Развивающая функция начального обучения

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2010 в 08:36, доклад

Описание работы

Развивающая функция обучения обозначает то, что в процессе обучения, усвоения знаний происходит развитие обучаемого. Это развитие происходит во всех направлениях: развитие речи, мышления, сенсорной и двигательной сфер личности, эмоционально-волевой и потребностно-мотивационной области. Развивающая функция обучения по существу составляет проблему взаимоотношения обучения и развития — один из острейших вопросов в психологии и современной дидактике. Отечественной психологической школой и педагогическими исследованиями установлено, что обучение выступает как источник, средство развития личности. Один из важнейших законов психологии, сформулированный Л.С. Выготским, утверждает, что обучение ведет за собой развитие. Можно сказать, что всякое обучение развивается благодаря, в первую очередь, содержанию образования и, во вторую, благодаря тому, что учение является деятельностью. А личность, как известно из психологии, развивается в процессе деятельности.

Работа содержит 1 файл

теория обучения.docx

— 48.56 Кб (Скачать)

Закрепление наиболее эффективно,  когда оно слагается из следующих элементов:

  • а) Проверки усвоения теоретического материала. Провожу в виде игры «Аукцион знаний».
  • б) Анализа примеров , иллюстрирующих применение на практике.
  • в) Тренировки с целью выработки практических навыков (разноуровневые карточки- задания) .

Во время закрепления  материала широко практикую самостоятельную  работу. Подбираю такие задания , чтобы эта работа выполнялась школьниками не механически, а сознательно. Нужно добиваться, чтобы в практическую работу дети вносили элементы самостоятельности , а где возможно и творчества.

Основная цель самостоятельной работы состоит  в том, чтобы научить детей  мыслить , анализировать и обобщать языковые факты. В этих целях практикую задания типа: «Объясни», «Докажи», ставлю вопрос  «Почему?»- требую обоснования того или иного написания. Например, списывание с подчеркиванием изучаемых орфограмм, дописывание слогов, работа с деформированным текстом, распространение предложений с помощью вопросов.

Большое место  в преподавании русского языка    в последние годы занимают творческие самостоятельные работы. Работы творческого характера повышают интерес к учению , развивают наблюдательность , учат самостоятельно решать поставленные задачи.

Диктант с элементами творчества: сущность его состоит  в том , что дети записывают диктуемый учителем текст , дополняя предложение словами с соответствующими орфограммами .

Прочные навыки грамотного письма учащиеся могут приобрести путем систематических письменных упражнений на базе усвоенных правил орфографии. Для развития у детей  внимания и сосредоточенности использую  свободные диктанты. 

Раскрыть содержание системы изучения непроверяемых  и труднопроверяемых написаний в начальной школе невозможно без ответа на такие вопросы:

1. Сколько новых  слов с непроверяемыми написаниями  для изучения на одном уроке  можно предлагать учащимся?

2. Сколько раз  эти слова должны встречаться  на последующих уроках , чтобы учащиеся хорошо усвоили их написание?

3. Какие особенности  учащихся необходимо учитывать  в процессе усвоения написаний?

4. Как отбирать  приемы изучения непроверяемых  написаний? Какой должна быть  последовательность применения  этих приемов?

Максимальный  эффект может быть достигнут, если процесс  запоминания организуется с учетом особенностей памяти учащихся. При  изучении проверяемых и непроверяемых  безударных гласных необходимо учитывать  особенности фонематического слуха , внимания и памяти учащихся .

Предлагаю следующие  приемы запоминания:

  • - проговаривание вслух негромко по слогам каждое слово ( для учащихся с моторной памятью)
  • - молча посмотреть на слова , прочитывая их про себя по слогам , потом закрыть глаза , чтобы представить его написанным, снова открыть глаза и проверить себя (для учащихся со зрительной памятью)
  • - проговорить слова по слогам соседу по парте или послушать, как слова проговаривает сосед ( для учащихся со слуховой памятью).

Делю слова  на группы, близкие по смыслу. Каждую группу слов пишу на отдельном листе  и работаю отдельно с группой  целую неделю по следующей методике:

  • 1. Списывание с доски в тетрадь.
  • 2. Чтение слов по слогам.
  • 3. Письмо слов под диктовку , но зрительный ориентир остается.
  • 4. Запись и проговаривание слов без зрительного ориентира.
  • 5. Словарный диктант.
  • 6. Работа по карточкам.

