Развитие воображения у младших школьников в процессе обучения

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2012 в 13:55, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования - выявить особенности воображения детей младшего школьного возраста.
Объект исследования: процесс развития творческого воображения младших школьников.
Предмет исследования: комплекс педагогических условий, при которых можно реализовать индивидуальный подход к процессу развития творческого воображения младших школьников.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………….………….З
Глава 1.Теоретические аспекты развития воображения у младших школьников в процессе обучения.
1.1 Содержание понятия воображения………………………………….7
Особенности развития воображения младших школьников в процессе обучения……………………………………………………….22
Глава 2. Опытно – экспериментальная работа по развитию воображения в процессе обучения.
2.1 Критерии, методики исследования развития воображения……….27
2.2 Воздействие воображения учителя на развитие творческого потенциала школьников………………………………………………………………31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………….35
БИБЛИОГРАФИЯ……………………………………………

Работа содержит 1 файл

курсач.docx

— 70.83 Кб (Скачать)

2 балла - если главный  образ его рассказа расписан  достаточно подробно, с множеством разнообразных характеризующих его деталей.

Впечатлительность или эмоциональность  образов воображения оценивается по тому, вызывает ли он интерес и эмоции у слушателя.

0 баллов - образы малоинтересны,  банальны, не оказывают впечатления на слушающего.

1 балл - образы рассказа  вызывают некоторый интерес со  стороны слушателя и некоторую  ответную эмоциональную реакцию,  но этот интерес вместе с  соответствующей реакцией вскоре  угасает.

2 балла - ребенком были  использованы яркие, весьма интересные  образы, внимание слушателя к которым, раз возникнув, уже затем не угасало, сопровождаясь эмоциональными реакциями типа удивления, восхищения, страха и т.п.

Таким образом, максимальное число баллов, которое ребенок  в этой методике может получить за свое воображение, равно 10, а минимальное - 0.

Методика  «Рисунок»

В этой методике ребенку предлагаются стандартный  лист бумаги и фломастеры (не менее  шести разных цветов). Ребенок получает задание придумать и нарисовать какую-нибудь картину. На это отводится 5 мин.

Анализ  картины и оценка фантазии ребенка  в баллах производятся таким же образом, как и анализ устного творчества в предыдущей методике, по тем же параметрам и с помощью такого же протокола.

Методика  «Скульптура»

Ребенку предлагается набор пластилина и  задание: за 5 мин смастерить какую-либо поделку, вылепив ее из пластилина.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2 Воздействие воображения учителя на развитие творческого потенциала школьников.

Воображение учителя — существенный психологический компонент его  педагогической деятельности. Во многих педагогических ситуациях немалое значение имеет воссоздающее воображение, например в процессе изложения учителем нового учебного материала. Если мысленным образам учителя свойственна яркость и живость, то это позволяет ребенку так же ярко, образно представлять излагаемое. Методически эта особенность воображения проявляется в психологическом стиле речи учителя. Необходимо ясно представлять, как понимают ученики изучаемый материал, и создавать в сознании школьников конкретные образные представления.

При изложении  учебного материала важно уметь  связывать понятия с образными  представлениями или, по выражению  И. П. Павлова, «за словом видеть реальное впечатление». Воссоздающее воображение играет существенную роль также в понимании учителем психического состояния детей при решении ими различных учебных задач. Так, наблюдая за содержанием и логико-психологической формой речи ученика во время устной проверки знаний, необходимо мысленно представить психическое состояние ученика и возможные причины возникающих у него затруднений. Осмысление излагаемого материала или пассивность его усвоения видны не только из содержания ответа, но проявляются в речевой форме, интонации и других выразительных средствах, используемых учеником.

Воссоздающее воображение и  наглядно-образная память помогают учителю  удерживать в сознании различные  ситуации из педагогического опыта  и опираться на положительное  в этом опыте в своей повседневной педагогической деятельности. Еще более важное значение в работе педагога имеет творческое воображение. Оно эффективно при творческом применении научно обоснованных методов и всей системы учебно-воспитательной работы, в поисковой творческой деятельности в процессе разработки и использования новых методов обучения. Особенно велика роль творческого воображения и мышления учителя в осуществлении развивающего обучения. Такая постановка обучения предусматривает развитие активности и самостоятельности учащихся.

