Развивающие игры и упражнения как средства развития и обучения учащихся начальных классов

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 16:41, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: выявить эффективность применения развивающих игр и упражнений на уроках в начальной школе.
Задачи исследования:
изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования;
составить систему уроков с использованием развивающих игр и упражнений;
применить на практике данную систему;
выяснить, как влияет применение развивающих игр и упражнений на развитие мыслительных процессов личности;

Содержание

Введение 3
ГЛАВА I. Теоретические основы развивающих игр и упражнений как активных методов обучения детей младшего школьного возраста 7
1.1. Проблема активности личности в обучении 7
1.2 Общая характеристика младшего школьника, его учебной и игровой деятельности 11
1.3 Характеристика основных видов игр и их классификация 17
ГЛАВА II. Развивающие игры и упражнения как средства развития и обучения учащихся начальных классов 26
2.1 Развивающие игры и упражнения как средства активизации внимания и развития мышления младших школьников 26
2.2 Формирование творческих способностей активными методами обучения на уроках математики 2 класса 28
2.3 Развивающие игры и упражнения в работе над слогом во 2 классе 31
Заключение 39
Литература 41

Работа содержит 1 файл

развивающие игры и упражнения.docx

— 93.45 Кб (Скачать)

Содержание

Введение 3

ГЛАВА  I. Теоретические основы развивающих игр  и упражнений как активных методов обучения детей младшего школьного возраста 7

1.1. Проблема активности личности в обучении 7

1.2  Общая характеристика младшего школьника, его учебной и игровой деятельности 11

1.3 Характеристика основных видов игр и их классификация 17

ГЛАВА II.  Развивающие  игры и упражнения  как средства  развития и обучения  учащихся начальных   классов 26

2.1   Развивающие игры и упражнения как средства активизации внимания и развития   мышления младших школьников 26

2.2 Формирование творческих способностей активными методами обучения  на уроках математики 2 класса 28

2.3 Развивающие  игры и упражнения  в работе над слогом во 2 классе 31

Заключение 39

Литература 41

Приложение 1 42

Приложение 2 44

 

 

Введение

 

Целью современного начального образования является развитие личности ребенка, выявление его творческих возможностей, сохранение физического и психического здоровья. В современном начальном образовании наметилось немало положительных тенденций: складывается вариативность педагогических подходов к обучению младших школьников; у педагогов появилась свобода для творческого поиска, создаются авторские школы; активно используется зарубежный опыт; родителям предоставлена возможность выбирать педагогическую систему. Вместе с тем, в настоящее время активные методы обучения и воспитания в начальной школе используются в педагогическом процессе в недостаточном количестве.

Проблема  активности личности в обучении –  одна из актуальных в психологической, педагогической науке, как и в  образовательной практике.

Известно, до 70% личностных качеств закладывается  в начальной школе. И не только базовые навыки, такие как умение читать, писать, решать, слушать и говорить, нужны ребенку в жизни.

Каждому человеку, вступающему в этот сложный  и противоречивый мир, необходимы определенные навыки мышления и качества личности. Умение анализировать, сравнивать, выделять главное, решать проблему, способность к самосовершенствованию и умение дать адекватную самооценку, быть ответственным, самостоятельным, уметь творить и сотрудничать – вот с чем ребенку необходимо войти в этот мир. И задача учителя построить так процесс обучения, чтобы помочь раскрыться духовным силам ребенка. Необходимо не только доступно все рассказать и показать, но и научить  ученика мыслить, привить ему навыки практических действий. Этому могут способствовать активные формы и методы обучения.

Поиск новых форм и приемов обучения в наше время - явление  не только закономерное, но и необходимое. И  это понятно: в свободной школе, к которой мы идем, каждый не только сможет, но и должен работать так, чтобы использовать все возможности собственной личности. В условиях гуманизации образования существующая теория и технология массового обучения должна быть направлена на формирование сильной личности, способной жить и работать в непрерывно меняющемся мире, способной смело разрабатывать собственную стратегию поведения, осуществлять нравственный выбор и нести за него ответственность, т.е. личности саморазвивающейся и самореализующейся.

В школе  особое место занимают такие формы  занятий, которые обеспечивают активное участие в уроке каждого ученика, повышают авторитет знаний и индивидуальную ответственность школьников за результаты учебного труда. Эти задачи можно успешно решать через технологию игровых форм обучения.