Использование карточек на уроках в начальной школе  имеет положительные моменты. Это  и обратная связь и индивидуальная и диффиринцированная работа и увеличение объема выполненного материала за урок, привитие интереса к предмету, умение работать самостоятельно. Работу над словами с непроверяемой гласной провожу на каждом уроке русского языка. Использую и загадки и фразеологизмы со словарными словами. На одном уроке использую 1-2 пословицы. Ведь за малое количество времени надо и слово пропущенное назвать , и орфограмму в нем найти, и объяснить смысл данной пословицы. Систематическое использование фразеологизмов способствует развитию внимания , памяти, мышления и речи учащихся. Одним из эффективных приемов в усвоении орфограмм является использование раздаточного материала. В процессе закрепления , повторения изучаемой орфограммы учащиеся формируют навыки грамотного письма способом выполнения разноуровневых заданий. Эти задания я предлагаю учащимся на индивидуальных карточках. Дети работают в паре или индивидуально в зависимости от поставленной цели урока: закрепление орфограммы или ее отработка.  Работа с карточками дает полную картину усвоения учащимися изучаемой орфограммы. Для ребят сильной группы свободное время не пропадает даром в ожидании, когда другие дети выполняют задание. Работая с карточкой учащийся должен проявить самостоятельность, еще раз повторить орфограмму и закрепить ее при выполнении задания , проявить упорство и аккуратность. Дети быстро привыкают к требованиям работы с индивидуальной карточкой, совместной деятельности с соседом по одной карточке, когда материал нужно усвоить с помощью более сильного ученика. Каждый ученик может получить карточку на любом этапе урока: в начале урока, по ходу урока, в конце урока. Дети не стремятся подсмотреть у соседа , так как карточки с заданиями по содержанию разные. Один раз написанная карточка используется и в начале года , и на повторительно- обобщающих занятиях в конце года.

Ежеурочно проводятся орфографические упражнения, опирающиеся на разные способы восприятия: слух , зрение, память, мышление. Все это способствует формированию осознанного навыка грамотного письма, развитой речи. Использую чаще других такие упражнения , как списывание, различные виды диктантов, грамматический и орфографический разборы, работа с орфографическим словариком.

В своей работе использую и элементы дидактической  системы Л. В. Занкова. Привлекает тем , что характер вопросов иной. Они формулируются так, чтобы пробудить самостоятельную мысль учеников. «Расскажите все, что можете об этом слове».

Это увлекает ребенка , обостряет ум и напрягает волю в решении поставленных задач. Учителю приходится особо заботиться об обеспечении права ребенка на свободу выбора. Это позволяет каждому ученику достигать успеха в учебной деятельности. Для системы развивающего обучения характерен путь познания « от ученика».Эта система позволяет полнее раскрыться духовным силам, зреющим в ребенке, создает условия для их развития. Система направлена на то , чтобы дети приобретали умения слушать и слышать, осмысленно относиться к своей работе и активно использовать полученные знания.

Для исследования мыслительной деятельности использую  методику наблюдения. Детям предлагается классифицировать слова по выбранному им признаку. Например: прочитайте слова. Распределите их на две группы. (Глаза, жук. столы, жуки, стол, глаз.)Дети делят слова и делают вывод.

Работы по восстановлению деформированного текста, списыванию выявляют умение детей устанавливать  логико- смысловые связи, закрепляют каллиграфические навыки, повышают уровень самостоятельности.

За годы работы я поняла, что достичь орфографической  грамотности учащихся можно лишь ежедневным упорным трудом. Одним  из приемов повышения грамотности  считаю развитие орфографической зоркости при коллективной работе над ошибками. Работу над ошибками провожу на каждом уроке. У некоторых детей я  не исправляю неверно написанную букву, а лишь ее зачеркиваю, у более  сильных  подчеркиваю все слово с ошибочным написанием. Он сам должен найти в слове ошибку, исправить ее. Моя цель- помочь ученику вдуматься в данную орфограмму или слово и исправить ее. Одно из главнейших условий успешного обучения грамотному письму- это предупреждение ошибок. Для этого я использую различные приемы. Одним из важнейших видов считаю орфографическое проговаривание.

