Развивающие игры и упражнения как средства развития и обучения учащихся начальных классов

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 16:41, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: выявить эффективность применения развивающих игр и упражнений на уроках в начальной школе.
Задачи исследования:
изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования;
составить систему уроков с использованием развивающих игр и упражнений;
применить на практике данную систему;
выяснить, как влияет применение развивающих игр и упражнений на развитие мыслительных процессов личности;

Содержание

Введение 3
ГЛАВА I. Теоретические основы развивающих игр и упражнений как активных методов обучения детей младшего школьного возраста 7
1.1. Проблема активности личности в обучении 7
1.2 Общая характеристика младшего школьника, его учебной и игровой деятельности 11
1.3 Характеристика основных видов игр и их классификация 17
ГЛАВА II. Развивающие игры и упражнения как средства развития и обучения учащихся начальных классов 26
2.1 Развивающие игры и упражнения как средства активизации внимания и развития мышления младших школьников 26
2.2 Формирование творческих способностей активными методами обучения на уроках математики 2 класса 28
2.3 Развивающие игры и упражнения в работе над слогом во 2 классе 31
Заключение 39
Литература 41

Работа содержит 1 файл

развивающие игры и упражнения.docx

— 93.45 Кб (Скачать)

«На стадионе»

- Знаете  ли вы, - говорит учитель первоклассникам,  что на футбольных и хоккейных  матчах все время изучают русский  язык? Не верите? Какое слово они кричат, когда хотят, чтобы команда забила гол? (Шайбу). Правильно. Давайте и мы крикнем так, как кричат болельщики на стадионе. (Ученики скандируют шай-бу! Шай-бу) Болельщики кричат слово по слогам.

Здесь вводится термин, который  детям надо запомнить и потом  не спутать с уже известным и очень похожим – термином «слово».

- Слоги, - продолжает учитель, - это те кусочки, на которое  делится слово. А что кричат  болельщики, когда команда забила  гол? (Молодцы!) Правильно, они кричат: ма-ла-цы! Ма-ла-цы! Учитель дает образец  произношения.

Необходимо обратить внимание на то, что при произнесении слова  по слогам должно сохраняться орфоэпическое  произношение. Это требование часто  нарушается сначала учителями, а  вслед за ними и учениками.

Для знакомства со вторым признаком слога может быть полезна  такая обучающая игра или ее интерпретация  – на усмотрение учителя.

Учитель произносит: [ка] – Понятно, что я  хотела сказать? (Нет.) Дальше учитель  произносит: [ро]. – А теперь, понятно? (Опять нет.) Аналогично: [ва]. (Непонятно.) – Что я произнесла: слово или отдельные слоги? (Слоги.) А теперь я соединю их вместе и произнесу: «корова». Теперь, понятно? (Да.) Вывод, который дети делают вместе с учительницей: когда произносились отдельные слоги, было непонятно. Как только слоги соединились, получилось слово.

На этом же этапе работы целесообразно поменяться ролями учителю  с несколькими учениками или  с приемом «доскажи словечко»  прочитать стихотворение Э.Успенского, а затем продолжить такую же игру.

Что за ли? Что за мон?

Никакого  смысла.

А как  скажут лимон – 

Сразу станет кисло!

Что за ки? Что за но?-

Людям не известно.

А как  скажут кино –

Сразу интересно.

Что за хал? Что за ва?

Вот еще  одна загадка.

А как  скажут халва – 

Сразу станет сладко.

Во время  игры учитель может использовать «ловушку» и досказать такой слог, при котором слова не образуются. Следует обратить внимание детей на то, что нелюбые слоги могут соединиться и образовать слово.

Можно чередовать индивидуальную работу и групповую, использовать, например, работу в парах или по рядам при выполнении такого упражнения - игры.    

Учитель произносит слово, а ученики –  другое, поменяв слово местами. Здесь  также уместно использование  слов – «ловушек», при перестановке слогов в которых нового слова не образуется. Например, рады - …, шина -…, нора -…, пора -… .

Одновременно с введением понятия  «слог» первоклассникам сообщается и его условный рисунок (знак), которым они будут пользоваться. Усвоение понятия «слог» невозможно без одновременной отработки способа действия при делении слов на слоги. Традиционными способами выделения слогов и определении их количества считаются произнесение слова с хлопками и прием упора тыльной стороны ладони в подбородок. Первый способ требует ответа до решения задачи: хлопнуть столько раз, сколько в слове слогов, – поэтому он может быть использован позднее как дополнительный.