Игра имеет большое значение в жизни ребенка, имеет то же значение,  какое у взрослого деятельность, работа, служба. Игра только внешне кажется  беззаботной и легкой. А на самом  деле она властно требует, чтобы  играющий отдал ей максимум своей  энергии, ума, выдержки, самостоятельности.

 Дети повторяют в  играх то, к чему относятся  с полным вниманием, что им  доступно наблюдать и что доступно  их пониманию. Уже потому игра, по мнению многих ученых, есть  вид развивающей, социальной деятельности, форма освоения социального опыта,  одна из сложных способностей  человека.

Игра всё ещё имеет большое  значение в жизни ребенка и  очень важно сделать так, чтобы  он не потерял интерес к ней.  Так как игра – явление многогранное, ее можно рассматривать как особую форму существования всех без исключения сторон жизнедеятельности, в ребенке развивается чувство долга и ответственности, стремление к взаимопомощи, солидарности, привычка подчинять личные интересы интересам коллектива.

Использование развивающих игр  и упражнений на уроках способствует развитию познавательных интересов, мыслительных процессов и положительной мотивации к обучению школьников.

Отсюда следует, что использование  развивающих игр и упражнений на уроках является неотъемлемой частью учебного процесса.

Гипотеза исследования – мы  предполагаем, если: учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей; активность воспроизведения будет характеризоваться стремлением обучаемого понять, запомнить, воспроизвести знания, овладеть способами применения знаний в измененных условиях; творческая активность обучаемого предполагает устремление его к теоретическому осмыслению знаний, самостоятельному поиску решения проблем; педагог будет понимать значимость использования активных методов обучения в целях развития и воспитания школьников, владеть технологией включения активных методов обучения в педагогический процесс и обеспечивать руководство ими, то  развитие учащихся будет осуществляться более эффективно с использованием таких  активных методов обучения, как развивающие игры  и упражнения.

Объект исследования: учебно-воспитательный процесс в школе.

Предмет исследования: развивающие игры и упражнения как активные методы обучения.

Цель исследования: выявить эффективность применения развивающих игр и упражнений на уроках в начальной школе.

Задачи исследования:

  • изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования;
  • составить систему уроков с использованием развивающих игр и упражнений;
  • применить на практике данную систему;
  • выяснить, как влияет применение развивающих игр и упражнений на развитие мыслительных процессов личности;

 

Структура работы: Работа состоит из введения, где сформулированы  основные компоненты исследования: проблема, цель, объект, предмет, задачи, гипотеза

 В теоретической  главе -  раскрыта проблема активности личности в обучении, общая характеристика младшего школьного возраста, его учебной и игровой деятельности, характеристика основных видов игр и их классификация. В эксперементальной главе, рассмотрена развивающая игра и упражнения как средство развития и обучения учащихся начальных классов

В заключении сделаны выводы и обобщения, а  так же рекомендации для учителей по развитию мыслительных процессов  с помощью развивающих игр и упражнений.

В приложении приводятся задания  и игры использующиеся в ходе  экспериментальной работы.

 

ГЛАВА I. Теоретические основы развивающих игр  и упражнений как активных методов обучения детей младшего школьного возраста

1.1. Проблема активности  личности в обучении

 

Проблема  активности личности в обучении –  одна из актуальных в психологической, педагогической науке, так и в  образовательной практике.

Проблема  активности личности в обучении как  ведущий фактор достижения целей обучения, общего развития личности, профессиональной ее подготовки требует принципиального осмысления важнейших элементов обучения (содержания, форм, методов) и утверждает в мысли, что стратегическим направлением активизации обучения является не увеличение объема передаваемой информации, не усиление и увеличение числа контрольных мероприятий, а создание дидактических и психологических условий осмысленности учения, включения в него учащегося на уровне не только интеллектуальной, но личностной и социальной активности.

 Уровень  проявления активности личности  в обучении обусловливается основной его логикой, а также уровнем развития учебной мотивации, определяющей во многом не только уровень познавательной активности человека, но и своеобразие его личности.

В соответствии с традиционной логикой обучения, включающей такие этапы, как первичное  ознакомление с материалом, или его  восприятие в широком смысле слова; его осмысление; специальную работу по его закреплению и, наконец, овладение материалом, т.е. трансформацию его в практическую деятельность.

Выделяют 3 уровня активности:

• Активность воспроизведения — характеризуется  стремлением обучаемого понять, запомнить, воспроизвести знания, овладеть способами применения по образцу.

