Развивающая функция начального обучения

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2010 в 08:36, доклад

Описание работы

Развивающая функция обучения обозначает то, что в процессе обучения, усвоения знаний происходит развитие обучаемого. Это развитие происходит во всех направлениях: развитие речи, мышления, сенсорной и двигательной сфер личности, эмоционально-волевой и потребностно-мотивационной области. Развивающая функция обучения по существу составляет проблему взаимоотношения обучения и развития — один из острейших вопросов в психологии и современной дидактике. Отечественной психологической школой и педагогическими исследованиями установлено, что обучение выступает как источник, средство развития личности. Один из важнейших законов психологии, сформулированный Л.С. Выготским, утверждает, что обучение ведет за собой развитие. Можно сказать, что всякое обучение развивается благодаря, в первую очередь, содержанию образования и, во вторую, благодаря тому, что учение является деятельностью. А личность, как известно из психологии, развивается в процессе деятельности.

Работа содержит 1 файл

теория обучения.docx

— 48.56 Кб (Скачать)

Развивающая функция начального обучения

Развитие человека – это процесс становления  его личности под влиянием внешних  и внутренних, управляемых и неуправляемых  социальных и природных факторов.

Понятие "функция" близко к понятию "задача обучения". Функции обучения характеризуют  сущность процесса обучения, тогда как задачи являются одним из компонентов обучения.

Дидактика выделяет три функции процесса обучения: образовательную, развивающую и воспитательную.

Развивающая функция  обучения обозначает то, что в процессе обучения, усвоения знаний происходит развитие обучаемого. Это развитие происходит во всех направлениях: развитие речи, мышления, сенсорной и двигательной сфер личности, эмоционально-волевой  и потребностно-мотивационной области. Развивающая функция обучения по существу составляет проблему взаимоотношения обучения и развития — один из острейших вопросов в психологии и современной дидактике. Отечественной психологической школой и педагогическими исследованиями установлено, что обучение выступает как источник, средство развития личности. Один из важнейших законов психологии, сформулированный Л.С. Выготским, утверждает, что обучение ведет за собой развитие. Можно сказать, что всякое обучение развивается благодаря, в первую очередь, содержанию образования и, во вторую, благодаря тому, что учение является деятельностью. А личность, как известно из психологии, развивается в процессе деятельности.

Однако психология и дидактика XX века утверждают, что развивающая функция обучения реализуется успешнее, если обучение имеет специальную направленность, разработано и организовано так, чтобы включать учащегося в активную и сознательную разнообразную деятельность. Развивающая функция обучения реализуется в ряде специальных технологий или методических систем, преследующих именно цели развития личности. В отечественной дидактике для этого имеется специальный термин "развивающее обучение". В 60-е годы один из российских дидактов Л.В. Занков создал систему развивающего обучения младших школьников. Ее принципы, отбор содержания образования и методы обучения направлены на развитие восприятия, речи, мышления школьников и способствовали теоретической и прикладной разработке проблемы развития в ходе обучения наряду с исследованиями других отечественных ученых: Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова, Н.А. Менчинской и др. Благодаря этим исследованиям, отечественная дидактика получила ценные результаты: теорию поэтапного формирования умственных действий (П.А. Гальперин), методы проблемного обучения (М.Н. Скаткин, И.Я. Лернер), способы активизации познавательной деятельности учащихся и др.

Все это ведет  к тому, что современная организация  обучения направлена не столько на формирование знаний, сколько на разностороннее развитие ученика, в первую очередь  умственное, обучение приемам умственной деятельности, анализу, сравнению, классификации  и пр., обучение способности наблюдать, делать выводы, выделять существенные признаки объектов, обучение умению выделять цели и способы деятельности, проверять  результаты ее.

Надо отметить, что развитие сенсорной, двигательной, эмоциональной сфер личности в обучении отстает от интеллектуального развития. Между тем, очень важно, чтобы в процессе обучения развивалась способность тонко и точно воспринимать свойства и явления окружающего мира: пространство, свет, цвет, звук, движение, т.е. чтобы ученик овладел глубиной и диапазоном восприятия своих органов чувств.

Развитие двигательной сферы ребенка состоит в том, чтобы, с одной стороны, формировать  произвольные сложные движения в  учении, труде, игре. С другой стороны, следует обеспечить активное и всестороннее физическое развитие школьников, поскольку оно важно и для здоровья, и для интеллектуальной, эмоциональной, творческой деятельности личности.

