Ребенок как объект и субъект педагогического процесса Развитие личности и воспитание

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2011 в 19:10, реферат

Описание работы

Цели изучения:

- заложить и развить представления о взаимосвязи понятий «развитие личности» и «воспитание»;

- выработать умение оперировать этими и др. понятиями темы;

- провести анализ различных подходов к этим понятиям на культурологической основе.

Работа содержит 1 файл

Модуль 2 педагогика.docx

— 53.66 Кб (Скачать)
align="justify">     12. «Если всякое культурное растение, если всякое домашнее животное  нуждается в воспитании, то всем  должно быть ясно, в какой мере  нуждается в воспитании культурный  человек» (В.М. Бехтерев).

     13. «Главнейшая воспитательная сила  школы – не в школьном здании, не в директоре и даже не  в учителях, не в программах  и планах, а в самих детях,  их взаимоотношениях, в их взаимной  влиянии» (П.Ф. Каптерев).

      14. «Из всех насилий, производимых  над человеческой личностью, убийство, является наименьшим насилием, а  воспитание – наибольшим» (Максимилиан  Волошин).

     15. «Каждый живет для проявления  своей индивидуальности, воспитание  стирает ее» (А. Толстой).

     16.  Р.Рождественский «Алешкины мысли»

     Мне на месте не сидится.

     Мне – бежится!

                 Мне – кричится!

     Мне – играется,

                 рисуется,

     лазается  и танцуется!

     Вертится,

     ногами  дрыгается,

     ползается и подпрыгивается!

     Мне кривляется,

            дурачится,

     улыбается и плачется,

     ерзается  и поется,

     падается

     и встается!

     Лично

     и со всеми вместе

     к небу хочется взлететь!

     Не  сидится мне 

            на месте…

     А чего на нем сидеть?!

     Очень часто действия ребенка  не укладываются в нормы предписываемого ему  поведения, он бунтует против подавления естественных потребностей , развития его природы – физической и  психической. И как это не парадоксально, чем выше статус личности ребенка, тем  сложнее оказывается совершение педагогического воздействия  на него. В связи с этим сформулируйте  что должен знать и уметь педагог, чтобы развитие проходило гармонично? 

     Дополнительные  материалы.

     Б. Слуцкий 

     «Музшкола имени Бетховена в Харькове».

 

Меня оттуда выгнали за проф

Так называемую непригодность.

И все-таки не пожалею  строф

И личную не пощажу я

                                       гордость,

Чтоб этот домик  маленький воспеть,

 Где мне  пришлось терпеть и претерпеть.

Я был бездарен, весел и умен,

И потому я знал, что я – бездарен.

О, сколько бранных  прозвищ и имен

Я выслушал: ты глуп, неблагодарен,

Тебе на ухо  наступил медведь.

Поешь? Тебе в  чащобе бы реветь!

Ты никогда  не будешь понимать

Не то, что  чижик-пыжик – даже

                                     гаммы!

Я отчислялся –  до прихода мамы,

Но приходила  и вмешивалась мать.

Она меня за шиворот  хватала

И в школу  шла, размахивая мной.

 И объясняла  нашему кварталу:

- Да он ленивый,  да, он озорной,

Но он способный: поглядите

                                       руки,

Какие пальцы: дециму берет.

Ты будешь пианистом.

                        Марш вперед!

И я маршировал вперед.

                              На муки.

Я не давался  музыке. Я знал,

Что музыка  моя - совсем другая.

А рядом, мне  совсем не помогая,

Скрипели скрипки  и хирел хорал.

Так я мужал  в музшколе той вечерней,

Одолевал упорства рубежи,

Сопротивляясь музыке учебной

И повинуясь  музыке души. 

 

Слуцкий Б.А. Я историю  излагаю… Книга стихотворений. – М.: Правда, 1990. –  С.10. 

- Какие  психолого-педагогические особенности  учащегося музыкальной школы  выделены в стихотворении Б.  Слуцкого?

- Как  вы оцениваете поведение мамы  мальчика? 
 

® Задания для самостоятельной работы студентов

              Задания А

      1. Подберите отрывки из литературных  и научных текстов по одной  из предлагаемых тем: 

               - “Общее понятие о педагогической антропологии”.

                - “Внутренние и внешние факторы  развития ребенка: наследственность, среда и образование как целенаправленное обучение и воспитание ребенка”.

                - “Трудные дети, одаренные дети: в чем проблема их развития?”.

                - “Социально-педагогические особенности среды в зоне Чернобыльского следа”.

                - "Акселерация и ее последствия". 

                2. Составьте фрагмент педагогической  хрестоматии (с указанием автора, названия книги, издания, страницы  и т.д.).  

      Задание Б.

        Прочитайте отрывок из произведения  Ш. Бронте «Джейн Эйр». Что от  природы дается человеку? Как  это проявляется в процессе  развития личности? Какие факторы  влияют на развитие личности? Как это нужно учитывать в  педагогической деятельности?

      «- Мисс Темпль, что это за девочка  с кудрявыми волосами? Рыжие волосы, сударыня, и кудрявые, вся голова кудрявая!..

  • Волосы у Джулии вьются от природы, - ответила Мисс Темпль…
  • От природы! Но мы не можем подчиняться природе… Я повторял без конца мое требование, чтобы волосы были зачесаны скромно и гладко… Эту девушку надо остричь наголо. Завтра же у вас будет парикмахер!»