Развитие  и обучение взаимосвязаны, причем обучение имеет решающее значение, так как оно формирует знания и умения в их единстве и творческую направленность личности. Изложение учебного материала должно, быть убедительным, доступным, активизирующим мышление и воображение учащихся, а форма обращения тактичной, что способствует сближению с учениками и повышает эффективность применяемых методов обучения.

Осуществление развивающего обучения сопряжено с  повседневной творческой работой, подготовкой таких материалов к каждому уроку и применением таких методов обучения, которые способствуют интенсивному и гармоничному развитию учащихся. Творческому решению этой задачи благоприятствует состояние творческого подъема учителя на уроке, увлеченность предметом преподавания, устойчивая умственная сосредоточенность.

Воображение учителя способствует правильному пониманию им личности ребенка. Мысленно сопоставляя факты, характеризующие ученика, анализируя происходящие в нем изменения, учитель устанавливает тенденции в развитии его личности, что позволит ему соотнести их с особенностями педагогических воздействий и яснее представить процесс дальнейшего воспитания. Воображение учителя, его мышление и наблюдательность — психологическая основа понимания им процесса развития личности школьника. При этом важно, чтобы в сознании учителя не фиксировалось константное представление о личности школьника, не учитывающее постоянно происходящих изменений.

Творческое  воображение позволяет учителю  видеть перспективы педагогического воздействия на коллектив учащихся и каждого ученика с учетом его индивидуальных особенностей и возможностей, помогает также предусмотреть влияние применяемых учебно-воспитательных мер.

Педагогический  такт как форма выражения воссоздающего  и творческого воображения учителя формируется на научной педагогической основе и практическом опыте учителя. В формировании такта участвуют многие педагогические и психологические качества личности, в том числе и уровень развития воображения как познавательного процесса. Понимание меры педагогического воздействия, отбор средств воспитательного влияния,  их  индивидуализация, умение  гармонично  сочетать внимание и чуткость с педагогической требовательностью и помощью в работе, деловой и психологический контакт, выдержка и непосредственность в общении, предварительное осмысливание педагогических воздействий — все это возможно лишь при наличии творческого воображения, мысленные образы которого ориентируют в выборе действий и помогают предвидеть последствия примененного воспитательного воздействия. Однако нельзя забывать и о том, что воображение учителя может в некоторых случаях неправильно ориентировать его в применении и оценке эффективности конкретных педагогических воздействий на отдельных учащихся. Например, воспитательное влияние с опорой на такие механизмы воображения, как уподобление, гиперболизация и преуменьшение, приводит к ошибочному выбору средств воспитательного воздействия и преувеличению или недооценку их эффективности. Недочеты же в развитии воображения приводят к ослаблению творческого Начала в применении методов обучения.

Воображение — основа любого творчества, и можно  предполагать, что существуют некоторые общие законы, по которым оно развивается и проявляется, законы, общие для всех видов творческой деятельности. Например, в нашей практике, когда школьникам давались задания только на развитие воображения, почти у всех детей произошли существенные личностные изменения: они стали более активными, инициативными, способными к принятию самостоятельного решения, к постановке проблем и нахождению собственных оригинальных ответов; появилась большая уверенность в себе, в своих возможностях. В известной степени у учащихся сформировалась, если можно так сказать, привычка к свободному самовыражению. Конечно, все эти особенности отмечались у детей пока только на занятиях.

Следовательно, развитое воображение учителя оказывает  заметное положительное влияние на развитие творческого потенциала школьника.[8,23 - 25]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Целью данной курсовой работы выступал анализ развития и коррекции  воображения младшего школьника.

Были реализованы следующее  задачи:

1. Провести отбор литературы  по данной тематике.

2. Рассмотреть виды воображения.

