Ребенок как объект и субъект педагогического процесса Развитие личности и воспитание

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2011 в 19:10, реферат

Описание работы

Цели изучения:

- заложить и развить представления о взаимосвязи понятий «развитие личности» и «воспитание»;

- выработать умение оперировать этими и др. понятиями темы;

- провести анализ различных подходов к этим понятиям на культурологической основе.

Работа содержит 1 файл

Модуль 2 педагогика.docx

— 53.66 Кб (Скачать)
 
 

МОДУЛЬ 2.

      Тема: Ребенок как объект и субъект педагогического  процесса Развитие личности и воспитание. 

      ® Цели изучения:

      - заложить и развить представления  о взаимосвязи понятий «развитие   личности» и «воспитание»;

      - выработать умение оперировать  этими и др. понятиями темы;

      - провести анализ различных подходов  к этим понятиям на культурологической  основе. 

      ® Основные понятия темы:

личность; человек; индивид; индивидуальное развитие личности;  наследственность; среда; антропология; возрастные особенности развития;  периодизация  возрастного  развития; педагогическая коррекция; самовоспитание. 

      ® Рекомендуемая форма изучения : лекция, семинарское занятие 

      ® Основное содержание темы: 

      1. Ребенок как объект  и субъект  педагогического  процесса.

      Естественно, что в процессе воспитания центральной  фигурой является тот, кого воспитывают, воспитанник. Человек рождается  существом почти исключительно  биологическим. Общественным существом, способным вступать в отношения с другими людьми, он становится в процессе развития.

      Становление собственно человека в качестве общественного  существа, личности, обладающей сознанием, осознанно воспринимающей окружающий мир и воздействующей на него, связано исключительно с развитием в онтогенезе, причем в условиях общественного существования. Вне общества, без общения с людьми ребенок не может стать личностью, не может развиваться как человек. Это подтверждают время от времени примеры развития детей, попавших по каким-либо причинам в раннем возрасте в стаи животных и оставшихся живыми. Подтверждают это и примеры воспитания слепоглухонемых детей, которые лишены возможности естественного вступления в отношения с другими людьми из-за отсутствия развитых органов чувств, обеспечивающих основную гамму восприятия внешних воздействий, - зрения и слуха. Развитие этих детей фактически полностью определяется степенью компенсации этого недостатка воспитателями. При отсутствии этой компенсации слепоглухонемые дети как существа социальные фактически не развиваются.

      В связи с этим весьма актуальной становится проблема становления субъектности воспитанника в педагогическом процессе. Характер ответа на вопрос: «Когда индивид становится субъектом воспитания?» - в значительной мере выражает сущность теории и технологии воспитательной работы, определяет тип воспитательных отношений.

      Психологи отвечают на этот вопрос чаще всего  по аналогии с ответом на вопрос о человеке как личности: личностью  не рождаются, ею становятся в процессе воспитания, развития, общественной практики. С. Л. Рубинштейн утверждал, что человек становится субъектом в подлинном смысле слова, сознательно выделяющим себя из окружающего и соотносящегося с ним по мере развития общественной практики. Это представление о субъекте основано на содержании философского понятия субъекта как активно действующего, познающего, обладающего сознанием и волей человека. Для педагогики, оперирующей понятием не вообще субъекта, а субъекта воспитания, такое представление о нем оказывается слишком узким, не отражающим всю глубину отношений воспитанника с воспитателями, особенно в условиях гуманистического воспитания.

      Педагогика  как наука о развитии биологических, психических и социальных черт, сторон человеческой личности должна рассматривать проблему соотношения субъекта и объекта в воспитании с учетом всех этих сторон. С этой точки зрения сама способность человеческого организма к саморазвитию в соответствующих условиях (П.Ф.Каптерев) как генетически заданное свойство характеризует внутреннюю активность индивида, присущую ему с момента рождения, - именно активность человеческого организма, а не вообще живого существа. В соответствии с этим современная российская и мировая педагогика все больше рассматривает воспитанника как от природы деятельное, внутренне активное существо, обеспеченное необходимыми задатками и стимулами для саморазвития, а воспитание - как объективно-субъективный процесс саморазвития и самостановления детской личности в системе организованных и стихийных взаимодействий и отношений. Речь идет о природной субъектной активности индивида, формирующегося под воздействием потребностей, инстинктов, влечений, желаний, способностей, стремления к самопроявлению и самоутверждению.

