Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 16:41, курсовая работа
Цель исследования: выявить эффективность применения развивающих игр и упражнений на уроках в начальной школе.
Задачи исследования:
изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования;
составить систему уроков с использованием развивающих игр и упражнений;
применить на практике данную систему;
выяснить, как влияет применение развивающих игр и упражнений на развитие мыслительных процессов личности;
Введение 3
ГЛАВА I. Теоретические основы развивающих игр и упражнений как активных методов обучения детей младшего школьного возраста 7
1.1. Проблема активности личности в обучении 7
1.2 Общая характеристика младшего школьника, его учебной и игровой деятельности 11
1.3 Характеристика основных видов игр и их классификация 17
ГЛАВА II. Развивающие игры и упражнения как средства развития и обучения учащихся начальных классов 26
2.1 Развивающие игры и упражнения как средства активизации внимания и развития мышления младших школьников 26
2.2 Формирование творческих способностей активными методами обучения на уроках математики 2 класса 28
2.3 Развивающие игры и упражнения в работе над слогом во 2 классе 31
Заключение 39
Литература 41
Содержание
Введение 3
ГЛАВА I. Теоретические основы развивающих игр и упражнений как активных методов обучения детей младшего школьного возраста 7
1.1. Проблема активности личности в обучении 7
1.2 Общая характеристика младшего школьника, его учебной и игровой деятельности 11
1.3 Характеристика основных видов игр и их классификация 17
ГЛАВА II. Развивающие игры и упражнения как средства развития и обучения учащихся начальных классов 26
2.1 Развивающие игры и упражнения как средства активизации внимания и развития мышления младших школьников 26
2.2 Формирование творческих способностей активными методами обучения на уроках математики 2 класса 28
2.3 Развивающие игры и упражнения в работе над слогом во 2 классе 31
Заключение 39
Литература 41
Приложение 1 42
Приложение 2 44
Целью современного начального образования является развитие личности ребенка, выявление его творческих возможностей, сохранение физического и психического здоровья. В современном начальном образовании наметилось немало положительных тенденций: складывается вариативность педагогических подходов к обучению младших школьников; у педагогов появилась свобода для творческого поиска, создаются авторские школы; активно используется зарубежный опыт; родителям предоставлена возможность выбирать педагогическую систему. Вместе с тем, в настоящее время активные методы обучения и воспитания в начальной школе используются в педагогическом процессе в недостаточном количестве.
Проблема активности личности в обучении – одна из актуальных в психологической, педагогической науке, как и в образовательной практике.
Известно, до 70% личностных качеств закладывается в начальной школе. И не только базовые навыки, такие как умение читать, писать, решать, слушать и говорить, нужны ребенку в жизни.
Каждому человеку, вступающему в этот сложный и противоречивый мир, необходимы определенные навыки мышления и качества личности. Умение анализировать, сравнивать, выделять главное, решать проблему, способность к самосовершенствованию и умение дать адекватную самооценку, быть ответственным, самостоятельным, уметь творить и сотрудничать – вот с чем ребенку необходимо войти в этот мир. И задача учителя построить так процесс обучения, чтобы помочь раскрыться духовным силам ребенка. Необходимо не только доступно все рассказать и показать, но и научить ученика мыслить, привить ему навыки практических действий. Этому могут способствовать активные формы и методы обучения.
В школе особое место занимают такие формы занятий, которые обеспечивают активное участие в уроке каждого ученика, повышают авторитет знаний и индивидуальную ответственность школьников за результаты учебного труда. Эти задачи можно успешно решать через технологию игровых форм обучения.
Дети повторяют в
играх то, к чему относятся
с полным вниманием, что им
доступно наблюдать и что
Игра всё ещё имеет большое значение в жизни ребенка и очень важно сделать так, чтобы он не потерял интерес к ней. Так как игра – явление многогранное, ее можно рассматривать как особую форму существования всех без исключения сторон жизнедеятельности, в ребенке развивается чувство долга и ответственности, стремление к взаимопомощи, солидарности, привычка подчинять личные интересы интересам коллектива.
Использование развивающих игр и упражнений на уроках способствует развитию познавательных интересов, мыслительных процессов и положительной мотивации к обучению школьников.
Отсюда следует, что использование развивающих игр и упражнений на уроках является неотъемлемой частью учебного процесса.
Гипотеза исследования – мы предполагаем, если: учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей; активность воспроизведения будет характеризоваться стремлением обучаемого понять, запомнить, воспроизвести знания, овладеть способами применения знаний в измененных условиях; творческая активность обучаемого предполагает устремление его к теоретическому осмыслению знаний, самостоятельному поиску решения проблем; педагог будет понимать значимость использования активных методов обучения в целях развития и воспитания школьников, владеть технологией включения активных методов обучения в педагогический процесс и обеспечивать руководство ими, то развитие учащихся будет осуществляться более эффективно с использованием таких активных методов обучения, как развивающие игры и упражнения.
Объект исследования: учебно-воспитательный процесс в школе.
Предмет исследования: развивающие игры и упражнения как активные методы обучения.
Цель исследования: выявить эффективность применения развивающих игр и упражнений на уроках в начальной школе.
Задачи исследования:
Структура работы: Работа состоит из введения, где сформулированы основные компоненты исследования: проблема, цель, объект, предмет, задачи, гипотеза
В теоретической главе - раскрыта проблема активности личности в обучении, общая характеристика младшего школьного возраста, его учебной и игровой деятельности, характеристика основных видов игр и их классификация. В эксперементальной главе, рассмотрена развивающая игра и упражнения как средство развития и обучения учащихся начальных классов
В заключении сделаны выводы и обобщения, а так же рекомендации для учителей по развитию мыслительных процессов с помощью развивающих игр и упражнений.
