осознали сущность изучаемых понятий, их смысл, необходимо иллюстрировать и конкретизировать эти понятия достаточным числом примеров. В качестве таких иллюстраций и конкретизации целесообразно использовать разнообразные задачи, в которых раскрывается особенность изучаемых понятий.
Функция применения и использования математических закономерностей.
Для того чтобы изучаемые в школьном курсе математики закономерности были прочно усвоены учащимися, чтобы они поняли их практическую значимость, можно использовать систему сюжетных задач, решая которые учащиеся глубже овладеют изучаемыми математическими закономерностями, убедятся в их практической значимости.
Функция формирования математических умений и навыков
Все специальные умения и навыки формируются не только в решении примеров, но и, главным образом, в процессе решения простейших сюжетных задач.
Функция формирования общеучебных умений
В процессе обучения математике необходимо формировать, расширять и укреплять общеучебные умения: читать, писать, рационально пользоваться учебной и справочной литературой, правильно и аккуратно оформлять свои записи и выполнять письменные задания, осуществлять самоконтроль и самооценку своей учебной работы и ряд других общеучебных умений и навыков. Решение специально подобранной системы сюжетных задач может способствовать формированию всех этих общеучебных умений.
Контрольно-оценочная функция
Осуществление внешнего контроля за уровнем овладения учащимися изучаемым учебным материалом и оценка их успеваемости невозможны без использования системы сюжетных задач, самостоятельное решение которых учащимся наглядно и верно демонстрирует уровень овладения ими изученного учебного материала.
Функция воспитания характера и воли учащихся
Решение сюжетных задач, особенно сложных, требует от учащихся настойчивости, последовательных и аргументированных рассуждений, сосредоточенности волевых качеств- собранности, для преодоления возникающих в процессе решения трудностей, смелости, небоязни неудач, умения извлекать из неудач и успехов необходимые полезные выводы и много других качеств характера. Все эти качества развиваются в процессе самостоятельного решения сюжетных задач, когда у учащихся имеется известная свобода как в выборе самих задач, так и свобода во времени, отведённого на решение задач.
Функция развития творческого мышления и воображения
В математике разработаны многочисленные, так называемые, «задачи на смекалку и сообразительность», требующие для своего решения какие-то особых приёмов. Решение таких задач может способствовать развитию у учащихся творческой интуиции и инициативы, развитого воображения, догадки. Такие сюжетные задачи можно давать учащимся для самостоятельного решения на дом на длительный срок.
Одна и та же задача в зависимости от ее роли в процессе обучения может выполнять различные функции. Кроме того определяющим является место данной задачи среди набора или системы задач.[9, с.105]
Современный этап педагогической практики - это переход от информационно-объяснительной технологии обучения к развивающей деятельности. Главным становится не только усвоение знаний, но и сами способы, формы усвоения и переработки учебной информации. Продуктом школьного обучения в существенной степени является развитие математических способностей. Однако, как показывает практика, по уровню развития математических способностей ученики одного и того же возраста могут сильно различаться. Несформированность основных компонентов математических способностей у школьников не только отрицательно влияет на успеваемость, но и создаёт специфические трудности при выполнении учебной деятельности и ведёт учебным перегрузкам.
Советский психолог, исследовавший математические способности у школьников, В.А.Крутецкий дает следующее определение математическим способностям: "Под способностями к изучению математики мы понимаем индивидуально-психологические особенности (прежде всего особенности умственной деятельности), отвечающие требованиям учебной математической деятельности и обусловливающие на прочих равных условиях успешность творческого овладения математикой как учебным предметом, в частности относительно быстрое, легкое и глубокое овладение знаниями, умениями и навыками в области математики". Математические способности проявляются в том, с какой скоростью, как глубоко и насколько прочно ученики усваивают математический материал. Эти характеристики легче всего обнаруживаются в ходе решения задач.
Информация о работе Роль и функции текстовых задач на уроках математике в начальной школе