      Признание изначальной субъектности воспитанника в воспитании подтверждается тремя фундаментальными основаниями: биологическим в виде генетически заданного свойства саморазвития, психологическим как признанием психическим своеобразия всякого психического и социальным в смысле неизбежного признания за каждым индивидом его особенного места в системе общественных отношений. Специфика конкретных социальных отношений и обусловленного ею основного типа воспитательной практики может быть направлена на подавление субъектности воспитанника. Однако полностью лишить его этого от природы данного свойства можно, лишь полностью исключив возможность использования им средств и форм человеческого существования.

      2. Изменения ребенка в процессе развития

      В отношении человека развитие - это процесс постепенного изменения его организма и психики в направлении от низших к высшим формам жизнедеятельности. Правда, развитие может быть направлено и в противоположную сторону - от высших к низшим формам. В этом случае речь идет о регрессе, деградации в отличие от прогресса, под которым подразумевается поступательное совершенствование. В своих рассуждениях мы все время будем иметь в виду именно прогресс, т.е. развитие по восходящей линии, на обеспечение которого направлены усилия воспитателей.

      В каких же отношениях развивается  человек? Прежде всего, что заметно  каждому, человек развивается физически. Изменяется (увеличивается) вес ребенка, его рост, причем наиболее интенсивно это происходит в первые годы его  жизни. Так, с момента рождения и  до поступления в школу его  рост увеличивается на 50-60 см, в последующие шесть лет - на 25-35 см, затем - на 18-23 см. Особенно интенсивно растет вес головного мозга: к семилетнему возрасту он увеличивается более чем в 3 раза и достигает примерно 94% веса головного мозга взрослого человека.

      Развивается человек и в физиологическом  отношении: совершенствуются по мере взросления физиологические процессы, протекающие в организме. Значительно усложняются и стабилизируются к концу школьного обучения кровообращение и пищеварение, процессы нервной деятельности. Особое значение имеют процессы, определяющие половое развитие и созревание.

      Значительные  изменения происходят и в психике  человека: изменяется скорость протекания психических процессов, формируется характер, развивается воля и др. Развиваются память и мышление детей: память - от механической к смысловой и логической, мышление - от конкретных (наглядных) ее форм к абстрактным, отвлеченно-теоретическим. Развиваются также воображение, внимание, эмоции, способности.

      Развитие  человека в социальном отношении  характеризуется главным образом  усложнением отношений с людьми, обществом в целом. Младенец вступает в очень простые отношения  почти исключительно с одним  человеком - матерью. Затем круг его общения расширяется. Характер взаимоотношений с окружающими людьми  изменяется, они становятся все более осознанными и разносторонними. Ребенок становится все в большей степени субъектом отношений: он не только воспринимает направленные на него воздействия, но и сам сознательно оказывает воздействия на окружающих с целью изменить свое положение. Начинается это в достаточно раннем возрасте, уже с первых месяцев жизни.

      В последующем ребенок включается в регулярные отношения в системе  собственно общественных связей: он становится членом коллектива детсадовской группы, потом идет в школу и помимо учебы выполняет там некоторые  общественные обязанности, от класса к  классу все более значительные и  усложняющиеся, готовясь к выбору и освоению профессии, полноправному участию в общественной жизни страны.

      3. Биологические и социальные факторы в развитии человека

      Вероятно, со времени осознания своего положения  в природе человеку интересно  было знать, почему люди неодинаковы. Почему рядом с проявляющими успех почти или даже во всем, рядом с одаренными в одной какой-то области всегда были весьма средние, ни в чем себя не проявляющие, заурядные люди? И можно ли добиться успехов каждому хотя бы в чем-то одном?