Развитие эмоциональной  сферы, тонкости и богатства чувств, переживаний от восприятия природы, искусства, окружающих людей, всех вообще явлений жизни является также  одной из задач обучения. В дидактике  имеются примеры таких методических систем, которые на это направлены (Д.Кабалевский, Б.Неменский, И.Волков).

Таким образом, еще раз следует напомнить: всякое учение ведет к развитию, но обучение носит развивающий характер, если специально направлено на цели развития личности, что должно находить реализацию и в отборе содержания образования, и в дидактической организации  учебного процесса. 

ПЕДАГОГИКА. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей / Под ред. П.И. Пидкасистого. - М: Педагогическое общество России, 1998. - 640 с. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Социальные преобразования , происходящие в нашей стране, создали  определенные условия для перестроечных  процессов в сфере образования  – это создание новых типов  школ, дифференциация, активное внедрение  в практику различных педагогических инноваций, авторских программ и  учебников.

Развивающее обучение немыслимо без постоянного учебного общения, при котором учащийся, поняв, чего он не знает , не умеет делать, сам начинает активно действовать, восполняя недостаток знания и включая в этот процесс учителя, как более опытного партнера.

Развивающее обучение – особый вид обучения, характеризующийся  специфическим подходом к определению  и реализации целей его содержания, технологии и взаимодействия участников учебного процесса.

В условиях сосуществования  разных систем образования происходит существенное совершенствование традиционной системы обучения.

Обучение детей  в начальной школе по 4-х летней программе позволяет создать  наиболее благоприятные условия  для их нравственного, интеллектуального  и физического развития. Появились  негативные тенденции раннего изучения и дублирования  школьных программ в дошкольных учреждениях, что входит в противоречие с задачами дошкольного образования. В современном образовании наблюдается  негативная тенденция раннего обучения в дошкольных учреждениях, сущность которого является не столько подготовка к школе и всестороннее развитие ребенка, сколько раннее изучение школьных программ и дублирование  школьных предметов. Не нужно детей учить читать и писать. Это сделает учитель. А нужно готовить к школе, к усвоению знаний.

  • - Нужно развивать любознательность у ребенка дошкольного возраста как основу развития познавательных  способностей ученика в начальной школе.
  • - Нужно формировать творческое воображение, как направление интеллектуального и личностного развития ребенка.
  • - Нужно развивать коммуникативность  - умение общаться со взрослыми и сверстниками – как одно из необходимых условий успешности учебной деятельности.

Эффективность обучения, как правило, измеряется количеством  и качеством приобретенных знаний, а эффективность развития измеряется уровнем, которого достигают способности  учащегося, т. е. тем, насколько развиты  у учащегося основные формы их психической деятельности, позволяющей  быстро, глубоко и правильно ориентироваться  в явлениях окружающей действительности.

На своих уроках всегда стараюсь изменить задания, поставить  новые вопросы, чтобы задания  были направлены не только на формирование каких- либо умений, но и на развитие общеинтеллектуальных.

На уроках математики большое внимание уделяю самостоятельной  работе.

В ходе проверки ребята обязательно доказывают выбор  действия, объясняют свое решение. Любое  обучение в той или иной мере развивает  учащихся. Решающее значение для развивающего обучения имеет методика: один и  тот же учебный материал может  быть изучен с большим или меньшим  развивающим эффектом в зависимости  от того, как он изучается. Включение  учащихся в творческую деятельность – основной путь развивающего обучения. Главное в методике развивающего обучения – включение учащихся в  ситуацию творческой деятельности. Это  влечет за собой усиление роли частично- поискового и исследовательского методов обучения.

1. Постановка  учителем нестандартных учебных  заданий.

Записан ряд  чисел 3, 7, 11, 15. Продолжить этот ряд до 30. При такой постановке задания  дети вынуждены искать закономерность составления данного ряда, а затем  использовать ее для выполнения задания, т. е .они включаются в творческую деятельность, что содействует их развитию.

2. Преобразование  тренировочных упражнений в творческие: 72-( 12+3)=57 . Ставим вопросы: как изменится результат, если вычесть не сумму а их разность?

Задания направлены на более глубокое осознание взаимосвязей между изученными приемами, арифметическими  действиями, на проведение наблюдений, сравнений, на построение логических рассуждений и выводов.

