Роль деятельности в психическом развитии ребенка

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2012 в 18:04, контрольная работа

Описание работы

В психологии выделяют существенное различие между понятием «обучение» и понятием «деятельность». В термине «обучение» приставка «об» несет смысл внешнего принуждения, как бы минующего самого ребенка. Понятие «деятельность» подчеркивает связь самого субъекта с предметами окружающей его действительности. Как подчеркивал Д.Б.Эльконин, введение понятия «деятельность» переворачивает всю проблему развития, обращая ее на субъекта. По его словам, процесс формирования функциональных систем есть процесс, который производит сам субъект. Никакое воздействие взрослого на процессы психического развития не может быть осуществлено без реальной деятельности самого субъекта. И от того, как эта деятельность будет осуществлена, зависит процесс самого развития. Таким образом, исследования отечественных психологов открыли роль деятельности ребенка в его психическом развитии.

Содержание

Введение 3
Понятие ведущая деятельность и ее виды 4
Игра как ведущая деятельность дошкольника 9
Роль обучения в психическом развитии ребенка 11
Психологические особенности трудовой деятельности старших

школьников 14

Заключение 18

Список литературы 19

Работа содержит 1 файл

Роль деятельности в психическом развитии ребенка.docx

— 53.51 Кб (Скачать)

     В жизни ребенка учебная деятельность закономерно сменяет игровую, становясь  для него ведущей. Это происходит, безусловно, только при наличии у ребенка психологической готовности к школе. Ребенок как бы «перерастает» свое дошкольное детство; учение в школе, отвечая его новым потребностям, становится главным делом на длительный период времени. В рамках учебной деятельности как ведущей возникают новые виды деятельности, формируются и перестраиваются психические процессы. 

    4.Психологические  особенности трудовой  деятельности старших  школьников

     Хотя  труд детей и похож на труд взрослых, во многих отношениях, и прежде всего по своим функциям и психологическому содержанию, он отличается от последнего.

     Сходство  трудовой деятельности старшеклассников с трудом взрослых состоит в том, что в ней воспроизводят (или пытаются воспроизвести) типичное содержание труда взрослых и на этой основе формируют лучшие черты и свойства передового рабочего. Похожими являются также условия труда и его организация (звеньевая или бригадная форма, нормирование труда, соревнование). Сходство заключается и в том, что в обоих случаях создается общественно полезная продукция. Ведь труд, не имеющий в виду создания ценностей, по словам А. С. Макаренко, не является положительным элементом воспитания.

     Различия  между трудовой деятельностью учащихся и трудом взрослых проявляются прежде всего в целях. В труде взрослых основной целью является создание потребительских стоимостей (материальных, духовных и др.), а в трудовой деятельности детей главное — это решение учебных и воспитательных задач. Создание общественно полезного продукта — средство трудового воспитания, условие и способ формирования психологической готовности к труду и развития личности школьника.

     Будучи  обусловлена главным образом  учебно-воспитательными задачами, трудовая деятельность имеет (или должна иметь) иное строение, чем труд взрослых. Во многих отношениях она строится по законам учебной деятельности и  воспитания. В процессе труда, как  правило, педагогу приходится организовывать наблюдение учащихся, выделять из общего фона объект восприятия, сближать однородные объекты и явления с целью сравнения, синтеза, обобщения, а также совершать и другие действия. Чтобы стимулировать формирование тех или иных качеств личности, педагог создает ситуации воспитания: контролирует отношения учащихся к производственным заданиям, подводит итоги рабочего дня, показывает их общественную значимость, организует взаимопомощь, систему полномочий и условия для их осуществления, а также учит совмещать личные интересы и интересы коллектива, строить оптимальные отношения с товарищами и многому другому.