3. Проанализировать воображение  младших школьников.

И в заключение необходимо отметить, что роль воображения в  жизни может быть весьма различной в зависимости от того, в какой мере воображение включается в реальную деятельность.

Воображение как мысленное  преобразование действительности в  образной форме может быть тесно  связано, сказали мы, с изменением действительности, с ее практическим, действенным преобразованием. Предвосхищая результаты нашей деятельности, мечта, создаваемая воображением, стимулирует к тому, чтобы работать над ее воплощением в действительности, чтобы бороться за ее осуществление. Д. И. Писарев писал: «Если бы человек был совершенно лишен способности мечтать... если бы он не мог изредка забегать вперед и созерцать воображением своим в цельной и законченной картине то самое творение, которое только что начинает складываться под его руками, — тогда я решительно не могу представить, какая побудительная причина заставляла бы человека предпринимать и доводить до конца обширные и утомительные работы в области искусства, науки и практической жизни...». Но из стимула к действию мечта воображения может иногда превратиться и в заместитель действия, перерождаясь в ту пустую мечтательность, которой некоторые люди, как дымовой завесой, заслоняются от реального мира и необходимости его изменять. Роль воображения и его характер существенно определяются тем, что представляют собой его продукты. Одни находят себе легкое и малоплодотворное удовлетворение в мимолетных и праздных мечтаниях, прикрываясь завесой своей фантазии от реального дела. Другие, наделенные достаточными творческими силами, превращают воплощение своего воображения в реальное дело творчества. Их творения вводят в реальный мир как бы новое измерение. В созданных художественным творчеством произведениях искусства люди созерцают преображенный, углубленный образ мира, далеко выходящего за ограниченные рамки их часто узкого личного существования; в практической жизни они ломают устаревшие нормы и реально изменяют действительность.

Кусочек фантазии есть в  каждом акте художественного творчества и во всяком подлинном чувстве; кусочек фантазии есть в каждой отвлеченной мысли, поднимающейся над непосредственно данным; кусочек фантазии есть и в каждом действии, которое хоть в какой-то мере преобразует мир; кусочек фантазии есть в каждом человеке, который, мысля, чувствуя и действуя, вносит в жизнь хотя бы крупицу чего-то нового, своего.

Воображение в жизни ребенка  играет большую роль, чем в жизни  взрослого, проявляясь гораздо чаще, и чаще допускает нарушение жизненной  реальности. Неустанная работа воображения - важнейший путь познания и освоения ребенком окружающего мира, способ выйти за пределы личного практического опыта, важнейшая психологическая предпосылка развития способности к творчеству и способ освоения нормативности социального пространства, последнее принуждает работать воображение непосредственно на развитие личностных качеств.

Умственное развитие ребенка, посещающего школу, качественно  меняется благодаря требованиям, предъявляемым  учебной деятельностью. Ребенок  теперь вынужден входить в реальность образно-знаковых систем и в реальность предметного мира через постоянное погружение в ситуации решения разнообразных учебных и жизненных задач. Перечислим основные задачи, которые решаются в младшем школьном возрасте: 1) проникновение в тайны лингвистического, синтаксического и др. Строения языка; 2) усвоение значений и смыслов словесных знаков и самостоятельное установление их тонких интегративных связей; 3) решение умственных задач, связанных с преобразованием предметного мира; 4)развитие произвольных сторон внимания, памяти и воображения; 5)развитие воображения как способ выйти за пределы личного практического опыта, как условие творчества.

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

1.Гречко С.А. Развитие  воображения младшего школьника. // [Электронный ресурс].

2.Дружинин В.Н. Психология  общих способностей. - М., 2007.

3.Дудецкий А.Я. Теоретические  вопросы воображения и творчества. - Смоленск, 1974.

4.Дьяченко О.М. Развитие  воображения. - М., 1996.

П. Лазарева СЮ. Развитие творческих способностей ребенка младшего школьного  возраста. // [Электронный ресурс].

Информация о работе Развитие воображения у младших школьников в процессе обучения