Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2012 в 13:23, курсовая работа
Современное общество предъявляет серьезные требования к качеству образования молодого поколения: владение различными способами деятельности (познавательной, творческой), умение ориентироваться в огромном информационном потоке, обладание способностью к самостоятельному конструированию своих знаний, умение критически мыслить, владение навыками коллективного труда и т.д. Все эти способности трудно развивать, используя только обычную фронтальную форму проведения уроков.
ВВЕДЕНИЕ
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ
1.1. Общая характеристика проблемного обучения
1.2. Классификационные параметры технологии проблемного обучения
2. ТЕХНОЛОГИЯ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ
2.1. Общая характеристика технологии проблемного обучения на уроках информатики
2.2. Компоненты, предпосылки и особенности применения технологии проблемного обучения
2.3. Необходимые условия и методические приемы создания проблемных ситуаций
2.4. Формы реализации проблемного обучения на уроках информатики
2.5. Методический прием «деловая игра», используемый при реализации технологии проблемного обучения на уроках информатики
2.6. Развитие познавательного интереса при реализации технологии проблемного обучения
2.7. Схема организации урока информатики в форме проблемного обучения
2.8. Описание модели проблемно-блокового урока
2.9. Пример урока с использованием технологии проблемного обучения
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1)
Проблемная ситуация побуждает
его искать новый способ
2) Ученик не может достичь цели с помощью известных ему (из ранее изученных) способов действия.
3)
Интеллектуальное затруднение,
4)
Проблемная ситуация создается
проблемным формулированием
Ребенок усваивает материал, не просто слушая или воспринимая органами чувств, а как результат удовлетворения возникшей у него потребности в знаниях, являясь активным субъектом своего обучения.
Методические приемы создания проблемных ситуаций:
Для реализации проблемной технологии необходимы:
Проблемно
– поисковая (исследовательская) педагогическая
технология
Проблемно - поисковая технология в обучении включает в себя создание особого пространства учебной деятельности, в котором ученик в учебном процессе совершает субъективное открытие закономерности; осваивает способ познания и механизм приобретения новых знаний о действительности.
Технологические приемы организации учебного процесса при использовании проблемно-поисковой технологии:
а) создать в пространстве деятельности ученика значимую для него проблемную ситуацию;
б) наполнить проблемную ситуацию противоречивостью в состоянии исследуемого объекта и создать условия для осознания этого противоречия учеником как проблемы;
в) сформулировать задачу продуктивного (или творческого) типа, вытекающую из осознанной учеником проблемы.
Результативность
можно оценить с помощью
а) наличие у ученика положительного мотива к деятельности в проблемной ситуации (“Хочу разобраться, хочу попробовать свои силы, хочу убедиться смогу ли разрешить эту ситуацию…);
б) наличие у учащихся положительных изменений в эмоционально - волевой сфере (“Испытываю радость, удовольствие от деятельности, мне это интересно, могу с усилием воли концентрировать свое внимание…”);
в) переживание
учащимися субъективного
г) осознание
учеником усвоения нового как личностной
ценности (“Лично мне это нужно, мне важно
научиться решать эти ситуации, мне будут
эти знания нужны…”).
Проблемно-развивающая
технология
Проблемно-развивающее обучение - это современный уровень развития дидактики информатики. Оно является эффективным средством общего развития учащихся.
Проблемным оно называется не потому, что весь учебный материал учащиеся усваивают только путем самостоятельного решения проблем и открытия новых понятий. Поскольку вся система методов при этом направлена на общее развитие школьника, его индивидуальных способностей, проблемное обучение является подлинно развивающим обучением.
Развитие учащихся во многом зависит от той деятельности, которую они выполняют в процессе обучения - репродуктивной или продуктивной (творческой). Только тогда, когда учебная деятельность, направленная на овладение основами наук и на развитие личностных качеств, сформирована на более высоком уровне, начинает ярко проявляться ее творческая сторона.
Творческая деятельность ученика, направленная на творческое понимание усваиваемого материала и порождение новых способов действия, ее развития зависит от наличия трех составляющих мышления:
- высокий
уровень сформированности
- высокий
уровень активности, проявляющийся
в выдвижении множества
- высокий
уровень организованности и
Сформированность этих качеств мышления позволит преодолеть трудности в овладении учебным материалом и приведет к развитию творческой личности учащегося.
Таким образом, задача учителя сводится к формированию указанных компонентов мышления.
Технология деловой игры состоит из следующих этапов.
Таблица 2
Этап подготовки | Разработка
игры
- разработка сценария - план, описание игры - подготовка материального обеспечения Ввод в игру - постановка проблемы, целей - условия, инструктаж - регламент, правила - распределение ролей, формирование групп - консультации |
Этап проведения | Групповая
работа над заданием
- работа с источниками - тренинг - мозговой штурм - работа с игротехником Межгрупповая - выступления групп - дискуссия - защита результатов - работа экспертов |
Этап анализа и обобщения | - вывод
из игры
- анализ, рефлексия - оценка и самооценка работы - выводы и обобщения - рекомендации |
Подготовка деловой игры начинается с разработки сценария - условного отображения ситуации и объекта. В содержание сценария входят: учебная цель занятия, описание изучаемой проблемы, обоснование поставленной задачи, план деловой игры, общее описание процедуры игры, содержание ситуации и характеристик действующих лиц.
Далее идет ввод в игру, ориентация участников и экспертов. Определяется режим работы, формулируется главная цель занятия, обосновывается постановка проблемы и выбора ситуации. Выдаются пакеты материалов, инструкций, правил, установок. Собирается дополнительная информация. При необходимости ученики обращаются к ведущему и экспертам за консультацией. Допускаются предварительные контакты между участниками игры. Негласные правила запрещают отказываться от полученной по жребию роли, выходить из игры, пассивно относиться к игре, подавлять активность, нарушать регламент и этику поведения.
С началом игры никто не имеет права вмешиваться и изменять ее ход. Только ведущий может корректировать действия участников, если они уходят от главной цели игры. В зависимости от модификации деловой игры могут быть введены различные типы ролевых позиций участников. Позиции, проявляющиеся по отношению к содержанию работы в группе: генератор идей, разработчик, имитатор, эрудит, диагност, аналитик.
Чаще
всего на уроках информатики, чтобы
заинтересовать обучаемых новой
проблемой и вызвать
Примерная
схема организации урока
Данный схематический план организации проблемного урока информатики динамичен (в зависимости от конкретной характеристики той или иной учебной проблемы). Он выполняется полностью или частично, отдельные пункты плана могут объединяться вместе и т.п.
Информация о работе Реализация технологии проблемного обучения в школьном курсе информатики