      (Бронте, Ш. Джейн Эйр / Ш. Бронте. –  М.: Правда, 1988. – С. 71). 

      Задание В. Напишите сочинение-рассуждение  на тему «Легко ли быть одаренным ребенком?». 

      Задания по выбору:

       ***1.Напишите сочинение «Я как  индивид, личность, индивидуальность». 

                 **2. Попытайтесь проанализировать, что Вы унаследовали от своих родителей и предков. С этой целью постройте генеалогическое древо своей семьи. Особенно обратите внимание на проявляющиеся в Вашей семье задатки к определенным видам деятельности.

        **3.  Прочитайте отрывок сказки.

         «И когда Маугли с тяжелым  сердцем  взобрался по хорошо  знакомым скалам на то место,  где его когда-то приняли в  Стаю, он застал там только  свою четверку волков, Балу, почти  совсем ослепшего от старости, и тяжеловесного, хладнокровного  Каа, свернувшегося кольцом вокруг  опустевшего места Акелы.

      - Значит, твой путь кончается здесь?  – сказал Каа, когда Маугли  бросился на землю. – Еще  когда мы встретились в холодных  берлогах, я это знал. Человек  в конце концов уходит к  человеку, хотя джунгли его и  не гонят.» (Киплинг Р. Маугли: повесть – сказка. – М., 1978. –  С. – 189.)

      Киплинг предложил читателю домыслить судьбу своего героя. Попытайтесь это сделать, представить себя в качестве апологета  биологической, социологической и  биосоциальной философско-педагогических концепций. Не забывайте, что апологет – это убежденный сторонник какой  – либо идеи, который, отстаивая  свое мнение, умеет выстраивать систему  логических доказательств, находить необходимые  аргументы.

      *4. Прочитайте фрагмент текста и  ответьте письменно на вопросы  после него.

      «Воспитание есть педагогическое управление процессом  развития личности. Следует уточнить: мы стремимся управлять не личностью, а процессом  ее развития. Следовательно, в работе воспитателя приоритет  отдается приемам опосредованного  педагогического воздействия. Отказ  от лобовых методов, от лозунгов  и призывов, воздержание от излишнего  дидактизма, назидательности выдвигают  на первый план диалогические методы общения, совместный поиск истины, развитие через создание воспитывающих ситуаций, разнообразную творческую деятельность». ( Караковский В. Общечеловеческие ценности – основа учебно-воспитательного  процесса // Воспитание школьников. – 1993. - № 2. – С. – 4.)

      Находит ли данная  позиция автора сегодня  поддержку различных представителей педагогической теории и практики? Подтвердите конкретными примерами. Соответствует ли она основным принципам  гуманистической педагогики? Раскройте  с этих позиций соотношение воспитание и развитие личности, покажите их взаимосвязь.

      **5. Разработайте анкету, которую можно  предложить учащимся старших  _ласссов для выявления их отношения  к Вашему учебному предмету

      **6. Говорят: трудные дети, трудные  семьи. Им самим неблагополучно; трудно и с ними. А почему  мы совсем не беспокоимся о  другом явлении, распространенном, быть может, не меньше: трудная…школа.  Для ребенка. И речь идет  не о трудностях в учении, в  привыкании к режиму (вторая, а  то и третья смены): одни –  естественны, другие – объективны  и пока непреодолимы. Мы говорим  о психологическом дискомфорте,  когда ребенку неуютно от открытости  происходящего, от того, что его  не понимают товарищи и учителя,  не принимают его индивидуальности, когда учительница несправедлива  («она меня не любит», «она ко  мне придирается») или сложна  по характеру, когда ребят дразнят,  когда «достает» расслоение на  «богатых» и «бедных», когда в  классе презирают тех, кто хочет  хорошо учиться, когда честный  ребенок не хочет участвовать  в коллективном прогуле… Чем  отличается круговая порука от  общественного мнения? Приходилось  ли вам переживать такие или  подобные трудности в школьные, а то и в студенческие годы? Как Вы их преодолевали самозащищаясь?  Кто Вам помогал, что помогало? Поразмышляйте над данными вопросами  в своем сочинении.  

      ® Блок самоконтроля

1. Что такое человек? Отметьте правильный, на Ваш взгляд, ответ:

   - конечный результат органической  эволюции на Земле;

   - цель, объект и субъект воспитания;

   - единственный носитель социальных  ценностей, духа и разума 

2. Что  такое личность?

   - индивидуальность человека;

   - социальная сущность человека, формируемая  в деятельности и общении;

   - выдающиеся люди, повлиявшие на  ход развития человечества

       

3. Как  основные биосоциальные характеристики  ребенка (пол, национальность, возраст)  влияют на деятельность педагога? 

4. Ф.  Аквинский называл женщину изуродованным  мужчиной, а Ш. Летурно писал,  что женщина была первым домашним  животным человека. В XX веке мы  наблюдаем другую крайность: общество стремится воспитать из девочки будущего специалиста больше, чем будущую мать или жену. Это правильно? Почему? Должна ли педагогика оставаться «бесполой»? 

Информация о работе Ребенок как объект и субъект педагогического процесса Развитие личности и воспитание