Реализация технологии проблемного обучения в школьном курсе информатики

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2012 в 13:23, курсовая работа

Описание работы

Современное общество предъявляет серьезные требования к качеству образования молодого поколения: владение различными способами деятельности (познавательной, творческой), умение ориентироваться в огромном информационном потоке, обладание способностью к самостоятельному конструированию своих знаний, умение критически мыслить, владение навыками коллективного труда и т.д. Все эти способности трудно развивать, используя только обычную фронтальную форму проведения уроков.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ
1.1. Общая характеристика проблемного обучения
1.2. Классификационные параметры технологии проблемного обучения
2. ТЕХНОЛОГИЯ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ
2.1. Общая характеристика технологии проблемного обучения на уроках информатики
2.2. Компоненты, предпосылки и особенности применения технологии проблемного обучения
2.3. Необходимые условия и методические приемы создания проблемных ситуаций
2.4. Формы реализации проблемного обучения на уроках информатики
2.5. Методический прием «деловая игра», используемый при реализации технологии проблемного обучения на уроках информатики
2.6. Развитие познавательного интереса при реализации технологии проблемного обучения
2.7. Схема организации урока информатики в форме проблемного обучения
2.8. Описание модели проблемно-блокового урока
2.9. Пример урока с использованием технологии проблемного обучения
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Работа содержит 1 файл

Готово.docx

— 54.79 Кб (Скачать)

  1) Проблемная ситуация побуждает  его искать новый способ объяснения  или действия.

  2) Ученик не может достичь цели  с помощью известных ему (из  ранее изученных) способов действия.

  3) Интеллектуальное затруднение, которое  возникает у ученика, когда  он не знает, как объяснить  какое-либо явление, факт, процесс  действительности и как действовать  при этом.

  4) Проблемная ситуация создается  проблемным формулированием вопросов, задач, заданий, заданий поискового  характера.

  Ребенок усваивает материал, не просто слушая или воспринимая органами чувств, а как результат удовлетворения возникшей у него потребности  в знаниях, являясь активным субъектом своего обучения.

 

  

    1. Необходимые условия и методические приемы создания проблемных ситуаций
 

  Методические приемы создания проблемных ситуаций:

  • подведение учащихся к противоречию и предложение им самим найти способ его разрешения;
  • изложение различных точек зрения на один и тот же вопрос;
  • предложение классу рассмотреть задачу с различных позиций;
  • сравнение, обобщение, выводы из ситуации, сопоставление фактов;
  • постановка конкретных вопросов (на обобщение, обоснование, конкретизацию, логику рассуждения);
  • определение проблемных теоретических и практических задания (например, исследовательские);
  • постановка проблемной задачи (например, с недостаточными или избыточными исходными данными, с неопределенностью в постановке вопроса, с противоречивыми данными, с заведомо допущенными ошибками, с ограниченным временем решения).

  Для реализации проблемной технологии необходимы:

  • отбор самых актуальных, сущностных задач;
  • определение особенностей проблемного обучения в различных видах учебной работы;
  • построение оптимальной системы проблемного обучения, создание учебных и методических пособий и руководств;
  • личностный подход и мастерство учителя, способные вызвать активную познавательную деятельность ребенка.

 

  

    1. Формы реализации проблемного обучения на уроках информатики
 

  Проблемно – поисковая (исследовательская) педагогическая технология 

  Проблемно - поисковая технология в обучении включает в себя создание особого пространства учебной деятельности, в котором ученик в учебном процессе совершает субъективное открытие закономерности; осваивает способ познания и механизм приобретения новых знаний о действительности.

  Технологические приемы организации учебного процесса при использовании проблемно-поисковой технологии:

  а) создать  в пространстве деятельности ученика  значимую для него проблемную ситуацию;

  б) наполнить  проблемную ситуацию противоречивостью  в состоянии исследуемого объекта и создать условия для осознания этого противоречия учеником как проблемы;

  в) сформулировать задачу продуктивного (или творческого) типа, вытекающую из осознанной учеником проблемы.

