Развитие воображения у младших школьников в процессе обучения

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2012 в 13:55, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования - выявить особенности воображения детей младшего школьного возраста.
Объект исследования: процесс развития творческого воображения младших школьников.
Предмет исследования: комплекс педагогических условий, при которых можно реализовать индивидуальный подход к процессу развития творческого воображения младших школьников.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………….………….З
Глава 1.Теоретические аспекты развития воображения у младших школьников в процессе обучения.
1.1 Содержание понятия воображения………………………………….7
Особенности развития воображения младших школьников в процессе обучения……………………………………………………….22
Глава 2. Опытно – экспериментальная работа по развитию воображения в процессе обучения.
2.1 Критерии, методики исследования развития воображения……….27
2.2 Воздействие воображения учителя на развитие творческого потенциала школьников………………………………………………………………31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………….35
БИБЛИОГРАФИЯ……………………………………………

Работа содержит 1 файл

курсач.docx

— 70.83 Кб (Скачать)

·  моторная активность;

· сенсорно – перцептивная активность (способность и потребность в сенсорных новых впечатлениях, их воспроизведении, сохранении);

· интеллектуально – волевая активность (интеллектуальная инициативность, любознательность, интерес к выявлению связей, причинно – следственных отношений, выделение себя из поля зрения и т.д.);

· мотивация и эмоционально – выразительная активность (социальный диапазон жизненных мотивов, способность к их эмоционально – выразительному выявлению, символизации, замещению);

· способность к включению всех этих форм психической активности в реальную социальную ( т.е ценную не только для себя) деятельность, поведение, общение ( включая учение и игру) во имя их эффективного построения, регулирования и социальной (осмысляемой все больше и больше) оценки.

Первые четыре показателя зарождаются и естественно проявляются  в «самодеятельности» детей этого  возраста (т.е. деятельности, прежде всего  для себя). Последний показатель является наиболее сложным, интегральным. Он определяет в психологическом  смысле позицию ребенка уже как  школьника, деятельность которого характеризуется всеми основными чертами общественно полезной деятельности.

Включение сложившихся у  детей форм психической активности в учебную деятельность и общение  в детском коллективе предполагают, с одной стороны, модификацию этих форм, с другой – рождение психических новообразований. Важнейшим новообразованием является способность детей регулировать свою деятельность на сравнительно большом временном и пространственном участке, причем с сохранением представления о требуемом (другим человеком, задачами обучения) результате. Требуемый результат и есть  социальная цель деятельности. Детям овладеть этой способностью трудно. Степень, темп овладения ее характеризуют диапазон возрастных психологических особенностей учащихся младших классов, уровень психического развития детей.

Воспитание этой способности  через отрицательную оценку, порицание  ведет к нарушениям преемственности  с предшествующим психическим развитием. Напротив, воспитание способности к целевой регуляции деятельности через поощрение, положительную оценку успеха детей сохраняет богатство предшествующих достижений психического развития младших школьников.

Действие в соответствии с требуемым результатом формирует  у детей такие качества, как  устойчивость поведения, способность  к мобилизации, к действию с учетом фактора времени, к регуляции  своих состояний в соответствии с достигаемым результатом.

Воображение тесно связано  с личностью, ее развитием. Личность ребенка формируется постоянно под влиянием всех обстоятельств жизни. Однако есть особая сфера жизни ребенка, которая обеспечивает специфические возможности для личностного развития — это игра. Основной психической функцией, обеспечивающей игру, является именно воображение, фантазия.

Воображая игровые ситуации и реализуя их, ребенок формирует  у себя целый ряд личностных свойств, такие, как справедливость, смелость, честность, чувство юмора. Через работу воображения происходит компенсация недостаточных пока еще реальных возможностей ребенка преодолевать жизненные трудности, конфликты, решать проблемы социального взаимодействия.

Занимаясь творчеством (для  чего также первоочередным является воображение) ребенок формирует у себя такое качество, как одухотворенность. При одухотворенности воображение включено во всю познавательную деятельность, сопровождаясь особо положительными эмоциями. Богатая работа воображения часто связана с развитием такой важной личностной черты, как оптимизм.

Шестилетний возраст характеризуется  расцветом фантазии. Особенно ярко воображение ребенка проявляется  в игре, где он действует увлеченно. Вместе с тем вообразить что-то намеренно, подключая волю (например, то, что один из двух одинаковых шаров тяжелее другого), шестилетним детям нелегко. Некоторые показатели развития воображения, например коэффициент оригинальности (число неповторяющихся решений при дорисовывании эталонной фигуры), заметно отличаются у шестилетних школьников: коэффициент оригинальности у семилетних детей выше, чем у шестилетних. Это обусловлено тем, 'что в группах шестилетних общность практики в различных видах деятельности приводит к общности сюжетов и соответственно к снижению коэффициента оригинальности. Семилетние дети, по данным О. М. Дьяченко, начинают использовать тип решения, в котором эталонная фигура служит только внешним толчком к конструируемому образу, включаясь в него как второстепенная деталь.

О возможностях мышления детей  шестилетнего возраста много спорят. Однако опыт обучения их в школе  показывает, что главная черта  мышления в этом возрасте — опора  на наглядные, конкретные образы предметов. Такое мышление еще слабо в области отвлеченных понятий и логических рассуждений.