Второй прием тоже не может считаться универсальным, так как не все слова, например, синий или птицы – могут  быть правильно разделены на слоги с его помощью. И здесь опять незаменимым окажется прием скандирования, а игра «На стадионе» поможет освоить слог как произносительную единицу и одновременно отработать способ слогоотделения.

Важность понятия «слог» состоит еще в том, что он является основной единицей чтения, поэтому  одна из задач обучения грамоте –  формирование у детей правильного способа чтения – плавного по слогового. Чтобы прочитать слово, ребенку необходимо:

  • опознать буквы каждого слова;
  • определить, как они читаются в каждой позиции;
  • осуществить плавное слоговое чтение;
  • осознать прочитанное.

Первоклассники должны осознанно пользоваться особенностями  слогового (позиционного) принципа русской графики. Вариант прочтения буквы зависит от ее окружения, то есть от позиции в слове. Поэтому и рассуждение ребенка при чтении открытого слога должно быть таким: «Чтобы прочитать слог, смотрю на вторую букву. Если эта буква а (о, у, ы), то она командует, что первую букву надо читать твердо».

Для того чтобы такие  рассуждения ребенок проводил осознанно, чтобы они в конечном итоге  способствовали формированию прочного навыка чтения, рекомендуется игра "Буква в окошке",  использованием пособия "абак", где первой должна появиться буква гласного в правом окошке. Именно она и определит вариант прочтения буквы слева. Организовать такую игру учитель может со всем классом, по рядам парами и т.д.

Для тренировки первоклассников  в чтении прямых слогов, кроме такой  подвижной таблицы, учителя используют карточки отдельных букв и слогов, а также стационарные слоговые таблицы, такие как, например слоговые таблицы из «Читалочки» Л.Ф.Климановой, которые одновременно могут быть и игровым полем.      

   Ва            

    Па  

   Та

    Ми

   Са

    Ма 

   Ле

    Ня

   Ли

    ша

 

 

      Ба

      Тон

      Зар

      За

      Нан 

      лет

      Ня

       Ян

 

                   

                                        

Подобные  слоговые таблицы позволяют не только потренировать детей в чтении, но и воспитать внимание к слову, его лексическому значению и звукобуквенной форме.  

Особый  вариант слоговых таблиц представляют собой карточки, выполненные в виде домино. Играть можно всем классом, парами, группами из трех- пяти человек. С такими же карточками можно предложить и другие игры:

  1. Незнайка нес слово, но по дороге растерял слоги. В руках у него остался только первый слог «на» и последний «ка» (выставляются на наборное полотно). Помогите Незнайке.

Дети  вставляют карточку или карточки и читают получившиеся слова. Здесь  учителю необходимо правильно отреагировать  на ошибку ученика. Недостаточно сказать: «Неправильно, подумай!» - и убрать карточку. Слог надо оставить и прочитать получившееся, обращая внимание детей на то, что слово не составилось;

  1. учитель показывает карточку со слогом, дети его читают про себя, а в слух произносят слог, который получился в результате того, что они поменяли буквы местами.

Игра  способствует усвоению звуковой и буквенной  форме слога. Одновременно с умением читать у детей формируется и умение писать. Поскольку письмо, как и чтение слоговое, то естественно, основной единицей письма должен стать слог. По этому после формирования у первоклассников умения писать отдельные буквы и их соединения переходят к обучению письму, слогов и слов. При этом основным методическим приемом будет послоговая диктовка (слог записывается одновременно с его проговариванием). Такая диктовка является своеобразным алгоритмом, и тренировать детей в выполнении последовательности определенных действий, целесообразно в коллективной игре.

Во время  общей работы, один ученик (или учитель) может начать комментарий, а остальные – продолжить. На более позднем этапе обучения правила игры учитель может изменить и предложить детям найти ошибку в комментарии, обнаружить и восстановить пропущенное действие. Только тогда, когда учитель убедится в том, что все дети овладели алгоритмом записи слога, он может допустить переход на шепотное комментирование.

Подбор  обучающих игр на уроке способствует формированию и развитию психических функций учащихся и требует определенного методического мастерства учителя начальной школы.            