     По  сравнению со взрослыми школьники предъявляют более высокие требования к профессиональному содержанию своей трудовой деятельности, к представленности в ней основных составляющих той или иной профессии (предметов, средств и условий труда, типичных трудовых задач и др.). Как показывают наши исследования, многие учащиеся выражают неудовольствие тем, что им не доверяют работать на сельскохозяйственных машинах, что труд в ученической бригаде мало способствует овладению профессией механизатора, закреплению знаний по машиноведению, растениеводству. Эти требования обусловлены не только несовершенством организации детского труда, но и тем, что старший школьный возраст сензитивен ко всему, что связано с профессиональным самоопределением (построением профессиональных планов, удовлетворением притязаний в отношении «своей» профессии, допрофессиональной подготовки и т.д.).

     Специфичны  и противоречия трудовой деятельности школьников. Одно из них состоит в том, что вид деятельности, на основе которого проводится трудовое обучение, часто не совпадает (для разных учеников в неодинаковой мере) с желаемым для конкретного учащегося в плане его будущего. Ведь реальный выбор профессии по времени происходит позже, чем организуется трудовое обучение. Кроме того, в сегодняшней школе детей приобщают прежде всего к тем профессиям, в которых наше народное хозяйство испытывает наибольшую потребность. В связи с этим педагогу приходится не столько помогать им выбирать профессию, сколько формировать у них с учетом склонностей и способностей профессиональные намерения, которые бы максимально совпадали с потребностями общества.

     В поведении учащихся названное противоречие проявляется в самых различных  формах. Прежде всего оно сказывается на отношении к трудовому обучению: многие из них проявляют недостаточную познавательную активность, оценивают занятия по профилю обучения как второстепенные, перестают интересоваться результатами этого обучения и тем, как их оценивают учителя («мне все равно, потому что я выбрал другую профессию»). Естественно, что при такой мотивации включение учащегося в учебно-трудовую деятельность может быть лишь частичным. К участию в ней его побуждают такие малодейственные мотивы, как необходимость получить оценку в аттестат, надежда, что знания по тому или иному профилю могут «пригодиться где-нибудь».

     Снять это противоречие возможно лишь путем  введения более широкой и действенной  мотивации в овладении конкретными  видами труда. Тем же целям служат придание обучению большей политехнической и обще трудовой направленности, включение в программы по трудовому обучению научных основ современного промышленного производства.

     Другое  противоречие в учебно-трудовой деятельности школьников заключается в несовпадении задач трудового обучения и профессиональной ориентации с тем производственным содержанием, на основе которого они решаются. Это противоречие возникло отнюдь не вследствие отсутствия фронта работ, надлежащей техники. Причиной его оказался возрастной «ценз»: учащимся до 18 лет, как известно, не разрешается работать водителями автомашин, трактористами, электриками и др. Тем самым сужаются их возможности для практической проверки склонностей и способностей, имеющих большое значение для профессионального самоопределения.

     Основной  путь снятия этого противоречия, по-видимому, состоит в том, чтобы более  широко внедрить в практику трудового  обучения школьников техническое творчество, сельскохозяйственное опытничество, в которых гораздо полнее, чем в каком-либо другом виде деятельности, представлены научные основы и политехническое содержание современного производства. Названные противоречия, если они не разрешаются, отрицательно сказываются на отношении учащихся к трудовому обучению и производительному труду.

     Основным  результатом трудовой деятельности школьников является практическая и  психологическая готовность их к  труду. Психологическая готовность к труду означает такой уровень  развития личности, который является достаточным для успешного овладения  любым видом производительного  труда. Ее можно определить также  как сложное синтетическое новообразование, включающее в себя понимание общественной и личной необходимости труда: относительно развитые волевые качества и черты характера, выражающие отношение к труду; обще трудовые умения, навыки и способности. Понимание общественной и личной необходимости труда проявляется в соответствующих мотивах, благодаря которым труд для ребенка приобретает личную значимость. Под обще трудовыми понимаются те умения и навыки, которые используются во многих видах труда: планирование и самоконтроль его выполнения, рациональная организация рабочего места, культура обращения с инструментами, культура движений, правильное чередование труда и отдыха, чтение схем и чертежей и др. К ним относится также и умение трудиться в коллективе, устанавливать и поддерживать оптимальные взаимоотношения с другими его членами. В ряду способностей, необходимых во многих видах труда, можно назвать такие, как общая работоспособность, техническое мышление, пространственное воображение, коммуникабельность и др.

