Развивающие игры и упражнения как средства развития и обучения учащихся начальных классов

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 16:41, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: выявить эффективность применения развивающих игр и упражнений на уроках в начальной школе.
Задачи исследования:
изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования;
составить систему уроков с использованием развивающих игр и упражнений;
применить на практике данную систему;
выяснить, как влияет применение развивающих игр и упражнений на развитие мыслительных процессов личности;

Содержание

Введение 3
ГЛАВА I. Теоретические основы развивающих игр и упражнений как активных методов обучения детей младшего школьного возраста 7
1.1. Проблема активности личности в обучении 7
1.2 Общая характеристика младшего школьника, его учебной и игровой деятельности 11
1.3 Характеристика основных видов игр и их классификация 17
ГЛАВА II. Развивающие игры и упражнения как средства развития и обучения учащихся начальных классов 26
2.1 Развивающие игры и упражнения как средства активизации внимания и развития мышления младших школьников 26
2.2 Формирование творческих способностей активными методами обучения на уроках математики 2 класса 28
2.3 Развивающие игры и упражнения в работе над слогом во 2 классе 31
Заключение 39
Литература 41

Работа содержит 1 файл

развивающие игры и упражнения.docx

— 93.45 Кб (Скачать)

 В  связи с этим учителю необходимо:

  1. Установить уровень развития мыслительных процессов у учащихся.
  2. Разработать систему уроков с использованием игровых моментов, приёмов и форм.
  3. Корректировать ход развития мыслительных процессов у школьников.

 

 

Литература

 

  1. Актуальные вопросы формирования интереса в обучении: учебное пособие /по ред. Г.И. Щукиной.- М., 2006 . - 156 с.
  2. Возрастная психология. Учебное пособие / Обухова Л.Ф. - М.: Педагогическое общество России, 2009.- 336. с.
  3. Дидактические игры на уроках математики / Масловская Т. А. //Начальная школа. - 2007.- №2. - С. 12-13
  4. Зачем ходить в школу? / Гобова Е.С.. – М:. Просвещение . - 2007. - 72 с.
  5. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры/ Берн Э. – СПб: Лениздат, 2007. - 137 с
  6. «Игры учащихся - феномен культуры» / Шмалов С.А-  М:.,  Новая школа, 2006.- 117 с.
  7. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка / Выготский Л. С. //Вопросы психологии//. -2006.—№6. - С. 46.
  8. Игра как нестандартная форма учета знаний. //Начальная школа. - 2009. -№12. -С. 34
  9. Использование игровых приемов на уроках / Губанова О.В., Левкина И.С. //Начальная школа. -2008. - №6. - С.25-28
  10. От игры к знаниям / Минский Е. М. – М:., Просвещение, 2008 .- 123 с.
  11. О воспитании / Сухомлинский В.А. - М., Просвещение, 2007. - 189 с.
  12. Педагогика начальной школы: учебное пособие / Подласый И.П. – М:., ВЛАДОС, 2006.-71. с.
  13. Психология игры / Эльконин Д.Б. - М., Просвещение, 2009.- 167 с.
  14. Психология познания /под ред. А.Р.Лурия/ Брунер Дж.  – М:., Прогресc.- 210 с.
  15. Сюжетно-дидактические игры / Смоленцева А.А. - М., "Просвещение" ,2007.- 176 с.

 

 

Приложение 1

Игра  «Вороны»

Дидактическая задача – развить  слуховое внимание детей; умение двигаться  в соответствии со словами стихотворения; говорить громко и тихо; способствовать формированию правильного произношения звука – «р».

Игровые правила. Все движения выполняются  только в соответствии со стихотворением, слова:

«Кар-кар-кар» произносить по-разному: когда вороны летают – громко, когда  засыпают – тихо.

Игровые действия. Имитация движений летающих, а затем засыпающих птиц; звукоподражание.

Ход игры. Дети изображают ворон, стоя в проходах от парт в классе. Они  выполняют движения в соответствии с текстом, который говорит на распев учитель. Слова «кар-кар-кар» произносят все ученики.

                                   Текст.

                      Вот под елочкой зеленой 

                      Скачут весело вороны:

                     «Кар-кар-кар!» (громко)

                      Целый день они кричали,

                      Спать ребятам не давали:

                      «Кар-кар-кар!» (громко)

                      Только к ночи умолкают

                      И все вместе засыпают:

                       «Кар-кар-кар» (тихо).

Игра может проводиться в  виде физкультминутки на уроках, а  так же на уроках природоведения.

Игра  «Кто что слышит?»

Игра «Кто что слышит?» ставит перед собой дидактическую задачу воспитать у учеников слуховое внимание, умение обозначать словом звуки (звенит, шуршит, играет, трещит и др.); развивает сообразительность.

