Реализация технологии проблемного обучения в школьном курсе информатики

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2012 в 13:23, курсовая работа

Описание работы

Современное общество предъявляет серьезные требования к качеству образования молодого поколения: владение различными способами деятельности (познавательной, творческой), умение ориентироваться в огромном информационном потоке, обладание способностью к самостоятельному конструированию своих знаний, умение критически мыслить, владение навыками коллективного труда и т.д. Все эти способности трудно развивать, используя только обычную фронтальную форму проведения уроков.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ
1.1. Общая характеристика проблемного обучения
1.2. Классификационные параметры технологии проблемного обучения
2. ТЕХНОЛОГИЯ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ
2.1. Общая характеристика технологии проблемного обучения на уроках информатики
2.2. Компоненты, предпосылки и особенности применения технологии проблемного обучения
2.3. Необходимые условия и методические приемы создания проблемных ситуаций
2.4. Формы реализации проблемного обучения на уроках информатики
2.5. Методический прием «деловая игра», используемый при реализации технологии проблемного обучения на уроках информатики
2.6. Развитие познавательного интереса при реализации технологии проблемного обучения
2.7. Схема организации урока информатики в форме проблемного обучения
2.8. Описание модели проблемно-блокового урока
2.9. Пример урока с использованием технологии проблемного обучения
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Работа содержит 1 файл

Готово.docx

— 54.79 Кб (Скачать)

 

  

    1. Описание  модели проблемно-блокового  урока
 

  1-й  блок урока. Проблемная задача  №1. Цель – актуализация знаний  и умений учащихся. Учащиеся ищут пути решения проблемной задачи, используя текст проблемной статьи. Учитель повторно предлагает проблемную задачу №1, но дидактическая цель этого задания изменяется, важно осознание и осмысление блока новой учебной информации, которые осуществляются в процессе дискуссии по решению задачи. Затем учитель снова предлагает проблемную задачу №1, но поскольку учащиеся уже знают пути решения проблемы, то дидактическая цель предполагает закрепить в памяти учащихся ход решения проблемной задачи, поэтому, проговаривая решение уже известной проблемы, учащиеся осваивают способ решения проблемной ситуации.

  Заканчивая  работу над проблемной задаче №1, учитель  вместе с учащимися делает вывод, который записывается в рабочей  тетради.

  2-й  блок урока. Проблемная задача  №2. Алгоритм взаимодействия учителя  и учащихся повторяется, но  в процессе решения задачи  учащиеся работают с другим  источником информацию. Если в  первом случае в качестве источника  использовался текст учебника, то  при решении второй задачи  информация поступает от учителя в устной форме.

  3-й  блок урока. Проблемная задача  №3. Алгоритм взаимодействия учителя  и учащихся снова повторяется,  изменяется источник информации: это может быть наблюдение, материал  научно-популярной литературы, видеоряд, схематическая или другие виды наглядности.

  Обязательное  условие успешной самостоятельной  работы школьников – обратная связь, которая осуществляется по ходу урока, создаёт условия для осознания логики решения проблемного задания, поскольку в данной модели урока в процессе обратной связи воспроизводится ответ уже решённой проблемной задачи. Следовательно, средние и слабые ученики могут осмыслить и осознать путь решения проблемной задачи и потренировать себя, подготовить к решению нового проблемного задания. 

    1. Пример  урока с использованием технологии проблемного  обучения
 

  Тема: Текстовая информация, текстовый редактор.

  Цели урока:

  Образовательная: формирование представления о понятии текстовой информации и назначении текстового редактора.

  Развивающие: развитие логического мышления, умения обобщать, сопоставлять и применять полученные знания на практике, развитие познавательного интереса учащихся.

  Воспитательные: воспитание самостоятельности в суждениях, упорства в достижении цели, воспитание внимание.

  Тип урока: Изучение и первичное закрепление новых знаний.

  Структура урока:

  1. Организация начала занятия.
  2. Подготовка к основному этапу занятия.
  3. Усвоение новых знаний и способов деятельности.
  4. Первичная проверка понимания
  5. Физкультминутка.
  6. Подведение итогов.
  7. Рефлексия.

