Ребенок как объект и субъект педагогического процесса Развитие личности и воспитание

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2011 в 19:10, реферат

Описание работы

Цели изучения:

- заложить и развить представления о взаимосвязи понятий «развитие личности» и «воспитание»;

- выработать умение оперировать этими и др. понятиями темы;

- провести анализ различных подходов к этим понятиям на культурологической основе.

Работа содержит 1 файл

Модуль 2 педагогика.docx

— 53.66 Кб (Скачать)

      - анализ ключевого понятия в  теме сообщения на основе теоретических  источников (учебные пособия, словари,  справочники и т.п.);

      - факты, ситуации, иллюстрирующие  теоретические положения;

      - представление собственной позиции  по проблеме;

      - аргументация своей точки зрения;

      - обобщение, выводы.

      Используйте при подготовке к семинару не только доступные вам источники информации, но и свой жизненный опыт, наблюдения.    

      ® Работа с понятиями 

      1. Установите иерархию следующих понятий: воспитание человека, развитие и формирование личности, социализация личности, развитие личности.  Заполните схему.

        
 
 
 

      2. Теперь проверьте себя, внимательно изучив следующую таблицу. Заполните ее.

Понятие Общее Различие
Развитие - процесс количественных и качественных изменений в организме, психике, интеллектуальной и духовной сфере  человека, обусловленный влиянием внешних  и внутренних факторов.    
Формирование - процесс становления личности человека в результате объективного влияния  наследственности, среди, целенаправленного  воспитания и собственной активности личности.    
 

      3. Как Вы понимаете приведенное в Российской педагогической энциклопедии высказывание А. Г. Асмолова и А. В. Петровского: "Индивидом рождаются. Личностью становятся. Индивидуальность отстаивают"? 

      4. Раскройте суть приведенных в таблице закономерностей развития человека. Что в них является самым важным?

Закономерность  развития человека Суть  закономерности
Развитие  человека - внутренне детерминированный  процесс.  
Развитие  человека обусловлено социальной обстановкой.  
Развитие  человека обусловлено мерой его  собственной активности  
Развитие  человека детерминировано типом  его ведущей деятельности.  
Развитие  человека зависит от содержания и  мотивов его деятельности.  
 

      5. Назовите основные проблемы педагога, связанные с Чернобыльским следом.

      6. Различные науки опираются на различную возрастную периодизацию. Заполните таблицу по примеру, данному в первой строке, сравните результаты, сделайте выводы.

В возрастной физиологии В медицине В педагогике Ведущий тип деятельности
Новорожденность

(первые 10 дней)

Новорожденность

(первые 3-4 недели)

Младенчество (от рождения до 1 года) Эмоциональное общение со взрослыми
Грудной возраст 

(10 дней  – 1 год)

Грудной ( младший  ясельный) возраст  (4 недели - 1 год)
Раннее  детство 

(1 - 3 года)

Предшкольный (старший  ясельный) возраст  (1 -3 года)
Первое  детство 

(4 - 7 лет)

Дошкольный  возраст

(3 - 7 лет)

Второе  детство 

(8 12 лет)

Младший школьный возраст

(7 - 12 лет)

Подростковый  возраст 

(13 - 15 лет)

Подростковый  возраст

(13 - 15 лет)

Юношеский возраст 

( 17 –  21 год)

Старший школьный возраст

(16 - 18 лет)

Выводы:  
 

      7. Прочитайте следующий литературный отрывок.

            "Мальчики - люди и девочки - люди. Значит, между ними нет разницы.

            Так говорят одни.

  • Неправда. Девочки спокойнее, послушнее, порядочнее, прилежнее, деликатнее.

      Так говорят другие.

  • …Мальчики веселые, не наскучат, они не обижаются, искреннее, больше их все занимает, легче убедить.
  • У девочек сердце мягче.
  • Вовсе нет, мальчик охотнее поможет, услужит.

            И они спорят и никак не  могут согласиться".

        (Корчак Я. Правила  жизни // Педагогическое  наследие. - М., 1991. - С. 224).

      А что думаете Вы? Внесите свое мнение в таблицу.

Особенности развития У мальчиков У девочек
 
Физиологическое,  физическое развитие
   
 
Отношение к окружающим
   
 
Отношение к себе
   
 

      ® Работа с текстами

      1.  Прочитайте текст, выделите его  главную мысль.

        «Борис Никитин предложил пять  условий успешного развития ребенка:

  • первое условие успешного развития – раннее начало;
  • второе важное условие, насколько это возможно, - заранее окружить ребенка такой средой отношений, которые бы стимулировали самую разнообразную его творческую деятельность;
  • третье, чрезвычайно важное, условие успешного развития вытекает из самого характера творческого процесса, который требует максимального напряжения сил. Способности развиваются тем успешнее, чем в своей деятельности человек добирается до «потолка» своих возможностей и постепенно поднимает этот «потолок» все выше и выше;
  • четвертое условие: ребенку надо предоставлять большую свободу в выборе деятельности, в чередовании дел, в продолжительности занятий, в выборе способов работы и т.д.;
  • обязательное выполнение пятого условия: ненавязчивой, умной, доброжелательной помощи взрослых. Самое сложное здесь, пожалуй, заключается в том, чтобы не превращать свободу в безнаказанность, а помощь – в подсказку».