Игровое правило. Предмет показывается детям после того, как они правильно назовут его звуки, которые он издает.

Ход игры. На столе у учителя  лежат различные предметы, при  действии которыми издается звук: звенит колокольчик, шуршит книга, Играет дудочка, звучит пианино и.т.д. Детям предлагается закрыть глаза и отгадать звуки.

По этому же принципу строится игра «Чей голос» на определение певческих  особенностей птиц, тембральной окраски  музыкальных инструментов и человеческого голоса.

Игровые задания

На уроках математики необходимо использовать игровые задания, направленные на развитие внимания, воображения и т. д. Так, например, задания на развитие внимания:

  1. Петя и Миша имеют фамилии Белов и Чернов. Какую фамилию имеет каждый из ребят, если Петя на два года старше Белова?
  2. Росли две вербы. На каждой вербе по две ветки, на каждой ветке по

     две груши. Сколько  всего груш?

  1. На яблоне было десять яблок, а на иве на две меньше. Сколько всего яблок?             

 

 

Урок  литературы – оксиморон.

Оксиморон – это фигура речи. Она  построена на противоречии, например, “горячий снег” или “ горькие  конфеты” и другие. Оксиморон строится так: выбирается слово и находится  характерное свойство, а затем  противоположное. Ведущий загадывает существительное. Все остальные пытаются придумать оксиморон с этим словом, тот, кто сумел придумать удачный оксиморон, становится ведущим.

 

 

 

Приложение 2

Собери  открытку

Три разные открытки разрезают на четыре части. Затем части перемешивают и раздают их поровну всем участникам игры.

Первый  играющий кладет на стол одну часть, второй – должен подобрать к ней подходящую часть с учетом фона и изображения. Если у него нет нужной части, он пропускает ход. Игра продолжается до тех пор, пока не будет собрана открытка, которую забирает себе положивший последнюю часть. Выигрывает тот, у кого будет больше целых собранных открыток.

Когда дети освоят игру, число открыток можно  будет увеличить.

Склеим картинку

Картинку-рисунок с изображением знакомого ребенку предмета разрезают  на несколько частей. Ребенок вначале  находит части, считает их количество, потом соединяет их в единое целое.

Сначала карточки разрезают на две  части, затем на четыре, затем количество частей можно увеличить, а форму  «кусочков» усложнить.

Составь целое из частей

Это вариант предыдущей игры, только ребенок оперирует не изображениями  предметов, а геометрическими фигурами. С помощью этой игры у ребенка  можно сформировать умение расчлененно  воспринимать сложную форму предмета, выделять в ней отдельные элементы, находящиеся в разных пространственных положениях. Эту игру можно проводить по-разному.

  1. Выложить изображение по полному образцу. Ребенок смотрит на образец и воссоздает такой же, используя различные геометрические фигуры.
  2. Выложить изображение по контурному образцу из простых геометрических фигур. Для ребенка это задание сложнее предыдущего, поэтому в начале ему предлагают накладывать отдельные геометрические фигуры на контур, подбирая нужные. Затем он собирает сложные фигуры, глядя на образец.

 

В качестве заданий можно использовать также известные головоломки  «Магический квадрат», «Монгольская игра», «Танграм» и другие, в которых для построения заданных изображений используются простые, знакомые ребенку геометрические фигуры.

Магический  квадрат

Квадрат 10*10, одинаково  окрашенный с обеих сторон, разрезают  на 5 частей: 1 большой и 2 маленьких треугольника, квадрат и параллелограмм. Ребенку предлагают собрать по образцу, а затем и по замыслу различные сложные фигуры. Нужно использовать все части квадрата.

Монгольская игра

Квадрат размером 10*10, одинаково окрашенный с обеих сторон, разрезается на 11 частей. В результате получается: 2 квадрата, 4 треугольника, 5 прямоугольников (4 маленьких и 1 большой). Ребенку предлагают при составлении фигур-силуэтов использовать все части, присоединяя одну к другой, не накладывая одну на другую.

Танграм

Квадрат размером 8*8 из картона  или пластика, одинаково окрашенный с обеих сторон, разрезают на 7 частей. В результате получается 2 больших, 1 средний и 2 маленьких треугольника, квадрат и параллелограмм. Используя  все 7 частей, плотно присоединяя их одну к другой, можно составить  много различных изображений  по образцам и собственному замыслу.

Колумбово яйцо

Овал размером  15*12 разрезают  на 10 частей. В результате получается 4 треугольника (2 больших и 2 маленьких), 2 фигуры, похожие на четырехугольник, одна из сторон которых округлой формы, 4 фигуры (большие и маленькие), имеющие сходство с треугольником, но с закругленной одной стороной. Для изготовления игры используют картон или пластик, одинаково окрашенный с обеих сторон. Создавая силуэт, нужно использовать все части овала, присоединяя их одну к другой.