Многие годы программы  и методики начального обучения ориентировались на то, что младшие школьники больше «видят», нежели «понимают» и «объясняют» увиденное. Однако было замечено, что дети не удовлетворяются простым узнаванием вещей, им. нужно знать, почему они такие, как они устроены, т. е. проникнуть в сущность явлений и событий, с которыми они сталкиваются. Современные шестилетние дети в результате интенсивного протекания процесса познания, в частности, получая сведения из книг, журналов, радио, телевидения и от взрослых, не всегда соглашаются с любым объяснением. Они стали рассудительнее, требовательнее к суждениям взрослых, чем их сверстники в прошлом, и важно так строить обучение и воспитание, чтобы активно использовать эти возможности.

Если в повседневной жизни  дошкольник не более как ребенок, беззаботно увлекаемый течением жизни, то в игре он пробует свои силы как личность. Вот почему К. Д. Ушинский справедливо подчеркивал, что в старшем детском возрасте игра имеет гораздо большее значение в развитии ребенка, чем обучение, так как она оказывает многостороннее влияние на его личность; столь же значительна роль игры в развитии воображения. Игра является ведущей формой деятельности шестилетнего школьника, и через нее осуществляется воспитывающее воздействие. Дети воспроизводят в игре известные им реалии в своеобразной форме, при этом действительное и воображаемое переплетаются в их сознании, но фантазия служит средством познания реальных процессов и отношений. В шестилетнем возрасте деятельность воображения детей в игре осуществляется в рамках сюжетно-структурных особенностей каждой игры.

Основные проявления воображения  детей в игре: создание игровых  ситуаций; мысленное изменение функций предметов, придание им новых свойств; исполнение какой-либо роли и взаимоотношения с другими играющими детьми; действия, с воображаемыми предметами. В психологическом механизме преобразования образов в игре существенное значение имеет, акцентирование свойств, их комбинирование, уподобление и мысленное превращение.

Различные виды игр, изобразительная деятельность, слушание сказок и рассказов, учебная деятельность в школе — таковы основные пути и средства воспитания воображения детей.[8, с. 13- 15]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Опытно – экспериментальная работа по развитию воображения в процессе обучения.

2.1 Критерии, методики исследования  развития воображения.

Цель опытно-экспериментальной  работы: составить и апробировать программу по развитию воображения  младших школьников. В ходе подготовки к практической работе были поставлены следующие задачи: 1) выявить особенности воображения младших школьников; 2) разработать программу развития воображения младших школьников.

Методика "Вербальная фантазия” (речевое воображение).

Ребенку предлагается придумать  рассказ (историю, сказку) о каком-либо живом существе (человеке, животном) или о чем-либо ином по выбору ребенка  и изложить его устно в течение 5 минут. На придумывание темы или сюжета рассказа (истории, сказки) отводится  до одной минуты, а после этого  ребенок приступает к рассказу.

В ходе рассказа фантазия ребенка  оценивается по следующим признакам:

-скорость процессов воображения;

-необычность, оригинальность образов воображения;

-богатство фантазии;

-глубина и проработанность (детализированность) образов;

-впечатлительность, эмоциональность образов.

По каждому из этих признаков  рассказ оценивается от 0 до 2 баллов.

0 баллов ставится тогда,  когда данный признак в рассказе  практически отсутствует. 1 балл  рассказ получает в том случае, если данный признак имеется, но выражен сравнительно слабо. 2 балла рассказ зарабатывает тогда, когда соответствующий признак не только имеется, но и выражен достаточно сильно.

Если в течение одной  минуты ребенок так и не придумал сюжет рассказа, то экспериментатор сам подсказывает ему какой-либо сюжет и за скорость воображения ставится 0 баллов. Если же сам ребенок придумал сюжет рассказа к концу отведенного времени (1 минута), то по скорости воображения он получает оценку в 1 балл. Наконец, если ребенку удалось придумать сюжет рассказа очень быстро, в течение первых 30 секунд, или если в течение одной минуты он придумал не один, а как минимум два разных сюжета, то по признаку "скорость процессов воображения” ребенку ставится 2 балла.

Необычность, оригинальность образов воображения расценивается  следующим способом.

Если ребенок просто пересказал то, что когда-то от кого-то слышал или  где-то видел, то по данному признаку он получает 0 баллов. Если ребенок пересказал известное, но при этом внес в него от себя что-то новое, то оригинальность его воображения оценивается в 1 балл. В том случае, если ребенок придумал что-то такое, что он не мог раньше где-то видеть или слышать, то оригинальность его воображения получает оценку в 2 балла.

Богатство фантазии ребенка  проявляется также в разнообразии используемых им образов. При оценивании этого качества процессов воображения фиксируется общее число различных живых существ, предметов, ситуаций и действий, различных характеристик и признаков, приписываемых всему этому в рассказе ребенка. Если общее число названного превышает десять, то за богатство фантазии ребенок получает 2 балла. Если общее количество деталей указанного типа находится в пределах от 6 до 9, то ребенок получает 1 балл. Если признаков в рассказе мало, но в целом не менее пяти, то богатство фантазии ребенка оценивается в 0 баллов.

Глубина и проработанность  образов определяются по тому, на сколько разнообразно в рассказе представлены детали и характеристики, относящиеся к образу, играющему ключевую роль или занимающему центральное место в рассказе. Здесь также даются оценки в трехбалльной системе.

0 баллов ребенок получает  тогда, когда центральный объект  рассказа изображен весьма схематично.

1 балл - если при описании  центрального объекта его детализация  умеренная.

Информация о работе Развитие воображения у младших школьников в процессе обучения