Роль деятельности в психическом развитии ребенка

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2012 в 18:04, контрольная работа

Описание работы

В психологии выделяют существенное различие между понятием «обучение» и понятием «деятельность». В термине «обучение» приставка «об» несет смысл внешнего принуждения, как бы минующего самого ребенка. Понятие «деятельность» подчеркивает связь самого субъекта с предметами окружающей его действительности. Как подчеркивал Д.Б.Эльконин, введение понятия «деятельность» переворачивает всю проблему развития, обращая ее на субъекта. По его словам, процесс формирования функциональных систем есть процесс, который производит сам субъект. Никакое воздействие взрослого на процессы психического развития не может быть осуществлено без реальной деятельности самого субъекта. И от того, как эта деятельность будет осуществлена, зависит процесс самого развития. Таким образом, исследования отечественных психологов открыли роль деятельности ребенка в его психическом развитии.

Содержание

Введение 3
Понятие ведущая деятельность и ее виды 4
Игра как ведущая деятельность дошкольника 9
Роль обучения в психическом развитии ребенка 11
Психологические особенности трудовой деятельности старших

школьников 14

Заключение 18

Список литературы 19

Работа содержит 1 файл

Роль деятельности в психическом развитии ребенка.docx

— 53.51 Кб (Скачать)

     В этой общей картине развития психики  ребенка в процессе смены ведущих  типов деятельности имеются свои закономерности и особенности. Во-первых, названные ведущие типы деятельности находятся в генетически преемственной  связи, и их формирование может происходить  только в определенном порядке.

     Во-вторых, психическое развитие ребенка следует  понимать как единый процесс. А для  этого важно ликвидировать разрыв в рассмотрении развития познавательных сил и аффективно-потребностной сферы ребенка.

     Рассмотрим  все три вида деятельности подробнее  для более глубокого изучения влияния деятельности на психическое  развитие ребенка. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     2. Игра как ведущая  деятельность дошкольника

     Игра  является ведущей деятельностью  дошкольника. Детские игры проходят путь развития от предметно-манипуляционных (собрать пирамиду, дом из кубиков  и т.д.) до сюжетно-ролевых, имеющих  правила (например в магазин, в больницу и др.). Младшие дошкольники играют чаще в одиночку. В предметных, конструкторских играх происходит развитие восприятия, памяти, мышления, двигательных навыков. К среднему дошкольному периоду игры становятся совместными. Главное в них имитация определенных отношений взрослых. Дети выделяют роли и правила, сами стараются им следовать. В особый класс выделяются игры-соревнования, в которых формируется и закрепляется мотивация достижения успеха.

     В старшем дошкольном возрасте конструкторская  игра начинает превращаться в трудовую деятельность, в ходе которой ребенок  строит что-то полезное, нужное в быту. В таких играх дети усваивают  элементарные трудовые умения, познают  свойства предметов. В игре ребенок  учится пользоваться предметами домашнего  обихода, инструментами, планировать  свои действия. Именно в таких играх  совершенствуются ручные движения и  умственные операции. В период от 3 до 7 лет под влиянием конструкторской, продуктивной, художественной деятельности у ребенка складываются способности  мысленно расчленять видимый предмет  на части, а затем объединять их в  единое целое. Дети учатся выделять структуру  предметов, их пространственные особенности, соотношение частей. В игре поэтапно развивается восприятие ребенка. А  именно на основе восприятия формируется  и мышление. На первом этапе перцептивные действия начинают функционировать  непосредственно в результате игры с различными предметами. Лучше, если для сравнения ребенку будут  даваться эталоны (шар, пирамида, куб, другие геометрические фигуры или цвета). На втором этапе дети знакомятся с пространственными свойствами предметов с помощью ориентировочно-исследовательских движений руки и глаза. На третьем этапе дети получают возможность довольно быстро узнавать интересующие свойства объектов, при этом внешнее действие восприятия превращается в умственное.

     Развитие  памяти тесно связано с развитием  мышления у детей. Отмечается, что  продуктивность запоминания в игре значительно выше. Дети легко запоминают и без особых усилий воспроизводят увиденное и услышанное при условии, если оно вызвало у них интерес. Старшие дошкольники легче запоминают материал тогда, когда они видят связи между предметами, явлениями, понятиями.