Задания разнообразны: это - арифметические ребусы, « цепочки» примеров, «магические квадраты», задания  логического характера, задачи на смекалку, игры математического содержания. Некоторые из заданий использую для работы со всем классом, другие - в качестве дополнительных заданий для работы с группами, отдельными учениками. При использовании этих заданий учащиеся часто оказываются перед проблемой выбора хода решения., им нередко приходится применять знания в совершенно новых условиях. Все рассуждения целесообразно проводить вслух. Этому уделяю большое внимание на уроках.

Стремление к  творчеству характерно для школы  наших дней.

Находясь в  постоянном поиске, стараюсь подходить творчески к учебному процессу, хочу видеть в каждом своем ученике просто доброго, любящего человека. Я пытаюсь с самых первых дней обучения создать атмосферу созидания и творчества, помогаю раскрыться способностям каждого ученика.

Нельзя сказать, что этот процесс протекает гладко. Возникают проблемы и трудности , обусловленные тем, что не каждый ребенок открыт к творчеству, например, из- за недоразвития внимания и воображения. Чтобы скорректировать эти недостатки и активизировать работу всех детей, ввожу в урок такие формы работы, которые бы не только развивали, подвигали к творчеству, но были бы доступны и интересны каждому. Одной из таких форм остается игра. Но игра должна способствовать умственному и духовному развитию , т. е. должна быть творческой. Игра способствует созданию у школьников эмоционального настроя, вызывает положительное  отношение к выполняемой деятельности, улучшает общую работоспособность , добивается прочного усвоения материала.

Использование творческой игры на уроках русского языка  в начальной школе помогает в  той или иной степени снять  ряд трудностей , связанных с запоминанием материала, вести изучение и закрепление материала на уровне эмоционального осознания , что способствует развитию познавательного интереса к русскому языку как учебному предмету.

Творческая игра на уроках русского языка способствует обогащению словарного запаса учащихся, расширяет их кругозор . Она несет в себе огромный эмоциональный заряд, решает не только общеучебные и развивающие задачи , но и воспитывает качества творческой личности : инициативу , настойчивость, целеустремленность, умение находить решение в нестандартной ситуации. Эффективность игры во многом зависит от эмоционального отношения педагога к течению игры , от заинтересованности в ее результатах.  Кроме того , не все школьники одновременно усваивают правила, поэтому учитель может помочь им в процессе игры. Однако эта помощь должна быть по возможности скрытой от других учеников, чтобы у всех- и у слабых , и у сильных - создавалось впечатление равноценности их участия. Задача педагога – создать ситуацию успешности для каждого ребенка, помочь ему раскрыться в полной мере. Так, например, существует игра, в которой необходимо вписать в клеточки буквы так, чтобы получилось слово.

Сначала надо дать возможность каждому ученику  придумать свои слова, поощряя каждый новый вариант ( кит, куст, карта, книжка.) Затем можно усложнить данную игру , попросить ребят подбирать слова только одной части речи, или на заданную тему , или на какое- либо орфографическое правило. Когда данная игра будет освоена детьми в полной мере, следует переходить на новый, более сложный уровень. Ученики получают задания придумать свою игру , подобную данной, используя разное количество букв и разные буквы. 

Игра «Лишнее  слово» . Суть этой игры в том , что из целого ряда слов ученикам нужно сначала убрать одно «лишнее слово» , обосновав свай ответ, потом из оставшихся еще одно, затем еще одно, пока не останутся два- три  «нужных слова» . Эта игра полезна тем , что ученикам невольно приходится сравнивать предложенные слова по разным признакам: лексическому значению , составу, грамматическим признакам- что ведет к отработке перечисленных понятий.

При изучении темы:  «Имена собственные» попросить детей придумать свои клички для животных, отображая их внешний вид или повадки: коза Бодуля, петух Крикун, собака Лаюшка.

С чьей- то помощью  ребенок всегда может сделать  больше и решить более трудные  задачи, чем самостоятельно»- Л. С. Выготский. Одно из обязательных условий успешного обучения – привитие учащимся навыков самостоятельной работы над учебным материалом. Все- таки задача учителя состоит не в том , чтобы давать детям готовые знания, а в том, чтобы направлять их. К. Д . Ушинский говорил, что учащиеся должны «по- возможности трудиться самостоятельно, а учитель – руководить этим самостоятельным трудом и давать для него материал».

Информация о работе Развивающая функция начального обучения