Реализация технологии проблемного обучения в школьном курсе информатики

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2012 в 13:23, курсовая работа

Описание работы

Современное общество предъявляет серьезные требования к качеству образования молодого поколения: владение различными способами деятельности (познавательной, творческой), умение ориентироваться в огромном информационном потоке, обладание способностью к самостоятельному конструированию своих знаний, умение критически мыслить, владение навыками коллективного труда и т.д. Все эти способности трудно развивать, используя только обычную фронтальную форму проведения уроков.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ
1.1. Общая характеристика проблемного обучения
1.2. Классификационные параметры технологии проблемного обучения
2. ТЕХНОЛОГИЯ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ
2.1. Общая характеристика технологии проблемного обучения на уроках информатики
2.2. Компоненты, предпосылки и особенности применения технологии проблемного обучения
2.3. Необходимые условия и методические приемы создания проблемных ситуаций
2.4. Формы реализации проблемного обучения на уроках информатики
2.5. Методический прием «деловая игра», используемый при реализации технологии проблемного обучения на уроках информатики
2.6. Развитие познавательного интереса при реализации технологии проблемного обучения
2.7. Схема организации урока информатики в форме проблемного обучения
2.8. Описание модели проблемно-блокового урока
2.9. Пример урока с использованием технологии проблемного обучения
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Работа содержит 1 файл

Готово.docx

— 54.79 Кб (Скачать)

  УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

  «БЕЛОРУССКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ  ИМЕНИ МАКСИМА  ТАНКА»  

  Кафедра информатики и  основ электроники 
 
 
 
 

  КУРСОВАЯ  РАБОТА 

  РЕАЛИЗАЦИЯ ТЕХНОЛОГИИ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ В

  ШКОЛЬНОМ  КУРСЕ ИНФОРМАТИКИ  
 
 

    Специальность Физика. Информатика 
 
 
 

  Автор работы

  студентка 5 курса

  501 группы                                  _____________           Е.Т. Скуратович

  (подпись) 
 
 

  Руководитель

  ст. преподаватель                        _____________            С.В. Вабищевич

  (подпись) 
 
 
 
 
 

  Минск 2010 

     ОГЛАВЛЕНИЕ

ОГЛАВЛЕНИЕ 2

ВВЕДЕНИЕ 3

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ 4

1.1. Общая характеристика проблемного обучения 4

1.2. Классификационные параметры технологии проблемного обучения 6

2. ТЕХНОЛОГИЯ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ 7

2.1. Общая характеристика технологии проблемного обучения на уроках информатики 7

2.2. Компоненты, предпосылки и особенности применения технологии проблемного обучения 8

2.3. Необходимые условия и методические приемы создания проблемных ситуаций 9

2.4. Формы реализации проблемного обучения на уроках информатики 10

2.5. Методический прием «деловая игра», используемый при реализации технологии проблемного обучения на уроках информатики 12

2.6. Развитие познавательного интереса при реализации технологии проблемного обучения 14

2.7. Схема организации урока информатики в форме проблемного обучения 15

2.8. Описание модели проблемно-блокового урока 16

2.9. Пример урока с использованием технологии проблемного обучения 17

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 19

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 20 

 

  

  ВВЕДЕНИЕ

 

  Современное общество предъявляет серьезные  требования к качеству образования молодого поколения: владение различными способами деятельности (познавательной, творческой), умение ориентироваться в огромном информационном потоке, обладание способностью к самостоятельному конструированию своих знаний, умение критически мыслить, владение навыками коллективного труда и т.д. Все эти способности трудно развивать, используя только обычную фронтальную форму проведения уроков.

  При решении задач ученики сталкиваются с проблемными ситуациями, явно или  смутно осознаваемыми. Во время работы над задачей в подборе материала  активно используется наблюдение, выдвигаются  гипотезы, идет экспериментальная их проверка, разрешается интерес, проблемность ситуации.

  Цель  данной работы: описание содержания и сущности, форм и методов теории организации процесса проблемного обучения; опровержение ошибочного предположения, что чем подробнее учитель дает материал, тем интересней его слушать.

 

  

  1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМНОГО  ОБУЧЕНИЯ
    1. Общая характеристика проблемного  обучения
 

  История проблемного обучения начинается  с введения так называемого исследовательского метода.

  На  основе обобщения практики и анализа  результатов теоретических исследований можно дать определение проблемному обучению: проблемное обучение – это тип развивающего обучения, в котором сочетаются систематическая самостоятельная поисковая деятельность учащихся с усвоением ими готовых выводов науки, а система методов построена с учетом целеполагания и принципа проблемности; процесс взаимодействия преподавания и учения ориентирован на формирование у учащихся их познавательной самостоятельности, устойчивых мотивов учения и мыслительных (включая творческие) способностей  в ходе усвоения ими научных понятий и способов деятельности, детерминированного системой проблемных ситуаций.