• Активность интерпретации — связана со стремлением  обучаемого постичь смысл изучаемого, установить связи, овладеть способами применения знаний в измененных условиях.

•  Творческая активность — предполагает устремленность обучаемого к теоретическому осмыслению знаний, самостоятельный поиск решения проблем, интенсивное проявление познавательных интересов.

 Теоретический  анализ указанной проблемы, передовой  педагогический опыт убеждают, что наиболее конструктивным решением является создание таких психолого-педагогических условий в обучении, в которых обучаемый может занять активную личностную позицию, в наиболее полной мере выразить себя как субъект учебной деятельности, свое индивидуальное «Я». Все сказанное выше выводит на понятие «активное обучение».

А. Вербицкий  интерпретирует сущность этого понятия  следующим образом: активное обучение знаменует собой переход от преимущественно регламентирующих, алгоритмизированных, программированных форм и методов организации дидактического процесса к развивающим, проблемным, исследовательским, поисковым, обеспечивающим рождение познавательных мотивов и интересов, условий для творчества в обучении.

М. Новик  выделяет следующие отличительные  особенности активного обучения:

•  принудительная активизация мышления, когда обучаемый  вынужден быть активным независимо от его желания;

• достаточно длительное время вовлечения обучаемых  в учебный процесс, поскольку их активность должна быть не кратковременной и эпизодической, а в значительной степени устойчивой и длительной (т.е. в течение всего занятия);

•  самостоятельная  творческая выработка решений, повышенная степень мотивации и эмоциональности обучаемых.

Постоянное  взаимодействие обучаемых и преподавателя  с помощью прямых и обратных связей.

Активные  методы обучения — это методы, которые  побуждают учащихся к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения учебным материалом. Активное обучение предполагает использование такой системы методов, которая направлена главным образом не на изложение преподавателем готовых знаний, их запоминание и воспроизведение, а на самостоятельное овладение учащимися знаниями и умениями в процессе активной мыслительной и практической деятельности.

Особенности активных методов обучения состоят  в том, что в их основе заложено побуждение к практической и мыслительной деятельности, без которой нет движения вперед в овладении знаниями.

Появление и развитие активных методов обусловлено  тем, что перед обучением встали новые задачи: не только дать учащимся знания, но и обеспечить формирование и развитие познавательных интересов и способностей, творческого мышления, умений и навыков самостоятельного умственного труда. Возникновение новых задач обусловлено бурным развитием информации. Если раньше знания, полученные в школе, техникуме, вузе, могли служить человеку долго, иногда в течение всей его трудовой жизни, то в век информационного бума их необходимо постоянно обновлять, что может быть достигнуто главным образом путем самообразования, а это требует от человека познавательной активности и самостоятельности.

Познавательная  активность означает интеллектуально-эмоциональный отклик на процесс познания, стремление учащегося к учению, к выполнению индивидуальных и общих заданий, интерес к деятельности преподавателя и других учащихся.

Под познавательной самостоятельностью принято понимать стремление и умение самостоятельно мыслить, способность ориентироваться в новой ситуации, находить свой подход к решению задачи, желание не только понять усваиваемую учебную информацию, но и способы добывания знаний; критический подход к суждениям других, независимость собственных суждений.

Познавательная  активность и познавательная самостоятельность - качества, характеризующие интеллектуальные способности учащихся к учению. Как и другие способности, они проявляются и развиваются в деятельности.

Важнейшим средством активизации личности в обучении выступают активные методы обучения (АМО). В литературе встречается и другой термин — «Метод активного обучения» (МАО), что означает то же самое. Наиболее полную классификацию дала М. Новик, выделяя неимитационные и имитационные активные группы обучения Те или иные группы методов определяют соответственно и форму (вид) занятия: неимитационное или имитационное.

Характерной чертой неимитационных занятий является отсутствие модели изучаемого процесса или деятельности. Активизация обучения осуществляется через установление прямых и обратных связей между преподавателем и обучаемыми.

Отличительной чертой имитационных занятий является наличие модели изучаемого процесса (имитация индивидуальной или коллективной профессиональной деятельности). Особенность имитационных методов — разделение их на игровые и неигровые. Методы, при реализации которых обучаемые должны играть определенные роли, относятся к игровым.

Информация о работе Развивающие игры и упражнения как средства развития и обучения учащихся начальных классов