     Формирование  у школьника психологической  готовности к труду происходит не только в производительном труде, но и в таких видах деятельности, как игра, учение, трудовое и производственное обучение, бытовой труд, техническое творчество. Изучая общеобразовательные предметы, школьник, например, усваивает научные основы современного производства, значение труда в жизни человека и общества в целом, знакомится в теории с содержанием труда в различных профессиях. У него формируются мотивы-побуждения к участию в общественном производстве. При организации коллективной работы на уроке у учащихся воспитывается также чувство ответственности за общий успех, они приобретают такие обще трудовые умения и навыки, как планирование, рациональная организация своего труда, самоконтроль, взаимоконтроль, обмен способами действия.

В процессе трудового обучения создаются условия для формирования общественно ценных мотивов (осознание общественной пользы своего труда, чувство ответственности), ознакомления с элементами рациональной организации труда, развития экономического мышления.

     Более полное сближение учебной и трудовой деятельности старшеклассника с трудом взрослых происходит при организации систематического производительного труда, например, в ученической производственной бригаде или ученическом лесничестве. Здесь происходят интенсивное формирование у школьников реальных (а не только «знаемых») мотивов трудовой деятельности, практическая проверка своих интересов, склонностей и способностей. Здесь создаются благоприятные условия для формирования процессов целеполагания, которым принадлежит решающая роль в усвоении трудовой деятельности как системы, как единого целого.

     Таким образом, во время производственного  обучения и производительного труда школьников создаются внешние и внутренние предпосылки для более успешного перехода от учения к трудовой деятельности взрослых. Поскольку эта деятельность не тождественна ни учению, хотя и связана с ним по способам освоения и частично по содержанию, ни трудовой деятельности взрослых, условно ее можно назвать учебно-трудовой. По ее значению в развитии психики старшего школьника, особенно для формирования таких новообразований, как психологическая готовность к труду и профессиональное самоопределение, учебно-трудовая деятельность является ведущей. 

Заключение

     В связи с выше изложенным,  можно сделать заключение о том, что в любой период своего развития ребенок реализует несколько видов деятельности. Это могут быть такие деятельности, как игровая, учебная, общения, спортивная и т.д. Многообразные деятельности субъекта пересекаются между собой и связываются в узлы объективными общественными отношениями. Набор и рисунок этих узлов, придание каждому из них определенного уровня значимости для ребенка, и образуют тот образ ребенка, который мы называем индивидуальностью. В каждую из деятельностей ребенок включается в результате определенного социального влияния со стороны его ближайшего окружения и общества. Влияние окружения формирует у ребенка высокий уровень мотивации к определенному виду деятельности. У него возникает особое отношение к этому виду деятельности, и в его глазах он приобретает важное, а может быть и самое важное (доминирующее), значение.

     Развитие  ребенка идет сразу в нескольких направлениях. И развитию каждого  из них в большей мере способствует свой «ведущий тип деятельности». Чем  больше направлений развития ребенка, чем больше реализуемых им типов  деятельности, тем более расширяются  связи ребенка с миром.

     Это позволяет сделать вывод –  деятельность имеет большое значение  и  играет огромную роль в психическом развитии ребенка.  
 
 
 
 
 
 

 

Список  литературы

1. Белоус  В.В. Темперамент и деятельность. Учебное пособие. - Пятигорск, 1990.

2.Выготский  Л.С.  Педагогическая психология / Под ред. В.В.Давыдова. – М.: Педагогика,1991. – 480с.

3. Гоноболин Ф. Н. Психология. – М., 1973.

4. Иващенко  Ф.И. Психология воспитания школьников. 2-е изд. Мн.: Университетское, 1988. С. 63-70.

5. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. – М., 1982.

6. Леонтьев А.Н. К теории развития психики ребенка. М. 1998, с. 346.

7. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: В 2 т. – Т. I. – М., 1989.

8. Эльконин Б.Д. Психология развития, М. 2001, 142 с. 

 

Информация о работе Роль деятельности в психическом развитии ребенка