Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2011 в 19:10, реферат
Цели изучения:
- заложить и развить представления о взаимосвязи понятий «развитие личности» и «воспитание»;
- выработать умение оперировать этими и др. понятиями темы;
- провести анализ различных подходов к этим понятиям на культурологической основе.
-
анализ ключевого понятия в
теме сообщения на основе
- факты, ситуации, иллюстрирующие теоретические положения;
-
представление собственной
-
аргументация своей точки
- обобщение, выводы.
Используйте
при подготовке к семинару не только
доступные вам источники
®
Работа с понятиями
1. Установите иерархию следующих понятий: воспитание человека, развитие и формирование личности, социализация личности, развитие личности. Заполните схему.
2. Теперь проверьте себя, внимательно изучив следующую таблицу. Заполните ее.
Понятие | Общее | Различие |
Развитие - процесс количественных и качественных изменений в организме, психике, интеллектуальной и духовной сфере человека, обусловленный влиянием внешних и внутренних факторов. | ||
Формирование - процесс становления личности человека в результате объективного влияния наследственности, среди, целенаправленного воспитания и собственной активности личности. |
3.
Как Вы понимаете приведенное в Российской
педагогической энциклопедии высказывание
А. Г. Асмолова и А. В. Петровского: "Индивидом
рождаются. Личностью становятся. Индивидуальность
отстаивают"?
4. Раскройте суть приведенных в таблице закономерностей развития человека. Что в них является самым важным?
Закономерность развития человека | Суть закономерности |
Развитие человека - внутренне детерминированный процесс. | |
Развитие человека обусловлено социальной обстановкой. | |
Развитие человека обусловлено мерой его собственной активности | |
Развитие человека детерминировано типом его ведущей деятельности. | |
Развитие человека зависит от содержания и мотивов его деятельности. |
5. Назовите основные проблемы педагога, связанные с Чернобыльским следом.
6. Различные науки опираются на различную возрастную периодизацию. Заполните таблицу по примеру, данному в первой строке, сравните результаты, сделайте выводы.
В возрастной физиологии | В медицине | В педагогике | Ведущий тип деятельности |
Новорожденность
(первые 10 дней) |
Новорожденность
(первые 3-4 недели) |
Младенчество (от рождения до 1 года) | Эмоциональное общение со взрослыми |
Грудной
возраст
(10 дней – 1 год) |
Грудной ( младший ясельный) возраст (4 недели - 1 год) | … | … |
Раннее
детство
(1 - 3 года) |
Предшкольный (старший ясельный) возраст (1 -3 года) | … | … |
Первое
детство
(4 - 7 лет) |
Дошкольный
возраст
(3 - 7 лет) |
… | … |
Второе
детство
(8 12 лет) |
Младший школьный
возраст
(7 - 12 лет) |
… | … |
Подростковый
возраст
(13 - 15 лет) |
Подростковый
возраст
(13 - 15 лет) |
… | … |
Юношеский
возраст
( 17 – 21 год) |
Старший школьный
возраст
(16 - 18 лет) |
… | … |
Выводы: |
7. Прочитайте следующий литературный отрывок.
"Мальчики - люди и девочки - люди. Значит, между ними нет разницы.
Так говорят одни.
Так говорят другие.
И они спорят и никак не могут согласиться".
(Корчак Я. Правила жизни // Педагогическое наследие. - М., 1991. - С. 224).
А что думаете Вы? Внесите свое мнение в таблицу.
Особенности развития | У мальчиков | У девочек |
Физиологическое, физическое развитие |
||
Отношение к окружающим |
||
Отношение к себе |
® Работа с текстами
1.
Прочитайте текст, выделите
«Борис Никитин предложил пять
условий успешного развития
(Сергеева,
В.П. Классный руководитель в
современной школе / В.П. Сергеева.
– М., 2001. – С. 35 –37).
2. Современное воспитание - это воспитание личности.
Что такое личность? Существуют десятки определений этого слова, разработано великое множество теорий личности. Но вдумаемся, когда мы говорим о человеке: "Это личность!"? Прежде всего, мы отмечаем в личности неординарность, непохожесть на других. Личность выделяется в толпе, не может быть толпы личностей. С другой стороны, учителя часто говорят: "Сильный класс! Все - личности". Это значит обычно, что каждый мыслит по-своему и вообще - мыслит. Ведь мыслить, думать можно только по-своему, самостоятельно. Думать как все, т.е. пользоваться чужими мыслями, вовсе не значит думать. Личность несоединима с бездумностью.
Личность - человек, думающий самостоятельно. Это сказывается и на поведении его. Личность независима; у человека, которого мы называем личностью, как правило, независимый характер. С ним труднее, чем с другими, он не подчиняется нелепым, неразумным требованиям, он чаще идет на конфликт, он умеет отстоять себя, он обычно имеет свое мнение и сохраняет его. Но это не упрямец, не гордец - глупый человек личностью быть не может.
(Педагогический
манифест «От ученика к
Чем
отличаются житейское и научное
определение личности и что в
них общего?
3. Проблемно-аналитический материал для учебной дискуссии «Личность. Социальные и биологические факторы развития личности»:
1.
«В последнее время вошли в
моду... изощренные биологические
модели природы ребенка,
Другая концепция природы ребенка - понимание его как компьютерной системы: сознание и мозг рассматриваются как ее взаимосвязанные части. Ребенок - биологический компьютер, очень сложный, но ждущий своей очереди, чтобы получить соответствующую программу. А есть ли лучший путь программирования, чем использование других компьютеров? Каждый ребенок занят только со своим компьютером, он сидит и нажимает кнопки и клавиши, связывается с Центральным компьютером».
Ричардсон Г. Образование для свободы / Пер. с англ. - М, 1997.-С 40
2. «Воспитание может все» (К.А. Гельвеций)
3.
«Воспитание может сделать
4. «От всякого воспитания, друг мой, спасайся на всех парусах» (Вольтер).
5. «Все, чего мы не имеем при рождении и без чего не можем обойтись, ставши взрослыми, дается нам воспитанием» (Ж.-Ж. Руссо).
6.
«Воспитатель никогда не
7. «Человек не бывает от природы тем, кем он должен быть, поэтому он нуждается в эффективном образовании» (Канке, В.А. Миропонимание и этика ответственности. – Калуга: Издательский центр «Гриф», 2004. – С. 190).
8.
«Н.Х. Вессель, рассматривая
9.
«… Чем богаче деятельностная
основа существования индивида,
тем более широкие
10.
«Самое действенное и
11. «Унаследованное свойство есть природа субъекта; а природу гони в дверь – она влетит в окно». (П.Ф. Каптерев).