«Улетели буквы  с дымом.»                                                         

 Я 

о     е 

и  

с.сна                  

 ч.рвяк                  

 л.нейка  

«Найди потерявшийся слог.»

…жчина

…тика

«Собери из слогов слово.»

втор,ник

ти, кар, на

Школа, развивающая  и развивающаяся,  в настоящее время реально функционирует на уровне начальной школы. Принципиальным является то , что образование учащихся ведется на уровне ближайшего развития личности школьника.

1. Отношения  учитель- ученик , ученик- коллектив класса строятся на взаимном доверии, открытости, раскованности, сопричастного переживания радости, удовлетворения от напряженной умственной работы.

2. Признается  правомерность позволять учащимся  свободно «бурлить»; мертвая тишина  на уроке недопустима.

3. Создаются  условия для того , чтобы учащиеся свободно задавали вопросы, высказывались, доказывали, делали открытия, имели потребность в познании, самопознании.

4. Система развивающего  обучения привлекает учителей  теоретической обоснованностью , эксперементальной доказанностью , возможностью удовлетворения заказа общества- становление свободной личности, ее общего развития.

5.  Богатство содержания, многообразие методов работы учителя, базирующиеся на особых дидактических принципах и типических методических свойствах системы, дают возможность обеспечивать многообразие видов деятельности учащихся, позволяют учителю наблюдать успешность продвижения каждого ребенка в обучении , воспитании и развитии.

В своей работе я ставлю перед собой задачу: не только дать учащимся первые представления  и понятия в области языка  и математики , но и формировать у школьников общелогические мыслительные умения, так как интеллект человека в первую очередь определяется не суммой накопленных знаний , а высоким уровнем развития. Школьники к моменту перехода в среднее звено должны сравнивать , анализировать, обобщать. Все это не только способствует более прочному усвоению знаний и всестороннему развитию детей, но и поможет им в будущем решать трудные, нестандартные задачи, работать творчески. Для этого использую разнообразные упражнения и игры. Вот некоторые из них , которые использую на уроках русского языка:

1. Игра «Зашифрованное  слово». (Эта игра формирует такие  мыслительные процессы, как анализ  и синтез.) Задание. Из каждого  слова взять только первый, второй, последний слог и записать  полученное слово. Предлог, логово, железо, низина, енот (предложение)- по  первому слогу;

Пуговица, молоток, лава (голова)- по второму слогу;

Колесо , село, панама (солома)- по последнему слогу;

Сапоги, парашют, фантазия (сарафан)- найти самим спрятанное слово. Зашифровать можно новые  словарные слова, название темы.

2. Упражнение  «Волшебный ряд букв». Дается  любой ряд букв , с которым можно выполнить несколько заданий. Задания могут предлагать сами дети. Например: а, б, о, и, к, л, е, п, т. Задания: а- деление на группы (гласные- согласные);

б- составление слов из букв( пила, лупа, лоб);

в- записать буквы в алфавитном порядке;

г- найти лишнюю букву, ориентируясь на новое словарное слово (лишняя буква п, ее нет в слове библиотека).   

Сказка  о буквах, рассказанная Незнайкой 

Задание для  детей.  В течение рассказа Незнайки нужно найти и исправить ошибки, которые он допустил.

Рассказ Незнайки.

Жили- были буквы. Дружно жили , не ссорились. А было их всего 36. Или 34? Не помню.

Десять  из них – гласные. Очень интересные буквы! Половина- волшебные. Почему их так назвали? Ну, наверное, потому, что они с помощью волшебной палочки могут превратить льва в мышку, а блоху- в огромный самолет.

А согласные буквы  вообще чудаки! Некоторые  говорят громко, звонко. Например, буквы п, т, х. А другие умеют только шептать, шуршать, шипеть. Это глухие звуки. Вот только я забыл , какие буквы обозначают глухие звуки. Подскажите!

Буква ч очень дружит с буквами я и ю. Она прямо- таки не может с ними расстаться! А вот ж и ш не водятся с буквой ы, а дружат только с и , и она делает их мягкими- мягкими.

А еще там есть две  странные буквы. Они  всегда молчат. Может, немые? Вы не знаете их ? И вообще, что это за страна такая? Как она называется?

Логические упражнения позволяют ученикам глубже освоить  математические отношения и их свойства, а овладение логическими умениями позволяет им применять логические приемы при решении задач.

Информация о работе Развивающая функция начального обучения