В приложении приводятся задания и игры использующиеся в ходе экспериментальной работы.
Проблема активности личности в обучении – одна из актуальных в психологической, педагогической науке, так и в образовательной практике.
Проблема активности личности в обучении как ведущий фактор достижения целей обучения, общего развития личности, профессиональной ее подготовки требует принципиального осмысления важнейших элементов обучения (содержания, форм, методов) и утверждает в мысли, что стратегическим направлением активизации обучения является не увеличение объема передаваемой информации, не усиление и увеличение числа контрольных мероприятий, а создание дидактических и психологических условий осмысленности учения, включения в него учащегося на уровне не только интеллектуальной, но личностной и социальной активности.
Уровень
проявления активности
В соответствии с традиционной логикой обучения, включающей такие этапы, как первичное ознакомление с материалом, или его восприятие в широком смысле слова; его осмысление; специальную работу по его закреплению и, наконец, овладение материалом, т.е. трансформацию его в практическую деятельность.
Выделяют 3 уровня активности:
• Активность
воспроизведения —
• Активность интерпретации — связана со стремлением обучаемого постичь смысл изучаемого, установить связи, овладеть способами применения знаний в измененных условиях.
• Творческая активность — предполагает устремленность обучаемого к теоретическому осмыслению знаний, самостоятельный поиск решения проблем, интенсивное проявление познавательных интересов.
Теоретический анализ указанной проблемы, передовой педагогический опыт убеждают, что наиболее конструктивным решением является создание таких психолого-педагогических условий в обучении, в которых обучаемый может занять активную личностную позицию, в наиболее полной мере выразить себя как субъект учебной деятельности, свое индивидуальное «Я». Все сказанное выше выводит на понятие «активное обучение».
А. Вербицкий интерпретирует сущность этого понятия следующим образом: активное обучение знаменует собой переход от преимущественно регламентирующих, алгоритмизированных, программированных форм и методов организации дидактического процесса к развивающим, проблемным, исследовательским, поисковым, обеспечивающим рождение познавательных мотивов и интересов, условий для творчества в обучении.
М. Новик
выделяет следующие отличительные
особенности активного
• принудительная активизация мышления, когда обучаемый вынужден быть активным независимо от его желания;
• достаточно длительное время вовлечения обучаемых в учебный процесс, поскольку их активность должна быть не кратковременной и эпизодической, а в значительной степени устойчивой и длительной (т.е. в течение всего занятия);
• самостоятельная творческая выработка решений, повышенная степень мотивации и эмоциональности обучаемых.
Постоянное взаимодействие обучаемых и преподавателя с помощью прямых и обратных связей.
Активные методы обучения — это методы, которые побуждают учащихся к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения учебным материалом. Активное обучение предполагает использование такой системы методов, которая направлена главным образом не на изложение преподавателем готовых знаний, их запоминание и воспроизведение, а на самостоятельное овладение учащимися знаниями и умениями в процессе активной мыслительной и практической деятельности.
Особенности активных методов обучения состоят в том, что в их основе заложено побуждение к практической и мыслительной деятельности, без которой нет движения вперед в овладении знаниями.
Появление и развитие активных методов обусловлено тем, что перед обучением встали новые задачи: не только дать учащимся знания, но и обеспечить формирование и развитие познавательных интересов и способностей, творческого мышления, умений и навыков самостоятельного умственного труда. Возникновение новых задач обусловлено бурным развитием информации. Если раньше знания, полученные в школе, техникуме, вузе, могли служить человеку долго, иногда в течение всей его трудовой жизни, то в век информационного бума их необходимо постоянно обновлять, что может быть достигнуто главным образом путем самообразования, а это требует от человека познавательной активности и самостоятельности.
Познавательная активность означает интеллектуально-эмоциональный отклик на процесс познания, стремление учащегося к учению, к выполнению индивидуальных и общих заданий, интерес к деятельности преподавателя и других учащихся.
Под познавательной самостоятельностью принято понимать стремление и умение самостоятельно мыслить, способность ориентироваться в новой ситуации, находить свой подход к решению задачи, желание не только понять усваиваемую учебную информацию, но и способы добывания знаний; критический подход к суждениям других, независимость собственных суждений.
Познавательная активность и познавательная самостоятельность - качества, характеризующие интеллектуальные способности учащихся к учению. Как и другие способности, они проявляются и развиваются в деятельности.
Важнейшим средством активизации личности в обучении выступают активные методы обучения (АМО). В литературе встречается и другой термин — «Метод активного обучения» (МАО), что означает то же самое. Наиболее полную классификацию дала М. Новик, выделяя неимитационные и имитационные активные группы обучения Те или иные группы методов определяют соответственно и форму (вид) занятия: неимитационное или имитационное.
Характерной чертой неимитационных занятий является отсутствие модели изучаемого процесса или деятельности. Активизация обучения осуществляется через установление прямых и обратных связей между преподавателем и обучаемыми.
Отличительной чертой имитационных занятий является наличие модели изучаемого процесса (имитация индивидуальной или коллективной профессиональной деятельности). Особенность имитационных методов — разделение их на игровые и неигровые. Методы, при реализации которых обучаемые должны играть определенные роли, относятся к игровым.