     Сюжетно-ролевые  игры, особенно игры с правилами, стимулируют  наглядно-образное мышление. Играя  с предметами, ребенок учится замещать их образами, в результате чего необходимость  практического действия с предметами постепенно отпадает. К концу дошкольного  периода начинает формироваться  словесно-логическое мышление. Оно  предполагает развитие умения оперировать  словами, понимать логику рассуждений. Здесь обязательно потребуется  помощь родителей и воспитателей, так как известна нелогичность детских  рассуждений при сравнении, например, величины и количества предметов. В  дошкольном возрасте начинается развитие понятий. Полностью словесно-логическое, понятийное, или абстрактное, мышление формируется к подростковому  возрасту.

     Игра  может быть широко использована для  обучения. В игре происходит формирование познавательного интереса, накапливаются  знания, развиваются способности. В  обучении в последние годы активно  используются ролевые и деловые  игры, игры-упражнения, компьютерные игры. Дидактические игры включены в преподавание литературы, математики, биологии и  других предметов.

     Для активизации творческого мышления, развития творческих способностей, коррекции  психических процессов могут  быть использованы развивающие игры.

     Принципы  использования развивающих игр:

     1. Каждая игра должна иметь целевую  направленность, и все игровые  задания должны быть подчинены  ей.

     2. Продолжительность игры должна  определяться активностью детей,  их интересом к выполнению  игрового задания. При первых  признаках утомления необходимо  переключиться на другой вид  деятельности. Следует постоянно  поощрять детей, оказывая им  своевременную помощь, делая это  незаметно. Ребенку должно быть  знакомо чувство успеха.

     3. Игровые задания должны быть  посильными, понятными, но в то  же время содержать элемент  трудности, ребенку надо приложить  усилия, проявить терпение, чтобы  достигнуть цели.

     4. В игре необходимо участие  взрослого: объяснение правил  игры, показ действий, совместные  действия с ребенком, наблюдение  за выполнением заданий, предупреждение  конфликтных ситуаций и детского  травматизма.

     5.  Начинать следует с простых игр, постепенно их усложняя и модифицируя.

     6. Игровой материал должен быть  красочным, интересным, доступным  для использования детьми соответствующего  возраста.

     6. Игровой материал должен быть  красочным, интересным, доступным  для использования детьми соответствующего  возраста. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    3.Роль обучения в психическом развитии ребенка

     Главным видом деятельности детей школьного  возраста является учение, состоящее  в приобретении знаний, умений и  навыков, необходимых для подготовки к жизни.

     Учение  как специальное занятие появилось  в истории человечества не вместе с производительным трудом, а несколько  позднее. Первоначально наши далекие предки обучали своих детей в процессе самой трудовой деятельности. Лишь на более высокой ступени развития человечества потребовалось превратить обучение в особый вид занятий. Оно проходит под руководством специально выделенного лица — учителя.

     Трудно  переоценить значение в жизни  человека периода начального обучения. Именно здесь ребенок овладевает письменной речью, что приобщает  его к многовековой культуре людей, дает ему возможность узнавать то, что выработало до него человечество. Здесь он получает важнейшие основы знаний по языку, математике, о природе  и человеческом обществе, учится думать, а также передавать другим свои мысли. Поэтому чрезвычайно важно, чтобы  обучение младших школьников проходило  на высоком уровне.

     Успех всякого дела в значительной степени  зависит от мотивов, в силу которых  человек им занимается. Мотивы учения бывают разные. Младшие школьники  мало руководствуются мотивом подготовки себя к будущей трудовой деятельности. Она еще слишком далека, чтобы  ребенок серьезно о ней задумывался. Не очень озабочен младший школьник и расширением своего кругозора, приобретением полезных знаний, а  также выполнением своего долга  перед обществом. Все эти мотивы отступают у него на второй план. Зато ведущими побуждениями к учению, как уже говорилось, оказывается  непосредственный интерес к тому, что он делает и узнает в школе, а также стремление выполнить  требования учителя, родителей, получить похвалу, одобрение, хорошую отметку  и т. п.

       У детей появляется интерес к школе еще задолго до поступления в нее, и важно сохранить этот интерес на протяжении всего обучения, чтобы ребенок, идя в класс, испытывал чувство радости, а не тяготился учебными занятиями.