Вьетнамская игра

Одинаково окрашенный с обеих сторон круг разрезают на 7 частей, из которых равны между собой 2 части, похожие на овал, и 2 части, имеющие сходство с треугольником; остальные 3 части – разные по форме и размеру. Ориентиром при разрезании служит центр круга. Полученные в результате этого части округлой формы нацеливают ребят на составление силуэтов животных, птиц, насекомых. Для составления силуэтов используют все 7 частей.

Волшебный круг

Круг разрезается на 7 частей. В  результате получается 4 равных треугольника, остальные части попарно равны между собой, сходны с фигурами треугольной формы, но одна из сторон у них имеет закругление. Из частей игры удобно составлять человечков, птиц, ракеты и другие фигуры. Круг окрашен одинаково с обеих сторон, при составлении силуэтов используются все 10 частей.

 

Для того чтобы разнообразить математические упражнения и закрепить усвоенное ребенком, используют загадки, считалки, стихи, головоломки, имеющие математическое содержание, игровые приемы. Помимо активизации интереса, они развивают у детей сообразительность, находчивость и смекалку.

Занимательные задачки

На столе лежало 4 яблока. Одно из них разрезали пополам и положили на стол. Сколько яблок на столе? (4)

У бабушки Даши внучка Маша, кот  Пушок, собака Дружок. Сколько у бабушки внуков? (одна внучка Маша).

У стены стоит кадушка, а в  кадушке той лягушка. Если было б 7 кадушек, сколько было бы лягушек? (возможно ни одной).

Как разрезать квадрат, чтобы из полученных частей сложить 2 новых квадрата?

Над рекой летели птицы: голубь, щука, две синицы, два стрижа и пять угрей. Сколько птиц? Ответь скорее! (5, остальные рыбы).

Горело 7 свечей, две свечи погасло. Сколько свечей осталось? (2, остальные  сгорели).

В каждом из 4 углов комнаты сидит  кошка. Напротив каждой из кошек сидит 3 кошки. Сколько всего в этой комнате  кошек? (4).

У отца 6 сыновей. Каждый сын имеет  сестру. Сколько всего детей у  отца? (7).

Летела стая уток одна впереди и  две позади, дона между двумя и  три в ряд. Сколько летело уток? (3).

У Коли и у Маши было поровну  тетрадей. Коля из своих тетрадей дал  две Маше. Насколько тетрадей стало  больше у Маши, чем у Коли? (На 4).

Загадки

Один сторож, много веток:

Все по горнице гуляют,

Сор по всюду подбирают.

                    (Веник).

Два конца, два кольца,

По средине гвоздик.

                    (Ножницы).

Один льет, другой пьет,

А третий зеленеет да растет.

                   (Дождь, земля, трава).

У него четыре лапки,

Коготочки – цап-царапки,

Пара маленьких ушей,

Он гроза для всех мышей.

                    (Кот).

Пять братьев: годами равные,

Ростом разные.

                   (Пальцы на одной руке)

Дом без окон и дверей,

В нем шесть кругленьких детей.

                   (Горошины).

Что за птицы прилетают?

По семь птичек в каждой стае.

Друг за дружкою летят,

Не воротятся назад.

                 (Семь дней недели)

Восемь ног, как восемь рук,

Вышивают шелком круг.

Мастер в шелке знает толк!

Покупайте мухи шелк!

                  (Паук)

Три беленьких, три черненьких,

Три рыженьких в корзинке сидят,

Молока они хотят.

                   (Девять котят)

У двух матерей по пять сыновей.

                  (Десять пальцев)

Считалочки

Раз, два, три, четыре.

Сосчитаем дыры в сыре.

Если в сыре много  дыр,

Значит, вкусным будет  сыр,

Если в нем одна дыра,

Значит, вкусным был  вчера.

          Раз, два, три, четыре, пять.

          Кошка учится считать.

          Потихоньку, понемножку 

          Прибавляет к мышке кошку.

          Получается ответ:

         (Кошка – есть, а мышки –  нет!)

Раз, два, три, четыре, пять!

Шесть, семь, восемь, девять, десять!

Надо, надо, надо спать

И не надо куролесить.

Кто не спит, тот выйдет вон.

Кто уснул, увидит сон.

         Девять, восемь, семь, шесть,

         Пять, четыре, три, два, один.

         В прятки мы играть хотим.

         Надо только нам узнать,

         Кто из нас пойдет искать.

 


Информация о работе Развивающие игры и упражнения как средства развития и обучения учащихся начальных классов