  Исходя  из задачи общеобразовательной школы  и на основе выводов из сравнения традиционного типа обучения с проблемным, можно сформулировать основные функции проблемного обучения. Они делятся на общие и специальные. Общие функции проблемного обучения:

  1) усвоение учениками системы знаний  и способов умственной и практической деятельности;

  2) развитие познавательной самостоятельности  и творческих способностей учащихся;

  3) формирование диалектико-материалистического  мышления школьников;

  4) формирование всесторонне развитой  личности.

  Специальные функции проблемного обучения:

  1) воспитание навыков творческого  усвоения знаний (применение логических приемов или отдельных способов творческой деятельности);

  2) воспитание навыков творческого  применения знаний (применение усвоенных знаний в новой ситуации) и умения решать учебные проблемы;

  3) формирование и накопление опыта  творческой деятельности (овладение  методами научного исследования, решения практических проблем  и художественного отображения действительности);

  4) формирование мотивов обучения, социальных, нравственных и познавательных потребностей.

  Исходя  из идеи развития познавательной самостоятельности  учащихся, все разновидности современного урока на основе принципа проблемности делятся на проблемные и не проблемные.

  С точки зрения внутренней специфики  проблемным следует считать урок, на котором учитель преднамеренно  создает проблемные ситуации и организует поисковую деятельность учащихся по самостоятельной постановке учебных  проблем и их решению или сам  ставит проблемы и решает их, показывая  учащимся логику движения мысли в поисковой ситуации.

  Внешним показателем проблемного урока является его комплексность, синтетичность.

  Поскольку показателем проблемности урока  является наличие в его структуре этапов поисковой деятельности, то естественно, что они и представляют внутреннюю часть структуры проблемного урока:

  1. возникновение проблемной ситуации и постановка проблемы;
  2. выдвижение предположений и обоснование гипотезы;
  3. доказательство гипотезы;
  4. проверка правильности решения проблемы.

  Таким образом, структура проблемного  урока, в отличие от структуры  не проблемного, имеет элементы логики познавательного процесса (логики продуктивной мыслительной деятельности), а не только внешней логики процесса обучения. Структура проблемного урока, представляющая собой сочетание внешних и внутренних элементов процесса обучения, создает возможности управления самостоятельной учебно-познавательной деятельностью ученика.

  Особенно  это относится к проблемам  информатики.

 

  

    1. Классификационные параметры технологии проблемного обучения
 

     Таблица 1

  По  уровню применения    общепедагогическая.
  По  философской основе    прагматическая + приспосабливающаяся.
  По  основному фактору развития    биогенная (по Дьюи) + социогенная + психогенная.
  По  концепции усвоения    ассоциативно-рефлекторная + бихевиористская.
  По  ориентации на личностные структуры    1) ЗУН + 2) СУД.
  По  характеру содержания    обучающая, светская, общеобразовательная, гуманистическая + технократическая, проникающая.
  По  типу управления    система малых групп.
  По  организационным формам    групповая, академическая + клубная.
  По  подходу к ребенку    свободное воспитание.
  По  преобладающему методу    проблемная.
  По  направлению модернизации    активизация и интенсификация деятельности учащихся.
  По  категории обучающихся    массовая, все категории.

 

  

  1. ТЕХНОЛОГИЯ  ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ
    1. Общая характеристика технологии проблемного обучения на уроках информатики
 

  На уроках информатики складывается благоприятная атмосфера для введения элементов проблемного обучения, так как проблемным способом целесообразно изучать такой материал, который содержит причинно-следственные связи и зависимости, который направлен на формирование понятий, законов и теорий.

  Понятия «интересно» и «легко» - совершенно не совпадающие понятия, и сделать  преподавание интересным совсем не означает сделать его легким. Наоборот, учет этого условия требует такой организации работы, при которой мысль учащихся держится в напряжении, а успешное преодолении трудностей укрепляет уверенность его в своих силах. Подробное объяснение материала исключает возможность самостоятельной мыслительной деятельности обучаемых, а создание проблемных ситуаций способствует их включению в поиск правильного мышления и активизирует учебно-познавательный процесс. Постановка на уроке проблемных вопросов, формирование у обучаемых умения доказывать и обосновывать свои суждения способствует активизации мыслительной, исследовательской деятельности, что обусловливает развитие познавательного интереса к информатике. Чаще всего на уроках информатики, чтобы заинтересовать обучаемых новой проблемой и вызвать познавательный интерес, используются необычные задания.

 

  

    1. Компоненты, предпосылки и особенности применения технологии проблемного обучения
 

  Компоненты  проблемных ситуаций на уроках информатики 

  Среди компонентов проблемных ситуаций на уроках информатики можно выделить следующие:

  а) потребность учащегося в новом  знании или способе действия (“хочу  узнать…, научиться…”);

  б) неизвестное знание, которое учащийся должен усвоить;

  в) известные знания и сформированные умения (могу сам), усвоенные в ходе ранее. 

  Особенности содержания 

  Ни  слишком трудная, ни слишком легкая познавательная задача не создает проблемной ситуации для учеников. Проблемная ситуация включает в себя положение, содержащее противоречие и не имеющее однозначного решения; особое психологическое состояние познающей личности, характеризующееся возникновением познавательной потребности:

Информация о работе Реализация технологии проблемного обучения в школьном курсе информатики