  ХОД УРОКА

  1. Организация начала занятия. Учитель: Здравствуйте, присаживайтесь. Кто отсутствует сегодня на уроке?
  2. Подготовка к основному этапу занятия. Учитель: Любому человеку приходится много сил и времени затрачивать на различные записи. Вы, например, записываете в тетради объяснение учителя, выполнение домашнего задания. Все это – текстовая информация.
  3. Усвоение новых знаний и способов деятельности. Учитель: Программы, предназначенные для работы с текстом, называются текстовыми редакторами. Они бывают разные. Мы с вами сегодня познакомимся с текстовым редактором WordPad. Каждая программа обладает определенным назначением. У каждой программы есть свои определенные функции. Встает вопрос: “Как или откуда Вы можете узнать об этих функциях?” (Выслушиваются варианты ответов учащихся (учащиеся работают в парах). Из предлагаемых ответов учащимся дается задание самим сформулировать функции текстового процессора (проблемная ситуация: учащиеся еще не знают функций текстового процессора), при этом раздаются карточки каждой паре и представляется задание в электронном виде, при помощи которого ученики могут принять предложения либо отказаться от них). Пример карточки:
 
     
  Функции текстового процессора:
  1.   4.
  2.   5.
  3.   

  1. Первичная проверка понимания. В процессе выполнения практического задания учащиеся самостоятельно записывают функции в карточки.
  2. Физкультминутка.

  Раз — подняться, потянуться

  Раз — подняться, потянуться,

  Два — нагнуть, разогнуться,

  Три — в ладоши, три хлопка,

  Головою три кивка.

  На  четыре — руки шире,

  Пять  — руками помахать,

  Шесть — на место сесть опять…

  1. Подведение итогов. Учитель: Какие функции текстового редактора WordPad вы себе отметили?
  2. Рефлексия. Карточки (подчеркнуть подходящее). Урок:

  не  устал / устал

  понятен / не понятен

  полезен / бесполезен

  интересен / скучен

  легкий / трудный

  интересно / не интересно 

  ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

  Познавательные  процессы эффективно развиваются лишь при такой организации обучения, при которой школьники включаются в активную поисковую деятельность. Поиск нового составляет основу развития воли, внимания, памяти, воображения, мышления.

  Эффективным средством обучения и развития является организация учебных исследований, цель которых состоит в том, чтобы  помочь учащимся открыть новые знания и способы деятельности, углубить и систематизировать изученное.

  Подробный разбор способов задач является хорошим  подспорьем для того, чтобы освежить в памяти пройденный материал. Накопившиеся знания не будут лежать мертвым грузом, их постоянно нужно использовать. Использование же этих знаний на практике является творческой работой.

  При такой работе над задачей формируется  логическое мышление учащихся, развивается  интуиция, систематизируются знания, расширяется общеобразовательный кругозор, накапливается полезный опыт. Учащиеся овладевают основными методами решения задач, составляющими важную часть многих эвристических алгоритмов, учатся рационально планировать поиск решения задачи, выполнять полезные преобразования условия задачи.

  Преимущества проблемного обучения:

  • самостоятельное добывание знаний путем собственной творческой деятельности;
  • высокий интерес к учебному труду;
  • развитие продуктивного мышления;
  • прочные и действенные результаты обучения.

  При всех достоинствах проблемного обучения оно не является универсальным, и потому не следует его противопоставлять традиционному репродуктивному обучению – речь должна идти о гармоническом их сочетании.

 

  

  СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

    1. Селевко Г.К. Педагогические технологии на основе активизации, интенсификации и эффективного управления УВР. - М.: НИИ школьных технологий, 2005
    2. Смирнов С.Д. Педагогика и психология высшего образования: От деятельности к личности: Учебн. Пособие для студент. Высш. Учеб. Заведений / Сергей Дмитриевич Смирнов. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательский центр «Академия», 2005
    3. Газета «Информатика»/Издательский дом "Первое сентября".- Москва, 2010. – Режим доступа: http://inf.1september.ru/. – Дата доступа: 14.11.2010 

УЧРЕЖДЕНИЕ  ОБРАЗОВАНИЯ

«БЕЛОРУССКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ

УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ МАКСИМА ТАНКА» 

ОТЗЫВ

о курсовой работе

*_________________________________________________________________

(наименование  темы)

*_________________________________________________________________

Автор таботы*____________________________________________________

                                             (фамилия, имя, отчество студента)

Специальность*___________________________________________________

Содержание  отзыва

__________________________________________________________________ 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Руковолитель

*____________________           *_______________________________________

(ученая  степень, звание)                             (Фамилия, имя, отчество)

                                                     «___»_________________201…г.__________


Информация о работе Реализация технологии проблемного обучения в школьном курсе информатики