  Результативность  можно оценить с помощью критериев:

  а) наличие  у ученика положительного мотива к деятельности в проблемной ситуации (“Хочу разобраться, хочу попробовать свои силы, хочу убедиться смогу ли разрешить эту ситуацию…);

  б) наличие  у учащихся положительных изменений  в эмоционально - волевой сфере (“Испытываю радость, удовольствие от деятельности, мне это интересно, могу с усилием воли концентрировать свое внимание…”);

  в) переживание  учащимися субъективного открытия (“Я сам получил этот результат, я сам справился с этой проблемой, я вывел закон…”);

  г) осознание  учеником усвоения нового как личностной ценности (“Лично мне это нужно, мне важно научиться решать эти ситуации, мне будут эти знания нужны…”). 

  Проблемно-развивающая  технология 

  Проблемно-развивающее  обучение - это современный уровень  развития дидактики информатики. Оно является эффективным средством общего развития учащихся.

    Проблемным оно называется не  потому, что весь учебный материал  учащиеся усваивают только путем самостоятельного решения проблем и открытия новых понятий. Поскольку вся система методов при этом направлена на общее развитие школьника, его индивидуальных способностей, проблемное обучение является подлинно развивающим обучением.

   Развитие учащихся во многом зависит от той деятельности, которую они выполняют в процессе обучения - репродуктивной или продуктивной (творческой). Только тогда, когда учебная деятельность, направленная на овладение основами наук и на развитие личностных качеств, сформирована на более высоком уровне, начинает ярко проявляться ее творческая сторона.

  Творческая  деятельность ученика, направленная на творческое понимание усваиваемого материала и порождение новых  способов действия, ее развития зависит  от наличия трех составляющих мышления:

  - высокий  уровень сформированности элементарных  мыслительных операций: анализа и синтеза, сравнения, аналогии, классификации;

  - высокий  уровень активности, проявляющийся  в выдвижении множества гипотез, вариантов решений, нестандартных идей;

  - высокий  уровень организованности и целенаправленности  мышления, проявляющихся в выделении существенного в явлениях, осознании собственных способов мышления.

  Сформированность  этих качеств мышления позволит преодолеть трудности в овладении учебным  материалом и приведет к развитию творческой личности учащегося.

  Таким образом, задача учителя сводится к формированию указанных компонентов мышления.

 

  

    1. Методический прием «деловая игра», используемый при реализации технологии проблемного обучения на уроках информатики
 

  Технология  деловой игры состоит из следующих этапов.

  Таблица 2

  Этап  подготовки   Разработка  игры

   - разработка  сценария 

   - план, описание игры

   - подготовка  материального обеспечения 

  Ввод в  игру

   - постановка  проблемы, целей

   - условия,  инструктаж 

   - регламент,  правила

   - распределение  ролей, формирование групп

   - консультации

  Этап  проведения   Групповая работа над заданием

   - работа с источниками

   - тренинг 

   - мозговой  штурм 

   - работа  с игротехником 

  Межгрупповая 

   - выступления  групп 

   - дискуссия 

   - защита  результатов

   - работа  экспертов

  Этап  анализа и обобщения    - вывод  из игры 

   - анализ, рефлексия 

   - оценка  и самооценка работы 

   - выводы  и обобщения 

   - рекомендации


 

  Подготовка  деловой игры начинается с разработки сценария - условного отображения ситуации и объекта. В содержание сценария входят: учебная цель занятия, описание изучаемой проблемы, обоснование поставленной задачи, план деловой игры, общее описание процедуры игры, содержание ситуации и характеристик действующих лиц.