      (Сергеева, В.П. Классный руководитель в  современной школе / В.П. Сергеева. – М., 2001. – С. 35 –37). 

     2. Современное воспитание - это воспитание  личности.

     Что такое личность? Существуют десятки  определений этого слова, разработано  великое множество теорий личности. Но вдумаемся, когда мы говорим о человеке: "Это личность!"? Прежде всего, мы отмечаем в личности неординарность, непохожесть на других. Личность выделяется в толпе, не может быть толпы личностей. С другой стороны, учителя часто говорят: "Сильный класс! Все - личности". Это значит обычно, что каждый мыслит по-своему и вообще - мыслит. Ведь мыслить, думать можно только по-своему, самостоятельно. Думать как все, т.е. пользоваться чужими мыслями, вовсе не значит думать. Личность несоединима с бездумностью.

     Личность - человек, думающий самостоятельно. Это  сказывается и на поведении его. Личность независима; у человека, которого мы называем личностью, как правило, независимый характер. С ним труднее, чем с другими, он не подчиняется нелепым, неразумным требованиям, он чаще идет на конфликт, он умеет отстоять себя, он обычно имеет свое мнение и сохраняет его. Но это не упрямец, не гордец - глупый человек личностью быть не может.

     (Педагогический  манифест «От ученика к личности»// Первое сентября. – 1996. - № 83. –  С.1)

Вопрос  к тексту:

     Чем отличаются житейское и научное  определение личности и что в  них общего?  

     3. Проблемно-аналитический материал для учебной дискуссии «Личность. Социальные и биологические факторы развития личности»:

     1. «В последнее время вошли в  моду... изощренные биологические  модели природы ребенка, которые  оказывают значительное влияние  на систему образования. Ребенок  так же, как и взрослый человек,  есть некое сочетание сложных  механизмов. Это – юное подобие  "голой обезьяны". Как и голуби, и крысы в опытах Скиннера, дети могут быть приучены реагировать  на стимулы так, как того хочет экспериментатор. Акцент делается на поведенческом аспекте, а не на интеллекте (в этой теории предполагается, что интеллекта у ребенка нет вообще, а обучение должно быть направлено на изменение поведения).

     Другая  концепция природы ребенка - понимание  его как компьютерной системы: сознание и мозг рассматриваются как ее взаимосвязанные части. Ребенок - биологический компьютер, очень сложный, но ждущий своей очереди, чтобы получить соответствующую программу. А есть ли лучший путь программирования, чем использование других компьютеров? Каждый ребенок занят только со своим компьютером, он сидит и нажимает кнопки и клавиши, связывается с Центральным компьютером».

     Ричардсон Г. Образование для свободы / Пер. с англ. - М, 1997.-С 40

     2. «Воспитание может все» (К.А. Гельвеций)

     3. «Воспитание может сделать многое, но оно не безгранично. С  помощью прививок можно заставить  дикую яблоню давать садовые  яблоки, но никакое искусство  садовника не сможет заставить  приносить ее желуди». (В.Г. Белинский).

     4. «От всякого воспитания, друг  мой, спасайся на всех парусах» (Вольтер).

     5. «Все, чего мы не имеем при  рождении и без чего не можем  обойтись, ставши взрослыми, дается  нам воспитанием» (Ж.-Ж. Руссо).

     6. «Воспитатель никогда не добьется  того, чтобы на дикой яблоне  росли персики, но он может  достигнуть того, что яблоки этого  дерева будут сладки» (У. Гарвей).

     7. «Человек не бывает от природы  тем, кем он должен быть, поэтому  он нуждается в эффективном  образовании» (Канке, В.А. Миропонимание  и этика ответственности. –  Калуга: Издательский центр «Гриф», 2004. – С. 190).

     8. «Н.Х. Вессель, рассматривая ребенка  как «субъект» и «объект» педагогического  воздействия, отмечал, что в  первом случае большее значение  имеет его наследственность, а  во втором – воспитание. Причем  сама среда выступает условием  как раскрытия и совершенствования  наследственных способностей, так  и подавления нежелательных наклонностей  с помощью продуманного воспитания»  (Баркова Н.Н. Понятие «личность»  в российской педагогике// Педагогика. - №3. – 2002. – С. 76.)

     9. «… Чем богаче деятельностная  основа существования индивида, тем более широкие потенциальные  возможности открываются для  формирования его как личности». (Мошкова Г.Ю. Биографический метод  и творческая личность ученого// Вопросы психологии. – 1994. - №2. –  С. 136).

     10. «Самое действенное и плодотворное  воспитание, - писал П.П. Блонский, - такое, которое обращается к  собственным силам воспитываемой  личности , действует на последнюю  не посредством внешнего воздействия,  но, так сказать, изнутри».

     11. «Унаследованное свойство есть  природа субъекта; а природу гони  в дверь – она влетит в  окно». (П.Ф. Каптерев).

Информация о работе Ребенок как объект и субъект педагогического процесса Развитие личности и воспитание