      Глубокое  научное исследование проблемы показывает, что за исключением случаев проявления особой одаренности результаты успешной деятельности в той или иной области искусства, науки, предпринимательства обусловлены комплексом факторов, среди которых важнейшими оказываются среда и воспитание.

      Один  из основоположников отечественной  генетики Н.П.Дубинин писал по этому поводу: «Сущность человека, его личностные качества, общественно-исторический прогресс, формирование нового человека - все это выходит за рамки биологического. ...Генетическая программа человека обеспечивает рождение индивидов с универсальным неспециализированным мозгом, функциональная система которого формируется условиями социального бытия».

      И тем не менее развитие ребенка  не всегда полностью обусловлено влиянием среды, воспитания и наследственности. Почему в одних и тех же условиях жизни, обучения и воспитания люди с одинаковой наследственностью вырастают разными? Почему в худших условиях явно не выдающиеся по природным задаткам люди нередко добиваются больших успехов в развитии, чем находящиеся в лучших условиях? И наконец, если наследственность, среда и воспитание определяют развитие человека, то в чем причина поступательного совершенствования человечества, человека вообще? Ведь среда и воспитание приспосабливают человека к существованию в имеющихся условиях, наследственность же фактически не изменяется, а тем не менее человек из пещер переселился в хижины, а затем во дворцы, начал осваивать космос. Изменились и внешний облик человека, его мышление, весь духовный мир. Изменил он и среду своего обитания, хотя в соответствии с идеей о развитии под влиянием среды, воспитания и наследственности этого не должно было быть.

      Это значит, что развитие человека определяется не только вышеуказанными факторами.

      3. Собственная преобразующая деятельность человека - важный фактор формирования личности

      Догадки о том, что развитие человека обусловлено  не только внешними по отношению к  нему факторами, высказывались очень  давно. Так, в XIV в. Данте утверждал в «Божественной комедии»:

      Естественно, чтоб смертный говорил,

      Но - так иль по-другому, это надо,

      Чтоб  не природа, а он сам решил.

      В середине XIX в. К. Маркс выдвинул положение о том, что человек развивается только в деятельности: только преобразуя окружающую действительность, человек совершенствует и свою собственную природу. В педагогике эту мысль высказал К. Д. Ушинский. Он пришел к убеждению, что человек сам принимает участие в образовании своего характера. Преодолевая ограничения свободы, участвуя в свободном труде, человек формирует себя.

      Таким образом, можно утверждать, что четвертым  фактором формирования личности является собственная преобразующая деятельность человека.

      В XX в. к такому же выводу приходят экзистенциалисты и сторонники необихевиоризма. Так, известный философ и писатель, лауреат Нобелевской премии А. Камю утверждал, что человек несводим целиком к истории и именно этим оправдано его существование в царстве природы.

      Лидер современного бихевиоризма Б. Скиннер, строящий свою теорию воспитания на системе  подкрепления, тоже утверждает. что  подлинно свободное поведение осуществляется в борьбе за свободу. Поведение не полностью определяется средой, на его формирование воздействует стремление человека оказывать влияние на социальную среду, изменять ее в соответствии со своими интересами.

      Для учебно-воспитательной практики установление фактора собственной преобразующей  деятельности имеет чрезвычайно  важное значение. Суть его можно сформулировать следующим образом: если воспитатель хочет воспитать ребенка, то он должен привлечь его к деятельности, которая совершенствует окружающую ребенка среду. Если к такой деятельности ребенок не будет привлекаться, то и воспитания в положительном смысле этого слова не будет.

      Таким образом, в числе факторов развития личности мы можем выделить наследственность, среду, воспитание и собственную деятельность человека. Среди них среда - явление многомерное. Прежде всего, это, конечно, социальная среда в широком смысле слова - общественно-экономические условия, общественно-государственный строй страны, в которой живет воспитуемый. Во-вторых, это микросреда - среда непосредственного общения ребенка: семья, в которой он живет, его друзья, школа. В-третьих, это географическая среда (схема 3).

Информация о работе Ребенок как объект и субъект педагогического процесса Развитие личности и воспитание