  Далее идет ввод в игру, ориентация участников и экспертов. Определяется режим  работы, формулируется главная цель занятия, обосновывается постановка проблемы и выбора ситуации. Выдаются пакеты материалов, инструкций, правил, установок. Собирается дополнительная информация. При необходимости ученики обращаются к ведущему и экспертам за консультацией. Допускаются предварительные контакты между участниками игры. Негласные правила запрещают отказываться от полученной по жребию роли, выходить из игры, пассивно относиться к игре, подавлять активность, нарушать регламент и этику поведения.

  С началом игры никто не имеет права  вмешиваться и изменять ее ход. Только ведущий может корректировать действия участников, если они уходят от главной цели игры. В зависимости от модификации деловой игры могут быть введены различные типы ролевых позиций участников. Позиции, проявляющиеся по отношению к содержанию работы в группе: генератор идей, разработчик, имитатор, эрудит, диагност, аналитик.

 

    1. Развитие  познавательного  интереса при реализации технологии проблемного обучения
 

  Чаще  всего на уроках информатики, чтобы  заинтересовать обучаемых новой  проблемой и вызвать познавательный интерес, следует использовать необычные задания.

    1. Метод проектов. В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков обучаемых, умений ориентироваться в информационном пространстве, умение видеть, сформулировать и решить проблему. Метод проектов способствует интеллектуальному развитию, формирует критическое и творческое мышление.
    2. Творческие работы. Они стимулируют влияние на познавательный интерес, активизируют эмоционально-волевые и интеллектуальные психические процессы, способствуют формированию творческих возможностей обучаемых. Можно выделить следующие виды творческих работ на уроках информатики.
  • Составление задач и заданий. Это занятие увлекает обучаемых любого возраста и способствует развитию конструктивных способностей и практического мышления. («Система счисления», «Действия с информацией»).
  • Составление кроссвордов и ребусов (в текстовом процессоре MS Word, табличном процессоре MS Excel, в среде программирования).
  • Написание сказок, героями которых являются роботы, вирусы или программы («Сказка о ученике-информатике и Интернет-рыбке»).
  • Рисунки или аппликации к отдельным темам курса информатики.
    1. Занимательность (задания с частично стертыми записями, всевозможные формы кодирования ответов, дидактические игры).
    2. Наглядность (объяснение темы «История вычислительной техники», сопровождающееся показом оригиналов устройств, способствует активизации познавательной деятельности обучаемых, т.к. в этом случае у них задействованы не только слух, но и зрение).
    3.  
    1. Схема организации урока  информатики в  форме проблемного  обучения
 

  Примерная схема организации урока информатики  в форме проблемного обучения:

  1. Создание учебной проблемной ситуации (реальной или формализованной).
  2. Постановка познавательной задачи (или нескольких задач), возникающей из данной проблемной ситуации, четкая ее формулировка.
  3. Изучение различных условий, характеризующих поставленную задачу, обсуждение возможностей моделирования ее условия или замены имеющейся модели более простой и наглядной.
  4. Процесс решения поставленной задачи (обсуждение задачи в целом и деталях, выявление существенного и несущественного в ее условиях, ориентация в возможных трудностях при ее решении, вычисление подзадачи и последовательность ее решения, соотношение данной задачи с имеющимися знаниями и опытом.).
  5. Исследование получаемого решения задачи, обсуждение его результатов, выявление нового знания.
  6. Применение нового знания посредством решения специально подобранных учебных задач для его усвоения.
  7. Обсуждение возможных расширений и обобщений результатов решения задачи в рамках исходной проблемной ситуации.
  8. Изучение полученного решения задачи и поиск других более экономичных или более изящных способов ее решения.
  9. Подведение итогов проделанной работы.

  Данный  схематический план организации  проблемного урока информатики  динамичен (в зависимости от конкретной характеристики той или иной учебной  проблемы). Он выполняется полностью  или частично, отдельные пункты плана  могут объединяться вместе и т.п.

Информация о работе Реализация технологии проблемного обучения в школьном курсе информатики