     

 

Вывод по  второй главе.

Игра  формирует познавательную активность и саморегуляцию, позволяет развивать внимание и память, создает условия для становления абстрактного мышления. Игра для младших школьников – любимая форма деятельности. В игре, осваиваются игровые роли, дети обогащают свой социальный опыт, учатся адаптироваться в незнакомых ситуациях.

Мы  попытались подтвердить выдвигаемую гипотезу: развитие учащихся будет осуществляться более эффективно с использованием таких  активных методов обучения, как развивающие игры  и упражнения при условии:

- учитывать  возрастные и индивидуальные  особенности детей;

- активность  воспроизведения будет характеризоваться  стремлением обучаемого понять, запомнить, воспроизвести знания, овладеть способами применения  знаний в измененных условиях;

- творческая  активность обучаемого предполагает  устремление его к теоретическому  осмыслению знаний, самостоятельному  поиску решения проблем;

- педагог  будет понимать значимость использования  активных методов обучения в  целях развития и воспитания  школьников, владеть технологией  включения активных методов обучения  в педагогический процесс и  обеспечивать руководство ими.

Игровой метод включения школьника в  деятельность предполагает личностный подход, когда педагог ориентирован на личностный подход в целом, а не только на его функции как ученика. Игра – не развлечение, а особый метод вовлечения детей в творческую деятельность, метод стимулирования их активности.

Игра  как психологическая проблема дает еще очень много фактов для  научной мысли, еще много предстоит  открыть ученым в этой области. Игра как проблема воспитания требует  неустанных, каждодневных раздумий родителей, требует творчества и фантазии от нас, педагогов. Воспитание ребенка – это большая ответственность, большой труд и огромная творческая радость, дающая сознание полезности нашего существования на земле.

 

Заключение

Игра  – это мир практической деятельности ребёнка, но прежде это средство воспитания. Существует большое разнообразие игр  направленных на развитие интеллекта детей:

    1. предметные
    2. творческие, сюжетно-ролевые
    3. дидактические
    4. строительные, трудовые, технические, конструкторские
    5. интеллектуальные

 

Используя различные виды игр учитель имеет  огромный арсенал способов организации учебно-познавательной деятельности учащихся. Каждая из них направлена на развитие интеллекта детей и повышение их способностей.

Через игру и в игре постепенно готовится  сознание ребенка к предстоящим изменениям условий жизни, отношений со сверстниками и со взрослыми, формируются  качества личности, необходимые будущему школьнику. В игре формируются такие качества, как самостоятельность, инициативность, организованность, развиваются творческие способности, умение работать коллективно.

Игра-это  искра зажигающая огонёк пытливости и любознательности. Она вызывает у школьника живой интерес  к предмету, позволяет развивать  индивидуальные способности каждого  ученика, воспитывает познавательную активность. Тем самым способствует повышению уровня успеваемости и  развития мыслительных процессов школьников.

Игра  хранит  и передаёт по наследству огромную гамму духовных, эмоциональных  ценностей человеческих проявлений. Традиционные формы игровой деятельности народов, сложившийся в культурах  прошлого, практически выродились и иссякли, что повлекло за собой обострение, обнищание социально-психологических процессов общения, отчуждённых людей. Существует большое разнообразие игр и рассчитаны они на конкретный возраст играющих, время года, уровень воспитанности и культуры.

В современной  школе одной из важных целей является индивидуальный подход к личности каждого ребёнка, особенно это важно в подростковом возрасте. При этом игра выступает в роли неоценимого помощника.

Следовательно, игра является важным источником информации, и, конечно же, средством развития мыслительных процессов детей.

 Данная  работа  доказывает, что использование  развивающих игр и упражнений повышает развитие мыслительных процессов детей. Учителю   необходимо использовать на уроках  игровые моменты, приёмы и формы. Для более высоких результатов, их использование необходимо начинать как можно раньше. Тем самым обеспечиваются более высокие темпы развития мыслительных процессов у учащихся. Более того, игра для ребёнка – огромный мир, причём, мир собственноличный, суверенный, где ребёнок может делать всё, что захочет, всё, что ему запрещается взрослыми. Развитию  интеллекта детей способствует использование развивающих игр  и упражнений в учебном процессе.

Информация о работе Развивающие игры и упражнения как средства развития и обучения учащихся начальных классов