     С психологической  точки зрения в школьном обучении надо отметить, во-первых, то, что этот процесс двусторонний, в нем принимает участие не один человек (как при самообразовании), а два лица: учитель и ученик. Обучение будет успешным только в том случае, если оба они активны. Учитель проявляет инициативу в работе, сообщает знания и руководит учебным процессом. Но и ученику нельзя лишь пассивно воспринимать то, что дает педагог. Ребенок в процессе обучения тоже должен быть деятельным, думающим, активным. Во-вторых, учение в школе — это совместная работа не только двоих (учителя и ученика), а целого коллектива учащихся. Они занимаются учебной работой одновременно при общем руководстве педагога. Это усложняет задачу, которая стоит перед учителем и каждым учеником, и в то же время воспитывает детей, приучает их жить и работать в коллективе.

     Усвоение  знаний при обучении — сложный  процесс. В него входят: 
1) восприятие учебного материала (слушание, наблюдение и т. п.);

2) понимание,  осмысливание его;

3) запоминание;

4) овладение  им, т. е. умение применять полученные  знания.

     Все эти звенья тесно связаны между  собой. Например, уже при первоначальном восприятии ученик должен понимать, о  чем идет речь; это понимание материала  углубляется при запоминании  и применении знаний на практике. Точно  так же запоминание происходит уже  в процессе восприятия, а затем  закрепляется при применении знаний в практической работе (при решении  задач и др.).

     Понимание учебного материала и умение пользоваться полученными знаниями делает обучение сознательным процессом. Дети охотно и  серьезно занимаются, если им ясна цель работы и все в ней понятно, включая и приемы ее выполнения. Сознательность в учении тесно связана с активностью ученика, с его инициативой в работе, с умением использовать личный опыт и наблюдения, с умением практически применить полученные знания. Сознательное отношение к учебному материалу и самостоятельность в работе взаимно обусловлены. Кто осознанно воспринимает и усваивает материал, умеет пользоваться им, тот охотно начинает работать самостоятельно. В то же время проявление самостоятельности, готовность добиваться результата своими силами делает учебную работу более интересной, полезной и более продуктивной. Учебный материал при этом легче запоминается.

     И. М. Сеченов писал, что мысль может  быть усвоена или понята, если она  составляет личный опыт какого-нибудь человека. Но у младших школьников этот опыт еще незначителен, поэтому  они охотнее и лучше запоминают учебный материал и хуже применяют  его на деле. Для преодоления этого  разрыва надо по возможности добиваться того, чтобы ученик сам сделал соответствующий  вывод и затем закрепил его  упражнением, чтобы теория не отрывалась от практики. Необходимо также применение наглядности (иллюстрации, предметные пособия, демонстрация опытов, конкретные образы в речи учителя) в процессе обучения. Недаром К. Д. Ушинский утверждал, что дети мыслят формами, звуками, красками и ощущениями. Но наглядность в  обучении должна не закреплять зависимость  детской мысли от чувственных  восприятий, а, напротив, давать ученику  возможность проникать в сущность сложных предметов и явлений, помогать развитию отвлеченного мышления. Таким образом, наглядность не цель, а только вспомогательное средство в процессе обучения.

     Полученные  в школе знания помогают выработке у учащихся правильных взглядов на окружающую действительность, т. е. оказывают на детей воспитывающее влияние. Учебная работа не только расширяет кругозор ученика, но и формирует его характер, укрепляет волю, делает работоспособным, оказывает положительное влияние на его личность. Учителю необходимо стремиться к тому, чтобы обучение и воспитание протекали в единстве, чтобы обучение было воспитывающим, а в процессе воспитательной работы детям не только прививались моральные навыки, но и сообщались полезные знания, повышался уровень их умственного развития.

     Учебная деятельность становится ведущей в  младшем школьном возрасте, точно  так же как дошкольный возраст  был временем, когда в качестве главного дела выступала игра, подчинявшая  себе выполнение трудовых поручений  и работу на учебных занятиях.

     Стремление  ребенка включиться в мир взрослых обязанностей выражается в его желании  стать учеником, идти в школу, заниматься тем, чем занимаются сверстники и  старшие ребята. Отношение к предстоящему учению как к важному и ответственному делу не складывается само собой. Глядя на старших братьев и сестер, слушая рассказы взрослых, участвуя в играх со старшими ребятами, ребенок рано начинает интересоваться, что такое школа, что в ней делают, как проходят уроки. Отвечая на эти вопросы, взрослые вольно или невольно не только сообщают ребенку фактические сведения о школе, но и формируют у него определенное отношение к будущему учению. Приходя в школу, ребята приносят с собой тот или иной взгляд на учение.

Информация о работе Роль деятельности в психическом развитии ребенка